Рабочая программа по химии 8 класс

Раздел Химия
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Согласовано»

Руководитель ШМО МБОУ

«Яковлевская средняя школа»

ЕРМ РТ

___________/Галлямова В.М./

« 28 » августа 2015 г

«Согласовано»

Зам. директора по УВР

МБОУ «Яковлевская средняя школа»

ЕРМ РТ

__________/Карпова Е.Г./

« 28 » августа 2015 г


«Утверждаю»

Директор МБОУ «Яковлевская

средняя школа» ЕРМ РТ

____________/ Козырева О.В./

Приказ № 143 от 02.09. 2015 г





Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Яковлевская средняя общеобразовательная школа»

Елабужского муниципального района



Рабочая программа

учителя Галлямовой Васили Мунировны

по химии 8 класс




Рассмотрено на заседании

педагогического совета

Протокол № 1 от 29 августа 2015 года




2015-2016

учебный год



Пояснительная записка к рабочей программе учебного курса химии для 8 класса

Рабочая учебная программа учебного предмета «Химия» (далее Рабочая учебная программа) составлена на основании Федерального компонента государственного Стандарта основного общего образования по химии, Примерной программы основного общего образования по химии, учебного плана МБОУ «Яковлевская СОШ» на 2015-2016 учебный год.

Главенствующими целями в ходе изучения химии в 8 классе являются:

- освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;

- овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ;

- развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента; самостоятельного приобретения новых знаний по химии в соответствии с возникающими жизненными потребностями;

- воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознанию и элементу общечеловеческой культуры;

- применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов, применяемых в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Задачами обучения химии в 8 классе являются:
- формирование знаний основ науки: важнейших фактов, понятий, законов и теорий, языка науки, доступных обобщений мировоззренческого характера;
- развитие умений наблюдать и объяснять химические явления, соблюдать правила техники безопасности при работе с веществами в химической лаборатории и в повседневной жизни;
- развитие интереса к химии как возможной области будущей практической деятельности;
- развитие интеллектуальных способностей и гуманистических качеств личности;

- формирование мировоззренческого взгляда на естественнонаучную природу мира.
- формирование экологического мышления, убежденности в необходимости охраны окружающей среды.

Программа рассчитана на 70 часов в год, 2 часа в неделю. В конце учебного года проводится промежуточная аттестация в форме контрольной работы (приложение).

Для реализации данной рабочей программы использован учебно-методический комплект:

- программы общеобразовательных учреждений. Химия 8-9 классы. 10-11 классы. Автор-составитель Гара Н.Н. - М.: Просвещение, 2008.

- учебник: Рудзитис Г.Е. Неорганическая химия». 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе/ Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман.- 15-е изд..- М.: Просвещение, 2011. -176 с.








Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения курса химии 8-го класса обучающиеся должны:

Знать:

- химическую символику: знаки химических элементов, формулы веществ, уравнения химических реакций;

- важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные массы, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция; химические реакции и их классификация;

- основные законы химии: сохранения массы, постоянства состава, периодический закон;

Уметь:

- называть: знаки химических элементов, соединения изученных классов, тизученные ипы химических реакций;

- объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым он принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп;

- характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов; общие свойства неорганических веществ;

- определять: состав веществ по их формулам; принадлежность веществ к определенному классу соединений; валентность элементов в соединениях;

- составлять: формулы оксидов, водородных соединений неметаллов, гидроксидов, солей; схемы строения атомов первых двадцати элементов периодической системы; уравнения изученных химических реакций;

- обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;

- распознавать опытным путем: кислород, водород; растворы кислот и щелочей;

- вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю растворенного вещества в растворе;

Использовать знания и умения в практической деятельности для:

- безопасного обращения с веществами и материалами;

- экологически грамотного поведения в окружающей среде, школьной лаборатории и в быту.



Критерии и нормы оценки знаний учащихся


Отметка за устный ответ

Отметка «5»: - ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком; ответ самостоятельный.

Отметка «4»: ответ полный и правильный на сновании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

Отметка «З»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.

Отметка «2»: при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя, отсутствие ответа.

Отметка за экспериментальные умения

Отметка ставится на основании наблюдения за учащимися и письменного отчета за работу.

Отметка «5»: работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы; эксперимент осуществлен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием; проявлены организационно - трудовые умения, поддерживаются чистота рабочего места и порядок (на столе, экономно используются реактивы).

Отметка «4»: работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием.

Отметка «3»: работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности на работе с веществами и оборудованием, которая исправляется по требованию учителя.

Отметка «2»: допущены две (и более) существенные ошибки в ходе: эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя; работа не выполнена, у учащегося отсутствует экспериментальные умения.

Оценка умений решать расчетные задачи

Отметка «5»: в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом;

Отметка «4»: в логическом рассуждении и решения нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом, или допущено не более двух несущественных ошибок.

Отметка «3»: в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.

Отметка «2»: имеется существенные ошибки в логическом рассуждении и в решении, отсутствие ответа на задание.

Оценка письменных контрольных и тестовых работ

Отметка «5»: работа выполнена не менее, чем на 85%, ответы правильные, возможны несущественные ошибки.

Отметка «4»: работа выполнена на 71 -84%, ответ неполный или допущены несущественные ошибки.

Отметка «3»: работа выполнена на 51 -70%.

Отметка «2»: работа выполнена менее, чем на 50 %.


Учебно-тематическое планирование

№ п.п

Тема

Количество

часов

лабораторных

практических

контрольных

1

Первоначальные понятия химии

21

4

2

1

2

Кислород. Водород. Вода

17

0

3

0

3

Классы неорганических соединений

9

4

1

1

4

ПЗ и ПСХЭ

8

0

0

0

5

Химическая связь

11

0

0

2

6

Галогены

4

1

1

0

Итого:

70

9

7

4

Литература и средства обучения (в том числе электронные образовательные ресурсы )

Дополнительная литература:

  1. Рабочие программы по химии. 8-9 классы/ Сост. Н.П. Троегубова.- М.: ВАКО, 2011.- 288с.

  2. Сборник нормативных документов. Химия/ сост. Э.Д.Днепров, А.Г. Аркадьев.- 2-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2008.- 112с.

  3. Иванова Л.П., Коршунова Р.В.и др. Первоначальные химические понятия.- Москва.: Чистые Пруды, 2005

  4. Микитюк А.Д. Классификация реакций в неорганической химии.- Москва.: Чистые Пруды, 2006

  5. Давыдова М.Н. Кислород.- Москва.: Чистые Пруды, 2006

  6. Давыдова М.Н., Савинкина Е.В. Водород.- Москва.: Чистые Пруды, 2007

  7. Лагутина Н.Н. Примеры измерителей уровня подготовки учащихся по химии за курс основной школы.- М.: Центрхимпресс, 2002

  8. Журналы «Химия в школе» (Издательство «Центрхимпресс»)

  9. Кузнецова Л.М. Новая технология обучения химии. 8 кл.: методическое пособие для учителя.- М.: Мнемозина, 2006

  10. Учебник: Л.М.Кузнецова «Химия». 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.- М.: Мнемозина, 2008 год

  11. Электронные материалы автора курса Кузнецовой Л.М.

Интернет-ресурсы

Для учителя:

  1. fcior.edu.ru - федеральный центр образовательных ресурсов

  2. files.school-collection.edu.ru - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

  3. schools. keldysh.ru - программы по химии

  4. uchportal.ru - учительский портал

  5. t-n.ru - рассылки, регистрация, сертификаты

  6. pedsovet.org - тесты по ЕГЭ, публикации бесплатно

  7. center.fio.ru/som - методические рекомендации учителю-предметнику. Материалы для самостоятельной разработки профильных проб и активизации процесса обучения в старшей школе.

  8. edu.ru - Центральный образовательный портал, содержит нормативные документы Министерства, стандарты, информацию о проведение эксперимента.

  9. catalog.alledu.ru/ - Все образование. Каталог ссылок

  10. som.fio.ru/- В помощь учителю. Федерация интернет-образования

  11. teacher.fio.ru/ - Учитель.ру - Федерация интернет-образования

  12. samara.fio.ru/resourse/teachelp.shtml#mate



Календарно-тематическое планирование 8 класс


№ урока


Тема

Кол-во

час

Тип урока

Элементы содержания

Реактивы,

оборудование

Виды контроля, измерители

Требования к уровню подготовки обучающихся

Домашнее задание, самостоятельная, внеурочная деятельность

Дата проведения

знать


уметь


Общие учебные умения, способы деятельности

п

ф

I

Первоначальные понятия химии (21 часов)

1


Предмет химия. Вещества и их превращения. Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни

1

ВУ

Химия как часть естествознания, наука о веществах, токсичные в-ва. Роль эксперимента и теории в химии.

Человек в мире веществ, материалов и химических реакций

Д. разложение дихромата аммония

Правила ТБ, дихромат аммония, спички, керамическая плитка

Беседа

Правила ТБ в кабинете химии. Научные методы познания веществ и химических явлений; наблюдение, описание, измерение,

эксперимент.

Понятие о анализе и

синтезе

Различать вещества и тела

Делать выводы на основе наблюдений

Введение, §1, ответить на вопросы 1-5 с. 13,

подготовиться к практической работе №1


01.09


2

Практическая

работа №1

Знакомство с

лабораторным

оборудованием. Правила

безопасной работы в

химической

лаборатории

1

УП

Правила работы в школьной

лаборатории. Правила безопасности.

Проведение химических реакций при

нагревании.

Лабораторная посуда

и оборудование, нагревательные устройства.

Практическая работа 1

Правила работы в

школьной лаборатории,

безопасного обращения

с реактивами и

приборами


Обращаться с

химической посудой и

лабораторным

оборудованием

Использовать

приобретенные знания и

умения в практической

деятельности и

повседневной жизни

для безопасного

обращения с веществами

и материалами

§2, подготовить вопросы


03.09


3

Чистые вещества и

смеси

1

УИНМ

Разделение смесей. Очистка

веществ. Фильтрование.

Чистые вещества и смеси веществ.

Смеси песка и железа, магниты, речного и сахарного песка, лабораторная посуда, фильтр

Устный опрос, лабораторная работа 1 «Разделение смесей»

Способы разделения

смесей.

Природные смеси: воздух,

природный

газ, нефть, природные

воды.

Объяснять сущность

понятий чистые

вещества и смеси и

способы разделения

смесей

Использовать

приобретенные знания и

умения в практической

деятельности и

повседневной жизни

§2, ответить на вопросы 6-9 с. 13, подготовиться к практической работе № 2

08.09


4

Практическая

работа №2

Очистка загрязненной

поваренной соли

1

УП

Очистка загрязненной

поваренной соли. Разделение

смесей. Очистка веществ.

Фильтрование.

Лабораторная посуда, загрязненная соль, фильтры, спиртовки

Практическая работа 2

Способы разделения

смесей


Обращаться с

химической посудой и

лабораторным

оборудованием

Использовать

приобретенные знания и

умения в практической

деятельности и

повседневной жизни

§3, подготовить вопросы

10.09


5

Физические и

химические явления.

Химические реакции

1

УИНМ

Физические и химические явления.

Химическая реакция: условия и признаки химических реакций

BaCl2,H2SO4, CaCO3, CH3COONa, H2O, ф/ф, лакмус

Устный опрос, лабораторная работа 2 «Признаки химических реакций»

Физические и

химические явления,

химическая реакция. Понятие о скорости

реакций

Отличать

химические реакции от

физических явлений

Безопасное обращение с веществами и материалами

§3, ответить на вопросы 10-13 с. 13

15.09


6

Молекулы и атомы

Атомно-молекулярное

учение. Простые и

сложные вещества

1

УИНМ

Атомы и молекулы.

Вещества молекулярного и

немолекулярного строения.

Качественный и количественный

состав вещества.

Атомно-молекулярное учение

Модели молекул, атомов, образцы простых и сложных веществ, металлов и неметаллов

Устный опрос

Атом, молекула;

положения атомно-

молекулярного учения. Сложные вещества

(органические и неорганические). Простые вещества (металлы и

неметаллы)

Уметь

классифицировать вещества по составу

(на простые и сложные)

Сравнивать химические объекты по строению

§4, 5, 13, ответить на вопросы 11-13 с. 25

17.09


7


Состав вещества. Химический элемент

Относительная атомная масса


1

УИНМ

Язык химии, химические элементы, их знаки. Относительная атомная масса, атомная единица массы

ПСХЭ

Кубики свинца и магния, динамометр, карточки

Химический диктант

Химический элемент, относительная атомная масса


Называть химические элементы, находить Аr


Сравнивать химические объекты по строению

§ 6-8, ответить на вопросы 14-19 с. 25, выучить знаки 10 х.э.

22.09



8


Закон постоянства состава. Химические формулы.

1


УИНМ

Закон постоянства состава.

Качественный и количественный

состав веществ. Моделирование, качественный и количественный состав, д. моделей молекул, разложения H2O2

Модели молекул, KMnO4, H2O2, образцы молекулярных соединений

Устный опрос, составление моделей молекул

Химические

формулы, закон

постоянства состава

веществ;

атом, молекула, химическая связь

Определять

качественный и

количественный состав

веществ по их формулам

и принадлежность к

простым и сложным

веществам

Делать выводы, используя иллюстрации учебника

§9-10, ответить на вопросы 1-3 с. 31


24.09


9

Относительная молекулярная масса

1

УОНМ


Вычисление относительной молекулярной массы

Карточки


Самостоятельная работа

Относительная молекулярная масса Массовая доля элемента

Вычислять Мr Вычислять массовую долю элемента в веществе

Вычислительные навыки, работа с учебником

§ 10, ответить на вопросы 4-7 с. 32

29.09


10

Валентность


1

УОНМ

Валентность, составление формул веществ

Карточки


Коллективная работа

Валентность

Определять валентность элемента по формуле, составлять формулы по валентности

Вычислительные навыки, работа с учебником

§11-12, задания 1-5 с.37


01. 10



11






Валентность


1

УПЗУ

Валентность, составление формул веществ

Карточки


Коллективная работа

Валентность

Определять валентность элемента по формуле, составлять формулы по валентности

Вычислительные навыки, работа с учебником

§11-12,

оставшиеся задания с. 37


06. 10


12


Количество вещества, моль




1

УПЗУ

Количество вещества, моль, л.р. 3 взвешивание веществ

количеством 1 моль

Проверочная работа, столовая ложка, стакан

10-минутка, лабораторная работа 3

Моль


Вычислять количество моль

Вычислительные навыки

§17, ответить на вопросы 7-9 с. 40

08.10



13

Вывод формулы вещества


1

УПЗУ

Установление простейшей формулы по массовым долям элемента

Проверочная работа

Фронтальный опрос, 10-минутка

Молярная масса, количество вещества

Выводить формулу


Вычислительные навыки, работа с учебником

§10, ответить на вопросы 8-11 с. 32

13.10


14


Сущность химических реакций


1

УПЗУ

Химическая реакция, условия и признаки, л.р. 4 превращения:

Cu- CuO - CuCl2-Cu(OH)2-CuSO4-Cu

Cu, HCl, NaOH, H2SO4, Fe, спиртовка, спички, пробирки

Письменный опрос у доски, лабораторная работа 4

Химическая реакция, закон сохранения массы веществ

Уравнивать уравнения х.р.


Обращаться с реактивами и оборудованием

§14, ответить на вопросы 1-3 с. 40


15.10


15










Химические уравнения


1

УИНМ

Химические уравнения, схемы реакций, з-н сохранения числа атомов, массы в реакциях. Д. опыт, иллюстрирующий закон сохранения массы веществ

Медная проволочка, стальная кнопка, спиртовка, HCl, NaOH, H2SO4, спички

Устный опрос

Закон сохранения массы. Уравнения химических реакций

Записывать уравнения реакций


Делать выводы на основе наблюдений

§ 15, ответить на вопросы 4 с. 40


20.10


16




Типы химических реакций


1

УОСЗ

Классификация химических реакций по числу и составу веществ

Карточки с уравнениями


Письменный опрос у доски

Классификация реакций по числу исходных веществ и продуктов реакции

Определять тип химической реакции

Классифицировать химические объекты

§ 16, ответить на вопросы 5-6 с. 40

22.10


17


Вычисления по химическим уравнениям.

1

УП

Количество вещества, молярная и молекулярная массы

Карточки с формулами веществ

Письменный опрос у доски

Количество вещества, молярная и молекулярная массы

Вычислять молярные массы, количество моль

Решать задачи

§17, ответить на вопросы 10 с. 40, решить задачи с 48

27.10


18

Закон Авогадро

1

УИНМ

Количество вещества, молярная масса, молярный объем

Карточки с формулами веществ

Письменный опрос у доски

Количество вещества, молярный

объем

Вычислять молярные объемы, количество вещества

Решать задачи

§44, ответить на вопросы 1-4, решить задачи 2,4 с. 156

29.10


19

Объемные отношения газов. Обобщение знаний по теме «Первоначальные химические понятия»

1

УПЗУ

Относительная плотность газов, количество вещества, молярная массы, молярный объем

Карточки с формулами веществ

Письменный опрос у доски

Относительная плотность газов, количество вещества, молярная и молекулярная массы

Вычислять массы, количество моль, объем веществ

Решать задачи

§45, решить задачи 1,3 с. 156

10.11


20

Проверка усвоения темы

«Первоначальные химические понятия»

1

УПКЗУ

Основные понятия темы «Первоначальные химические понятия»

Контрольные работы

Контрольная работа «Первоначальные химические понятия»

Основные понятия темы «Первоначальные химические понятия»

Составлять формулы веществ по валентности, определять тип реакции, писать уравнения

Решать задачи

Повторить основные понятия темы «Первоначальные химические понятия»

12.11

21

Работа над ошибками. Обобщение и систематизация знаний

1

УОСЗУ

Основные понятия темы «Первоначальные химические понятия»

ПСХЭ

Работа над ошибками

Основные понятия темы «Первоначальные химические понятия»

Уметь применять ЗУН

при выполнении

тренировочных

упражнений

Решать задачи

§18, подготовить вопросы

17.11

III

Кислород.Водород. Вода (17)

Кислород (7 часов)

22

Кислород - химический элемент и простое вещество

1

УОНМ


Кислород-элемент и в-во, д.: получение и свойства кислорода

Модели молекул, свеча, платок, ацетон, спиртовка

Устный опрос

Химический элемент, вещество

Характеризовать свойства неметаллов

Сравнивать элементы и вещества

§18,19, ответить на вопросы 1-3 с. 59

19.11


23

Свойства кислорода и озона

1

КУ

Физические и химические свойства кислорода, д. свойства кислорода


Марганцовка, лучинка, спиртовка, штатив, приборы для сжигания, S, P, м/о

Письменный опрос у доски

Горение, окисление

Записывать уравнения горения

Сравнивать простые вещества

§20, ответить на вопросы 4-7, решить задачи 1,2 с. 60

24.11


24

Оксиды. Горючие и взрывоопасные вещества. Бытовая химическая грамотность

1

КУ

Горючие, взрывоопасные вещества д. образцы оксидов


Проверочная работа, образцы оксидов

Устный опрос и письменный опрос

Оксиды

Определять, называть, составлять формулы оксидов

формулировать определения


§20, 21, подготовиться к п. р. 3 с. 70


26.11


25






Практическая работа «Получение кислорода»


1

УПЗУ


П.р. 3 «Получение и свойства кислорода»


Марганцовка, лучинка, спиртовка, штатив, прибор для сжигания, Ca(OH)2, газоотводная трубка

Практическая работа 3

Способы получения и свойства кислорода

Собирать прибор для получения газов, распознавать кислород


Безопасное обращение с веществами и материалами

§22, , подготовить сообщения

01.12


26

Воздух и его состав

Топливо и способы его

сжигания

УПЗУ

Воздух и его состав.

Химическое загрязнение

окружающей среды и его

последствия.

Коллекции «Топливо», «Нефть», «Каменный уголь»

Сообщения учащихся, устный опрос

Состав воздуха. Топливо и способы его

сжигания. Защита атмосферного

воздуха от загрязнений

Делать

простейшие расчеты по

УХР

Оценивать влияние химического загрязнения воздуха на организм человека

§22, 24, ответить на вопросы 5-10 с. 69

03.12

27



Тепловой эффект

химической реакции


1

УПЗУ

Классификация химических

реакций по поглощению или

выделению энергии

Папки с заданиями

Устный и письменный опрос

Тепловой эффект

химической реакции

Значение кислорода и озона в природе

Классификацировать

химические реакции по

поглощению или

выделению энергии

Решение задач по термохимическим уравнениям

§ 23,24, ответить на вопросы 11-13

08. 12

28

Решение задач по термохимическим уравнениям

1

УОСЗ

Тепловой

эффект химической реакции

Папки с заданиями

Письменный опрос у доски

Классификация химических

реакций по поглощению или

выделению энергии

Решать задачи по термохимическим уравнениям

Применять ЗУН в новых условиях

§ 23,24, решить задачи 1,2 с. 69

10.12

Водород (3 часа)

29

Водород

1

УОНМ

Получение водорода,

признаки химических реакций. ОВР. Применение водорода

Прибор для получения водорода, HCl, Zn, спички, пробирки

ЭОР («Кирилл и Мефодий»)

Устный и письменный опрос

Нахождение водорода в природе. Способы собирания

Свойства

водорода

Распознавать водород, называть

продукты реакции

Сравнивать элементы и вещества

Определение состава

веществ по их

формулам

§ 25, 26, ответить на вопросы 1-5 с. 76

15.12


30

Свойства и применение

водорода

1

УОНМ

Свойства, получение и применение водорода

ОВР. Применение водорода

Прибор для получения водорода, HCl, Zn, спички, пробирки

ЭОР («Кирилл и Мефодий»)

Устный и письменный опрос

Свойства

водорода, гидриды.

Составлять

уравнения реакций,

характеризующих химические свойства

водорода

Определение

принадлежность

веществ к

определенному классу

соединений

§ 27, ответить на вопросы 6-11 с. 77

17.12


31

Практическая работа №4 «Получение,

собирание и

распознавание водорода»

1

УП

Качественные реакции на водород и

кислород

П.р. 4 получение водорода, его свойства

Прибор для получения водорода, HCl, Zn, спички, пробирки

Практическая работа №4

Способы получения, собирания и

распознавания газов

Получать,

собирать и распознавать

их опытным путем газы, составлять

уравнения химических

реакций

Соблюдать правила

безопасного обращения с

веществами

Подготовить сообщения

22.12

Вода. Растворы (7 часов)

32






Вода - растворитель

1


УИНМ

Вода и её свойства. Вода -

растворитель. Растворимость

веществ в воде

Виды растворов

Д.

Растворение различных ь веществ в

растворителях, приготовление йодной настойки

Устный и письменный опрос

Растворы, свойства

воды как растворителя

Характеризовать процесс

получения кристаллов

из растворов солей

Правила безопасного проведения экспериментов

§ 28, , ответить на вопросы 4-6

24.12








III

33

Массовая доля растворенного вещества

1

УИНМ

Массовая доля растворенного вещества

Карточки с задачами

Устный и письменный опрос самостоятельная работа

Способы расчета масс вещества и растворителя

Вычислять массовые доли вещества в растворе

Рассчитывать массовые доли растворов, решать задачи

Решение задач 1,2 с. 81, подготовиться к практической работе

12.01


34








Массовая доля растворенного вещества.

1

УПЗУ


Беседа, п. р. 5 «Приготовление раствора заданной концентрации»

Дистиллированная вода, стаканы, фильтровальная бумага, воронки, весы, мерные колбы

Практическая работа 5

Взвешивание. Приготовление растворов.

Вычислять массовые доли вещества в растворе

Готовить растворы заданной концентрации, решать задачи

§ 28, решение задач 1,2 с. 81

14.01


35

Вода и ее свойства

1

УИНМ


Вода и ее свойства. Методы определения состава - анализ и синтез. Свойства воды

Кристаллизатор, прибор для получения газов, спиртовка, спички, индикаторы, H2O, CaO, S, P, Na, K

Устный и письменный опрос

Состав и строение молекулы воды, диполь, гидрофобные и гидрофильные вещества, индикаторы, свойства

воды

Характеризовать

свойства воды

Аргументировать свое мнение

§ 29, ответить на вопросы 1-4, решение задач 1 с. 88

19.01


36


Основания, их состав

1

УИНМ

Состав и классификация оснований

Образцы оснований

Устный и письменный опрос

Гидроксогруппа, основания, их классификация, номенклатура

Классификацировать и называть

основания

Определять

принадлежность веществ к

определенному классу

соединений

Решение задач 3,4 с. 99

21.01


37

Состав кислот. Соли.

1

КУ

Кислота, соль, их состав и

номенклатура

Образцы солей и кислот

Устный и письменный опрос

Состав кислот и

солей, определения

кислоты и соли.

Сравнивать по

составу кислоты и соли,

давать им названия

Определять

принадлежность

веществ к

определенному классу

соединений

Выучить названия и формулы кислот т. 12 с. 100

26.01

38

Обобщение по теме «Кислород. Водород. Вода»

1

УОСЗ

Состав и классификация оснований, кислот, оксидов

Карточки с заданиями

Коллективная работа

Свойства кислорода, водорода, воды

Характеризовать свойства веществ

Аргументировать свое мнение

Повторить основные понятия главы

29.01

IV

Классы неорганических соединений (9 часов)

39


Оксиды

1

УИНМ


Классификация оксидов, л.р.5 свойства оксидов, самостоятельная работа


Образцы оксидов, индикаторы, кислоты, основания, стеклянная палочка, Ca(OH)2, схема взаимодействий

Устный и письменный опросы у доски, лабораторная работа 5

свойства оксидов


Записывать уравнения реакций

Сравнивать оксиды

§30, задания 2-4 с. 92

02.02


40

Основания

1

УИНМ


ЭД щелочей, л.р. 6 взаимодействие СО2 с Са(ОН)2,


KOH, Ca(OH)2, CuSO4

Al2( SO4)3, Zn SO4


Устный и письменный опросы у доски, лабораторная работа 6

Свойства оснований


Определять, характеризовать, называть, составлять формулы оснований, получать нерастворимые основания

Сравнивать химические объекты

§ 31, задания 1-5 с.99


04.02


41










Основания

1

УПЗУ


Л.р. 7 получение нерастворимых оснований


KOH, Ca(OH)2, CuSO4

Al2( SO4)3, Zn SO4


Устный и письменный опросы у доски, лабораторная работа 7

Свойства оснований


Определять, характеризовать, называть, составлять формулы оснований, получать нерастворимые основания

Сравнивать химические объекты

§ 31, задания 6-8 с.99


09.02


42

Кислоты

1

УИНМ


ЭД кислот, д. получение кислот


Образцы кислот, приборы для сжигания в-в, S,P, индикаторы


Устный и письменный опросы у доски

Свойства оксидов


Определять, характеризовать, называть, составлять формулы кислот

Аргументировать свое мнение

§ 32, задания 1-4 с.104


11.02


43




Свойства кислот

1

УПЗУ

Л.р. 8 взаимодействие кислот с металлами


Cu, Fe, Zn, HCl, H2SO4, Mg, Na, стакан с песком, фарфоровый тигель, стекло, пипетка

Устный и письменный опросы у доски, лабораторная работа 8

Свойства кислот


Составлять уравнения р. солей с кислотами

Оценивать влияние кислотных дождей на организм человека

§ 32, задания 7-8 с. 104-105


16.02


44

Формулировка понятия соли

1

УОСЗ

Электролитическая диссоциация, электролиты, неэлектролиты, соли.

Д. образцы солей

Образцы солей

Устный опрос

Соли, электролитическая диссоциация , диссоциация электролитов в растворе

Определять, характеризовать, называть, составлять формулы солей

формулировать определения


§ 33, задания 3, 6 с. 112


18.02


45






Практическая работа «Кислоты и основания»

1

УПЗУ


П.р. 6 «Кислоты и основания»


Индикаторы, вода, Zn, кислоты, щелочи, CuO, Al, Al2O3, растворы с качественными ионами, Al2(SO4)3

Практическая работа 6

Объяснять сущность реакций ионного обмена

Распознавать растворы кислот и щелочей

Безопасное обращение с веществами и материалами

Повторить классы неорганических соединений


23.02


46






Генетическая связь неорганических веществ

1

УПЗУ

Генетическая связь неорганических веществ

Таблица «Классификация веществ»

Устный и письменный опросы у доски, самостоятельная работа

Классы неорганических соединений, их свойства

Писать уравнения реакций, характерные для разных классов соединений

Сравнивать классы неорганических соединений

§ 33, задание 10 (д-к) с. 112

25.02


47

Контрольная работа №2 «Классы неорганических соединений»

1

УПКЗУ

Контрольная работа №2

Контрольные работы

Контрольная работа №2

Свойства, способы

получения и применение воды, классы соединений

Применять

полученные знания для

решения задач

Применять ЗУН в новых условияхй

Повторить состав и свойства классов неорганических соединений

01.03


V

ПЗ и ПСХЭ (8 часов)

48






Работа над ошибками. Классификация

химических элементов.

Амфотерность.

1

УИНМ


Первые попытки классификации

химических элементов. Понятие о

группах элементов.

Д. амфотерность.

Карточки,Na, Li, Zn, NaOH, H2SO4, кристаллизаторы, нож, индикаторы

Устный и письменный опросы у доски

Химический элемент,

классификация веществ,

амфотерность, амфотерный оксид и

гидроксид

Характеризовать

химические свойства

амфотерных

неорганических

соединений

Обобщать изученное

§34, ответить на вопросы 1-3 с. 122, принести карточки ХЭ


03.03


49

Периодический закон

1

УИНМ

Периодический закон и периодическая система Д.И. Менделеев

Карточки

Устный и письменный опросы у доски

Периодический закон, порядковый номер

Объяснять физический смысл порядкового номера

Аргументировать свое мнение

§ 35, ответить на вопросы 4-6, задача с. 122

08.03


50




Периодическая таблица

химических элементов

Д.И.Менделеева

1

УИНМ


Периодический закон и ПСХЭ Д.И.Менделеева. Группы и периоды, короткий и длинный варианты

периодической таблицы

Карточки

Самостоятельная работа

Особенности

строения периодической

системы

Д.И.Менделеева


Объяснять:

физический смысл

номеров группы и периода,

закономерности

изменения свойств

элементов в

периодах и

подгруппах

Аргументировать свое мнение

§ 36, задания 1-4 с. 125

10.03


51

Строение атома и периодическая система

1

УИНМ

Строение атома, ядро, протоны, нейтроны, электроны, изотопы

Карточки


Устный и письменный опросы у доски

Строение атома, электронные слои

Составлять схемы строения атомов первых 20 элементов

Аргументировать свое мнение

§37, зарисовать строение атомов на оставшихся карточках

15.03


52

Распределение электронов в атоме. Правила заполнения электронных оболочек

1

УИНМ


Период, атомные орбитали, строение электронных оболочек I-II периодов

Схема строения атома, карточки,

модели электронных облаков


Устный и письменный опросы у доски

Энергетические уровни, s-, p-, d- электроны и , s-, p-, d- элементы

Объяснять причины периодичности свойств элементов, составлять схемы строения атомов

Применять ЗУН в новых условиях

§ 37, зарисовать электронные оболочки 3 атомов 3-4 периодов

17.03


53

Энергетические диаграммы атомов и структура ПСХЭ

1

УИНМ


Строение электронных оболочек III периода

Карточки


Устный и письменный опросы у доски

Свойства элементов металлов и неметаллов

Составлять энергетические диаграммы атомов

Сравнивать химические объекты, делать выводы

§ 37, подготовить сообщения

31.03


54

Группы и подгруппы ПСХЭ. Повторение основных понятий темы

1

КУ

Строение электронных оболочек I-VIII групп

Карточки


Устный и письменный опросы у доски

Номер группы, мировоззренческое и научное значение ПСХЭ

Объяснять физический смысл номера группы

Сравнивать химические объекты, делать выводы

§ 38, 39, задания 1-6 с. 138

05.04


55




Обобщение знаний по теме «Периодический закон и ПСХЭ»

1

УПКЗУ


Основные понятия темы «Периодический закон и ПСХЭ»

Карточки с заданиями


Письменный опрос у доски

Свойства элементов металлов и неметаллов и их соединений

Писать уравнения реакций характеризующих свойства веществ

Объяснять закономерности изменения свойств элементов

Повторение основных понятий темы

07.04


Химическая связь. Строение веществ (11 часов)

56

Работа над ошибками. Химическая связь. Электронная схема образования ковалентной связи

1

УИНМ

Химическая связь, ковалентная связь, идеал прочности электронного слоя, строение молекул

Схема строения атома, карточки,

модели электронных облаков


Устный опрос, работа над ошибками

Химическая связь, механизм ее образования, ковалентная связь, электронная и графическая формулы

Определять соединения с ковалентной связью, объяснять схему ее образования

Аргументировать свое мнение

§ 41, составить схемы образования3 молекул

12.04


57

Электроотрицательность (ЭО). Полярная и неполярная ковалентная связи

1

УИНМ

Электроотрицательность, полярные и неполярные молекулы, частичный заряд

ПСХЭ, ряд ЭО

Устный и письменный опрос

Изменение ЭО в периодах и группах ПСХЭ

Пользоваться рядом электроотрицательности, составлять схемы образования связи

Сравнивать элементы-неметаллы по электроотрицательности

§ 40, 41, задания 1-3 с. 145

14.04

58

Ионная связь

1

КУ

Ион, ионная связь, окислитель, восстановитель

ПСХЭ, ряд ЭО, таблица растворимости

Устный и письменный опрос

Ион, ионная связь, механизм образования ионной связи

Определять вид связи и механизм ее образования, окислитель, восстановитель

Сравнивать химические объекты, делать выводы

§ 41, задания 4-7 с. 145

19.04

59

Кристаллические решетки

1

КУ

Кристаллические решетки: ионная, молекулярная, атомная

Д. возгонка йода

Модели кристаллических решеток, йод, спиртовка

Устный и письменный опрос

Агрегатное состояние вещества, аморфные и кристаллические вещества

Характеризовать свойства веществ на основании вида связи и кристаллической решетки

Сравнивать химические объекты, делать выводы

§ 42, задания 1-4 с. 152, задача 1 с.152

21.04

60

Степень окисления

1

УИНМ

Степень окисления и валентность химических элементов в соединениях

ПСХЭ, ряд ЭО

Устный и письменный опрос

Процессы окисления и восстановления, окислитель, восстановитель

Определять степень окисления элементов в соединениях, составлять формулы по степени окисления

Сравнивать химические объекты, делать выводы

§ 43, задания 6,8 с. 152, задача 2 с.152

26.04

61

Степень окисления

1

КУ

Периодический закон и ПСХЭ, виды связи окислительно-восстановительные реакции

ПСХЭ, ряд ЭО

Устный и письменный опрос

Окислительные свойства кислорода, восстановительные свойства водорода

Определять вид связи, окислитель,восстановитель

Аргументировать свое мнение

§ 43, задания 7 с. 152

28.04

62

Обобщение знаний по теме «Химическая связь. Строение веществ». Обобщение знаний по курсу 8 класса

1

УПЗУ

Повторение основных понятий темы

ПСХЭ, ряд ЭО

Устный и письменный опрос

Виды связи, кристаллические решетки, окислительно-восстановительные реакции

Характеризовать вид связи, кристаллическую решетку, свойства вещества, пользуясь ПСХЭ

Объяснять закономерности изменения свойств элементов и свойства веществ на основе положения в ПСХЭ

Повторить § 34-39, основные понятия курса 8 класса

03.05


63


Контрольная работа по теме «ПСХЭ. Химическая связь»

1

УПКЗУ


Повторение основных понятий тем

ПСХЭ, ряд ЭО, таблица растворимости, карточки с заданиями

Контрольная работа

Закономерности ПСХЭ

Характеризовать элементы и свойства веществ с помощью ПСХЭ

Пользоваться справочными материалами для характеристики свойств веществ

Применять ЗУН в новых условиях

05.05


64

Работа над ошибками

1

УОСЗ

Повторение основных понятий курса 8 класса

ПСХЭ, ряд ЭО, таблица растворимости, карточки с заданиями

Коллективная работа

Основные понятия курса 8 класса

Характеризовать свойства веществ с помощью уравнений реакций

Пользоваться справочными материалами для характеристики свойств веществ

Взаимодействовать в сменных парах

10.05


65


Промежуточная аттестация

1

УПКЗУ


Повторение основных понятий курса 8 класса

ПСХЭ, ряд ЭО, таблица растворимости, карточки с заданиями

Контрольная работа

Основные понятия курса 8 класса

Характеризовать свойства веществ с помощью уравнений реакций

Пользоваться справочными материалами для характеристики свойств веществ

Решение задач (по карточкам)

12.05


66




Работа над ошибками. Обобщение знаний по теме «Химическая связь. Строение веществ». Обобщение знаний по курсу 8 класса

1

УПЗУ

Повторение основных понятий темы

ПСХЭ, ряд ЭО

Устный и письменный опрос

Виды связи, кристаллические решетки, окислительно-восстановительные реакции

Характеризовать вид связи, кристаллическую решетку, свойства вещества, пользуясь ПСХЭ

Объяснять закономерности изменения свойств элементов и свойства веществ на основе положения в ПСХЭ

Повторить § 34-39, основные понятия курса 8 класса

17.05


VI

Галогены (4 часов)

67

Галогены. Хлор. Токсичные вещества. Бытовая химическая грамотность

1

КУ

Характеристика элементов 7а группы и простого вещества хлора

ПСХЭ, прибор для получения хлора, спиртовка, индикаторы, HCl, MnO2, KOH, NaBr, KI

Д. получение и свойства хлора

Устный опрос, работа над ошибками

Строение атомов химических элементов галогенов, свойства, применение и получение галогенов

Составлять электронно-графическиеформулы, определять степени окисления, составлять уравнения реакций галогенов

Аргументировать свое мнение

§ 46, 47, задания 6,7, задача 2 с. 164

19. 05

68

Хлороводород. Соляная кислота. Токсичные вещества

1

КУ

Кислоты, их свойства. Хлороводород. Особые свойства соляной кислоты

Прибор для получения хлороводорода, спиртовка, индикаторы, NaCl, H2SO4, HCl, KOH, BaCl2, K2CO3, CuO

Устный и письменный опрос

Способы получения, свойства, применение соляной кислоты и хлороводорода

Составлять уравнения реакций с соляной кислотой, определять ее качественный состав

Аргументировать свое мнение

§ 48, 49, задания 4, задачи 1, 2 с. 169

24.05

69

Практическая работа № 7 «Свойства соляной кислоты. Качественные реакции на ее соли»

1

УПЗУ

Способы получения а в лаборатории вытеснением воды, качественную реакцию на хлорид - ион

Прибор для получения хлороводорода, спиртовка, индикаторы, Zn, Fe, NaCl, H2SO4, HCl, KOH, BaCl2, K2CO3, CuO

Практическая работа 7

Способы получения и сбора хлороводорода, свойства, применение соляной кислоты

Осуществлять химический эксперимент, определять качественный состав веществ

Соблюдать правила ТБ

§ 48, 49, задачи 3-5 с. 169

26.05

70

Сравнительная характеристика галогенов

1

КУ

Строение атома, степени окисления. Л.р. 9 вытеснение галогенов из солей

NaCl, HCl, KOH, BaCl2, NaBr, KI

Устный и письменный опрос, лабораторная работа 10

Особенности галогенов, галогеноводородные кислоты, их соли, свойства, качественные реакции на галогенид-ионы

Характеризовать строение атомов, свойства галогенов

Сравнивать химические объекты, делать выводы

§ 50, задания 4-6 с. 172

31.05


Всего

70





























Промежуточная аттестация за 2015-2016 учебный год по химии

8 класс


Вариант 1


  1. Даны химические формулы веществ HBr, Cu(OH)2, H3BO3,Na2O, Ca3(PO4)2, SO2, KOH, FeS. Разместите формулы по следующим графам:


Оксиды

Основания

Кислоты

Соли



  1. Составьте схему электронной оболочки серы и натрия.


  1. Напишите уравнения реакций следующих превращений:

P→P2O5→H3PO4→Na3PO4


  1. Массовая доля кислорода в надпероксиде калия (KO2) равна?


  1. Какой объём кислорода потребуется для сжигания в нём 0,75 моль магния?


Вариант 2


  1. Даны химические формулы веществ Ca(OH)2, H3PO4, Fe2O3, H2S, CaCl2, CO2, LiOH, Fe2(SO4) . Разместите формулы по следующим графам:


Оксиды

Основания

Кислоты

Соли



  1. Составьте схему электронной оболочки азота и кальция.


  1. Напишите уравнения реакций следующих превращений:

Cu→CuCl2→Cu(OH)2→CuSO4


  1. Массовая доля кислорода в перекиси водорода (H2O2) равна?

Рассчитайте массу соли, полученной в результате реакции соединения йода и 2 моль алюминия.

Контрольные работы по химии за 2015-2016 учебный год. 8 класс

Контрольная работа № 1 «Первоначальные химические понятия»

Вариант 1

1. Определить валентности элементов по формуле вещества:

а) K2O ; б) CaCl2 ; в) NO ; г) CH4

2. Составить формулы сложных веществ, состоящих из следующих химических элементов:

а) бария и хлора (I); в) водорода и кислорода;

б) фосфора (III) и водорода; г) алюминия и кислорода

3. Расставить коэффициенты в уравнениях. Определить типы химических реакций:

а) Al + S = Al2S3

б) Zn + HCl = ZnCl2 + H2

в) HgO = Hg + O2

г) P2O5 + H2O = H3PO4

4. Вычислите массовые доли элементов в веществе CuO.

5. Какое количество вещества соответствует 180 г воды.

Вариант 2

1. Определить валентности элементов по формуле вещества:

а) CO2 ; б) Сu2O ; в) Na3N ; г) CaBr2

2. Составить формулы сложных веществ, состоящих из следующих химических элементов:

а) кислорода и натрия; в) меди (II) и кислорода ;

б) магния и водорода ; г) азота (I) и кислорода

3. Расставить коэффициенты в уравнениях. Определить типы химических реакций:

а) CuCl2 + Zn = ZnCl2 + Cu

б) H2 + Br2 = HBr

в) Na2O + H2O = NaOH

г) CH4 = C + H2

4. Вычислите массовые доли элементов в веществе Ag2O.

5. Какая масса соответствует 6 моль воды (H2O) ?

Контрольная работа № 2 «Основные классы неорганических соединений»

Вариант 1

  1. Выпишите отдельно формулы: а) оксидов; б) оснований; в) кислот; г) солей.

Na3PO4, Fe(OH)3, SO2, LiNO3, KOH, H3PO4, CaO, Al2(SO4)3, Na2CO3,MgCl2.

  1. Какие вещества называют кислотами? Какие кислоты вам известны? Напишите их формулы. Составьте уравнения реакций одной из кислот: а) с раствором щелочи б) с металлом

  2. Напишите уравнения реакций по схеме: Li→ Li2O → LiOH → Li2SO4 . Указать названия всех веществ и типов химических реакций.

  3. Определите массу оксида серы (IV), вступившую в реакцию с водой массой 5,4 г.


Вариант 2

1. Выпишите отдельно формулы: а) оксидов; б) оснований; в) кислот; г) солей.

NaOH, Ca3(PO4)2, N2O5, Ba(OH)2, SO2, Fe (NO3)3, HCl, Cu(OH) 2, H2CO3, Li Cl.

2. Какие вещества называют основаниями? Какие основания вам известны? Напишите их формулы. Составьте уравнения реакций одной из оснований: а) с раствором кислоты б) с раствором соли.

3. Напишите уравнения реакций по схеме: P → P2O5 → H3PO4 → Na3PO4. Указать названия всех веществ и типов химических реакций.

4. Определите массу оксида серы (VI), вступившую в реакцию с оксидом лития массой 6 г.

Контрольная работа № 3 «Периодический закон и ПСХЭ Д.И. Менделеева. Химическая связь»

Вариант 1

  1. Дать характеристику элемента № 6 на основании его положения в ПСХЭ Д.И. Менделеева и строения атома по плану:

а) химический знак и название элемента

б) положение элемента в ПСХЭ Д.И. Менделеева (порядковый номер, номер периода и группы, главная или побочная подгруппа (а или б))

в) строение атома химического элемента (заряд ядра атома, число протонов, нейтронов и электронов, распределение электронов по электронным слоям (энергетическим уровням))

г) свойства простого вещества, образованного атомами данного химического элемента (металл, переходный металл, неметалл)

д) валентность атома элемента, формулы высшего оксида, соответствующего гидроксида и их химических свойств, формула летучего водородного соединения. Подтвердить уравнениями химических реакций характер оксида и гидроксида, образованных данным элементом.

2. Какие признаки служат основой для объединения химических элементов в группы. Дать обоснованный ответ.

3. Составьте электронную формулу образования химической связи между атомами элементов № 16 и 1. Указать вид химической связи и кристаллической решетки.

4. Составьте формулу высшего оксида кремния и вычислите массовую долю элементов в соединении.

Вариант 2

  1. Дать характеристику элемента № 11 на основании его положения в ПСХЭ Д.И. Менделеева и строения атома по плану:

а) химический знак и название элемента

б) положение элемента в ПСХЭ Д.И. Менделеева (порядковый номер, номер периода и группы, главная или побочная подгруппа (а или б))

в) строение атома химического элемента (заряд ядра атома, число протонов, нейтронов и электронов, распределение электронов по электронным слоям (энергетическим уровням))

г) свойства простого вещества, образованного атомами данного химического элемента (металл, переходный металл, неметалл)

д) валентность атома элемента, формулы высшего оксида, соответствующего гидроксида и их химических свойств, формула летучего водородного соединения. Подтвердить уравнениями химических реакций характер оксида и гидроксида, образованных данным элементом.

2. Какие признаки служат основой для объединения химических элементов в подгруппы. Дать обоснованный ответ.

3. Составьте электронную формулу образования химической связи между атомами элементов № 11 и 8. Указать вид химической связи и кристаллической решетки.

4. Составьте формулу оксида азота (IV) и вычислите массовую долю элементов в соединении.

32


© 2010-2022