• Преподавателю
  • Химия
  • Система критериального оценивания на уроках химии, как механизм саморазвития учащихся

Система критериального оценивания на уроках химии, как механизм саморазвития учащихся

В связи с новыми требованиям к результатам в системе образования, возникла необходимость изменения форм оценивания учащихся, которое направленно на формирование навыка самооценивания школьников. Самооценивание направленно прежде всего на результат обучения, поэтому учитывается , что это процесс разработки различных критериев, зависящий от вида выполняемой работы или задания с учетом уровня достижений ученика. Критериальное оценивание предполагается как оценивание для обучения, где работа сравнив...
Раздел Химия
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Система критериального оценивания на уроках химии, как механизм саморазвития учащихся.

Глубочайшим свойством человеческой природы

является страстное стремление людей быть

оцененным по достоинству.

У. Джеймс.

В последние годы в мировой педагогике идет процесс переосмысления системы оценки учебных достижений учащихся, так как оценивание является одним из основных этапов образовательного процесса. Одной из задач школы является создание условий, способствующих стремлению к самообразованию, самопознанию личности, развитию мотивации достижения успеха, то есть формированию ключевых компетенций учащихся. Согласно Государственной программе развития образования в Республике Казахстан на 2011-2020 годы, при оценивании учебных достижений учащихся важно акцентировать внимание на процесс становления ключевых компетенций будущего специалиста. А для этого необходимо внести значительные изменения в традиционную систему оценивания знаний.

Применяемый в школах процесс оценивания направлен преимущественно на проверку знаний и базовых алгоритмических умений, что находит свое выражение в традиционной пятибальной шкале. Что такое «5»? Это отметка, которую ставят за идеально выполненную работу? А как она выглядит - идеальная работа? Кто об этом знает точно и должен ли знать об этом ученик, выполняя задание? Всегда ли мы можем найти ответы на поставленные вопросы? Чем мы руководствуемся при оценивании работ учащихся?

Мы обучаем наших учеников предметным ЗУНам, а потом оцениваем результаты их работы, сравнивая количество правильных и неправильных ответов, количество решенных задач, число допущенных ошибок - вот и готова отметка «5» или «2». А если оцениваемая работа носит творческий характер, в которой ученик имеет свой нестандартный взгляд на личностно-значимую для него проблему? Наша задача - научить ученика увидеть проблему, поставить цель, выдвинуть гипотезу, разработать план, реализовать его, проанализировать свою работу, сделать вывод, иными словами, формировать у учащихся универсальные умения и навыки. Возможно, именно эти умения и навыки станут для учащихся самыми необходимыми в постоянно меняющемся мире, где недостаточно обладать только академическими знаниями. Поэтому в последнее время многие педагоги все чаще применяют новые технологии обучения, где оценивание приобретает качественно новую роль.

Критерии оценивания представляются как цель, как ожидаемый результат обучения, а оценивание по любому критерию - это определение степени приближения ученика к данной цели. Выделим некоторые принципиальные свойства критериального оценивания. Общественный договор - обязательное условие при критериальном оценивании. В международной программе приняты критерии оценивания по каждой предметной группе, например (химия, физика, биология), единые для всех участников программы. Эти критерии с самого начала работы в программе известны и должны быть приняты также учениками и их родителями. Ситуация «общественного договора» является значительным фактором, способствующим формированию субъектных отношений между учителем и учеником. Ученик не находится в полной власти учителя, «правила игры» известны, приняты и соблюдаются всеми.

Оценивание уровня достижений учащихся по естественным наукам осуществляется по 6 критериям: критерийА (Единство мира), критерий В ( Общение в науке), критерий С (Знание и понимание), критерий D (Научное исследование), критерий E (Обработка данных), критерий F (Предметные умения и навыки). Количественное содержание критериев определяется баллами и соответствующими им описаниями, поясняющими уровень достижений по данному критерию. Существенно то, что высший балл по каждому из критериев отражает уровень, реально достижимый учащимся к моменту окончания программы. Для каждого критерия даны чѐткие описания трѐх уровней достижения поставленных задач. Критерии оценивания одинаковы для всех классов основной школы, но отличаются уровнем требований (степенью сложности). Рубрики (критерии, адаптированные для конкретного задания) делают процедуру максимально прозрачной. Любой критерий имеет несколько уровней достижений - своеобразные ступеньки приближения к наилучшему результату. В рубриках отражено описание уровня достижений (дискриптор). Дискрипторы служат для ученика своеобразной инструкцией, по которой можно уверенно продвигаться к цели. Важно ознакомить учащихся с рубриками оценивания до начала выполнения задания.

Самооценивание. При грамотной рубрикации учащийся может самостоятельно оценить качество своей работы, что, в свою очередь, стимулирует его для достижения более высокого результата.

Самооценивание носит не фактический, а описательный характер, играет роль катализатора развития, при котором ученик ищет свой путь с помощью учителя. При самооценивании ученик оценивает свои качества с помощью самонаблюдения и взаимодействия с другими, самостоятельность учащегося как ученика увеличивается, потому что он может влиять на свое обучение.

Самооценивание ориентировано не на результат, а на процесс обучения, на его качество.

Сравнение с самим собой. При критериальном оценивании учащиеся не сравнивают себя с другими учениками. Такие ярлыки, как «отличник», «троечник», «хорошист», отпадают сами собой, зато появляются дополнительные возможности оценивать и наращивать свои достижения по тому или иному критерию. Критериальное оценивание не предполагает отказа от цифровой, формальной отметки, от бальной системы. Главное, чтобы каждый балл был содержательно наполнен и им обозначался конкретный уровень достижений. Итоговое оценивание. По каждому из критериев выводится итоговый балл, затем итоговые баллы критериев суммируются и через специальную переводную шкалу трансформируются в 5 - бальную систему. Критериальное оценивание заставляет учителя совсем по иному подходить к отбору и составлению учебных заданий. Задание должно быть составлено таким образом, чтобы вовлечь учащихся в процесс деятельности, соответствующий тем аспектам, которые заложены в том или ином критерии оценивания. Например, для оценивания практической работы ученика по критериям «Научное исследование», «Обработка данных», «Предметные умения и навыки», на уроках химии необходимо заложить в задание формулирование гипотезы и ее обоснование с использованием научного языка, выбор необходимых материалов и составление плана работы для проверки гипотезы, выбор способов обработки данных, написание обоснованного вывода, а также учащиеся должны понимать важность безопасности при работе в лаборатории, умения организовать коллективную работу. Кроме того, учащиеся должны развивать как технические навыки, так и навыки наблюдения, а затем предложить учащимся оценить себя с использованием выше названных критериев и провести рефлексивное осмысление проделанной работы.

Для оценивания учащихся по критерию «Единство мира» наиболее подходящими видами работ являются написание эссе, создание постера или выполнение проекта и его устная презентация. Для оценивания контрольных, самостоятельных работ, тестовых заданий по критерию «Знание и понимание» предлагается учащимся выбрать соответствующую информацию и использовать подходящие методы для решения проблем, с которыми они сталкиваются в процессе освоения материала.

Таким образом, критериальный подход к оцениванию имеет целый ряд преимуществ:

-ученик получает представление о целях и предполагаемых результатах

своей учебной деятельности по данному предмету;

-работа учащегося сравнивается не непосредственно с работами других учеников, а с эталоном (образцом отлично выполненной работы).

-ученик заранее может оценить свои сильные и слабые стороны,

разумнее распределить собственные ресурсы;

-учитель превращается из сурового судьи в заинтересованного

помощника

-открытость, прозрачность процесса оценивания;

-повышает объективность выставления отметки;

-снижает уровень тревожности школьников;

-конкретезирует деятельность учащихся;

-повышает мотивацию ребенка.

Каждый из нас знает, как трудно сохранить познавательный интерес

ребенка, развить в нем желание учиться, самостоятельно добывать знания.

Становясь партнерами в процессе обучения, ученик и учитель вместе решают

эти сложные образовательные и воспитательные задачи.







Средняя общеобразовательная школа № 17









Система критериального оценивания на уроках химии, как механизм саморазвития учащихся.



Учитель химии второй категории:

Водопьянова О.В.












г.Уральск, 2013г




© 2010-2022