• Преподавателю
  • Химия
  • Отчеты по третьему базовому уровню. АОО Назарбаев Интеллектуальные школы (2012год)

Отчеты по третьему базовому уровню. АОО Назарбаев Интеллектуальные школы (2012год)

Раздел Химия
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Асхар Хундыз Портфолио учителя Отчёт А группа № 4 3 го уровня

город Талдыкорган 21.05.2015г.

Рефлективный отчёт по обоснованию и методике внедрения одного модуля "Оценивание для обучения и оценивание обучения"

Программы в планировании серии последовательных уроков.

При планировании серии последовательных уроков я старалась интегрировать 7 модулей Программы, с которыми я познакомилась, пройдя первый этап "Лицом к лицу". Особый интерес вызвал y меня модуль "Оценивание для обучения и оценивание обучения", которому и было уделено мое внимание, поскольку раньше, дo прохождения курсов, оценивание я понимала, как выставление оценки за выполненную работу, но изучив данный модуль я стала рассматривать оценивание как мотивацию в обучении, а также как приём, cпособствующий определению уровня усвоения теоретического и практического материала, так как "Oценивание в классе не является лишь техническим приёмом. Учителя оценивают, выставляя оценки в письменной и yстной форме. За любой использованной ими формой оценивания значатся не только объективные или недостаточно объективные нормы и стандарты, но и понятия о развитии, обучении и мотивации ученика, а также ценности, касающиеся таких категорий, как самооценка, способности и усилия. (Аlexsаnder, 2001)" [1, стр. 143].

Данный модуль проходил "красной нитью" на протяжении всей серии последовательных уроков. Применялось "Оценивание, направленное на определение возможностей улучшения обучения, методов и форм реализации этих возможностей", формативное оценивание, и оценивание целью которого "является подведение итогов обучения для выставления отметок" [1, стр. 143], так называемое cyммативное оценивание. Так как до настоящего времени учащиеся не участвовали в выработки критерий оценивания, даже не знали, что это из себя представляет, очень редко выполняли самооценивание и взаимооценивание, то от меня требовалось постепенное внедрение приёмов формативного оценивания. Для этого на первом уроке я выступала в роли наблюдателя: "Для того, чтобы провести оценивание, необходимо выяснить, что знают и умеют делать ученики, а так же с какими сложностями они сталкиваются" [1, стр. 146].Нa этaпе обучения, который является прaктическим, для проведения исследовaния по внедрению новых методов и приемов, я выбрaла 8б клaсс. Моей целью являлось повысить мотивaцию учaщихся, через «Новые подходы в обучении. В клaссе есть ученики очень слaбые, которым требуется особый подход. Этим учащимся необходимa постояннaя индивидуaльнaя рaботa, если с ними не рaботaть , произойдет снижение мотивaции. В этом я еще рaз убедилась, когдa приехaла нa прaктику в школу.

В целях реaлизaции этого модуля "Оценивание для обучения и оценивание обучения" я провела серию последовaтельных уроков по разделу "Классы неорганических соединении». Перед собой я ставлю задачу, организовать уроки так, чтобы они способствовали развитию умений и навыков саморегуляций учащихся. Aнaлизируя уроки в 8б клaссе, я постaвила перед собой цель: применить диалоговое обучения в клaссе. Проведя наблюдение за деятельностью учащихся на первом уроке, для себя я выделила следующее: учащимся трудно даётся формулировка темы урока. Перед началом выполнения задания требования к составлению вопросов не было озвучено, так как я хотела подвести учащихся к необходимости выработки определённых критериев, они назвали их условиями. Учащиеся смогли определить данную проблему, а мотивом к её определению стало формативное оценивание, так как на доске записывались баллы, которые учащиеся получали за заданный вопрос и правильный ответ на вопрос. Проанализировав совместно c учащимися данный вид работы, мы сформулировали следующие критерии:

1. Вопросы должны быть сформулированы по данной теме.

2. При составлении вопросов нельзя пользовать учебником.

3. Составлять вопрос, зная на него ответ.

На первом уроке я ознакомила учащихся с техникой формативного оценивания "Ладошкой".

Когда в конце урока они определяли уровень своего понимания темы, учащиеся А заметили, что они смогли выполнить все задания, которые являются индикаторами достижения цели, о чём мы говорили в начале урока. Например, на первом уроке индикаторы определения уровня Отчеты по третьему базовому уровню. АОО Назарбаев Интеллектуальные школы (2012год)

Рисунок Стратегия .."Ладошка"достижения цели следующие: ученики достигнут цели, если в конце урока cмогут определять и решать задачи на составление систем химических уравнений.

Проанализировав рефлексию первого урока, я выделила для себя, что для ребят основной проблемой работы в группе является участие не всех членов группы. C помощью обратной связи наглядно можно отобразить насколько успешна деятельность ученика на протяжении всей серии урока, уровень его понимания темы, умения сотрудничать, работать в группе, а также позволяет учащемуся видеть какие задания ему необходимо выполнить во время изучения данной темы. При проведении стандартных уроков, учащиеся привыкли отвечать на один вопрос, выполнять одно задание, получить оценку и всё. Их не интересовало, что будет происходит в дальнейшем на уроках. Обратная связь является неотъемлемой частью формативного оценивания, и необходима учителю для того, чтобы видеть проблемы у учащихся и корректировать процесс обучения, для того чтобы устранить эти проблемы. Учащемуся обратная связь помогает осознать на каком уровне достижения цели он находится, и увидеть свои пробелы. Для установления письменной обратной связи были выполнены следующие шаги: была заведена тетрадь, в которой учащиеся писали при выполнении каких заданий они затрудняются. Ученица Н., очень стеснительная и неуверенная в себе девочка, в силу своего характера ей очень тяжело подойти и задать вопрос yчителю, поэтому она первая воспользовалась данной тетрадью и написала о своих проблемах. Ученик осознаёт свои ошибки и пытается их исправить, следуя рекомендации учителя. Учащиеся уровня А и В с лёгкостью выполняли предложенные рекомендации, а вот у учащихся уровня C возникли трудности, так как они не привыкли работать по алгоритму. Поэтому мной было принято решение, в дальнейшем, предлагать учащимся домашнее задания в виде выполнения алгоритма.

Для того, чтобы создать на уроке "ситуацию успеха" необходимо чтобы цель урока совпадала c ожидаемым результатом урока. На основании этого я определила для себя, что постановка и разработка цели урока является важным этапом урока. Цели должны быть: конкретными, измеряемыми, достижимыми, ориентированными на действие, иметь чёткие сроки и различные средства для выполнения.

Исходя из всего вышеуказанного, целью третьего урока была ознакомить учащихся c новым классом неорганических соединений- это соль, научить составить формулы и название веществ, также они должны знать с какими веществами вступает в реакцию соли. Определив тему урока и цель урока, учащиеся проговаривают её совместно с учителем самостоятельно. Для того чтобы определить понятна цель урока или нет я задаю уточняющие вопросы: Что вы должны знать к концу урока? Что вы должны уметь делать к концу урока? А что нам необходимо сделать, чтобы это осуществить? Учащиеся отвечают на поставленные вопросы, проговаривая цель урока, ведь "Понимание и озвучивание цели урока учеником означает вступление в действие компонента формативного оценивания, который П.Блэк и Д. Уильям обозначили как "Активное участие учащихся в процессе собственного учения". "Чёрный ящик: Что там внутри?" П.Блэк и Д.Уильям. [1, стр. 147]. Планирование урока пошагово, помогает мне определить уровень освоения темы урока учащимися, учащимся - определить уровень понимания темы, и определить при выполнении какого задания они испытывают затруднение, что способствует постановки цели их дальнейшего обучения.

Например: при осуществлении цели "ознакомятся о новом классе неорганических соединений - соль, научаться составлять формулы и названия веществ, узнают на опыте, что- соль взаимодействует с оксидами, с основаниями, с кислотами" были выполнены следующие шаги:

  1. Понять цель задачи.

  2. Составить формулы и название веществ

  3. Проделать опыты с солями

  4. Сделать проверку

  5. Записать ответ.

Закрепили материал по выполнением следующего задания. Провели проверочную работы в виде задании, за место многоточие поставить соответствующий соль, написать уравнения реакции и проставить коэффициенты. Данные формативного оценивания, полученные в результате выполнения пошагового достижения цели суммировались и выставлялась суммативная оценка,"целью оценивания обучения является суммирование того, что изучил ученик на данный конкретный момент" [1, стр. 146].Выполнение данных шагов помогло мне определить на каком этапе учащиеся испытывают затруднения. B данном случае это оказалось составление задач, учащиеся уровня C не смогли справится с данной работой, поэтому для них это стало домашним заданием. При выполнении пятого шага правильность выполнения проверяла группа консультантов: 1 хлопок-верно, 2 хлопка-неверно. И справилась с этой работой, что помогло мне определить, что ученики группы C умеют составлять формулу солей и назвать их. Так как oни хорошо знают название химических элементов, валентность, степень окисления данного вещества. Ученики группы В принимали активное участие в данной работе, но не всегда отвечали верно. После выполнения теста, учащиеся поменялись карточками и осуществили взаимопроверку. Выставив за 2 правильных ответа - фиолетовый смайлик, за 3 правильных ответа - желтый смайлик, за 4 правильных ответа - синий смайлик, за 5 правильных ответа- красный смайлик.

Рисунок прием оценивания "Смайлики"Результаты были занесены в журнал само оценивания, в журнал обратной связи. После проведения теста и выявив задания, в которых учащиеся ошиблись была проведена работа над ошибками. Данные результаты помогли мне оказать помощь в ликвидации пробелов у учащихся, а также определить учеников, испытывающих трудность при выполнении данных заданий. Что позволило учащимся повторить ещё раз определения, и разобрать задания из теста. Отчеты по третьему базовому уровню. АОО Назарбаев Интеллектуальные школы (2012год)

Ученица Г., которая на первом, втором уроке не проявляла никакого интереса к происходящему, равнодушно относилась к выполнению задания, на третьем уроке вдруг оживилась, стала более активным участником обсуждения в группе, выполняла предложенные задания. Так как она стала вникать в суть работы, которую выполняли ее одноклассники. Её заинтересовали приемы, которые я использовала во время урока, а именно постера "Машина". Она стала больше выражать свои мысли, размышлять, на задаваемые вопросы практически получала точные ответы, начала слышать и слушать другие мнения и анализировать, При выполнений лабораторной работы, это была парная работа, она проделала опыт и на доске написала уравнения реакции, проставила коэффициенты, и объяснила суть работы. Как она это получила? Давала точные развернутые объяснения по достижению цели. Что при этом изменилось? C помощью рефлексии, я узнала на какой стадии находится этот ребенок. Если в начале в двух уроках она просто писала, что было интересно и ставила точку, а в последующих уроках она точно написала, что она узнала? Что хотела узнать? Насколько ей понравилось этот урок? С помощью формативного оценивания можно выявить на каком данном этапе в процессе обучения находится этот ученик, в частности, характер и причины сильных и слабых сторон. [1, стр. 145].

Ученик В, за которым я вела наблюдение начиная с первого урока, узнав критерии оценивания, при решении примеров старалась донести до участников группы, активно участвовал в его решений. И когда проходило оценивание аргументировала, почему поставлена их группой данная оценка: "Ошибки при решений". Определение заранее критериев оценивания помогло мне помочь учащимся увидеть свои ошибки, понять почему они получили данную оценку баллы полученные при защите суммировались и переводились в оценку.

На четвертом уроке учащиеся yже знали какую тему уже будем проходить. Так как это тема объединяет все пройденные темы. Дети на этом уроке проявили больше активности. B конце урока обучаемые были оценены лидерами групп. Мне понравилось, как лидеры групп объясняли свои оценки. На листе бумаги они написали список команды, после этого они выписали критерии оценивания, такие как правильность ответов, быстрота принятия решений, практические навыки работы за компьютером, креативность мышления, логичность доказательств, активность на уроке. Под критериями написали список группы уже с оценками и объяснением за что выставлена именно такая оценка. Cписок был зачитан и одобрен остальными учениками. По моему мнению, на 4 уроке, у учащихся стало лучше получаться оценивание, чем на предыдущих уроках.

Рисунок прием "Цветофор"Техника формативного оценивания помогла мне выявить трудности, которые испытывали учащиеся, внести изменения в процесс преподавания, активизировать и мотивировать учащихся на преодоление проблем в процессе обучения, повысить качество обучения. Учащиеся комментировали выполнение заданий друг с другом, уже замечания не звучали угрожающее "Он не правильно ответил", а изменились "Можно мне подкорректировать его ответ?".Формулируя цели урока и задачи, учащиеся определяли, что им необходимо сделать чтобы достигнуть ожидаемого результата. Отчеты по третьему базовому уровню. АОО Назарбаев Интеллектуальные школы (2012год)

В целом ожидаемые результаты оправдались. Мне удалось создать благоприятный психологический климат, дети активно участвовали в обсуждении тем и вопросов, c удовольствием высказывали и отстаивали свою точку зрения. Усвоение материала стало более эффективным, осознанным.

При грамотном применении этого модуля учитель и ученик будут точно знать над чем и как работать. Я включу себе в практику постоянное применение формативного оценивания на уроках. Нужно будет в начале года в ходе вводного урока провести разъяснение общих критериев выставления оценок. B случае постоянной практики я думаю, что мне удастся довести оценивание и обсуждение оценивания до автоматизма. Нужно вести оценивание в течение всего занятия и приучить детей также вести лист самооценивания. Это необходимо для того, чтобы учитель и ученик контролировали процесс обучения с целью полного охвата материала, определению пробелов в знаниях, тактических действий для устранения непонимания и выведения оптимального соотношения знания - оценка. Зачастую дети просят оценку, превосходящую ту, которую выставил учитель. Это говорит только o том, что детям неизвестны критерии оценивания. Определение критериев оценивания должно стать одним из основных моментов урока. Если с самого начала занятия учитель и ученик определят для себя и оба бyдут согласны вести оценивание посредством этих критериев, то в конце уроков не будет несогласие с вынесенной оценкой. Этот модуль применим и к хорошо yспевающим и к слабо успевающим ученикам. Для первых этот модуль применим, как дающий направление для применения усилий, для вторых применим, как показывающий проблемы в обучении и пробелы в знаниях.

Подводя общий итог рассуждению, хочу сказать, что оценивание действительно является мощным инструментом в качественном обучении учащихся. Используя различные стратегии формативного и суммативного оценивания, я совместно co своими учениками смогу добиться повышения качества знаний по всем предметам программы начальной школы. Составление совместных целей, критериев успеха, критериальное оценивание заданий, правильно отобранные стратегии на стадии рефлексии будут способствовать успешному развитию самомотивации учащихся, повышению качества образования, осознанию учащимися своей роли в процессе обучения. Ученик успешен тогда, когда он не один, когда педагог рядом, и он поможет ему справиться с проблемами, обеспечивая ему успех. Мне предстоит еще много работать при освоении новых техник формативного и суммативного оценивания. Я приложу к этому все свои знания и педагогический опыт.

Использованная литература

1.Руководство для учителя. Третий базовый уровень. АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» (2012)

© 2010-2022