- Преподавателю
- Химия
- Применение спиртов. Токсическое влияние спиртов на организм человека: причины и последствия
Применение спиртов. Токсическое влияние спиртов на организм человека: причины и последствия
Раздел | Химия |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Ольшанская Н.В. |
Дата | 07.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Урок 4.
ТЕМА. Применение спиртов. Токсическое влияние спиртов на организм человека: причины и последствия.
Задачи: познакомить учащихся с вредным физиологическим действием спиртов на организм человека; рассмотреть связь между свойствами спиртов и их применением в народном хозяйстве. На основании знаний учащихся о химических свойствах спиртов выяснить возможность их применения.
Тип урока: комбинированный.
ХОД УРОКА.
ДЕВИЗ УРОКА. «Знать хорошее важнее, чем знать многое».
Ж.Ж.Руссо
I. Организация начала урока.
На предыдущих уроках вы ознакомились с ещё одним классом органических
соединений - предельные одноатомные спирты.
Сегодня на уроке мы должны повторить, закрепить и обобщить знания и умения о:
- строении
- гомологическом ряде
- изомерии и номенклатуре
- свойствах
- применении и получении спиртов
II. Актуализация опорных знаний.
1. Работа у доски.
Карточка №1. Собрать шаростержневую модель молекулы этилового спирта и обсудить вопрос о пространственном расположении атомов в молекуле.
Карточка №2. Составить структурные формулы трёх изомеров, отвечающих формуле С6Н13ОН. Назвать эти вещества.
Карточка №3. Напишите уравнения реакций, характеризующих химические свойства метанола по плану:
- реакция горения
-взаимодействие с металлическим Na
-взаимодействие с хлороводородной кислотой
-межмолекулярную дегидратацию
-реакцию окисления с купрум (ІІ) оксидом.
Назовите полученные вещества.
Карточка №4. Решить задачу: при сжигании органического вещества массой 4,8г получено 6,6г оксида углерода (IV) и 3,8г воды. Относительная плотность этого вещества по водороду равна 16. Определите формулу вещества и назовите его.
2. Работа на местах (2 пары).
Карточка с задачей (для взаимопроверки).
3. Работа с классом.
- Пока ребята готовятся, ответим на некоторые вопросы:
1. Что такое спирты?
2. Функциональная группа - это …
3. Какова общая формула гомологического ряда предельных одноатомных спиртов?
4. Назовите представителей предельных одноатомных спиртов
5. Расскажите о физических свойствах спиртов.
4.Игра. Двигаясь по часовой стрелке и пропуская все время одинаковое количество слогов, вы прочитаете одно из химических правил.
-
Най
бу
дос
ван
ко
ня
ний.
на
до
спир
тич
лі
бом
ту
те
со
син
спо
є
шим
Ответ. Найдосконалішим способом виробництва спирту є синтетичний.
ІІІ. Восприятие нового материала.
-
Применение спиртов.
Самостоятельная работа учащихся с учебником (прочитать § 3, заполнить правую часть таблицы) - время 5-7 минут.
Свойства спиртов (физические и химические)
Применение спиртов.
1.Хорошо растворяет органические и неорганические вещества.
2.Метанол имеет низкую температуру замерзания.
3.Метанол и этанол хорошо, без копоти горят. Высокая детонационная стойкость.
4.Взаимодействуют с галогеноводородами.
5.Реакция дегидратация этанола.
6.Реакция дегидрирования и дегидратации.
7.Под действием окислителей до уксусной кислоты
-
Анализ работы с текстом учебника.
2.Токсичное влияние этанола на организм человека.
- Говоря о спиртах, нельзя не затронуть вопроса о физиологическом действии спиртов на живые организмы.
• Посмотрите на результаты заранее поставленного мною опыта:
В двух стаканах с мокрой ватой на дне я поместила зёрна пшеницы. В 1-ый добавила 20 капель спирта, во 2-ой - воды. В 1-ом стакане зерна не проросли, а во 2-ом проросли.
Какой вывод можно сделать?
(Алкоголь является ядом для каждой живой клетки)
• В опытах на животных было установлено, что при постоянном поступлении в организм этанола уже через две недели снижались рефлексы, животные вели себя агрессивно, а на 25-ый день появлялись судороги, наступал паралич.
• И на организм человека спирты действуют губительно. Мы с вами уже рассматривали механизм воздействия и превращения спирта в организме.
Кроме того, ежедневное употребление 150г чистого алкоголя неминуемо влечёт за собой развитие алкоголизма, т.е. болезненного влечения к алкоголю. Непреодолимого желания достичь эйфорического состояния (опьянения). Алкоголизм опасен как для мужчин, так и для женщин. Но особый вред приносит алкоголь, употребляемый женщиной, которая хочет стать матерью. А почему…? Через плаценту осуществляется связь между матерью и плодом. Поэтому, если мать употребляет алкоголь, развитие плода происходит с аномалиями, т.к. он постоянно подвергается отравляющему действию алкоголя.
Ваши выводы подтверждают исследования учёных: при наблюдении за 10-ю семьями алкоголиков в течение 28 лет. Из 57 родившихся в этих семьях детей:
25 - умерли в возрасте до 1 года
5 - страдали эпилепсией
5 - гидроцефалией (замещение тканей мозга жидкостью)
12 - были умственно отсталыми. И только 10 - сравнительно здоровыми в физическом и психическом отношении.
Вывод. Вред алкоголя на организм очевиден.
ЭКСПЕРИМЕНТ «Влияние этанола на молекулы белков».
В три пробирки с яичным белком добавить по 5 мл воды, этанола и нитратной кислоты.
Вопросы:
-
Что вы наблюдаете?
-
Что происходит с молекулами белков вследствие действия на них спирта и кислоты?
-
Как называется этот процесс?
-
Какова причина разрушения этанолом эритроцитов - красных кровяных клеток?
-
Каковы причины необратимой денатурации белковых молекул для живого организма?
-
В чем причина дезинфицирующих свойств этанола?
-
Сообщения учащихся на тему «Алкоголизм - тяжелая болезнь».
ІѴ. Подведение итогов урока (рефлексия).
1.Что нового вы узнали сегодня на уроке?
2.Давайте попробуем оценить наш урок?
3.Пригодятся ли вам знания, полученные сегодня на уроке в жизни?
4.Соответствует ли девиз урока, полученным знаниям?
Ѵ. Домашнее задание.
-
§ 1, повт. Тему «Предельные одноатомные спирты».