• Преподавателю
  • Химия
  • Доклад по химии на тему: Инновационные технологии на уроках химии и основах здоровья

Доклад по химии на тему: Инновационные технологии на уроках химии и основах здоровья

Раздел Химия
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Инновационные технологии на уроках химии и основах здоровья







Подготовила: учитель химии

Ребракова Татьяна Александровна





Наиболее важной задачей современной педагогики является повышение эффективности и интенсификации учебного процесса. Современный школьник стремится в совершенстве овладеть компьютерной техникой и технологией. Актуальность доклада состоит в том, чтобы показать возможности использования и применения этой техники и технологии в получении новых знаний, показать ученику, что компьютер - это не просто игровая установка, а машина, с помощью которой быстро постигается и узнается новое.

Внедрение инновационных технологий в практику общеобразовательной школы, определяется необходимостью систематизации способов обучения, расширением способа передачи знаний, организации форм взаимодействия учителя и ученика. ИКТ в значительной мере способствует применению ряда новых инновационных педагогических технологий (проектной, модульной), которые предоставляют широкие возможности для индивидуальной и групповой работы с учащимися. Имея под рукой широкий спектр информации (Интернет, образовательные диски), ученик может интегрировать ее, получать в полном объеме. Полученные данные быстро автоматизировано обрабатываются на персональном компьютере, что позволяет сократить время самоподготовки учащегося к уроку и во время урока. Учитель получает те же преимущества, что и ученик, и даже больше, ведь в его распоряжении есть мультимедийный проектор, интерактивная доска, которые облегчают процесс передачи знаний учащимся.

Цель доклада по теме состоит в предоставлении учащимся оптимальных условий для активного познавательного процесса учебного материала, личностного самовыражения, развития способностей, умения ориентироваться в изменяющихся условиях окружающей среды.

Компьютерные технологии на уроках по основам здоровья и химии используются довольно часто как вспомогательное средство для объяснения нового материала. Поэтому основные задачи моего доклада следующие:

  • показать значение инновационных технологий на уроках химии;

  • показать значение инновационных технологий на уроках по основам здоровья.

Важнейшей задачей курса основ здоровья является формирование обучающимися умений и навыков для обеспечения личной, общественной, а теперь - и национальной безопасности. Следовательно, при комплексной реализации дидактических задач обучения, воспитания и развития приоритетное значение приобретает воспитательная задача. Успешному достижению воспитательных целей способствует, прежде всего, такая инновационная технология, как технология сотрудничества, позволяющая проявлять демократизм, равенство и партнерство в отношениях учителя и ученика. Одним из ее элементов является использование ролевых игр в педагогическом процессе, в ходе которых обучающиеся становятся более ответственными, начинают с уважением относиться к чужому мнению.

При изучении курса основы здоровья с использованием инновационных технологий у школьников формируются умения ориентироваться в опасных ситуациях, что непосредственно соотносится с такой образовательной технологией, как проектирование, так как включает представление о самом действии, способах его выполнения и предполагаемом результате. С позиций личностно-ориентированного образования учебную проблему, предъявляемую ученику на уроках по основам здоровья, можно рассматривать как жизненную проблему, при решении которой развиваются определенные умения и навыки. Каждый разработанный проект предстоящих действий является результатом творческой деятельности группы учащихся.

Химия занимает особое место среди школьных дисциплин. Она создает у учащихся представление о научной картине мира, показывает учащимся гуманистическую сущность научных знаний, подчеркивает их особую нравственную ценность, формирует творческие способности, научное мировоззрение. Как учебный предмет химия способствует воспитанию высоконравственной личности, что может быть достигнуто только при условии сформированности в учащихся интереса к получению знаний.

Химия - один из самых сложных общеобразовательных предметов. Успешно овладеть даже базовым школьным курсом химии нелегко. Поэтому задача педагога состоит в том, чтобы включить каждого ученика в активную деятельность, обеспечивающую формирование и развитие познавательных потребностей.

Необходимость применения средств ИКТ в работе учителей химии диктуется особенностями данного предмета, а именно, потребностью в демонстрации явлений и их моделировании. Применение компьютера при обучении химии должно быть лишь одним из средств получения знаний и разумно сочетаться с другими формами и методами обучения.

В изучении школьного курса химии важное место занимают несколько основных направлений, где оправдано использование компьютера:

  • изучение производств химических продуктов;

  • моделирование химического эксперимента и химических реакций;

  • система тестового контроля

  • подготовка к ЕГЭ.

Главное достоинство инновационных технологий на уроке химии - его использование при рассмотрении взрыво- и пожароопасных процессов, реакций с участием токсичных веществ, что представляет непосредственную опасность для здоровья обучаемого.

Работа с мультимедийными технологиями дает возможность разнообразить формы работы на уроке за счет одновременного использования иллюстративного, статистического, методического, а также аудио- и видеоматериала. Такая работа может осуществляться на разных этапах урока: как способ создания проблемной ситуации, объяснения нового материала, закрепления изученного, проверки домашнего задания, как способ проверки знаний в процессе урока.

Существуют конкретные технологии проведения занятий. Одна из этих технологий - урок-презентация.

Презентация - форма подачи материала, в виде слайдов, на которых могут быть представлены таблицы, схемы, рисунки, иллюстрации, аудио- и видеоматериалы.

Урок-презентация имеет значительные преимущества в том, что информация в нем преподносится: графически выразительно (легче запоминается и понимается); в сочетании с изображением, тестом и звуком (эмоциональное восприятие). При этом учитель химии может наглядно показать протекание какого-либо химического процесса и его схему, обозначить причинно-следственные связи, раскрыть отдельную химическую закономерность в различных ее аспектах.

Инновационные технологии на этом типе урока способствуют более эффективной и активной работы класса. Презентация позволяет упорядочить наглядный материал. На большом экране можно иллюстрацию показать фрагментами, выделив главное, увеличив отдельные части, ввести анимацию, цвет. Иллюстрацию можно сопроводить текстом, показать ее на фоне музыки. Также презентация позволяет научить создавать опорные схемы и конспекты в более комфортном коммуникативном режиме.

В ходе такого урока учащиеся обязательно ведут записи в своих рабочих тетрадях, то есть ИКТ не отменяют традиционную методику подготовки и проведения такого типа урока, но в некотором смысле облегчают и актуализируют технологию его создания. Неоценима роль ИКТ и во внеклассной работе. Создаются компьютерные презентации к конференциям, которые проводятся в рамках предметной недели.

Таким образом, у учащихся формируются ключевые компетентности:

умение обобщать, анализировать, систематизировать информацию по интересующей теме; умение работать в группе; умение находить информацию в различных источниках; коммуникативная компетентность;

осознание полезности получаемых знаний и умений.

Использование разных форм ИКТ на уроках химии и основах здоровья способствует углублению знаний учащихся, так как изучаемый материал рассматривается в контексте более широкого спектра проблем. В свою очередь, это создает оптимальные условия для усвоения знаний в системе межпредметных связей. Работа по этим технологиям:

  • способствует повышению познавательного интереса к предмету;

  • содействует росту успеваемости учащихся по предмету;

  • позволяет учащимся проявить себя в новой роли;

  • формирует навыки самостоятельной продуктивной деятельности;

  • способствует созданию ситуации успеха для каждого ученика.

Использование учителем инновационных технологий на уроках дает:

  • экономию времени на уроке;

  • глубину погружения в материал;

  • повышенную мотивацию обучения;

  • интегративный подход в обучении;

  • возможность одновременного использования аудио-, видео-, мультимедиа- материалов;

  • возможность формирования коммуникативной компетенции учащихся, т.к. ученики становятся активными участниками урока не только на этапе его проведения, но и при подготовке, на этапе формирования структуры урока;

  • привлечение разных видов деятельности, рассчитанных на активную позицию учеников, получивших достаточный уровень знаний по предмету, чтобы самостоятельно мыслить, спорить, рассуждать, научившихся учиться, самостоятельно добывать необходимую информацию.

Таким образом, использование ИКТ в учебном процессе - важнейший компонент подготовки учащихся к дальнейшей трудовой жизни. Нельзя не учитывать того, что для большинства выпускников средних и высших учебных заведений будущая профессия станет по преимуществу компьютерной. В любом случае, применение компьютера при обучении химии должно быть лишь одним из средств получения знаний и разумно сочетаться с другими формами и методами обучения. Только в этом случае становится возможным повышение качества химических знаний учащихся.

© 2010-2022