• Преподавателю
  • Химия
  • Нестандартные формы обучения на уроках химии и биологии с использованием ИКТ, как средство активизации познавательной деятельности учащихся

Нестандартные формы обучения на уроках химии и биологии с использованием ИКТ, как средство активизации познавательной деятельности учащихся

Раздел Химия
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Нестандартные формы обучения на уроках химии и биологии с использованием ИКТ, как средство активизации познавательной деятельности учащихсяНестандартные формы обучения на уроках химии и биологии с использованием ИКТ, как средство активизации познавательной деятельности учащихсяНестандартные формы обучения на уроках химии и биологии с использованием ИКТ, как средство активизации познавательной деятельности учащихсяНестандартные формы обучения на уроках химии и биологии с использованием ИКТ, как средство активизации познавательной деятельности учащихсяНестандартные формы обучения на уроках химии и биологии с использованием ИКТ, как средство активизации познавательной деятельности учащихсяСтепногорск қаласының білім бөлімі

Степногорский отдел образования





Биология және химия пәнінің мұғалімі

Вознюк Наталья Ивановнаның педагогикалық тәжірибесін жалпылау.

Обобщение педагогического опыта учителя химии и биологии

Вознюк Н.И.





Тақырыбы:

Тема:

Нестандартные формы обучения на уроках химии и биологии

с использованием ИКТ, как средство активизации

познавательной деятельности учащихся









Шаңтөбе орта мектебі

2014 жыл

Средняя школа п.Шантобе

2014год

Урок - это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора и эрудиции.

В.Сухомлинский

В брошюре представлен опыт работы учителя химии и биологии

Вознюк Натальи Ивановны.

Учитель рассказывает о формах и методах применения информационных компьютерных технологий при использовании нестандартных форм обучения в учебно-воспитательном процессе, для развития познавательной деятельности, творческих способностей, качества знаний, учащихся по предмету.

Рекомендуется учителям химии и биологии.
























Визитная карточка



Нестандартные формы обучения на уроках химии и биологии с использованием ИКТ, как средство активизации познавательной деятельности учащихся





Ф.И.О. Вознюк Наталья Ивановна

Дата рождения 22августа 1974год

Окончила Кокшетауский педагогический институт

им.Ш Уалиханова

Педагогический стаж 20 лет

Категория первая


Содержание

Введение. …………………………………………….………………………...5

1.Использование современных ИКТ-технологий на уроках. ………………8

2.Понятие нестандартный урок. ..…………………………………………….9

3. Типы нестандартных уроков………………………………………………12

4. Подготовка нетрадиционного урока........................................................ ....14

5.Результативность использования нетрадиционных методов работы........16

6.Рекомендации по проведению нестандартных уроков...............................17

7. Фрагменты с уроков......................................................................................18

8.Заключение……………………………………………………………….....20

9.Приложение…….…………………………………………………………..24

10.Список используемой литературы и интернет-ресурсов………………34







Введение

XXI век - век высоких компьютерных технологий. Что нужно современному человеку для того, чтобы чувствовать себя комфортно в новых социально - экономических условиях жизни? Какую роль должна играть школа, и какой она должна быть в XXI веке, чтобы подготовить человека к полноценной жизни и труду? Совершенно очевидно, что, используя только традиционные методы обучения, решить эту проблему невозможно, в школе необходимо создать и уже создаются условия, способные обеспечить следующие возможности:

-вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс;

-совместная работа в сотрудничестве для решения разнообразных проблем;

-широкое общение со сверстниками из других школ, регионов, стран;

-свободный доступ к необходимой информации в информационных центрах всего мира с целью формирования своего собственного независимого аргументированного мнения по различным проблемам.

Поэтому в настоящее время возникла необходимость организации процесса обучения на основе современных информационно-коммуникативных технологий, где в качестве источников информации всё шире используются электронные средства. Ведь только новые информационные технологии позволят наиболее эффективно реализовать возможности, заложенные в новых педагогических технологиях.

Как же сделать уроки и химии, и биологии интересным? Эта проблема давно привлекает к себе внимание учителей. Многообразие поисков ее решения находит свое отражение как в привлечении яркого, необычного дидактического материала, вызывающего интерес к его содержанию, так и в использовании нестандартных заданий, вызывающих интерес самими формами работы.

Поэтому мною была выбрана следующая тема по самообразованию: «Нестандартные формы и методы проведения уроков химии и биологии как средство повышения познавательной деятельности с использованием ИКТ».

Попытаюсь обосновать свой выбор данной темы.

Актуальность темы самообразования

Век компьютерных технологий набирает обороты и уже, пожалуй, нет ни одной области человеческой деятельности, где она не нашла бы свое применение. Педагогические технологии не остались в стороне от всеобщего процесса компьютеризации. Поэтому, я считаю, что использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. Сегодня необходимо, чтобы каждый учитель по любой школьной дисциплине мог подготовить и провести урок с использованием ИКТ. Теперь учителю представилась возможность сделать нестандартный урок еще более ярким и увлекательным. Компьютер позволяет создать условия для повышения процесса обучения: совершенствование содержания, методов и организационных форм.

В современном образовании создалась проблема - информационной перегруженности обучающихся. Противоречие между необходимостью повышения качества образования и учетом потребностей, обучающихся в использовании современных технологий констатирует актуальность данной темы. Поиск эффективных путей разрешения обозначенного выше противоречия привело к определению темы и гипотезы: если использовать ИКТ, мультимедийную презентацию на уроке как средство создания ситуации занимательности, то будет повышаться интерес к учебной деятельности и качество образования. Важнейшее из условий, которое способствует возникновению заинтересованного отношения к учебной деятельности, - мотивация учебно-познавательной деятельности школьников, а также их активные и сознательные действия, направленные на освоение материала. Применение этих технологий в обучении биологии и химии объясняется также необходимостью решения проблемы поиска путей и средств активизации познавательного интереса обучающихся, развития их творческих способностей, стимуляции умственной деятельности. Особенностью учебного процесса с применением компьютерных средств является то, что центром деятельности становится ученик, который, исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает процесс познания. Учитель часто выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу и самостоятельность.

Целью моей работы является повышение познавательной активности обучающихся на уроках, изучение и использование в учебном процессе нестандартных форм и методов проведения уроков химии, биологии с использованием ИКТ. Воспитание творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно.

Исходя из цели, поставлены следующие задачи:

-содействовать развитию познавательного интереса;

-повысить мотивацию к учению;

-развивать различные типы мышления учащихся;

-развивать творческие способности учащихся;

-создавать комфортные условия для обучения;

-осуществлять дифференцированный подход;

использовать лабораторно-практические работы на уроках;

-проводить виртуальные экскурсии с выходом на природные объекты;

-создавать мультимедийные проекты по предмету.

В процессе своей педагогической деятельности я пришла к заключению, что одним из наиболее эффективных способов внедрения инновационных технологий (и их отдельных элементов) в процесс обучения и воспитания является использование нетрадиционных уроков.

Польза нестандартных уроков

  1. Нестандартные уроки помогают избавиться от ярлыков на учащихся: каждый ученик оказывается в нестандартной ситуации и может проявить себя с неизвестной стороны.

  2. Нестандартные уроки способствуют повышению интереса учащихся к предмету.

  3. Нестандартные уроки развивают мышление, логику, учат детей рассуждать, принимать решения и отвечать за собственные поступки.

  4. Нестандартные уроки помогают детям найти контакт друг с другом, учат работать в команде, являются хорошей профилактикой конфликтов между детьми (хотя и на уроке могут случаться конфликты), нестандартные уроки учат общаться.

1.Использование современных ИКТ-технологий на уроках.

Качество подготовки учащихся определяется содержанием образования, технологиями проведения урока, его организационной и практической направленностью, его атмосферой, поэтому необходимо применение новых педагогических технологий в образовательном процессе.

Формы использования ИКТ при проведении нестандартных уроков

1. Использование готовых электронных продуктов.

2. Использование мультимедийных презентаций.

3. Использование ресурсов сети Интернет.

4. Использование программного обеспечения SMART Board (ПО, предназначенное для интерактивной доски).

5. Использование ИКТ в сочетании с методом проектов.

6. ИКТ в сочетании с модульным обучением (МО).

Каково влияние использования информационно-коммуникационных технологий на ученика?

- ИКТ способствует повышению познавательного интереса к предмету;

-ИКТ содействует росту успеваемости учащихся по предмету;

- ИКТ позволяет учащимся проявить себя в новой роли;

- ИКТ формирует навыки самостоятельной продуктивной деятельности;

- ИКТ способствует созданию ситуации успеха для каждого ученика.

Каково влияние использования информационно-коммуникационных технологий на учителя? ИКТ дают:

- экономию времени на уроке;

- глубину погружения в материал;

- повышенную мотивацию обучения;

- интегративный подход в обучении;

- возможность одновременного использования аудио-, видео-, мультимедиа- материалов;

- возможность формирования коммуникативной компетенции учащихся, т.к. ученики становятся активными участниками урока не только на этапе его проведения, но и при подготовке, на этапе формирования структуры урока;

- привлечение разных видов деятельности, рассчитанных на активную позицию учеников, получивших достаточный уровень знаний по предмету, чтобы самостоятельно мыслить, спорить, рассуждать, научившихся учиться, самостоятельно добывать необходимую информацию.

Программное обеспечение уроков с использованием ИКТ:

1) электронные учебники;

2) справочные и учебные материалы;

3) виртуальные лабораторные практикумы;

4) учебные презентации и видеофильмы;

5) тестовые программы и тренажеры;

6) игровые программы;

7) обучающие программы;

8) интерактивные карты и схемы;

9) компьютерное моделирование.

2.Понятие нестандартный урок

В последнее время все более прочные позиции в практике учителей завоевывают нестандартные формы уроков. Ученик, обучающийся на таком уроке, развивается более успешно и является активным субъектом обучения, причем эта активность, осознанная. Ребенок знает, чем он должен заниматься и каковы будут результаты его деятельности. Ученик активно включается в процесс, у него проявляется интерес к познанию, что повышает качество обучения.

Эффективность нестандартных уроков заключается и в том, что они позволяют использовать различные формы организации деятельности учащихся: групповые, парные, индивидуальные. Содержание изучаемого материала выходит за рамки школьной программы. Детям приходиться работать с дополнительной литературой, выпускать газеты, составлять кроссворды и ребусы, писать сказки и стихи. Это способствует развитию творческих способностей учащихся.

Другая важная особенность познавательной деятельности при подготовке к таким урокам - значительные положительные эмоции, ученик становится партнером по творчеству и получает удовольствие от результатов своего труда. Оценивают деятельность на таких уроках сами учащиеся, а для них это более значимо, чем оценка педагога.

Нестандартное задание - понятие очень широкое. Оно включает целый ряд признаков, позволяющих отграничить задания этого типа от традиционных (стандартных). Главный отличительный признак нестандартных заданий - их связь "с деятельностью, которую в психологии называют продуктивной", творческой. Есть и другие признаки:

- самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения);

- необычные условия работы;

- активное воспроизведение ранее полученных знаний в незнакомых условиях.

Нестандартные задания могут быть представлены в виде проблемных ситуаций (затруднительных положений, из которых надо найти выход, используя полученные знания), ролевых и деловых игр, конкурсов и соревнований (по принципу "кто быстрее? больше? лучше?") и других заданий с элементами занимательности (житейские и фантастические ситуации, инсценировки, лингвистические сказки, загадки, "расследования").

Нестандартные формы и методы обучения позволят обеспечить занимательность занятий, учесть индивидуальные особенности группы, использовать содержание учебного материала, активизировать познавательную деятельность, отыскать резервы времени, наладить процесс сотрудничества учителя и ученика. Нестандартные уроки воспитывают общую культуру и культуру мнений, умение грамотно вырабатывать собственную активную, высоконравственную позицию.

Нестандартные уроки - это всегда уроки-праздники, когда активны все учащиеся, когда каждый имеет возможность проявить себя и когда класс становится коллективом. И именно на таком уроке, как говорил Цицерон: «Зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего».

Подготовка к нетрадиционным урокам проводится очень тщательно, а это, как правило, требует много сил и времени и со стороны учителя, и со стороны ученика. В своей практике я наиболее удачно использую несколько нетрадиционных форм урока: практикум, викторина, исследование, путешествие, диалог на основе проблемной ситуации, деловая игра, зачет. Выбор зависит от нескольких условий: во-первых, учитываю возрастные особенности учащихся, во-вторых, задачи, цели, содержание обучения в связи с изучаемой темой.

Творческие принципы нестандартных уроков:

***Отказ от шаблона в организации урока, формализма в проведении.

***Максимальное вовлечение учащихся класса в активную деятельность на уроке.

***Не развлекательность, а занимательность и увлечение как основа эмоционального тона урока.

***Поддержка альтернативности, множественности мнений.

***Развитие функции общения на уроке как условие обеспечения взаимопонимания, побуждения к действию, ощущение эмоционального удовлетворения.

***«Скрытая» дифференциация учащихся по учебным возможностям, интересам, способностям и склонностям.

***Использование оценки в качестве формирующего (а не только результирующего) инструмента.

Основная функция нетрадиционного урока в системе образования заключается в создании необходимого дидактического фона для проявления и удовлетворения личностных потребностей, учащихся и педагогов.

Кроме того, можно выделить еще ряд функций, которые выполняет нестандартный урок:

обучающая - развитие памяти, внимания, навыков владения языком, восприятия информации различного характера;

развлекательная - создание благоприятной атмосферы, трансформация урока в увлекательное действо;

коммуникативная - сплочение коллектива, установление положительных эмоциональных контактов;

развивающая - гармоничное развитие личностных качеств;

психотехническая - формирование навыков подготовки своего физиологического состояния для более эффективной деятельности и усвоения большего объема информации;

воспитательная - психотренинг и психокоррекция проявления личности в условных (игровых) моделях жизненных ситуаций;

релаксационная - снятие эмоционального напряжения.

Такая функциональная нагрузка урока позволяет использовать элементы сразу нескольких эффективных педагогических технологий (личностно-ориентированного обучения и воспитания, дифференцированного, проблемного, диалогового, рефлексивного и т. д.) или какую-либо одну (в соответствии с целями и задачами).

3. Типы нестандартных уроков.

Анализ педагогической литературы позволил выделить несколько десятков типов нестандартных уроков. Их названия дают некоторое представление о целях, задачах, методике проведения таких занятий. Перечислю наиболее распространенные типы нестандартных уроков.

1.Классификация нестандартных уроков (из анализа педагогической литературы)

Нестандартные формы обучения на уроках химии и биологии с использованием ИКТ, как средство активизации познавательной деятельности учащихсяНестандартные формы обучения на уроках химии и биологии с использованием ИКТ, как средство активизации познавательной деятельности учащихся

Нестандартные формы обучения на уроках химии и биологии с использованием ИКТ, как средство активизации познавательной деятельности учащихся


Нестандартные формы обучения на уроках химии и биологии с использованием ИКТ, как средство активизации познавательной деятельности учащихсяНестандартные формы обучения на уроках химии и биологии с использованием ИКТ, как средство активизации познавательной деятельности учащихся

Нестандартные формы обучения на уроках химии и биологии с использованием ИКТ, как средство активизации познавательной деятельности учащихся

Нестандартные формы обучения на уроках химии и биологии с использованием ИКТ, как средство активизации познавательной деятельности учащихсяНестандартные формы обучения на уроках химии и биологии с использованием ИКТ, как средство активизации познавательной деятельности учащихся

2. Классификация нестандартных уроков (по ФИЦУЛЕ ММ)

1. Интегрированные уроки, на которых материал нескольких тем дается блоками.

2.Межпредметные уроки, на которых ставится цель объединить однородный материал нескольких предметов.

3.Театрализованные уроки, которые проводятся в пределах учебной программы и согласно установленному расписанию.

4.Сугестопедические уроки воздействия на подсознание (пока не получившие широкого распространения из-за отсутствия технологических разработок).

5.Уроки с разновозрастным составом учеников (в малокомплектных школах или передача блоками материала, изучаемого по программе в разных классах).


  • Урок-диспут. Инициированный педагогом спор на общественно значимую и неоднозначную тему. Дети высказывают разные точки зрения по заявленной теме, необязательно выступать со своей личной точкой зрения, детям может быть намеренно дана точка зрения, с которой они не согласны, но в рамках урока они должны защищать ее.

  • Деловая игра. На уроке воспроизводится жизненная ситуация или проблема, и в рамках урока происходит ее «обыгрывание» и решение.

  • Урок-конференция. Такой тип урока наиболее востребован в старших классах. Детям заранее сообщается тема конференции, класс делится на группы, каждая из которых получает тему для подготовки доклада.

  • Урок-встреча. На урок приглашается третье лицо (писатель, ученый, ветеран, путешественник, военный, иностранец и т.д.).

  • Урок-концерт, инсценировка. Такие уроки наиболее подходят для уроков литературы, литературного чтения, иностранного языка.

  • Интегрированный урок. Уроки, проводимые сразу по двум и более предметам, часто двумя педагогами (литература и физика, английский язык и биология - чем неожиданные сочетание, тем интереснее). Задача интегрированного урока - показать связь между различными предметами, между предметом и реальной жизнью.

  • Урок-игра. Урок, на котором дети играют, например, в аналоги телевизионных игр: «Своя игра», «Кто хочет стать миллионером» (отличником), «Что? Где? Когда?» и другие. Такие уроки отлично подходят для закрепления и обобщения знаний по предмету, как начальные или заключительные уроки в начале или в конце четверти.

  • Урок-исследование. Отличие данного урока в том, что входе решения поставленной проблемы в классе выдвигается гипотеза, а дальнейшие действия сводятся к алгоритму. В результате работы дети должны сформулировать выводы, интерпретировать результат своей деятельности.

4.Подготовка нетрадиционного урока

Формула эффективности урока включает две составные части: тщательность подготовки и мастерство проведения. Плохо спланированный, недостаточно продуманный, наспех спроектированный и не согласованный с возможностями учащихся урок качественным быть не может. Подготовка урока - это разработка комплекса мер, выбор такой организации учебно-воспитательного процесса, которая в данных конкретных условиях обеспечивает наивысший конечный результат.

В подготовке учителя к уроку выделяются три этапа:


ДИАГНОСТИКИ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ПРЕКТИРОВАНИЯ

При этом предполагается, что учитель хорошо знает фактический материал, свободно ориентируется в своем учебном предмете. Он ведет и пополняет собственные так называемые тематические папки или рабочие книги, куда заносит новейшие сведения, появившиеся в области преподаваемого им предмета, проблемные вопросы и задания, тестовые материалы и т. д. Для успешной подготовки урока, подчеркну еще раз, важно, чтобы у педагога не было проблем с фактическими заданиями, чтобы он уверенно владел учебным материалом.

Подготовительная работа сводится к «приспособлению» учебной информации к возможностям класса, оценке и выбору такой схемы организации познавательного труда и коллективного сотрудничества, которая даст максимальный эффект.

Диагностика заключается в «прояснении» всех обстоятельств проведения урока: возможностей учащихся, мотивов их деятельности и поведения, запросов и наклонностей, интересов и способностей, требуемого уровня обученности, характера учебного материала, его особенностей и практической значимости, структуры урока, - а также во внимательном анализе всех затрат времени в учебном процессе - на повторение (актуализацию) опорных знаний, усвоение новой информации, закрепление и систематизацию, контроль и коррекцию знаний, умений. Завершается данный этап получением диагностической карты урока, на которой наглядно представляется действие определяющих эффективность занятия факторов. .

Прогнозирование направлено на оценку различных вариантов проведения будущего урока и выбор из них оптимального по принятому критерию.

Проектирование (планирование) - это завершающая стадия подготовки урока, и заканчивается она созданием программы управления познавательной деятельностью учащихся.

Программа управления - это краткий и конкретный произвольно составленный документ, в котором педагог фиксирует важные для него моменты управления процессом: кого и когда спросить, где вводить проблему, как перейти к следующему этапу занятия, по какой схеме перестроить процесс в случае возникновения заранее предусмотренных затруднений и т. д. Программа управления отличается от традиционного плана урока четким, конкретным определением управляющих воздействий.

Я всегда пишу подробные планы-конспекты урока. Это требование выведено из практики: еще никому не удавалось стать мастером, не осмыслив во всех деталях организации предстоящего урока.


5.Результативность использования нетрадиционных методов работы

Нетрадиционные формы урока - одна из форм активного обучения. Проведение нетрадиционных уроков способствовало повышению эффективности обучения, дало возможность свести воедино и осуществить на практике все принципы обучения с использованием различных средств и методов. Для учащихся нетрадиционный урок - переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения: положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве, а значит новые обязанности и ответственность.

Данные уроки позволили развить у обучающихся творческие способности и личностные качества, оценить роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных наук, самостоятельность и совсем другое отношение к своему труду. Значительно повысился интерес учащихся к изучаемому предмету, науке. В процессе проведения этих уроков складываются благоприятные условия для развития умений и способностей быстрого мышления, к изложениям кратких, но точных выводов.

Нетрадиционные формы важно применять на уроках химии при изучении классов неорганических соединений, потому что умелое их применение побуждает к активной учебной деятельности, вызывает массу положительных эмоций, способствует формированию мотивации учения школьников. Именно на таких уроках детям особенно интересно. На фоне положительных эмоций детьми лучше усваивается учебный материал, работоспособность учащихся значительно повышается. На нетрадиционных уроках удаётся заставить работать каждого ребёнка. Сформированность положительной мотивации учения школьников, повышение активности на уроке, познавательной деятельности определялась тем, что нами использовались дидактические игры на уроках, разнообразные задания на развитие мышления и памяти, активное восприятие детей пробуждала применяемая на уроке наглядность. Также большую роль играли кроссворды, загадки, используемые на уроках, методы поощрения детей.

Нетрадиционные уроки способствуют развитию навыков коллективной деятельности, чувства ответственности и взаимовыручки. Дети на таких уроках учатся уважать товарищей, согласовывать свои действия с действиями партнёров, общаться друг с другом. Нетрадиционная форма делает урок живым, а общение искренним, помогает дойти до ума и сердца каждого ребёнка, вызвать творческий интерес к предмету. Нетрадиционные уроки способствуют формированию мотивации учения, выступают средством повышения интереса и активности младших школьников; нетрадиционные уроки отличаются разнообразием, чёткостью, системностью, творческим подходом.

Результаты опроса обучающихся.

Нестандартные формы обучения на уроках химии и биологии с использованием ИКТ, как средство активизации познавательной деятельности учащихся Нестандартные формы обучения на уроках химии и биологии с использованием ИКТ, как средство активизации познавательной деятельности учащихся

Да. Уроки биологии становятся интереснее, если в них включены нестандартные задания с использованием информационных технологий.

Нет. Ничего не изменилось.

5. Рекомендации по проведению нестандартных уроков.

1. Нестандартные уроки следует использовать как итоговые при обобщении и закреплении знаний, умений и навыков учащихся;

2. Слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как это может привести к потере устойчивого интереса к учебному предмету и процессу учения;

3. Нетрадиционному уроку должна предшествовать тщательная подготовка и в первую очередь разработка системы конкретных целей обучения и воспитания;

4. При выборе форм нетрадиционных уроков преподавателю необходимо учитывать особенности своего характера и темперамента, уровень подготовленности и специфические особенности класса в целом и отдельных учащихся;

5. Интегрировать усилия учителей при подготовке совместных уроков, целесообразно не только в рамках предметов естественно-математического цикла, но и выходя на предметы гуманитарного цикла;

6. При проведении нестандартных уроков руководствоваться принципом «с детьми и для детей», ставя одной из основных целей воспитание учащихся в атмосфере добра, творчества, радости.

При подготовке и проведении необычных (нестандартных, нетрадиционных) уроков следует помнить, что в значительной степени их эффективность будет обеспечиваться при условиях, если учитель:

***нестандартный урок принимает в качестве одного из ведущих средств обучения;

***хорошо владеет методикой (технологией) проведения нетрадиционных уроков;

***умело использует нетрадиционные и традиционные формы работы;

***владеет способностью диагностировать, отбирать содержание, конструировать дидактический процесс в рамках нестандартного урока;

***включает нестандартные уроки в систему своей работы.

7.Фрагменты с уроков

Нестандартные формы обучения на уроках химии и биологии с использованием ИКТ, как средство активизации познавательной деятельности учащихсяНестандартные формы обучения на уроках химии и биологии с использованием ИКТ, как средство активизации познавательной деятельности учащихся

Нестандартные формы обучения на уроках химии и биологии с использованием ИКТ, как средство активизации познавательной деятельности учащихсяНестандартные формы обучения на уроках химии и биологии с использованием ИКТ, как средство активизации познавательной деятельности учащихся

Нестандартные формы обучения на уроках химии и биологии с использованием ИКТ, как средство активизации познавательной деятельности учащихсяНестандартные формы обучения на уроках химии и биологии с использованием ИКТ, как средство активизации познавательной деятельности учащихся

Нестандартные формы обучения на уроках химии и биологии с использованием ИКТ, как средство активизации познавательной деятельности учащихсяНестандартные формы обучения на уроках химии и биологии с использованием ИКТ, как средство активизации познавательной деятельности учащихся

Нестандартные формы обучения на уроках химии и биологии с использованием ИКТ, как средство активизации познавательной деятельности учащихсяНестандартные формы обучения на уроках химии и биологии с использованием ИКТ, как средство активизации познавательной деятельности учащихся

Нестандартные формы обучения на уроках химии и биологии с использованием ИКТ, как средство активизации познавательной деятельности учащихсяНестандартные формы обучения на уроках химии и биологии с использованием ИКТ, как средство активизации познавательной деятельности учащихся

Нестандартные формы обучения на уроках химии и биологии с использованием ИКТ, как средство активизации познавательной деятельности учащихсяНестандартные формы обучения на уроках химии и биологии с использованием ИКТ, как средство активизации познавательной деятельности учащихся

Нестандартные формы обучения на уроках химии и биологии с использованием ИКТ, как средство активизации познавательной деятельности учащихсяНестандартные формы обучения на уроках химии и биологии с использованием ИКТ, как средство активизации познавательной деятельности учащихся

8.Заключение

Считаю, что информационно-коммуникативные технологии - одни из самых эффективных в развитии мотивации к обучению наук естественного цикла. В своей педагогической работе я постоянно использую компьютерные технологии для повышения качества обучения, развития познавательного интереса к предметам. Компьютерные технологии существенно усиливают мотивацию изучения различных предметов, в том числе и химии, и биологии, повышают уровень индивидуализации обучения, интенсифицируют их деятельность.

В своей практике я применяю имеющиеся учебные электронные пособия на самых различных этапах урока: при изучении нового материала, для закрепления полученных знаний, контроля знаний, выполнения интерактивных лабораторных работ, получения дополнительной информации для урока, составлений презентаций и т.д.

С максимальной возможностью стараюсь использовать имеющиеся электронные учебники. Активно использую в своей работе такие возможности компьютера как Интернет. Интернет ресурсы используются мною при подборе иллюстративного материала к нестандартным урокам, необходимой информации для составления элективного курса, при подготовке учащихся к экзаменам.

Создаю собственные презентации к урокам, использую презентации, созданные учащимися. У меня собрана копилка «Презентации по биологии и химии». Мой кабинет биологии оборудован компьютером, мультимедийным проектором и широкоформатным экраном. Большой экран позволяет демонстрировать все подготовленные мной компьютерные аудио- и видеоматериалы. Разнообразие форм работы учащихся на уроке в сочетании с демонстрацией видеоряда и Multimedia материалов создает у учащихся эмоциональный подъем, повышенный интерес к предмету за счет новизны его подачи, снижает утомляемость учащихся.

Использование инновационных методов и приемов приводит к хорошим результатам: отсутствие неуспевающих по предметам, повышается мотивация, качество знаний по предмету стабильно.

Наблюдается положительная динамика результатов моей педагогической деятельности за последние 3 года.

Биология

Показатели

2010-2011

2011-2012

2012-2013

Качество знаний

72,6%

73%

74,8%

Успеваемость

100%

100%

100%

Химия

Показатели

2010-2011

2011-2012

2012-2013

Качество знаний

46,2%

43%

44,6

Успеваемость

100%

100%

100%

В 2012-13 учебном году Дмитрий Пинегер занял 4 место в городской олимпиаде по биологии.

Уже традицией стало участие ребят в Казахстанской интернет олимпиаде

( КИО), в этом учебном году приняли участие в международном интеллектуальном Турнире Ломоносова по химии и биологии, где заняли призовые места.

ФИО

место

предмет

класс

Общее число участников

Количество призовых мест

Вознюк Виктория

3

химия

8

278

32

Попов Максим

3

биология

9

507


43

Моя методическая копилка нестандартных уроков.

Нестандартные формы обучения на уроках химии и биологии с использованием ИКТ, как средство активизации познавательной деятельности учащихсяНестандартные формы обучения на уроках химии и биологии с использованием ИКТ, как средство активизации познавательной деятельности учащихся

Нестандартные формы обучения на уроках химии и биологии с использованием ИКТ, как средство активизации познавательной деятельности учащихсяНестандартные формы обучения на уроках химии и биологии с использованием ИКТ, как средство активизации познавательной деятельности учащихся

По итогам работы создала учебно-методическое пособие «Нестандартные формы обучения на уроках химии и биологии

с использованием ИКТ, как средство активизации

познавательной деятельности учащихся».

Принимала участие в городском конкурсе «Цикл уроков химии и биологии на основе деятельностного подхода», где заняла 3 место.


Вывод

Таким образом, использование ИКТ на уроках химии и биологии при проведении нестандартных уроков позволяет:

*сделать урок более интересным, наглядным;

*индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения;

*вовлечь учащихся в активную познавательную и исследовательскую деятельность;

*способствовать стремлению учащихся реализовывать себя, проявлять свои возможности;

*работать в интерактивном режиме;

*визуализировать учебную информацию;

*проводить лабораторные работы в условиях имитации в компьютерной программе реального опыта или эксперимента; демонстрации экспериментов, которые невозможно осуществить в рамках школьной лаборатории (отсутствие необходимого оборудования или реальный эксперимент опасен для здоровья);

*осуществлять контроль с обратной связью с диагностикой ошибок и оценкой результатов учебной деятельности;

*осуществлять самоконтроль и самокоррекцию;

*осуществлять тренировку в процессе усвоения учебного материала и самоподготовку учащихся;

*развивать творческие способности учащихся, активизировать познавательную деятельность и повышать мотивацию к обучению.

Из всего сказанного следует, что химия как наука ХХI века тесно связана с новыми информационными компьютерными технологиями, использование которых расширяет возможности учащихся, даёт более углубленно изучать интересующую его тему.

Использование компьютеров в учебной и внеурочной деятельности позволяет решить следующие проблемы: индивидуализация и дифференциация обучения; мотивация обучения; избежание трудностей при работе с печатными пособиями; дефицит времени; активизация самостоятельной работы учащихся.

У многих школьников значительно возрос интерес к биологии, они научились самостоятельно ставить проблему и находить ее решение, показали более высокие результаты в проверочных работах по соответствующим темам школьного курса, чем другие учащиеся. Мною было отмечено, что значительно увеличилось число учащихся, желающих попробовать свои силы в проектной деятельности. Активно не только использую новейшие компьютерные технологии, но и к этому привлекаю своих учеников. Старшеклассники к урокам готовят презентации и защищают. А на практических занятиях воспитываю в детях самостоятельность, навыки использования полученных теоретических знаний на практике, внедрять их в жизнь.

Использование мною информационных технологий в учебном процессе способствует росту моего профессионального мастерства, повышению эффективности овладения умениями самостоятельного извлечения знаний, развитию личности обучаемого и подготовке ученика к комфортной жизни в условиях информационного общества.

Конечно, подготовка уроков с использованием современных информационных технологий - это удел энтузиастов, поскольку требует много времени для поиска, систематизации и оформления информации. Но вложенный труд накапливается в виде целых циклов уроков, которые составляют интеллектуальное богатство учителя.

А лучшей наградой служат успехи учеников!

В качестве примера приведу весьма распространенную форму урока - урок экспресс-семинар, который проводила на семинаре при аттестации школы. Конечно же, с использованием ИКТ.

Урок: эксперт-семинар

Учитель Вознюк Н.И.

Нестандартные формы обучения на уроках химии и биологии с использованием ИКТ, как средство активизации познавательной деятельности учащихся

Цели и задачи:

Определить место пресмыкающихся в системе животного мира, многообразие, их значения в природе и жизни человека. Изучить и закрепить представителей отрядов пресмыкающихся и способы их охраны.

Уметь учиться работать коллективно в группах в заданном темпе, выполнять определенную задачу, графически оформлять информацию, выделять главное, публично выступать.

Учащиеся должны овладеть новыми знаниями: научиться выделять и формулировать характерные особенности групп на примере рептилий при работе с различными источниками информации, изучить роль рептилий в природе и жизни человека.

Метод обучения: репродуктивный, частично-поисковый, групповой.

оборудование: компьютер, интерактивная доска, презентация, подготовленная учителем в программе Power Point, энциклопедии "Мир вокруг нас", "Жизнь животных", CD Энциклопедия Кирилла и Мефодия, разработанные учителем тесты.

Приемы деятельности учителя

Организация выпуска устного журнала "Многообразие пресмыкающихся, их охрана", помощь в отборе материала и оформлении его, подведение итогов.

Организация деятельности учащихся:

Объединяются в группы: 1 "Ящерицы", 2 "Змеи", 3 "Черепахи", 4 "Крокодилы". Изучают материал, выбирают главное и интересное из дополнительной литературы, каждая группа оформляет страницу устного журнала, представляет первоначально классу, который заслушивает ее и передает в "Издательский отдел" во главе с экспертом.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

Тестовая работа по теме «Общая характеристика пресмыкающихся».

1 вариант

1. Рептилии произошли от:

а) древних кистеперых рыб;

б) древних земноводных.

2. Все рептилии дышат:

а) только легкими;

б) легкими и кожей;

в) только кожей.

3. Сердце большинства рептилий состоит:

а) из предсердия и желудочка;

б) из двух предсердий и желудочка;

в) из двух предсердий и двух желудочков.

4. В шейном отделе ящерицы:

а) 2 позвонка;

б) 4 позвонка;

в) 8 позвонков.

5. Какая кровь находится в желудочке сердца рептилий:

а) артериальная;

б) венозная;

в) смешанная.

6. Скелет передней конечности состоит из:

а) бедро, голень, стопа;

б) плечо, предплечье, стопа.

7. Скелет задней конечности состоит из:

а) бедро, голень, стопа;

б) плечо, предплечье, стопа.

8. Головной мозг рептилий состоит из:

а) 4 отделов;

б) 2 отделов;

в) 5 отделов

9. Условные рефлексы у хордовых связаны с:

а) передними полушариями мозга;

б) мозжечком;

в) с промежуточным мозгом.

10. Каким образом расположены конечности прыткой ящерицы:

а) под туловищем;

б) сбоку под углом к туловищу.

2 вариант

1. Имеется ли грудная клетка у ящерицы:

а) да;

б) нет.

2. Один из отделов сердца снабжен неполной внутренней перегородкой, назовите этот отдел:

а) левое предсердие;

б) правое предсердие;

в) желудочек.

3. Сколько отделов различают в каждой конечности ящерицы:

а) 2

б) 3

в) 4

4. Какая кровь находится в левом предсердии:

а) артериальная;

б) венозная;

в) смешанная.

5. Кровеносная система состоит:

а) из одного круга кровообращения;

б) из двух кругов кровообращения.

6. Пояс передних конечностей состоит из:

а) лопатки, ключицы, вороньей кости;

б) плеча, предплечья, кисти;

в) бедра, голени, стопы .

7. Насыщение крови кислородом происходит:

а) в большом круге кровообращения;

б) в легочном (малом) круге кровообращения.

8. Назовите вид оплодотворения, который характерен для ящерицы:

а) внутреннее оплодотворение;

б) наружное оплодотворение .

9. Назовите тип развития характерный для рептилий

а) прямое развитие;

б) непрямое развитие.

10. Чем покрыто снаружи яйцо ящерицы:

а) толстая прозрачная студенистая оболочка;

б) скорлупа;

в) кожистая оболочка.

Ответы на тесты

1 вариант

2 вариант

1- б 1- а

2- а 2- в

3- б 3- б

4- в 4- а

5- в 5- б

6- б 6- а

7- а 7- б

8- в 8- а

9- а 9- а

10- б 10- в

3. Объяснение нового материала

Тема нашего урока "Многообразие пресмыкающихся, их охрана"

(слайд2).

Постановка целей урока. Цели (слайд 3).

Изучение новых знаний и способов деятельности.

Основные группы современных пресмыкающихся представлены отрядом чешуйчатых, черепах и крокодилов. Животные объединяются в группы не произвольно, а в соответствии со строгой научной системой, основанной на всестороннем изучении степени их родства.

(слайд4)

В течение урока мы должны выявить, кто у нас самый наблюдательный, внимательный и любознательный.

Ребята, класс пресмыкающихся включает отряды черепахи, крокодилы, чешуйчатые, клювоголовые. Давайте начнем рассматривать с отряда чешуйчатые. (слайд5)

Сюда входят ящерица, змеи, хамелеоны. Как показывает название, тело представителей этого отряда покрыто чешуей. (слайд 6-7)

Ученик: Ящерица, небольшие животные с хорошо развитыми конечностями. Ящерицы широко распространены по всему миру. Отсутствует в Антарктиде. Чешуи бывают мелкими так и крупными. Иногда преобразованы в шипы или гребни. Все ящерицы периодически линяют, скидывая наружный слой кожи. Конечности ящерицы устроены различно в зависимости от образа жизни и поверхности субстрата, по которому они передвигаются. Ящерица имеет зубы. Органы чувств у них развиты по-разному, в зависимости от виды от больших и хорошо видящих у древних форм до мелких. Крупные ящерицы доживают до 10 лет и более. На ящериц нападают почти все животные, которые могут их схватить. Это змеи, хищные птицы, млекопитающие и человек. Если приблизиться к некоторым ящерицам слишком близко, они принимают угрожающую позу. Например, если многих ящериц схватить за хвост, они отбрасывают его, оставляя врагу обломок, так спасаются от гибели. Ящерицами питаются птицы, мелкие звери и змеи. существуют безногие ящерицы (например, веретеница, которых часто путают со змеями). (слайд 8-9) ролик 32,33.

Вараны. Ролик 27

Учитель: О змеях слышали все. Многие наблюдали в природе. Не так просто сказать, что змея отличается от ящериц, дело в том, что существуют безногие ящерицы у змей веки срастаются и прозрачные, а безногих ящериц развиты подвижные, непрозрачные веки. (слайд 10-11)

Ученик: Змеи освоили практически все жизненные пространства Земли, кроме воздушного. Предпочитают обитать на территориях с жарким климатом. В результате похолодания змеи впадают в спячку. Змеи заглатывают добычу целиком. Например, удавы питаются ящерицами, грызунами и птицами. Все известные змеи- хищники. Обыкновенный уж питается лягушкой и рыбой. (слайд 12-18) Ролик 21

Учитель: (слайд 19) В голове ядовитой змеи позади глаз находятся ядовитые железы, вырабатывающие сильный яд. Смерть отравленных животных и человека наступает от остановки дыхания. Убивать змей, даже ядовитых не следует. ядовитые змеи не нападают сами на человека. Нападают, кто их дразнит или наступает на них. Истребляют вредных грызунов. Яд змей используют в медицине для приготовления лекарств. Если вашего друга укусит ядовитая змея, какую первую помощь вы можете оказать другу

Ученики: необходимо уложить пострадавшего в тень. Отсасывать яд из ранки, но при условии во рту, чтобы не были кариозных зубов. Во время отсасывания массировать область укуса. Наложить жгут. Обеспечить пострадавшему полный покой, дать обильное питье, доставить пострадавшего в медицинское учреждение для оказания врачебной помощи.

Учитель: какие правила мы должны соблюдать в местах, где существует "змеиная опасность". Не трогать змей, нужно носить высокую обувь, ночью пользоваться фонарем, активны змеи в теплую летнюю погоду. Помнить, что мыши и крысы привлекают змей. В полевых условиях, прежде чем лечь спать, тщательно осмотреть постель.

Ученик: В азиатских странах можно встретить летающих змей. Они могут взбираться на верхушки деревьев и оттуда парить вниз, расправляя рёбра в стороны и превращаясь в подобие плоской ленты. Некоторые особи могут покрывать, таким образом, расстояния до 100 метров

Ролик 25

Следующий отряд Хамелеоны

Слайд 20-21

Ученик: Хамелеон - маленькое животное, достигающее 25-30 длины. Обыкновенный хамелеон живет в лесах. Кожа у животного прозрачная. Под ней располагаются черные, красные и желтые клетки. Солнечный цвет тоже воздействует на окраску хамелеона. По утрам при низкой температуре воздуха животные бывают желтого цвета с боковыми полосками. Жаркое солнце делает темными. Эти изменения цвета помогают хамелеону скрываться от врагов таких, как змеи и птицы. Самый крупный хамелеон- Миллера проводят высоко в кронах деревьев. Пищей служат насекомые, все тело Миллера покрыто темными пятнышками. На голове располагается шлем, по спине проходит гребень. Хвост очень длинный

Отряд «Черепахи» (слайд 22-23)

Слайд 24 ( уч-ся предлагают пословицы и поговорки )

Голова не знает своей макушки - черепаха - своего панциря. (Россия)

Мудрый, как черепаха, глупый, как слон (Вьетнам)

Черепаху убей или переверни - все равно. (Азербайджан)

Раз черепаха ползает, то и дети её ползают тоже (Африка)

Влюбленная черепаха и море переплывет - Дурлаhан мэлхы далай гаталха (Бурятия)

Не ищи волос на панцире черепахи и рогов на голове зайца.

"Лес Чаньских изречений" (Китай)

Самый характерный признак черепах- твердый панцирь, в который заключено туловище. В панцире есть несколько отверстий спереди и сзади, через которые животные могут высовывать голову, ноги и хвост. Язык толстый, из органов чувств у черепахи хорошо развито зрение слух и обоняние. Регулирует на яркие цвета. У черепах большую роль играют обоняние, с помощью него черепаха не только находят пищу и ориентируются на территории. Черепахи имеют прекрасный слух. Реагируют на интонацию голоса, если с черепахой ласково разговаривать, она будет вытягивать шею и слушать. Наоборот, если ругать то спрячется в панцирь. Главное условие для их жизни- создать тепло, поэтому черепахи живут только в теплых странах. Голодать они могут по месяцам. Зубов у черепах нет. Морские черепахи кормятся рыбой, ракообразными и моллюсками. Польза черепах заключается в том, что доставляет пластинки, которые употребляют на различные поделки, а так же мясо и яйцо.

Учитель: Да, ребята действительно, панцирь- это приспособление для пассивной защиты от врагов. Некоторые черепахи приспособились к жизни в воде. Черепахи, живущие в озерах и реках, имеют между пальцами ног плавательную перепонку, а у морских черепах ноги превратились в ласты. (слайд25). Самая большая черепаха- слоновая черепаха, которая встречается на Галапагосских островах, ее панцирь достигает длины более 1м.(слайд26). Зеленую черепаху используют ради вкусного мяса. Эту черепаху называют суповой.

Кожистая черепаха - морское животное ( слайд 27) ролик 10

Мягкотелая черепаха. (ролик 9)

Некоторые виды поражают своей силой: зеленая морская черепаха может унести столько человек, сколько поместится на ее панцире. Есть и агрессивные представители этих животных. Знаменитые каймановые черепахи очень кусачие: хватают змей, птиц на берегу и в воде, были случаи, когда у купающихся людей они откусывали пальцы. Еще одна интересная их особенность: не боятся холода, могут ползать по льду. Примечательна также ее родственница - грифовая черепаха, которая ловит рыб на "червя": притаится на дне, раскроет пасть и периодически высовывает ярко-красный вырост на "спинке" языка, очень похожий на извивающегося червячка.

Многообразие черепах ( слайд28-29)

Отряд крокодилы (слайд 29-30)

Ученик: Крокодилы ведут полуводный образ жизни. По способу питания являются хищниками. Питаются рыбой, моллюсками и амфибиями. О том, что некоторые животные могут изменять свою окраску, знают многие. На память приходят хамелеоны. Но знаете ли вы, что цвет могут изменять и крокодилы. А этот факт, когда утром после ночной прохлады крокодил вылезает на солнышко погреться, а он темно-серого или коричневого цвета, иногда черного. Такой цвет лучше поглощает солнечные лучи. Когда хищнику становится жарко, он приобретает светлый цвет, хорошо отражающий солнце. Новорожденные крокодильчики похожи на ящериц. Ведь малыши питаются насекомыми. Шея крокодильчиков подвижная. Если кожу снять, получается кожа с красивыми рисунками. Из нее изготавливают портфели, сумки и обувь.

Гавиалы и кайманы (слайд 31-32)

Многообразие (слайд 33)

Ролик 11

Учитель: А, теперь следующий у нас отряд клювоголовые (гаттерия) . (слайд 35-36)

Ученик: Отряд клювоголовых, пресмыкающихся очень древняя группа. Их современный представитель гаттерия. Когда-то клювоголовые ползали во влажных лесах по всей суше. Ныне встречается у берегов Новой Зеландии. Ее изображение можно увидеть на почтовых марках, сувенирах, плакатах- ведь ни одна страна в мире не может похвастаться "живым ископаемым".

4. Закрепление

Ребята, кто же у Вас самый внимательный? Вопрос такой: самая большая черепаха? (слоновая). Самое древнее животное? (гаттерия). Самое приспособленное? (хамелеон).

Вывод: Какие выводы мы должны сделать, ребята В начале урока у нас был вопрос: рассмотреть многообразие пресмыкающихся и определить роль пресмыкающиеся в природе и в жизни человека? Мы с вами смогли ответить на данный вопрос.

Тестовая работа

Найдите соответствие между отрядами пресмыкающихся и характерными для них признаками. представители признаки

А Крокодилы 1 Позвоночник, грудина, рёбра соединены с верхним щитом панциря

Б Черепахи 2 Хвост сжат с боков

В Ящерицы 3 Кожа покрыта чешуйками

Г Змеи 4 Кожа покрыта роговыми щитками

5 Отсутствие зубов

6 Мощная челюсть с острыми зубами

7 Парные мускусные железы

8 Части тела втягиваются под панцирь

9 Кожа покрыта роговыми чешуйками и щитками

10 Подвижное соединение головы и туловища

11 Конечности отсутствуют

12 Наличие конечностей

13 Раздвоенный язык

14 Сросшиеся веки

15 Плохо выражены отделы тела

16 Подвижные веки

б) Выполняем графический диктант с целью закрепления

материала темы "Пресмыкающиеся".

Результат диктанта в виде графической записи: -VVV- - -V-VV-VVV

V - знак соответствует правильному ответу;

- - знак соответствует неправильному ответу.

1.Змеи, крокодилы, черепахи, тритоны, лягушки - класс пресмыкающихся.

2.Агама, варан, дальневосточная кожистая черепаха, кобра - представители пресмыкающихся.

3.Прыткая ящерица, веретеница, желтопузик, варан, щитомордник, эфа, гюрза -отряд чешуйчатые.

4.Змеи, ящерицы - полезные пресмыкающиеся.

5.У пресмыкающихся кожа влажная и снабжена железами.

6.На задних и передних конечностях у пресмыкающихся сесть перепонки.

7.У ящериц ноги снабжены когтями, состоящими из рогового вещества.

8.На голове у ящерицы есть ушные раковины бугорки, на которых сидят глаза.

9.У пресмыкающихся глаза, две пары ноздрей, имеется веко, полупрозрачная мигательная перепонка.

10.У ящериц кожа сухая, чешуйчатая, а у черепах покрыта роговыми пластинами.

11.Оплодотворение у пресмыкающихся наружное, они теплокровные.

12. Оплодотворение внутреннее, яйцо имеет кожистую, плотную оболочку и большой запас питательных веществ (желтка)

13.Обмен веществ происходит медленно и зависит от температуры окружающей среды.

14.Сердце 3-х камерное с перегородкой в желудке, кровь пресмыкающихся частично смешанная.

Учащиеся производят взаимопроверку (по графику, начерченному на классной доске), оценивают свои работы .

6. Обобщение и систематизация

Познакомьтесь с результатами работ издательского отдела (он готовит обложку журнала, собирает подготовленные группами страницы и выпускает журнал).

Оцените работу и сделайте заключение по теме: "Многообразие пресмыкающихся, их охрана".

7. Подведение итогов урока. Подсчет баллов и выставление оценок.

8. Рефлексия.

Как вы, применяя знания, полученные на сегодняшнем уроке, понимаете это высказывание: "Охранять природу, значит охранять Родину" (Пришвин)?

9.Домашнее задание п.42 вопросы.




Список используемой литературы и интернет-ресурсов

1. festival.1september.ru/ Сайт Фестиваль педагогических

идей. «Открытый урок»

2. openclass.ru/weblinks/47175 Сайт Издательский дом "Первое

сентября"

3. azbyka.kz/tegi/pedsovet Сайт Образовательный портал «Азбука.kz»

4. him.1september.ru/urok/ Сайт "Я иду на урок химии"

5. bio.1september.ru/urok/ Сайт "Я иду на урок биологии"

6.Республиканский научно-методический журнал

«Химия в казахстанской школе»

7. Республиканский научно-методический журнал

«Биология в казахстанской школе»

32


© 2010-2022