Интеллектуальная игра по химии «Дуэль эрудитов»

Раздел Химия
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Интеллектуальная игра «Дуэль эрудитов»


Пояснительная записка

Игра проводится между обучающимися I курсов, группы П-11 и ПП-11.

В игре принимают участие две команды по 5 человек. Участникам игры было дано домашнее задание: придумать название команды, девиз, приветствие, эмблему. Игра проводится в четыре раунда. Каждому раунду отведено ограниченное время.

Все вопросы и задания игры оформлены мультимедийно. В перерыве между раундами проводится игра со зрителями.

В состав жюри входят преподаватели, руководители методических объединений, они ведут учет балов набранных каждой командой.

Цели:

  1. Закрепить знания по курсу неорганическая химия раздела «Теоретические основы химии» - периодический закон Д. И. Менделеева и строение атома, классификация неорганических соединений, растворы, электролитическая диссоциация, химические реакции.

  2. Развить познавательную активность обучающихся с помощью игровых форм, логическое и аналитическое мышление, умение работать с дополнительной литературой, выбирать главное, делать выводы.

  3. Формировать навыки самостоятельной и коллективной творческой работы.

  4. Воспитывать устойчивый интерес к изучаемому предмету, положительное отношение к знаниям.

План игры

  1. Вступительное слово ведущего

  2. Представление команд

  3. І раунд

  4. ІІ раунд

  5. ІІІ раунд

  6. Игра со зрителями

  7. Блиц - турнир капитанов

  8. Подведение итогов игры, награждение победителей

  9. Заключительное слово ведущего



Девиз:

«Сами трудясь, вы многое сделаете для себя и для близких, а если при труде успеха не будет, будет неудача, не беда - попробуйте еще.»

(Д.И. Менделеев)



Сценарий игры

Ведущий. Добрый день дорогие друзья! Мы рады приветствовать всех, кто собрался на нашу интеллектуальную игру «Дуэль Эрудитов»: зрителей, болельщиков, жюри и, конечно же, команды. Цель игры - расширить кругозор знаний, полученных при изучении химии, повысить эрудицию, в увлекательной форме провести конкурсы и занимательные опыты. При выступлении команд будет учитываться не только глубина знаний, но и остроумие, находчивость, оригинальность ответов. Пусть эта игра откроет для каждого что - то новое и интересное, пусть запомнятся улыбки и шутки, крепче станет дружба между вами.

Поприветствуем наши команды и многоуважаемое жюри.

Итак, мы начинаем игру.

Визитная карточка команды


Ведущий. В конкурсе «Визитная карточка команды» участвуют все члены команды. Каждая команда представит нашему вниманию свою «визитку» - это эмблема и название команды, а также приветствие соперникам, болельщикам. Максимальная оценка: 5 баллов. Пожалуйста, команды на сцену.

І раунд


Ведущий. Представление команд закончено. Проводим I РАУНД. В конкурсе участвуют все члены команды. Команда выбирает бочонок. Вопрос зачитывает ведущий. На обдумывание 10 - 15 секунд.

При правильном ответе команда получает 5 баллов. Если команда, не ответила, то отвечает другая команда. Если ни одна команда не ответила на вопрос, то ответ зачитывает ведущий.

Вопросы:

1.Я - газ легчайший и бесцветный,

Неядовитый и безвредный,

Соединяясь с кислородом,

Я для питья даю вам воду! (Водород)

2.Как только попаду я в воду,

То не видать меня вам с роду. (Растворимое вещество)

3. Как только холод на порог,

То сразу в норку он прыг-скок,

А коль жара пришла в наш дом,

То он героем ходит в нем. (Ртутный столбик термометра)

4. Я иду за первым вслед.
Я - из космоса привет,
Ведь меня нашли на Солнце,
Хоть я есть и за оконцем. (Гелий)

5. Если я свечу во тьме -
То я белый,

Если в школе в порошке -

То я красный. (Фосфор)

6. Он повсюду и везде:

В камне, воздухе, в воде;

Он и в утренней росе,

И в небес голубизне. (Кислород)

7. В минеральной воде я бурлю,
В топочном газе летаю,
Растениям пользу несу,

Пожар затухать заставляю. (Углекислый газ)

8. Он в белом песке и в кварце,
В составе стекла и в сплавах.
А если в резину войдет,

Стойкость к жаре и морозу ей придает. (Кремний)

9. Большую роль играю в жизни,

В атмосфере содержусь.

В воде почти не растворяюсь.

Своей инертностью горжусь. (Азот)

10. Когда меня сгибают,

Я издаю несильный треск,

Когда же в холод помещают,

То теряю цвет и блеск. (Олово)

11. Из названий двух животных
Мое имя состоит,

На таре, где меня хранят,

Знак токсичности стоит. (Мышьяк)

12. Меня пленка ограждает
От окружающей среды,
Нахожу я применение

Для кипячения воды. (Титан)

13. На внешность я напоминаю
Углеродистую сталь

И поделки из железа

Покрываю, словно шаль. (Хром)

14. К цветным металлам отношусь
Пусть неблагородным,
Электропроводность - моя стихия,

И в купоросе брат я сводный. (Медь)

II раунд


Ведущий. На экране показана таблица 1. Команды по очереди выбирают тему и вопрос, стоимость каждого приведена в таблице. Вопрос зачитывает ведущий. На обдумывание 10 - 15 секунд. При правильном ответе команда получает баллы в соответствии стоимости вопроса, при неправильном - такое же количество баллов снимается. Если команда, выбравшая вопрос, не ответила, то отвечает другая команда. Если ни одна команда не ответила на вопрос, то ответ зачитывает ведущий.

Таблица 1

Тема второго раунда

Стоимость вопроса темы в баллах

Металлы

20

40

60

80

100

Неметаллы

20

40

60

80

100

История химии

20

40

60

80

100

Химические реакции

20

40

60

80

100

Строение атома

20

40

60

80

100

Женщины-химики

20

40

60

80

100

Металлы

20 баллов. Металл, получаемый из извести. (Кальций)

40 баллов. Самый тяжелый металл. (Осьмий)

60 баллов. Металл, применяемый для коррозионной защиты стали, образующий зеркальное покрытие. (Никель)

80 баллов. Тугоплавкий металл, ближайший «родственник» вольфрама. (Молибден)

100 баллов. Металл, используемый для изготовления регулирующих и аварийных стержней в ядерных реакторах. (Кадмий)


Неметаллы

20 баллов. В 1934 г. американский физик при давлении 12000 атм. и температуре 200 ° С получил черный фосфор. Назовите его имя. (П. Бриджмен)

40 баллов. Без него немыслима жизнь на Земле. Ему обязана своим существованием органическая химия. В природе встречается в трех лицах. Одно из веществ, которые он образует, - самое твердое в природе. (Углерод)

60 баллов. Название какого химического элемента спрятано в словосочетании: «Периодическая система»? (Йод)

80 баллов. «Аква тофана» - название яда, который в конце XVII века наделал много шума в Италии. Сицилианка Тофана, бежавшая в Неаполь из Палермо, продавала женщинам, желавшим ускорить смерть своих мужей, бутылочки с портретом святого Николая. В бутылочках была жидкость без запаха, вкуса и цвета. Пяти-шести капель ее было достаточно, чтобы умертвить человека; смерть наступала медленно и безболезненно. Просто человек постепенно утрачивал силы и аппетит, его постоянно мучила жажда. Какой химический элемент входил в состав яда? (Мышьяк)

100 баллов. Какой халькоген необходим для изготовления спичек? (Сера)

История химии

20 баллов. Кто в 1764 г. получил соду из сульфата натрия прокаливанием его с древесным углем? (Э. Г. Лаксман)

40 баллов. Русский ученый в 1785 г. открыл явление адсорбции из растров активированном древесном угле. Назовите его имя. (Т. Е. Ловиц)

60 баллов. В 1860 г. русский ученый ввел представление о «температуре абсолютного кипения»: пар, нагретый выше этой температуры, не может быть превращен в жидкость при любом давлении (позднее - критическая температура). Кто этот ученый?

(Д. И Менделеев)

80 баллов. Итальянский ученый в 1776 году провел первое детальное исследование болотного газа (метана) и установил, что он отличается от водорода. Назовите имя этого ученого. (А. Вольта)

100 баллов. В 1901 г. немецкий ученый определил катализатор как вещество, которое изменяет скорость реакции, но отсутствует в конечных продуктах. (В. Оствальд)


Химические реакции

20 баллов. Какой из параметров всегда остается неизменным в химической реакции?

(Масса)

40 баллов. В голубой раствор хлорида меди (III) опускают очищенный железный гвоздь, который быстро покрывается налетом меди. Раствор приобретает при этом зеленоватое окрашивание. К какому типу реакции относится происходящий процесс?

(Замещения)

60 баллов. Благодаря чему катализатор ускоряет химическую реакцию? (Снижению энергии активации)

80 баллов. Что образуется в результате обработки магнитного железняка (Fe3O4) раствором азотной кислоты? (Fe(NO3)3)

100 баллов. Профессор химии Петербургского горного института Герман Гесс в 1840 г. сформулировал основной закон термохимии, суть которого заключается в том, что тепловой эффект процесса зависит только от вида и состояния исходных веществ и конечных продуктов, но не зависит от пути перехода. Каково следствие этого закона?

(Тепловой эффект реакции равен сумме теплот образования продуктов реакции за вычетом суммы теплот образования исходных веществ)

Строение атома

20 баллов. Как называется атом, отдающий электроны? (Доноры)

40 баллов. Кому принадлежит теория ядерной (планетарной) модели атома?

(Э. Резерфорду)

60 баллов. Какой знак заряда имеет нейтрон? (Нейтрон не имеет заряда)

80 баллов. Как образуется отрицательный ион? (Атом приобретает электрон.)

Как он называется в химии? (Анион)

100 баллов. Атом лития потерял один электрон. Как называется оставшаяся частица? Каков ее заряд? (Ион. Катион. Положительный)

Женщины-химики

20 баллов. Назовите имя первой женщины-химика, дважды награжденной Нобелевской премией. (М. Склодовская-Кюри)

40 баллов. Кто из первых русских женщин в 1874 году удостоен докторской степени за исследования в области химии? (Ю. В. Лермонтова)

60 баллов. С именем этой женщины-химика связано многое: создание радиевой и редкометаллической отраслей промышленности в России; разработка методов порошковой металлургии; создание производства полуфабрикатов из тантала, а также твердых сплавов; основание журнала «Редкие металлы»; победа ученых-микробиологов над страшной болезнью - оспой.... Назовите ее имя. (В. И. Глебова)

80 баллов. В 1870 году первая женщина-химик была принята в Русское химическое общество. Назовите её. (А. Ф. Волкова)

100 баллов. Первый антибиотик - пенициллин - был открыт в 1928 году английским ученым А. Флеменгом. В Советском Союзе впервые пенициллин (бензилпенициллин) был синтезирован в 1942 году. Величайшей - заслугой этой женщины-химика является то, что она не только первой получила пенициллин, но и активно участвовала в организации промышленного производства и внедрения в медицинскую практику этого антибиотика. О ком идет речь? (З. В. Ермольева).

Раунд III


Командам предоставляется карточки, которые она должна расположить в правильной последовательности, изобразив уравнение реакции. Максимальное количество баллов 20. Пока команды выполняют задание проведем игру со зрителями.

Игра со зрителями


Ведущий. Самые активные болельщики будут награждены сладким призом и свой балл могут отдать любой команде. Условия игры следующие. Каждая маска рассказывает о себе. Ваша задача быстро и правильно ответить о каком веществе идет речь. Отвечает тот, кто первым поднимает руку.

Конкурс «Маска, откройся»


Выходят шесть учеников в масках и рассказывают о себе.

Маска 1. Я дружу с человеком очень давно. Я красив, больше всего мне идет желтый цвет. Меня легко повредить, так как характер у меня очень мягкий, но многие ругают меня, называют кровожадным. Никто не может обойтись без меня, когда совершает покупки, строит храмы, запускает искусственные спутники Земли. Мой небесный покровитель - Солнце. Меня называют царем металлов и металлом царей. Кто я? (Золото)

Маска 2. Я не менее красива, чем золото. Мой род очень древний, ему примерно 7 тыс. лет. С моей помощью 5 тыс. лет назад соорудили 147-метровую пирамиду Хеопса. Из меня изготовили щит герою Троянской войны Ахиллу. Я очень музыкальна, у меня прекрасный голос. Я умею исцелять, без меня у человека развивается малокровие, слабость. Кто я? (Медь)

Маска 3. В древности некоторые народы ценили меня больше, чем золото. Считается, что я пришелец из космоса. Я и воин, и труженик. У меня настоящая мужская работа. Без меня человек слаб и немощен. Мой покровитель - бог войны. Кто я? (Железо)

Маска 4. Моя структура аналогична структуре алмаза. Меня используют в качестве полупроводника. При высокой температуре восстанавливаю многие металлы из оксидов, Я второй по распространенности элементов на Земле. Вхожу в состав речного песка. Кто я? (Кремнии)

Маска 5. В газообразном виде я оказываю сильное раздражающее действие на глаза и дыхательную систему. Я вхожу в состав некоторых гербицидов, инсектицидов и других пестицидов. Главным образом я появляюсь на свет в результате электролиза солей. Меня используют для дезинфекции воды в плавательных бассейнах. Кто я? (Хлор)

Маска 6. Я аналог азота и у нас сходные электронные конфигурации. Живу я на Кольском полуострове в залежах минералов. У меня есть несколько братьев - аллотропных модификаций. Один брат принимает активное участие при изготовлении спичек. Меня постоянно приглашают поучаствовать в получении дымовых завес. Кто я? (Фосфор)


Блиц - турнир капитанов


Ведущий. Сейчас я объявляю конкурс капитанов. Капитаны на сцену! Побеждает тот, кто ответит правильно на максимальное количество вопросов. Капитанам команд предстоит ответить на 13 вопросов. За каждый правильный ответ капитан команды получает 5 баллов. Итак, конкурс начинается. Внимание на экран.

Вопросы капитану 1-й команды

  1. Учитель М. Фарадея.

(Г. Дэви)

  1. Металл, из которого изготавливают нити в лампах накаливания.

(Вольфрам)

  1. Газ, поддерживающий горение.

(Кислород)

  1. Процесс образования органических веществ из воды и углекислого
    газа на свету.

(Фотосинтез)

  1. Вещества, понижающие скорость химической реакции.

(Ингибиторы)

  1. Как называется вода, в которой протий заменен дейтерием?

(Тяжелой)

  1. Какое вещество используют для получения тугоплавкого стекла?

2СО3)

  1. Самый металлический металл.

(Франций)

  1. Вещества, ускоряющие химическую реакцию.

(Катализаторы)

  1. Этот элемент, выделенный в 1898 г. супругами Кюри, назван
    в честь родины Марии Склодовской-Кюри.

(№ 84 - полоний)

  1. Соль борной кислоты.

(Борат)

  1. Продукт взаимодействия алебастра с водой.

(Гипс)

  1. Исходное сырье для получения алюминия.

(Боксит)

Вопросы капитану 2-й команды

  1. Переход из твердого состояния в газообразное, минуя жидкое.

(Возгонка)

  1. Оружейный металл.

(Свинец)

  1. Индикатор, который показывает только щелочность среды.

(Фенолфталеин)

  1. Этот элемент содержится в спичках.

(Сера)

  1. Кто создал теорию химической связи?

(Л. Полинг)

  1. Кого называют «королем» органического синтеза?

(Р. Вудворд)

  1. Кто открыл десять новых химических элементов?
    (Г. Сиборг)

  2. Элемент, обнаруженный впервые на Солнце.

(Гелий)

  1. Наличие каких веществ придает растениям запахи?

(Эфиров)

  1. Из чего получают кокс?

(Из угля)

  1. Раствор SO3 концентрированной серной кислоте.

(Олеум)

  1. Ограненный алмаз.

(Бриллиант)

  1. Цвет лакмуса в кислой среде.

(Красный)



Подведение итогов. Выступления жюри. Награждение команд.



© 2010-2022