Программа профильного курса по теме Человек в окружающем мире

Раздел Химия
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа профильного курса для 7-б класса (естественнонаучный профиль)

Предмет: химия

Составитель: В.Н. Сытенкова, учитель химии.

Название курса: «Человек в окружающем мире»

Пояснительная записка

Данный курс «Человек в окружающем мире» предназначен для учащихся 7-х классов, избравших естественнонаучное направление для дальнейшего обучения, и рассчитан на 20 часов.

Концепция курса базируется на следующих идеях:

  • формирование представлений о материальных основах окружающего мира, о роли химии и других естественных наук в становлении материального мира;

  • усиление связи изучаемых предметов с жизнью, опытом и знаниями учащихся;

  • формирование представлений о значимости знаний по химии для успешного изучения других наук, перспективы дальнейшего использования полученных знаний.

Курс имеет ярко выраженный интегрированный характер; соединяет природоведческие, географические, биологические, исторические, химические знания и знания по основам безопасности жизнедеятельности.

Цели изучения курса: раскрыть учащимся возможность применения знаний по предметам естественнонаучного цикла для их практического применения, объяснения происходящих в окружающем мире явлений и дальнейшего использования полученных знаний в повседневной жизни и в учении.

Изучение материала проводится с использованием лекционно-семинарской системы, проектных технологий, методов исследовательской деятельности, музейной технологии, экскурсионной деятельности.

Личностными результатами изучения курса являются:

  • осознание себя членом общества;

  • принятие общечеловеческих ценностей, формирование этических чувств;

  • формирование культуры взаимоотношений с окружающим миром;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, Интернет-ресурсы).

Метапредметными результатами изучения курса являются:

  • способность регулировать собственную деятельность, связанную с познанием окружающего мира;

  • осознание правил поведения и норм взаимодействия с людьми;

  • умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

  • умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать её, определять сферу своих интересов;

  • умение работать с разными источниками информации, находить её, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Предметными результатами изучения курса являются:

  • владение понятийным аппаратом, необходимым для дальнейшего образования;

  • раскрытие культурологического аспекта применения химических знаний;

  • способность к критическому осмыслению химических опытов;

  • использование знаний по биологии, географии, физике и др. предметам для успешного изучения школьного курса химии.

Основные содержательные линии курса представлены несколькими блоками.


  1. Природные богатства Земли

Познать природу родного края можно либо своими глазами, либо с помощью книги.

М.В. Ломоносов

  1. Лес. Национальный парк «Куршская коса»

когда ты в лесу, ты становишься частью леса. Весь, без остатка. Попал под дождь - ты часть дождя. Приходит утро - часть утра. Сидишь со мной - становишься частицей меня.

Харуки Мураками. Кафка на пляже

2. Вода - вещество для жизни.

Понять воду - значит понять вселенную, все чудеса природы и саму жизнь. Масару Эмото

Вода - красота всей природы. Вода жива, она бежит или волнуется ветром, она движется и дает жизнь и движение всему ее окружающему. С.А. Аксаков

3. Горные породы и минералы - основа неживой природы.

Обиды записывай на песке, благодеяния вырезай на мраморе. Буаст Пьер

II. ЗОЖ. Здоровое питание - основа здорового образа жизни.

Здоровье гораздо более зависит от наших привычек и питания, чем от врачебного искусства.

Д. Леббок

III. Бытовые отходы. Вторичная переработка

Людям почему-то нравится сваливать мусор в такие места, где еще сохранилась природа…

Маргарет Этвуд. Лакомый кусочек


IV. Экологические проблемы Калининграда. Защита от экологической опасности.

Если мы хотим достичь какого-то согласия с Природой, то нам в большинстве случаев придётся принимать её условия.

Риклефс Роберт, ам. Эколог.

V. Химическая безопасность. Ядохимикаты

Химия дает в руки человеку огромные возможности и силы, но при этом требует грамотного, ответственного их использования. (Автор неизвестен)

Тематическое планирование курса

№ п/п


Даты


Тема


Основное содержание


Основные

понятия


Кол. часов


Стр. учеб.



УУД


Формы контроля

1.


  1. Природные богатства Земли


Международный день леса

Лес как исторический фактор. Лес - хранитель углерода. Значение леса для здоровья человека. Хозяйственное значение леса. Бумага: прошлое и настоящее…

День заповедников и национальных парков Национальный парк «Куршская коса»

2005-2015 Международное десятилетие действий «Вода для жизни»

Всемирный день водных ресурсов

Вода - вещество для жизни Снабжение населения питьевой водой. Значение водных ресурсов для окружающей среды и развития общества.

Международный день гор

Горные породы и минералы - основа неживой природы. Горы - заповедник для многих уникальных видов растений и животных, источник воды всех основных рек Земли.

Химический состав атмосферы, фитонциды, влажности воздуха, аэрация, влагоёмкость, водопроницаемость, круговорот кислорода в природе, парниковый эффект, глобальное потепление.

Заповедник, национальный парк. Водные ресурсы. Состав и качество воды. Питьевая вода. Способы очистки воды.

Горные породы, минералы, полезные ископаемые. Календарь камней. Природные ресурсы Калининградской области: песок, глина, янтарь. Камни, булыжники. Заповедник.



Самостоятельно выбирать алгоритм действий; формулировать проблемные вопросы; определять объект анализа; качественно и количественно описывать объект; выявлять связи соподчинения и зависимости между компонентами объекта; уметь доказывать и опровергать; устанавливать межпредметные связи. Определять наиболее рациональную последовательность индивидуальной и коллективной деятельности; организовывать деятельность в группах и парах; оценивать свою работу и работу других людей; вырабатывать общее решение, формировать программу эксперимента; качественно и количественно описывать объект. Подбирать и группировать материал по определённой теме; создавать тексты различных типов; владеть различными способами изложения текста; владеть приёмами риторики; выступать с сообщениями по теме; уметь выслушивать выступление другого.


Оформление отчётов по итогам химического практикума

Разработка и оформление проектных работ

Оформление отчётов по итогам экскурсионных проектов

Создание буклетов

Оформление фото-отчётов

2.



ЗОЖ. Здоровое питание - основа здорового образа жизни.

Всемирный День продовольствия. Всемирный День вегетарианства. Всемирный день здоровья

Пирамида питания. Основы здорового питания. Рацион питания. Вегетарианство. Диеты, их польза и вред. Заболевания, связанные с неправильным питанием.

Пирамида питания. Основы правильного питания. Рацион питания. Диеты. Спортивное питание. Питание школьников. Меню школьной столовой. Вегетарианство. Глобальная задача - избавления человечества от голода.



3.


Бытовые отходы. Вторичная переработка

День вторичной переработки

Городские свалки. Мусор в городе. Мусор в школе. Вторичная переработка отходов в домашних условиях.

Парниковый эффект, рециклинг, утилизация, бытовой мусор. Городские свалки. Вторичная переработка.



4.


Экологические проблемы Калининграда.

Защита от экологической опасности.

Международный день Матери-Земли

Взаимозависимость между человеком, другими живыми существами и планетой. Земля и ее экосистемы - наш дом. Баланс между экономическими, социальными и экологическими потребностями нынешнего и будущих поколений.

Общероссийские дни защиты от экологической опасности

День экологического образования

Экологические знания во всех науках и всех сферах человеческой деятельности.

Акции «Общероссийские дни защиты от экологической опасности»: «Экология - Безопасность - Жизнь».

Экологические проблемы, экологические знания, экологическая культура, экологические акции. Экосистема. Урбанизация.



5.


Химическая безопасность. Ядохимикаты

День химической безопасности

Международный день борьбы с пестицидами

Химическая безопасность. Химическое оружие. Токсичные вещества и здоровье. Биологическое оружие - оружие XXI века. Химия и жилище.

Ядохимикаты. Пестициды. Химическая безопасность. Техногенная катастрофа. Химическое оружие. Токсичность. ДДТ




Календарное планирование курса

1-я неделя каждого месяца - Экскурсионно-музейное пространство

Месяц

Неделя

Тема занятия

Форма проведения занятия

Октябрь

Всемирный День продовольствия

2014 год "Семейные фермерские хозяйства: накормить мир - сберечь планету"

2-я

Лаборатория исследований и открытий

  1. Контрольная закупка (изучение химического состава пищевых продуктов, простые способы установления качества продуктов)

Практикум

3-я

История и современность

  1. Глобальная задача - избавления человечества от голода

Лекционно-семинарская

4-я

День науки и творчества

  1. Создание буклетов: «Контрольная закупка», «Накормить мир - сберечь планету".

Проектная деятельность

Ноябрь

День вторичной переработки

2-я

Лаборатория исследований и открытий

  1. Вторичная переработка отходов в домашних условиях: «Вторая жизнь ненужных вещей».

Практикум

3-я

История и современность. Люди и события

  1. Городские свалки. Мусор в Калининграде. Проблема утилизации мусора

Лекционно-семинарская

4-я

День науки и творчества

  1. Мусор в школе. Мусор в микрорайоне. «Вторая жизнь ненужных вещей» (кормушки для птиц).

Проектная деятельность

Декабрь

Международный день гор

Международный день борьбы с пестицидами

2-я

Лаборатория исследований и открытий

  1. Горные породы и минералы. Коллекция. Изучение химического состава некоторых минералов

Практикум

3-я

История и современность. Люди и события

  1. Пестициды. Ядохимикаты. ДДТ

Лекционно-семинарская

4-я

День науки и творчества

  1. Токсичные вещества и здоровье

Проектная деятельность

Январь

День заповедников и национальных парков

3-я

История и современность. Люди и события

  1. Национальный парк «Куршская коса»

Лекционно-семинарская

4-я

День науки и творчества


  1. Природные ресурсы Калининградской области: песок, глина, янтарь.

Проектная деятельность

Март

Международный день леса

Всемирный день водных ресурсов (День воды)

Международный день Балтийского моря

2-я

Лаборатория исследований и открытий

  1. Изучение качества питьевой воды (морской воды и ближайших водоёмов). Бумага из ненужной макулатуры.

Практикум

3-я

История и современность. Люди и события

  1. Бумага: прошлое и настоящее…

Лекционно-семинарская

4-я

День науки и творчества

  1. Значение леса и моря для здоровья человека.

Проектная деятельность

Апрель

День Земли (Праздник «День посадки деревьев»)

Всемирный день здоровья

День химической безопасности

Общероссийские дни защиты от экологической опасности

2-я

Лаборатория исследований и открытий

  1. Праздник «День посадки деревьев» (озеленение микрорайона, пришкольной территории)

Практикум

3-я

История и современность. Люди и события

16. Здоровье школьников - залог успешного обучения

Лекционно-семинарская

4-я

День науки и творчества

  1. Создание плакатов «ЗОЖ»

Проектная деятельность

Май

День экологического образования

2-я

Лаборатория исследований и открытий

  1. Природа родного края в фотографиях. Тропа в гармони с природой

Практикум

3-я

История и современность. Люди и события

  1. Экология на уроках химии

Лекционно-семинарская

4-я

День науки и творчества

  1. Красота окружающего мира…

Проектная деятельность


© 2010-2022