Конспект урока по теме: Основания

Раздел Химия
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Департамент образования Вологодской области

Автономное образовательное учреждение Вологодской области дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

«Вологодский институт развития образования»









ЗАЧЕТНАЯ РАБОТА

по курсу «Введение ФГОС ООО в деятельность образовательного учреждения»







Исполнитель: Матвеева Елена Григорьевна

должность: учитель химии

образовательное учреждение: МОУ «Климовская средняя общеобразовательная школа»





2013


Технологическая карта урока


Предмет Химия Класс 8

Базовый учебник О.С.Габриелян Химия 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.- М.Дрофа, 2011.

Тема урока Основания

Цель урока общее знакомство с классом неорганических соединений - основаниями

Задача образовательная: познакомить учащихся с новым классом неорганических соединений - основаниями; рассмотреть классификацию, состав и номенклатуру оснований.

Задача развивающая: развить у учащихся такие личностные качества как сосредоточенность, наблюдательность; умение сравнивать, анализировать, обобщать, работать с таблицей растворимости.

Задача воспитательная: воспитать у обучающихся умение высказывать свою точку зрения и аргументировать её, умение слушать и уважать мнение товарищей.

Тип урока урок первичного предъявления новых знаний.

Необходимое оборудование: твёрдые щелочи и их растворы (NaOH, KOH, Ca(OH)2 - в виде «известковой воды»), свежеполученные осадки гидроксидов нерастворимых оснований, соляная кислота, индикаторы, мыла «Лесная поляна» (туалетное), «Palmolive» (глицериновое), «Dove» (на основе крема), таблицы «Растворимость кислот, оснований и солей в воде», «Индикаторы».

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД



1.

Организационный момент

(Приветствие, проверка готовности к уроку)

(1 мин.)

Учитель приветствует класс, создает позитивный настрой на урок, цели урока

Приветствуют учителя

Воспринимают на слух, визуально контролируют свою готовность к уроку.

Личностные : самоорганизация.

Регулятивные: способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке.

2.

Актуализация опорных знаний учащихся

(8 мин.)


а) Индивидуальная работа у доски.

На слайде записаны формулы различных веществ.

К доске приглашаются двое учащихся из класса для выполнения задания. Найдите формулы всех оксидов и разбейте их на оксиды металлы и неметаллы.

б) Пока они его выполняют, учитель проводит фронтальный опрос класса. Дать определение оксидам. Рассказать о классификации оксидов

Ответ: оксиды металлов: Al2O3, Li2O, Na2O, BaO, ZnO, CaO

оксиды неметаллов: P2O5, N2O5,


Личностные:

осознание своих возможностей, проявление интереса и активности в выборе решения; установление личностного смысла знания.

Регулятивные: умение составлять план и последовательность действий, осуществлять контроль по результату.

Познавательные:

умение выделять необходимую информацию.

3.

Изучение нового материала

(21 мин.)

Прежде чем приступить к изучению нового материала, необходимо восстановить в памяти некоторые ранее изученные понятия.

Что такое бинарные соединения?

Какие бинарные соединения вы знаете?

Учитель сообщает, что кроме бинарных соединений, существуют сложные вещества, состоящие из 3 элементов. На слайде записаны химические формулы некоторых оснований: NaOH, KOH, Ca(OH)2, Cu(OH)2.

− Что общего между записанными на доске химическими формулами оснований?

Учитель объясняет, что атомы кислорода и водорода входят в состав молекул оснований в виде гидроксогруппы (гидроксид-иона) OH-.

Учитель просит ребят определить суммарный заряд гидроксид-иона.





записав степень окисления атомов водорода и кислорода - Конспект урока по теме:ОснованияКонспект урока по теме:Основания





Отвечают на вопросы:



− Сложные вещества, состоящие из двух химических элементов

− Оксиды, сульфиды, нитриды, силициды, гидриды, фториды, хлориды.

Ребята зрительно воспринимают формулы оснований.



− В состав химических формул оснований входят атомы металла, кислорода и водорода

Суммарный заряд гидроксид-иона «-1» (ОН-).

Личностные:

  1. Умение управлять своей познавательной деятельностью.

  2. Самоконтроль и самооценка

Регулятивные:

1.Постановка цели и анализирование условий достижения цели.

2. Прогнозирование результата и оценивание уровня

достижения результата.

Познавательные:

  1. Определение понятий.

  2. Умение структурировать знания.

  3. Умение выделять существенные характеристики объектов.

  4. Умение устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные:

  1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами

  2. Умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию




Общая формула оснований:

Men+(OH)n, где n - заряд иона металла, численно равный его степени окисления

Учитель вместе с ребятами разбирают формулу на примере конкретного металла: калия, натрия, кальция, меди.

Учитель подводит учащихся к самостоятельному формулированию определения оснований.

Учитель разбирает номенклатуру оснований: «гидроксид» + (кого? чего?) металла (с.о., если переменная)

На слайде записана номенклатура веществ.

Учитель объясняет, что по растворимости в воде, все основания делятся на две группы: на растворимые и малорастворимые, или щёлочи и нерастворимые.(схема на слайде)











Записывают формулу оснований в тетрадь



K+OH, Na+OH, Са2+(OH)2, Cu(OH)2.

Основания − это сложные вещества, состоящие из атомов металла и связанных с ними гидроксогруппами. (записывают в тетрадь)

KOH - гидроксид лития,

NaOH - гидроксид алюминия,

Ca(OH)2 - гидроксид кальция,

Cu(OH)2 - гидроксид меди (II)


































Учитель знакомит и учит учащихся пользоваться таблицей растворимости

Учитель даёт задания по определению растворимости оснований: Mg(OH)2, Al(OH)3, Ba(OH)2.

Учитель демонстрирует в твёрдом виде образцы оснований и предлагает заполнить таблицу

Сравнительный признак

Гидроксид натрия

Гидроксид кальция

1. Формула

NaOH

Ca(OH)2

2. Молекулярная масса

40

74

3. Молярная масса

40 г/моль

74 г/моль

4. Агрегатное состояние

Твёрдое

Твёрдое

5. Цвет

Бесцветный

Бесцветный

6. Растворимость в воде

Растворяется хорошо

Плохо растворяется











Учащиеся помогают учителю соотнести вышеназванные формулы оснований к тому или иному типу оснований:

Растворимые: NaOH, KOH

Нерастворимые: Cu(OH)2

Малорастворимые: Ca(OH)2

Mg(OH)2 - нерастворимое,

Al(OH)3 - нерастворимое,

Ba(OH)2 - растворимое (щёлочь)





Ребята заполняют таблицу и приходят к выводу, что основания представляют собой твёрдые вещества.









Учитель объясняет, что оба гидроксида (обе щёлочи) являются едкими веществами - они сильно разъедают кожу, дерево, бумагу. Если раствор щёлочи попадёт на руку и его не смыть, кожу начинает щипать и вскоре образуется язва. Если щёлочь случайно попала на кожу, её надо немедленно смыть большим количеством проточной воды, а затем при необходимости протереть поврежденный участок кожи слабым раствором борной или уксусной кислоты. Поэтому, гидроксид натрия NaOH ещё известен под названием едкий натр, каустическая сода, каустик, а гидроксид кали KOH - как едкое кали. Сильно разбавленные растворы мыльные на ощупь.

Едкие щёлочи (NaOH, KOH) применяются в производстве мыла и стиральных порошков

Гидроксид кальция - малорастворимое основание, тем не менее, это щёлочь.

Учитель сообщает, что прозрачный раствор едкого кальция называется известковой водой











Учащиеся делают вывод: Ca(OH)2 -щёлочь, а его прозрачный раствор называется известковой водой.







Как отличить известковую воду от других растворов, например, от раствора гидроксида натрия?: пропустить через неё углекислый газ

Что мы наблюдали?

Учитель вместе с учениками формулируют выводы эксперимента

. Учитель сообщает, что реакции, с помощью которых распознают данное вещество, называются качественными.

Учитель сообщает, что существуют качественные реакции на целый класс веществ, например, все щёлочи можно определить с помощью особых реактивов - индикаторов ( лакмус, метиловый оранжевый, фенолфталеин).

Учитель показывает растворы индикаторов, имеющихся в лаборатории и таблицу «Изменение окраски индикаторов в зависимости от среды».







К доске выходит (по желанию) один учащийся и через стеклянную трубочку пропускает свой выдыхаемый углекислый газ через известковую воду и раствор гидроксида натрия.

− Помутнение известковой воды, образование осадка (мути).

В пробирке, раствор которой помутнел, находится известковая вода, в другой пробирке - раствор гидроксида натрия.

Учащиеся записывают определение

Учащиеся внимательно слушают объяснения

учителя. По ходу объяснения задают вопросы











Учитель предлагает провести эксперимент: испробовать действие индикаторов на гидроксид натрия.



Учитель приливает к нерастворимому основанию Cu(OH)2 (сначала получает его) раствор фенолфталеина.

Учитель ещё раз напоминает, что в производстве мыла используются сильноразбавленные растворы гидроксидов натрия и калия. Многократное использование мыл приводит к сухости кожи, поэтому, без использования крема никак не обойтись.

− Как вы думаете, если добавить каплю фенолфталеина к раствору мыла, изменение окраски индикатора будет заметно? Каким?

В заключение урока учитель проводит демонстрационный эксперимент: в трёх пробирках находятся растворы мыл: в первой пробирке - «Лесная поляна»,



Учащиеся наливают в 3 пробирки раствор гидроксида натрия:

а) бесцветный фенолфталеин - малиновая окраска

б) фиолетовый лакмус - синяя окраска

в) метиловый оранжевый - жёлтая окраска

Учащиеся приходят к выводу, что при добавлении индикаторов к нерастворимым основаниям изменение окраски не происходит

Учащиеся внимательно слушают.



Да, индикатор окрасится в малиновый цвет.

Учащиеся отмечают изменение цвета: в первой и второй пробирках индикатор окрасился в малиновый цвет, в третьей - остался бесцветным.





Личностные: умение овладеть нормами и правилами научной организации труда;

Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей и коллективной деятельности.







































4.





Закрепление материала

(7 мин.)

во второй - «Palmolive» (глицериновое), в третьей «Dove» (на основе крема). Во все пробирки добавляется капля индикатора фенолфталеина.

− Почему в третьей пробирке цвет раствора не изменился?

Наиболее сильнощелочную среду имеет хозяйственное мыло, им не рекомендуется стирать шерстяные и шёлковые вещи (ткани в этих растворах быстро разрушаются).

Задание на соответствие Подберите к букве названия вещества соответствующую цифру формулы

А. Вода

Б.Гидроксид железа(II)

В.Хлорид натрия

Г.Оксид углерода(IV)

Д.Гидроксид натрия

Е.Серная кислота







Раствор мыла «Dove» имеет нейтральную среду.

Ответы учащихся:

А-2, Б-3, В-1, Г-5, Д-6, Е-4.





















Регулятивные:

умение составлять план и последовательность действий, осуществлять контроль по результату.

Познавательные:

Умение сформулировать алгоритм действия; выявлять допущенные ошибки и обосновывать способы их исправления, обосновывать показатели качества конечных результатов





1. NaCl

2.H2O

3.Fe(OH)2

4.H2SO4

5.СO2

6.NaOH



5.

Рефлексия

(5 мин.)

Подведение итогов урока

Вопросы на слайде:

Что на уроке было главным?

Что было интересным?

Что нового сегодня узнали?

Чему научились?



Отвечают на вопросы

Личностные: умение провести самооценку и организовать взаимооценку (прогнозирование и контроль).

Регулятивные: построение логической цепочки рассуждений и доказательство.



6.

Домашнее задание

(3 мин.)

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению



Записывают домашнее задание















© 2010-2022