Рабочая программа по дисциплине Физическая и коллоидная химия

Рабочая программа по дисциплине Физическая и коллоидная химия составлена в соответствии с ФГОС специальности 250405 "Технология комплексной переработки древесины" и предназначена для организации и проведения учебных занятий студентов техникума. Структура рабочей программы состоит из паспорта рабочей программы, результатов освоения (профессиональных и общих компетенций), содержания учебной дисциплины, условий реализации, контроля и оценки результатов освоения учебной дисциплины.
Раздел Химия
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Департамент образования Вологодской области

Бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования Вологодской области

«Череповецкий лесомеханический техникум им. В.П.Чкалова»











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.07. Физическая и коллоидная химия






Для специальности

250405 Технология комплексной переработки древесины




















Череповец

2012 г.

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности

250405 Технология комплексной переработки древесины

Организация-разработчик:

бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Вологодской области «Череповецкий лесомеханический техникум им. В.П.Чкалова»

Разработчик - Синицкая С.В., преподаватель

Рассмотрена на заседании цикловой комиссии специальности 250405 Технология комплексной переработки древесины





Рекомендована экспертами:

1. Костылева И.В. старший методист БОУ СПО ВО «ЧЛМТ»

2. Филиппова И.П. начальник ОК и ТО ЗАО «ЧФМК»

Рецензенты

1. Румянцева И.Н., преподаватель БОУ СПО ВО ЧЛМТ

2. Иванова Е.В., преподаватель БОУ СПО ВО «Технологический техникум»



СОДЕРЖАНИЕ


стр.

  1. ПАСПОРТ Рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. условия реализации рабочей программы учебной дисциплины

7

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

9










1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Физическая и коллоидная


1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО 250405.51 «Технология комплексной переработки древесины»

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована при изучении дисциплины для других специальностей

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: общепрофессиональный цикл

1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • Производить расчеты кинетических параметров химических реакций с использованием научно-технической и справочной литературы;

  • Получать и исследовать свойства дисперсных систем;

  • Пользоваться основными приемами и методами физико-химических измерений;

  • Обрабатывать, анализировать и обобщать результаты физико-химических наблюдений и измерений.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • Основные законы физической и коллоидной химии;

  • Закономерности протекания химических реакций, процессов, явленийи способы их регулирования;

  • Приемы безопасной работы при проведении физико-химических испытаний.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 105 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 70 часов;

самостоятельной работы обучающегося 35 часов.

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

105

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

70

в том числе:


лабораторные занятия

22

практические занятия

8

контрольные работы

2

курсовая работа (проект) (если предусмотрено)


Самостоятельная работа обучающегося (всего)

35

в том числе:

  • Реферат, исследовательская работа

  • Выполнение домашнего задания

  • Подготовка презентаций


10,5

20

4,5

Итоговая аттестация в форме устный экзамен


2.2. Рабочий тематический план и содержание учебной дисциплины физическая и коллоидная химия



Наименование разделов и тем



Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся






Объем часов

Уровень усвоения

1

2

3

4

Раздел 1. Физическая химия

Тема 1.1. Молекулярно-кинетическая теория агрегатных состояний вещества

Содержание учебного материала

8

2

1

Введение. Газообразное состояние вещества. Идеальный газ. Молекулярно-кинетическая теория идеального газа. Уравнение Клапейрона-Менделеева. Универсальная газовая постоянная. Основные газовые законы.

2

Реальные газы. Уравнение состояния реального газа Ван-дер-Ваальса. Газовые смеси. Закон Дальтона.

3

Жидкое состояние вещества. Поверхностное натяжение. Явление смачивания. Поверхностно-активные вещества и их значение. Внутреннее трение и вязкость. Виды вязкости. Способы определения.

4

Твердое состояние вещества. Тела кристаллические и аморфные. Виды кристаллических решеток. Плазменное состояние вещества. Свойства плазмы.

Лабораторные работы:

  • Определение молекулярного веса газа.

  • Определение плотности жидкости

  • Определение поверхностного натяжения жидкости

  • Определение вязкости жидкости

8

Практическое занятие:

  • Решение задач с применением законов идеальных и реальных газов

2

Самостоятельная работа обучающихся:

  • Газовые законы (решение задач внеаудиторной к.р.);

  • Агрегатные состояния вещества (рефераты)

9

Тема 1.2. Химическая термодинамика

Содержание учебного материала

5

2

1

Термодинамика. Основные понятия и определения. Первый закон термодинамики. Энтальпия. Тепловой эффект реакции. Термохимические уравнения. Закон Гесса.

2

Второй закон термодинамики. Энтропия: физический смысл, значение, характеристика

3

Приложение второго закона термодинамики к химическим процессам.

Лабораторные работы:

  • Определение тепловых эффектов растворения и нейтрализации

2

2

Практические занятия:

  • Решение задач с применением законов термохимии

2

2

Контрольная работа:

Определение теплофизизических характеристик реакций.

Расчеты параметров газа и газовых смесей

1

2

Самостоятельная работа обучающихся:

  • Определение направления химического процесса (решение задач внеаудиторной к.р.)

5

Тема 1.3. Химическая кинетика


Содержание учебного материала

4

2

1

Скорость химических реакций. Закон действия масс. Факторы, влияющие на скорость химической реакции. Правило Вант-Гоффа. Активные молекулы. Потенциальный барьер. Энергия активации.

2

Классификация реакций по молекулярности и порядку.

Лабораторные работы:

  • Определение зависимости скорости химической реакции от концентрации и температуры

2

2

Практические занятия:

  • Расчеты скорости химической реакции.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся:

  • Вычисление скорости химической реакции.

4

Тема 1.4. Катализ

Содержание учебного материала

2

2

1

Поверхностные явления. Адсорбция на твердых сорбентах. Хроматография. Катализ. Гомогенный и гетерогенный катализ.

Лабораторные работы:

  • Адсорбция уксусной кислоты углем

4

2

Самостоятельная работа обучающихся:

  • Поверхностные явления.

3

Тема 1..5. Химическое равновесие


Содержание учебного материала

2

2

1

Обратимость химических реакций. Прямая и обратная реакция. Факторы, влияющие на равновесие. Принцип Ле-Шателье. Стандартная энергия Гиббса. Определение оптимальных условий ведения процесса.

Самостоятельная работа обучающихся:

  • Смещение химического равновесия;

  • Выбор оптимальных условий ведения процесса.

1

Тема 1.6. Растворы


Содержание учебного материала

4

2

1

Процесс растворения. Сольватная (гидратная) теория растворов Д.И.Менделеева. Законы Рауля. Криоскопическая и эбулиоскопическая постоянные.

2

Перегонка. Ректификация. Экстракция. Растворы. Газов в жидкостях. Закон Генри. Абсорбция

Практические занятия:

  • Расчеты с применением закона Рауля

2

2

Самостоятельная работа обучающихся:

  • Растворы

3

Тема 1.7. Электрохимия


Содержание учебного материала

4

2

1

Взаимные превращения химической и электрической энергии. Электродные процессы и электродный потенциал. Стандартный равновесный электродный потенциал. Формула Нернста. Электрохимический ряд напряжений.

2

Э.д.с. Гальванические элементы. Электролиз. Коррозия металлов.

Лабораторные работы:

  • Определение удельной электропроводимости растворов электролитов.

2

2

Раздел 2. Коллоидная химия

Тема 2.1. Дисперсные системы

Содержание учебного материала

4

2

1

Классификация дисперсных систем. Способы получения и очистки дисперсных систем. Строение мицеллы коллоидных систем. Коагуляция и пептизация золей.

2

Грубодисперсные системы. Методы образования. Устойчивость, стабилизация и разрушение.

Лабораторные работы:

  • Получение коллоидных растворов

  • Изучение свойств коллоидных растворов

4

2

Самостоятельная работа обучающихся:

  • Дисперсные системы

4

2

Тема 2.2. Растворы ВМС

Содержание учебного материала

6

2

1

Общая характеристика и особенности ВМС. Сравнение их свойств со свойствами истинных растворов и коллоидных растворов.

2

Набухание ВМС. Устойчивость растворов ВМС.

3

Высаливание. Студнеобразование

Самостоятельная работа обучающихся:

  • ВМС

3

2

Всего

105


3. условия реализации программы дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета химии; лаборатории физической и коллоидной химии.

Оборудование учебного кабинета:

  1. Объекты натуральные

    • Волокна (коллекция)

    • Пластмассы (коллекция)

  2. Приборы, наборы посуды и лабораторных принадлежностей для химического эксперимента

2.1. Общего назначения

  • Баня комбинированная

  • Весы технические с гирями (до 200 г)

  • Весы лабораторные ВЛТЭ

  • Доска для сушки посуды

  • Шкаф вытяжной

2.2. Демонстрационные

  • Комплект для демонстрационных опытов по химии универсальный КДОХУ

  1. Специализированные приборы и аппараты

  • Аппарат для получения газов (Киппа)

  • Прибор для опытов по химии с электрическим током

  • Комплект ареометров

  • Прибор для иллюстрации зависимости скорости химической реакции от условий

  1. Пособия на печатной основе

  • Периодическая система химических элементов (короткая форма)

  • Таблица растворимости

  1. Реактивы для проведения демонстрационного эксперимента

  2. Материалы

  • Активированный уголь

  • Кальция карбонат (мрамор)

  • Пробки резиновые разных диаметров

  • Спирт этиловый (горючее)

  • Фильтры бумажные зольные

Технические средства обучения:

  1. Компьютер

  2. Телевизор

  3. Электронные учебники:

    • Серия "TeachPro" Химия 7-11 класс

    • Зеленцов В.В. Открытая химия

    • Уроки химии Кирилла и Мефодия 10- 11класс

  1. Посадочные места по количеству обучающихся

  2. Рабочее место преподавателя

Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:

по количеству обучающихся

1. Комплекты для лабораторных опытов и практических занятий

2. Методические рекомендации по выполнению лабораторных и

практических работ по физической и коллоидной химии

3. Комплекты таблиц по химии


3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Белик В.В., Киенская К.И. Физическая и коллоидная химия: учебник для техникумов, - М.: издательский центр «Академия», 2010. 288 с.

  2. Лукьянов А.Б. Физическая и коллоидная химия. - М.; Химия, 1988. - 224 с.

  3. Ахметов Б.В., Новиченко Ю.П., Чапурин В.И. Физическая и коллоидная химия: учебник для техникумов. - Л.: Химия, 1986. - 224 с.

  4. Ахметов Б.В. Задачи и упражнения по физической и коллоидной химии. - Л.: Химия, 1988. - 236 с.

Дополнительные источники:

  1. Гельфман М.И. Практикум по физической химии. СПб.: Издательство «Лань», 2004. - 256 с.

  2. Артеменко А.И., Тикунова И.В., Малевенный В.А. Справочное руководство по химии. - М.: Высшая школа, 2003. - 337 с.

  3. Краткий справочник физико-химических величин./под ред. Равделя А.А., Пономаревой А.М. - М.: Химия, 1983. - 348 с.

  4. torroid.ru/torrent/111356html

  5. periodictable.ru/index.htlm

  6. minispravochnik.narod.ru/

  7. xumuk.ru/encyklopedia/1925.html

  8. physchem.chimfak.rsu/ru/Source/Lab_guid.html

  9. superchimik.com/

  10. physchem.chimfak.rsu/ru/Source/History/links.html


4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Решение задач на вычисление кинетических параметров химических реакций;

Получение и исследование свойств дисперсных систем;

Выполнение физико-химических измерений;

Обоснование выбранных приемов и методов физико-химических измерений;

Выполнение расчетов по результатам физико-химических измерений;

Изложение основных законов физической и коллоидной химии;

Определение закономерностей протекания химических реакций, процессов, явлений;

Выбор и обоснование способов регулирования химических процессов;

Демонстрация приемов безопасной работы при проведении физико-химических испытаний

Экспертная оценка на практическом занятии;

Экспертная оценка защиты лабораторной работы;

Экспертная оценка защиты лабораторной работы;

Тестирование;

Экспертная оценка на практическом занятии;

Устный экзамен;

Тестирование;


Тестирование;

Экспертная оценка защиты лабораторной работы;


© 2010-2022