- Преподавателю
- Химия
- Конспект урока по теме: Основания
Конспект урока по теме: Основания
Раздел | Химия |
Класс | 8 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Матвеева Е.Г. |
Дата | 22.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Департамент образования Вологодской области
Автономное образовательное учреждение Вологодской области дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов
«Вологодский институт развития образования»
ЗАЧЕТНАЯ РАБОТА
по курсу «Введение ФГОС ООО в деятельность образовательного учреждения»
Исполнитель: Матвеева Елена Григорьевна
должность: учитель химии
образовательное учреждение: МОУ «Климовская средняя общеобразовательная школа»
2013
Технологическая карта урока
Предмет Химия Класс 8
Базовый учебник О.С.Габриелян Химия 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.- М.Дрофа, 2011.
Тема урока Основания
Цель урока общее знакомство с классом неорганических соединений - основаниями
Задача образовательная: познакомить учащихся с новым классом неорганических соединений - основаниями; рассмотреть классификацию, состав и номенклатуру оснований.
Задача развивающая: развить у учащихся такие личностные качества как сосредоточенность, наблюдательность; умение сравнивать, анализировать, обобщать, работать с таблицей растворимости.
Задача воспитательная: воспитать у обучающихся умение высказывать свою точку зрения и аргументировать её, умение слушать и уважать мнение товарищей.
Тип урока урок первичного предъявления новых знаний.
Необходимое оборудование: твёрдые щелочи и их растворы (NaOH, KOH, Ca(OH)2 - в виде «известковой воды»), свежеполученные осадки гидроксидов нерастворимых оснований, соляная кислота, индикаторы, мыла «Лесная поляна» (туалетное), «Palmolive» (глицериновое), «Dove» (на основе крема), таблицы «Растворимость кислот, оснований и солей в воде», «Индикаторы».
№
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Формируемые УУД
1.
Организационный момент
(Приветствие, проверка готовности к уроку)
(1 мин.)
Учитель приветствует класс, создает позитивный настрой на урок, цели урока
Приветствуют учителя
Воспринимают на слух, визуально контролируют свою готовность к уроку.
Личностные : самоорганизация.
Регулятивные: способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке.
2.
Актуализация опорных знаний учащихся
(8 мин.)
а) Индивидуальная работа у доски.
На слайде записаны формулы различных веществ.
К доске приглашаются двое учащихся из класса для выполнения задания. Найдите формулы всех оксидов и разбейте их на оксиды металлы и неметаллы.
б) Пока они его выполняют, учитель проводит фронтальный опрос класса. Дать определение оксидам. Рассказать о классификации оксидов
Ответ: оксиды металлов: Al2O3, Li2O, Na2O, BaO, ZnO, CaO
оксиды неметаллов: P2O5, N2O5,
Личностные:
осознание своих возможностей, проявление интереса и активности в выборе решения; установление личностного смысла знания.
Регулятивные: умение составлять план и последовательность действий, осуществлять контроль по результату.
Познавательные:
умение выделять необходимую информацию.
3.
Изучение нового материала
(21 мин.)
Прежде чем приступить к изучению нового материала, необходимо восстановить в памяти некоторые ранее изученные понятия.
Что такое бинарные соединения?
Какие бинарные соединения вы знаете?
Учитель сообщает, что кроме бинарных соединений, существуют сложные вещества, состоящие из 3 элементов. На слайде записаны химические формулы некоторых оснований: NaOH, KOH, Ca(OH)2, Cu(OH)2.
− Что общего между записанными на доске химическими формулами оснований?
Учитель объясняет, что атомы кислорода и водорода входят в состав молекул оснований в виде гидроксогруппы (гидроксид-иона) OH-.
Учитель просит ребят определить суммарный заряд гидроксид-иона.
записав степень окисления атомов водорода и кислорода -
Отвечают на вопросы:
− Сложные вещества, состоящие из двух химических элементов
− Оксиды, сульфиды, нитриды, силициды, гидриды, фториды, хлориды.
Ребята зрительно воспринимают формулы оснований.
− В состав химических формул оснований входят атомы металла, кислорода и водорода
Суммарный заряд гидроксид-иона «-1» (ОН-).
Личностные:
-
Умение управлять своей познавательной деятельностью.
-
Самоконтроль и самооценка
Регулятивные:
1.Постановка цели и анализирование условий достижения цели.
2. Прогнозирование результата и оценивание уровня
достижения результата.
Познавательные:
-
Определение понятий.
-
Умение структурировать знания.
-
Умение выделять существенные характеристики объектов.
-
Умение устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные:
-
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами
-
Умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию
Общая формула оснований:
Men+(OH)n, где n - заряд иона металла, численно равный его степени окисления
Учитель вместе с ребятами разбирают формулу на примере конкретного металла: калия, натрия, кальция, меди.
Учитель подводит учащихся к самостоятельному формулированию определения оснований.
Учитель разбирает номенклатуру оснований: «гидроксид» + (кого? чего?) металла (с.о., если переменная)
На слайде записана номенклатура веществ.
Учитель объясняет, что по растворимости в воде, все основания делятся на две группы: на растворимые и малорастворимые, или щёлочи и нерастворимые.(схема на слайде)
Записывают формулу оснований в тетрадь
K+OH, Na+OH, Са2+(OH)2, Cu(OH)2.
Основания − это сложные вещества, состоящие из атомов металла и связанных с ними гидроксогруппами. (записывают в тетрадь)
KOH - гидроксид лития,
NaOH - гидроксид алюминия,
Ca(OH)2 - гидроксид кальция,
Cu(OH)2 - гидроксид меди (II)
Учитель знакомит и учит учащихся пользоваться таблицей растворимости
Учитель даёт задания по определению растворимости оснований: Mg(OH)2, Al(OH)3, Ba(OH)2.
Учитель демонстрирует в твёрдом виде образцы оснований и предлагает заполнить таблицу
Сравнительный признак
Гидроксид натрия
Гидроксид кальция
1. Формула
NaOH
Ca(OH)2
2. Молекулярная масса
40
74
3. Молярная масса
40 г/моль
74 г/моль
4. Агрегатное состояние
Твёрдое
Твёрдое
5. Цвет
Бесцветный
Бесцветный
6. Растворимость в воде
Растворяется хорошо
Плохо растворяется
Учащиеся помогают учителю соотнести вышеназванные формулы оснований к тому или иному типу оснований:
Растворимые: NaOH, KOH
Нерастворимые: Cu(OH)2
Малорастворимые: Ca(OH)2
Mg(OH)2 - нерастворимое,
Al(OH)3 - нерастворимое,
Ba(OH)2 - растворимое (щёлочь)
Ребята заполняют таблицу и приходят к выводу, что основания представляют собой твёрдые вещества.
Учитель объясняет, что оба гидроксида (обе щёлочи) являются едкими веществами - они сильно разъедают кожу, дерево, бумагу. Если раствор щёлочи попадёт на руку и его не смыть, кожу начинает щипать и вскоре образуется язва. Если щёлочь случайно попала на кожу, её надо немедленно смыть большим количеством проточной воды, а затем при необходимости протереть поврежденный участок кожи слабым раствором борной или уксусной кислоты. Поэтому, гидроксид натрия NaOH ещё известен под названием едкий натр, каустическая сода, каустик, а гидроксид кали KOH - как едкое кали. Сильно разбавленные растворы мыльные на ощупь.
Едкие щёлочи (NaOH, KOH) применяются в производстве мыла и стиральных порошков
Гидроксид кальция - малорастворимое основание, тем не менее, это щёлочь.
Учитель сообщает, что прозрачный раствор едкого кальция называется известковой водой
Учащиеся делают вывод: Ca(OH)2 -щёлочь, а его прозрачный раствор называется известковой водой.
Как отличить известковую воду от других растворов, например, от раствора гидроксида натрия?: пропустить через неё углекислый газ
Что мы наблюдали?
Учитель вместе с учениками формулируют выводы эксперимента
. Учитель сообщает, что реакции, с помощью которых распознают данное вещество, называются качественными.
Учитель сообщает, что существуют качественные реакции на целый класс веществ, например, все щёлочи можно определить с помощью особых реактивов - индикаторов ( лакмус, метиловый оранжевый, фенолфталеин).
Учитель показывает растворы индикаторов, имеющихся в лаборатории и таблицу «Изменение окраски индикаторов в зависимости от среды».
К доске выходит (по желанию) один учащийся и через стеклянную трубочку пропускает свой выдыхаемый углекислый газ через известковую воду и раствор гидроксида натрия.
− Помутнение известковой воды, образование осадка (мути).
В пробирке, раствор которой помутнел, находится известковая вода, в другой пробирке - раствор гидроксида натрия.
Учащиеся записывают определение
Учащиеся внимательно слушают объяснения
учителя. По ходу объяснения задают вопросы
Учитель предлагает провести эксперимент: испробовать действие индикаторов на гидроксид натрия.
Учитель приливает к нерастворимому основанию Cu(OH)2 (сначала получает его) раствор фенолфталеина.
Учитель ещё раз напоминает, что в производстве мыла используются сильноразбавленные растворы гидроксидов натрия и калия. Многократное использование мыл приводит к сухости кожи, поэтому, без использования крема никак не обойтись.
− Как вы думаете, если добавить каплю фенолфталеина к раствору мыла, изменение окраски индикатора будет заметно? Каким?
В заключение урока учитель проводит демонстрационный эксперимент: в трёх пробирках находятся растворы мыл: в первой пробирке - «Лесная поляна»,
Учащиеся наливают в 3 пробирки раствор гидроксида натрия:
а) бесцветный фенолфталеин - малиновая окраска
б) фиолетовый лакмус - синяя окраска
в) метиловый оранжевый - жёлтая окраска
Учащиеся приходят к выводу, что при добавлении индикаторов к нерастворимым основаниям изменение окраски не происходит
Учащиеся внимательно слушают.
Да, индикатор окрасится в малиновый цвет.
Учащиеся отмечают изменение цвета: в первой и второй пробирках индикатор окрасился в малиновый цвет, в третьей - остался бесцветным.
Личностные: умение овладеть нормами и правилами научной организации труда;
Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей и коллективной деятельности.
4.
Закрепление материала
(7 мин.)
во второй - «Palmolive» (глицериновое), в третьей «Dove» (на основе крема). Во все пробирки добавляется капля индикатора фенолфталеина.
− Почему в третьей пробирке цвет раствора не изменился?
Наиболее сильнощелочную среду имеет хозяйственное мыло, им не рекомендуется стирать шерстяные и шёлковые вещи (ткани в этих растворах быстро разрушаются).
Задание на соответствие Подберите к букве названия вещества соответствующую цифру формулы
А. Вода
Б.Гидроксид железа(II)
В.Хлорид натрия
Г.Оксид углерода(IV)
Д.Гидроксид натрия
Е.Серная кислота
Раствор мыла «Dove» имеет нейтральную среду.
Ответы учащихся:
А-2, Б-3, В-1, Г-5, Д-6, Е-4.
Регулятивные:
умение составлять план и последовательность действий, осуществлять контроль по результату.
Познавательные:
Умение сформулировать алгоритм действия; выявлять допущенные ошибки и обосновывать способы их исправления, обосновывать показатели качества конечных результатов
1. NaCl
2.H2O
3.Fe(OH)2
4.H2SO4
5.СO2
6.NaOH
5.
Рефлексия
(5 мин.)
Подведение итогов урока
Вопросы на слайде:
Что на уроке было главным?
Что было интересным?
Что нового сегодня узнали?
Чему научились?
Отвечают на вопросы
Личностные: умение провести самооценку и организовать взаимооценку (прогнозирование и контроль).
Регулятивные: построение логической цепочки рассуждений и доказательство.
6.
Домашнее задание
(3 мин.)
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Записывают домашнее задание