Урок ОРКСЭ (модуль «Основы светской этики»

Предмет: Основы религиозных культур и светской этики. Модуль: Основы светской этики. Учебник: Е. И. Николаевой, Е.Н. Петровой «Основы духовно-нравственной культуры. Я в мире людей», Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2011. Тема: «Связь поколений». Цель: Формировать ощущение  ответственности, сопричастности обучающихся  к семейным традициям, уважение к профессии родителей, гордость  за семью, уважение к традициям  народов, проживающих на территории России; Воспитывать стремление сохранять свою семью, демонстрировать свое отношение к родным и близким людям через поступки. Место урока в системе по избранной теме: первый урок в разделе «Всё начинается с семьи». Задачи: 1) Познакомить с понятиями; семья, традиция, династия, реликвия. 2) Развивать бережное отношение к семейным традициям; 3) Воспитывать чувство уважения к членам семьи, умение проявлять свое отношение через поступок; Планируемые результаты по ФГОС НОО:             Предметные: •Знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья. •Осознание ценности человеческой жизни. Метапредметные: •Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиски средств её осуществления; • Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата, вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и учета характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности; •Адекватное использование речевых средств и средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач; •Умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий; •Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации; •Овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. •Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение  и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; Личностные: •Развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей, развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний; •Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; •Наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, анализ текста, устный творческий рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, работа со слайдовой презентацией, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с  членами семьи, коллаж, подготовка творческой работы для выступления на школьной исследовательской конференции. Домашнее задание: задание на выбор (творческая работа); Оборудование: учебник « Я в мире людей», презентация к уроку, рисунки обучающихся. Описание собственных методических наработок: использование на уроке материалов проекта «Моя семья в зеркале истории» (Приложение № 1, стр. 7-8).
Раздел Химия
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План - конспект урока ОРКСЭ (модуль «Основы светской этики») с использованием страниц учебника Е. И. Николаевой, Е.Н. Петровой «Основы духовно-нравственной культуры. Я в мире людей, 4 класс».

Предмет: Основы религиозных культур и светской этики. Модуль: Основы светской этики.

Учебник: Е. И. Николаевой, Е.Н. Петровой «Основы духовно-нравственной культуры. Я в мире людей», Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2011.

Тема: «Связь поколений».

Цель: Формировать ощущение ответственности, сопричастности обучающихся к семейным традициям, уважение к профессии родителей, гордость за семью, уважение к традициям народов, проживающих на территории России; Воспитывать стремление сохранять свою семью, демонстрировать свое отношение к родным и близким людям через поступки.

Место урока в системе по избранной теме: первый урок в разделе «Всё начинается с семьи».

Задачи:

1) Познакомить с понятиями; семья, традиция, династия, реликвия.

2) Развивать бережное отношение к семейным традициям;

3) Воспитывать чувство уважения к членам семьи, умение проявлять свое отношение через поступок;

Планируемые результаты по ФГОС НОО:

Предметные:

•Знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья.

•Осознание ценности человеческой жизни.

Метапредметные:

•Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиски средств её осуществления;

• Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата, вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и учета характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

•Адекватное использование речевых средств и средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

•Умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

•Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

•Овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

•Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

Личностные:

•Развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей, развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

•Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

•Наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, анализ текста, устный творческий рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, работа со слайдовой презентацией, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, коллаж, подготовка творческой работы для выступления на школьной исследовательской конференции.

Домашнее задание: задание на выбор (творческая работа);

Оборудование: учебник « Я в мире людей», презентация к уроку, рисунки обучающихся.

Описание собственных методических наработок: использование на уроке материалов проекта «Моя семья в зеркале истории» (Приложение № 1, стр. 7-8).

Информация об авторе:

  1. Фамилия, имя, отчество автора (полностью): Бакалова Марина Михайловна;

  2. Название представляемой работы: план-конспект урока по учебному предмету «Основы религиозных культур и

светской этики» (модуль «Основы светской этики»).

  1. Место работы, должность: МОБУНОШ № 28 р.п. Чунский Чунского района Иркутской области, учитель ОРКСЭ,

замдиректора по НМР;

  1. Пед.стаж/стаж работы по системе Л.В. Занкова: общий стаж - 24 года, по системе Л.В. Занкова - 1 год;

  2. Учебник, по которому ведется работа (название, автор, год выпуска): учебник «Я в мире людей» Е. И. Николаевой,

Е.Н. Петровой. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2011.

  1. Полный почтовый домашний адрес, индекс: 665511 Иркутская область, р.п. Чунский ул. 50 лет Октября, 102-8.

  2. Контактный телефон (с кодом города): 89642138382;

  3. Электронный адрес: [email protected]

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

Комментарии

I. Организационный момент

Проверка готовности, настроя на работу, приветствие.

Настраиваются на активную работу, стремление слышать и слушать друг друга и учителя.

Личностные УУД: развитие мотивации.

II.Постановка темы и цели занятия (подведение детей к формулированию темы и цели урока, постановке задач; составления совместного плана работы).

1. Анализ рисунка «Моя семья» (слайдовая презентация)

- Рассмотрите рисунок…

- Что вы можете сказать об этом рисунке?

-О чем мы будем говорить на уроке?

-Что к концу урока узнаем, поймем?




- На рисунке изображена семья: мама, папа, дети…

- О семье, о том, как надо относиться друг к другу в семье.

- Узнаем, как беречь семью и помогать всем в семье…

Познавательные УУД: Постановка и формулирование проблемы, построение речевого высказывания, формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации

Используются рисунки детей по теме «Семья» (предыдущее домашнее задание).

III. Освоение нового материала.

1. Беседа:

- Что вы уже знаете по теме нашего урока? Что вы можете рассказать о семье?


2.Ознакомление с фрагментом статьи из «Российской газеты» (стр. 34-35) «Белый халат в наследство».

-Как вы думаете, о чём эта статья?

-Прочитайте текст «про себя», значение каких слов вам непонятно? Что могут означать эти слова? (работа со словарем или анализ толкований слов на слайде).

-Найдите и зачитайте предложения со словом «традиция». Как эти предложения связаны с названием статьи?

3. Послушайте сообщение Марии Берлюз по теме «Моя семья в зеркале истории» ( о династии врачей и учителей в семье Маши, о семейной реликвии и традициях. (См. Приложение №1)

- Какие вопросы вы хотите задать Маше?
4. Сравнение содержания прочитанной статьи «Белый халат в наследство» и сообщения «Моя семья в зеркале истории» (работа в группах)

- Сравните, что общего в содержании есть в прочитанной статье и заслушанном сообщении.

- Вспомните правила работы в группе, определитесь, кто будет отвечать от вашей группы (правила работы в группе - на слайде).


Краткие рассказы обучающихся о своей семье, в т.ч. о семье, где родственники - врачи.





- В одной семье несколько врачей.

- «Традиция», «промыслы», «династия», «виртуозно», «орнамент».



- «Главная традиция нашей династии - конечно, врачевание», «И, пожалуй, с именами у нас традиция сложилась».

- Профессия врача и имена родственников-врачей передаются из поколения в поколение.











- Будет ли Маша врачом?







-Общее то, что говорится о врачебном деле, о любви в семье к книгам, о связи поколений.

Коммуникативные УУД: умение слушать других, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем. Познавательные УУД: исследовательские действия: поиск информации. Обучающиеся перерабатывают и структурируют информацию.



Познавательные УУД: анализ, синтез, выбор критериев, установление связей, доказательство,

Коммуникативные УУД: умение строить высказывание в соответствии с поставленными задачами, умение оформлять свои мысли в устной форме.





























В качестве учебного материала урока используется конкурсная работа обучающейся по краеведению.

IV.Первичное закрепление изученного материала. Самоконтроль.

- Как вы думаете, какова главная мысль нашего урока по теме «Связь поколений»?

- Как мы можем доказать правоту наших предположений?

1. Чтение статьи учебника «Связь поколений» (стр. 33-34)

- Между родственниками в семье должны быть крепкие хорошие отношения, профессия передается от бабушек и дедушек их внукам и правнукам.

- Чтобы в семье все было хорошо, нужно поступками показывать свою любовь к родным…

- Можем прочитать статью в учебнике…

Познавательные УУД: поиск и выделение информации, построение речевого высказывания, смысловое чтение.

V.Подведение итогов. Рефлексия деятельности.

1. -Что запомнилось на уроке? Какую цель ставили?

2. Письменный ответ на вопрос: «Объясни, что нужно делать, чтобы связь между поколениями в семье не прерывалась?»


- Кому можем сказать «спасибо» за активную работу?

- Что пожелаем друг другу?

- Узнали, что в семье могут быть традиции (в т.ч. промыслы), династии, реликвии.

- Создавать и сохранять традиции, знать историю своей семьи, уважать своих предков, брать с них пример, беречь семейные реликвии.




- Беречь семью, помогать и любить друг друга, подтверждать хорошими поступками.

Личностные УУД: оценивание содержания, обеспечивающее моральный выбор.

Оценка письменных работ качественная:

+ ? -

VI.Домашнее задание.

-Домашнее задание на выбор: Коллаж «Связь поколений в моей семье»; Составить родословное дерево своей семьи; Приготовить сообщение «Реликвия в моей семье», Приготовить сообщение «Что означает моя фамилия»; рисунок «Моя семья» с использованием статьи учебника (стр.35-38)

Личностные УУД: оценивание содержания, обеспечивающее моральный выбор.

Регулятивные УУД:способность к мобилизации сил и энергии.

Творческие работы могут быть представлены на ежегодной школьной исследовательской конференции.







Приложение № 1.

Моя семья в зеркале истории

Так назывался учебный проект, выполненный детьми школы в рамках краеведческого кружка «Русский кузовок».

Ниже представлен один из «продуктов» проекта, произведенный Марией Берлюз в сотрудничестве с одноклассниками Гордеевой Настей, Коноваловой Антониной, Никулиным Ильей, Сабировым Женей, Рабцевич Леной и Рыбкиной Дарьей.

«Моя бабушка Альбина Иннокентьевна и мой дедушка Георгий Андреевич Селезневы живут в селе Тахтамай. Я люблю бывать у них, потому что бабушка рассказывает много интересного о нашей семье.

Моим одноклассникам показалось интересным то, что на примере нашей семьи можно проследить переплетение судеб отдельных людей, семьи с судьбой страны. И мы хотели бы об этом рассказать.

Моя бабушка Альбина Иннокентьевна Селезнева, прабабушка Мария Степановна Исаева и прапрабабушка Александра Григорьевна Третьякова родились и выросли в деревне Коротково недалеко от г. Киренска. Свидетельство о рождении Марии Степановны, моей прабабушки, бережно хранится в нашей семье.

Александра Григорьевна, как рассказывает бабушка, лечила людей: могла промыть раны, принять детей в родах, заготавливала травы и готовила лечебные отвары и настои. Она была большой мастерицей, о чем нам «рассказали» сотканные и вышитые ею скатерть и полотенца, которые хранятся в бабушкином сундуке.

Ее муж и мой прапрадед Степан Иванович Третьяков был на царской службе. После революции он воевал на гражданской войне. У нас хранится его медаль «Борцам за Родину и свободу» (1917 г.). Через Интернет мы узнали, что эта медаль была учреждена Временным правительством и чеканилась на московской частной фабрике Д.Л. Кучкина.

И прапрабабушка, и прапрадедушка сеяли хлеб. Осенью ставили глиняные палки и между ними суслоны. Зимой суслоны свозили на гумно, наливали на землю воду, а когда вода замерзала, на льду молотили, вяли. Зерно свозили на склады, складывали в засеки. Мололи зерно на мельнице, которая стояла на реке Юхта.

У бабушки хранятся два больших фуганка, которыми прапрадед снаружи строгал лодки-долбленки. Такими же фуганками делали карбас - сруб из бревен на воде. На карбасе развозили по деревням продукты - муку и соль.

А еще прапрадед любил читать газеты, за что его жена очень ругала.

У Александры Григорьевны и Степана Ивановича было 5 детей: Екатерина, Мария, Геннадий, Вера и Михаил.

Мария Степановна (моя прабабушка) в 17 лет вышла замуж за Кузакова Дмитрия Егоровича. Его паспорт, свидетельство о браке бережно хранит моя семья.

Дмитрий Егорович был учителем в д. Коротково. Красивый, высокий, веселый, разговорчивый, он стал любимым зятем. У нас хранится его любимая курительная трубка, много фотографий, похожих на застывшие зеркальные отражения довоенного времени.

Дмитрий Егорович очень любил книги. Одна из них - стихи М.Ю. Лермонтова под ред. В.В. Чуйко. Через Интернет мы с ребятами нашли информацию о том, что эта книга была издана в 1900 году товариществом М.О. Вольф (букинистическое издание).

Дмитрий Егорович погиб в 1944 году, защищая Родину в Великой Отечественной войне. В похоронке было сказано, что произошло это под Белой Церковью. Мария Степановна долго искала могилу мужа, но так и не нашла.

В честь Дмитрия Егоровича назвали моего двоюродного брата Диму, а меня назвали в честь прабабушки Марии.

После войны Мария Степановна вышла замуж за Исаева Иннокентия Кузьмича. У бабушки Альбины, его дочери, хранится дневник Иннокентия Кузьмича, начатый в 1932 году.

Из дневника мы узнали, что Иннокентий Кузьмич родился в селе Новоселово Киренского округа в семье зажиточного крестьянина. Как сын кулака попал в ссылку в Преображенский подрайон, д. Жданово. Был на сплаве леса, работал на руднике в Ногинске, ездил с эвенками в тайгу для учета стада оленей.

Иннокентий Кузьмич никогда не расставался с книгами. В дневнике он написал: «Сколько я за свою жизнь прочел книг и все же… С каждой новой книгой открываются все новые картины жизни…».

Иннокентий Кузьмич был участником Великой Отечественной войны. Его красноармейская книжка бережно хранится в нашей семье.

Сестра Марии Степановны - Вера Степановна - в годы войны служила на Дальнем Востоке в стрелковом батальоне. К сожалению, Вера Степановна ослепла, ее взяла к себе моя бабушка. Они живут вместе в с. Тахтамай.

Альбина Иннокентьевна работает фельдшером в медпункте. Она, как и ее бабушка Александра Григорьевна, лечит людей.

А еще бабушка Альбина говорит, что в Тахтамае земля золотая, все пышно растет и цветет. А я думаю, это руки у бабушки золотые, как и у ее предков.

Моя мама Татьяна Григорьевна Берлюз работает в школе, как и прадедушка Дмитрий Егорович. Она говорит, что я уродилась в своих бабушек и прабабушек, потому что люблю, как и они петь и танцевать, гадать и трудиться. А еще она говорит, что было бы хорошо, если бы я любила читать так, как мои прадедушки».

8

© 2010-2022