Разработка урока по теме. «Белки»

В конспекте повторяются аминокислоты проводится фронтальный опрос по вопросам по теме аминокислоты и индивидуальный опрос, для проверки знаний проводится химический диктант. По новой теме учащиеся сначала работают с книгой отвечают на вопросы,  делают краткий конспект. Затем рассматриваются физические и химические свойства белков. Проводится лабораторная работа по определению белков. проделывают опыты по денатурации белков. проводятся опыты по качественным реакциям белков. Для закрепления темы п...
Раздел Химия
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема : Белки

Цель: актуализировать знания учащихся о белках; изучить более подробно классификацию, химические свойства белков, их биологическое значение и применение.

Задачи: закрепить знания об аминокислотах, продолжить формировать умение учащихся работать с различными источниками информации, работать с реактивами и лабораторным оборудованием;

Оборудование: р-р куриного белка, куриные перья, р-ры: гидроксида натрия, сульфата меди, нитрата свинца; концентрированная азотная кислота, спиртовка, спички, держатель, пробирки, таблица "Белки",транспарант "Классификация белков".

Тип урока: комбинированный

I. Введение: 1. Организационный момент;

2. Постановка познавательных задач. Сообщение темы и цели урока.

Сегодня мы продолжаем изучение органических азотсодержащих соединений. Мы уже знакомы с аминами, аминокислотами. На этом уроке нам предстоит знакомство с природными полимерами, азотсодержащими соединениями - белками. Мы познакомимся с их строением, классификацией, свойствами, биологической ролью в жизни человека, их применением.

3. Актуализация знаний.

Один ученик у доски готовит вопрос: «Химические свойства аминокислот».

В молекулах аминокислот содержатся карбоксильные группы, имеющие

кислотные свойства, и аминогруппы, обладающие основными свойствами.

Они и обуславливают характерные химические свойства этих веществ.

1. Аминокислоты реагируют как с основаниями, так и с кислотами, т.е. они являются амфотерными соединениями:

H2N - CH2 - COOH + NaOH = H2N - CH2 - COONa + H2O

HOOC - CH2 - NH2 + HCI = HOOC - CH2 - NH3 CI

2. Аминокислоты реагируют со спиртами, образуя сложные эфиры:

H2N - CH2 - COOH + HOR = H2N - CH2 - COO-R + H2O

3. Аминокислоты реагируют друг с другом:

Важнейшее свойство аминокислот - их способность вступать в реакцию поликонденсации друг с другом.

Реакция поликонденсации - процессы образования полимеров, которые сопровождаются выделением побочного низкомолекулярного продукта (H2O)

NH2 - CH2 - COOH + H2N - CH2 - COOH = H2O + H2N - CH2 - CO - NH -CH2 -COOH

Связь - СO - NH - образующаяся между остатком NH - аминогруппы одной молекулы аминокислоты и остатком - СО - карбоксильной группы другой молекулы аминокислоты - пептидная связь. Полимер - полипептид. Имеет большое биологическое значение, она лежит в основе биосинтеза белков, а так же важнейшее народнохозяйственное значение. 4.С остальными учащимися проводится беседа по домашнему заданию.

Контрольные вопросы:

  1. Какие соединения называются аминами?

  2. Каково агрегатное состояние метил амина и анилина? Растворимость в воде?

  3. Изменяют ли водные растворы простейших аминов окраску индикаторов? Почему?

  4. Чем обусловлены основные свойства аминов? В чем они проявляются?

  5. Какие соединения называют аминокислотами? Какие функциональные группы содержатся в их молекулах?

  6. Почему аминокислоты называют амфотерными соединениями?

  7. Что такое незаменимые аминокислоты?

  8. Где используются аминокислоты?

5.Химический диктант.

1.Амины - органические основания

2.Аминокислоты содержат аминогруппу и карбоксильную группу

3.NH2-аминогруппа

4.Анилин - ароматический амин

5.Аминокислоты могут взаимодействовать друг с другом

6.Аммиак более сильное основание, чем метиламин

7.Анилин и фениламин - два разных вещества

8.Амины подвержены горению

9.Аминокислоты содержат аминогруппу при первом атоме углерода

10.Из аминокислот построены белки

Ответы:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

ответ

да

да

да

да

да

нет

нет

да

нет

да

Самопроверка данной работы осуществляется каждым учащимся самостоятельно с последующим выставлением оценок. Подняли руки у кого «5», «4», «3», «2»?

II. Объявление темы и цели урока. ( слайд-2) Мотивация учебной деятельности.

Сегодня мы продолжаем изучение органических азотсодержащих соединений. Мы уже знакомы с аминами, аминокислотами. На этом уроке нам предстоит знакомство с природными полимерами - белками. Мы познакомимся с их строением, классификацией, свойствами, биологической ролью в жизни человека, их применением.

Первый белок, с которыми мы знакомимся в своей жизни - это белок куриного яйца,

1. Работа с текстом учебника- прочитать текст параграфа, подготовить ответы на вопросы (вопросы на слайде):

- что называют белками, белковыми молекулами (записать в тетрадь)?

- каково местонахождение белков?

- каковы строение и структуры белков?

- по каким признакам можно составить классификацию белков (записать одну из возможных в тетрадь, к обсуждению этого вопроса приготовить пример классификации белков по выполняемым функциям)?

- какие свойства характерны для белков?

- каковы качественные реакции на белки?

2. Обсуждение ответов на вопросы.

«Характеристика трех структур белковых молекул».

Разработка урока по теме. «Белки».1 - первичная, 2 - вторичная, 3 - третичная, 4 - четвертичная

5 Физические свойства белков.

Учитель демонстрирует растворимость в воде яичного белка и нерастворимость волос, ногтей.

Химические свойства белков.

Учитель: Вспомните, к каким продуктам в быту мы применяем термин «свернуться»?

Ученики: молоко при длительном стоянии в теплом месте, яичный белок при варке.

Учитель: перед Вами набор химических реактивов.

Выполняем задание №1.Подожгите несколько шерстяных нитей. Охарактеризуйте запах горящей шерсти. (Содержание серы в белках. Запах жженого рога).

Выполняем задания №2. 1).Нагреть пробирку с сырым яичным белком. (Свертывание белка при нагревании - денатурация).

2).Берем пробирку под №3 (молоко) по каплям наливаем уксусную кислоту.

Записываем результаты опытов.

Ученики по-очереди комментируют проведенные опыты. Делаем вывод:

При нагревании, обработки кислотами белок свертывается, то есть происходит необратимый процесс - денатурация (изменения структуры белка под влиянием внешних факторов).

Учитель. Существуют химические реакции, служащие для распознавания белков. Это цветные реакции.

Учитель демонстрирует качественные реакции на белки.

Ксантопротеиновая реакция.

В пробирку налейте два - три мл. раствора белка и несколько капель .НNO3. Нагреть. Желтый осадок. Охлаждаем пробирку + аммиак до щелочной реакции. Изменения окраски на оранжевую (наличие бензольных колец в молекуле белка).

Биуретовая реакция.

В пробирку налить два - три мл. раствора белка и два - три мл. раствора гидроксида натрия, затем 1 - 2 мл. раствора медного купороса. Появляется фиолетовое окрашивание.

Осаждение белка солями тяжелых металлов.

В две пробирки налейте по 1 - 2 мл. раствора белка и медленно, при встряхивании, по каплям добавьте в одну пробирку насыщенный раствор медного купороса, а в другую - раствор ацетата свинца. Образовались труднорастворимые солеобразные соединения белка (применение белка как противоядия при отравлениях солями тяжелых металлов).

6. Обобщение .

Задания для проверки знаний


Задание Вставьте пропущенные слова.


  1. Главным носителем жизни являются … .

  2. … - это сложные высокомолекулярные соединения, построенные из … .

  3. Элементный состав белков: … .

  4. Молекулярная масса белков изменяется от … до … .

  5. Многие белки растворимы в …, почти все растворяются в … .

  6. Нерастворимы белки, из которых построены … .

  7. В структуре белка различают … структуры.

  8. Функции белков в организме … .

Ответы:

1. Белки.

  1. Белки; остатков α - аминокислот.

  2. С, Н, О, N, S.

  3. Десяти тысяч, миллионов.

  4. Воде, растворах солей, кислот; щелочах.

  5. Ткани живых организмов: кожа, сухожилия, мышцы, ногти, волосы.

  6. Первичную, вторичную, третичную, четвертичную.

  7. Строительная, каталитическая, двигательная, транспортная, защитная, энергетическая.

Критерии оценки:

«5» - все ответы правильные; «3» - 3 неверных ответа;

«4» - 1-2 неверных ответа; «2» - 4 и более неверных ответов.

ш. Подведение итогов урока. §§38,37 вопросы и задания 1-8, стр.162



© 2010-2022