Элективный курс В мире химии для учащихся 8 класса общеобразовательных школ

Раздел Химия
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Авторская образовательная программа

« В мире химии»

Султанова Людмила Алексеевна - учитель химии

Вид программы - авторская.

Направление программы - естественно-научная

Тип программы - ориентационный.

Уровень усвоения программы:

  • 1 год обучения - углубленный

Структура программы:

  1. Введение.

  2. Пояснительная записка.

  3. Цели и задачи образовательного процесса.

  4. Учебно-тематический план. Приложение 1

  5. Содержание разделов программы. Приложение 2

  6. Календарно-тематический план работы с учащимися (1год обучения). Приложение 3

  7. Результаты образовательного процесса. Приложение 4

  8. Список используемой литературы.

Введение

Элективный курс по химии в 8 классе имеет особое значение. Именно в этом классе складывается отношение к новому предмету.

Современный стандарт содержания образования по химии предусматривает создание условий для достижения учащимися следующих целей:

  • освоение основных понятий и законов химии;

  • овладение умениями производить расчёты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;

  • развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;

  • применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни;

  • воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры.

Базисный учебный план в его федеральной части предусматривает изучение курса химии по 2 часа в неделю в 8 - 9 классах и по 1 часу в 10 - 11 классах. Данный объём часов не достаточен для реализации стандарта основного общего образования по химии. Одним из последствий сокращения числа учебных часов заключается в том, что у учителя практически не остаётся времени для отработки навыков решения задач, а именно задач обеспечивающих закрепление теоретических знаний, которые учат творчески применять их в новой ситуации, логически мыслить, т.е. служат формированию культурологической системообразующей парадигмы.

Решение задач - признанное средство развития логического мышления учащихся, которое легко сочетается с другими средствами и приёмами образования. Включение разных задач и упражнений предусматривает перенос теоретического материала на практику и осуществлять контроль за его усвоением, а учащимся - самоконтроль, что воспитывает их самостоятельность в учебной работе. Решение задач и упражнений должно способствовать целостному усвоению стандарта содержания образования и реализации поставленных целей.

Пояснительная записка

Данная программа рассчитана для учащихся 8 класса общеобразовательных учебных учреждений.

Содержание элективного курса соответствует минимальным требованиям стандарта образования, а также содержит некоторый материал по углублению курса химии в 8 классе, на который следует обратить внимание для успешного изучения дальнейших тем. Почти каждая тема содержит небольшой теоретический материал, а главное - большое количество различных задач. Это необходимо для формирования и развития навыков анализа, сравнения, обобщения, самоанализа и самоконтроля, умений устанавливать причинно - следственные связи между различными фактами, умений делать выводы, отстаивать свою точку зрения.

Вниманию учащимся предлагаются различные задания по содержанию и по сложности, которые требуют от учащихся активной познавательной деятельности.

Данная программа представляется особенно актуальной, так как при малом количестве часов, отведенных на изучение химии, расширяет возможность совершенствования умений учащихся решать расчетные задачи, знакомит с различными способами их решения, т.е. углубляет знания учащихся. А так же программа предназначена для тех из них, которые проявляют повышенный интерес к изучению химии и собираются продолжить образование в учебных заведениях естественно - научного профиля. Практика показывает, что ребята, посещающие такие занятия, добиваются высоких результатов на олимпиадах по химии и на вступительных экзаменах в химико-технологические, медицинские и сельскохозяйственные ВУЗы.

Цель курса:

создать условия для реализации минимума стандарта содержания образования за курс основной школы; отработать навыки решения задач и подготовить школьников к более глубокому освоению химии в старших классах.

Задачи курса

Основные задачи:

- обеспечение школьников основной и главной теоретической информацией;

- отработать навыки решения простейших задач;

- начать формировать связь между теоретическими и практическими знаниями учащихся;

- подготовить необходимую базу для решения различных типов задач в старших классах.

Продолжительность курса 34 часа и предполагает изучение его в течение всего года по 1 часу в неделю.

Предполагаемый результат:

  • Успешное обучение в последующих классах;

  • Знание основных законов и понятий химии и их оценивание;

  • Умение проводить простейшие расчёты;

  • Умение ориентироваться среди различных химических реакций, составлять необходимые уравнения, объяснять свои действия;

  • Успешная самореализация школьников в учебной деятельности.

После изучения данного курса учащиеся могут иметь различный уровень качества образования:

  • Минимальный - решение простейших задач по алгоритму.

  • Достаточный - решение незнакомых задач и выполнение упражнений, для решения которых используются известные алгоритмы.

  • Творческий - выполнение заданий и решение задач направленных на развитие творческого потенциала личности.



Список используемой литературы при составлении программы:

  1. Разработка авторской программы / Т.А. Малофеевская // Дополнительное образование.-2002.-№1.-с.26-28.

  2. Технология разработки авторской программы дополнительного образования детей /В.А.Горский // Дополнительного образование.-2003.-№6.-с.16-17.

  3. Технология подготовки авторских программ дополнительного образования / Б.А. Кирмасов// Бюллетень программно-методических материалов для учреждений дополнительных материалов детей для учреждений дополнительного образования детей.-2002.-№5.-с.23-26.

  4. Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей: Утверждены на заседании научно-методического совета по дополнительному образованию детей Минобразования России 03.06.03. // Вестник образования России.-2003.-№15.-с.53-55; Внешкольник.-2003.-№9.-с.3-4.

Литература для учителя:

1. Адамович Т.П. Васильева Г.И. "Сборник олимпиадных задач по химии".

2. Будруджак П. "Задачи по химии".

3. Ерохин Ю.М.; Фролов В.И. "Сборник задач и упражнений по химии".

4. "Контрольные и проверочные работы по химии 8 класс" к учебнику О.С. Габриеляна "Химия - 8 класс".

5. Кузменко Н.Е., Ерёмин В.В. "2500 задач с решением".

6.Цитович И.К.; Протасов П.И. "Методика решения расчётных задач по химии".

7. Хомченко И.Г. "Сборник задач и упражнений по химии для нехимических техникумов".

8. Хомченко Г.П. "Задачи по химии для поступающих в ВУЗы".

Литература для учащихся:

1. Абкин Г.Л. "Задачи и упражнения по химии".

2. Габриелян О.С. "Химия в тестах, задачах, упражнениях 8 - 9 классы".

3. Гаврусейко Н.П. "Проверочные работы по неорганической химии 8

класс".

4. Савинкина Е.В. Свердлова Н.Д. "Сборник задач и упражнений по химии".

5. Суровцева Р.П. "Задания для самостоятельной работы по химии в 8 классе".

6. Хомченко И.Г. "Сборник задач и упражнений по химии для средней школы".


© 2010-2022