• Преподавателю
  • Химия
  • Статья Исследовательская деятельность учащихся как средство достижения метапредметных результатов

Статья Исследовательская деятельность учащихся как средство достижения метапредметных результатов

Раздел Химия
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Исследовательская деятельность учащихся

как средство достижения метапредметных результатов

Кудина Ж.Л.,

учитель химии, практический психолог

Донецкая гимназия № 92

Учение есть совместное исследование, проводимое учителем и учеником.

С. Л. Рубинштейн

Современная жизнь предъявляет человеку жёсткие требования - это высокое качество образования, коммуникабельность, целеустремлённость, креативность, качества лидера, а главное - умение ориентироваться в большом потоке информации.

Для современного учителя важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться.

Метапредметность - тот принцип, на основе которого создается новое содержание образования. Внедрение метапредметного подхода:

  • решает проблему разобщенности, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и, как следствие, учебных предметов

  • обеспечивает целостность развития учащегося, преемственность всех ступеней образовательного процесса

  • требует изменения предметного содержания образования: знания - не сведения для запоминания, а для осмысленного использования в своей практической деятельности.

  • позволяет педагогу работать творчески, на перспективу; выступать в качестве партнера, тьютора.

По мнению А. В. Хуторского, «включение метапредметности в общеобразовательные стандарты, является прогрессивным шагом». В принятом Государственном образовательном стандарте наряду с предметными и личностным результатами, введена такая группа достижений как метапредметные результаты, включающие освоенные обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий. В новых стандартах метапредметным результатам уделено особое внимание, поскольку именно они обеспечивают более качественную подготовку учащихся к самостоятельному решению проблем, с которыми встречается каждый человек на разных этапах своего жизненного пути в условиях быстро меняющегося общества.

Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность ряда регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т.е. таких умственных действий учащихся, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью. Другими словами основное содержание оценки метапредметных результатов строится вокруг умения учиться. Эффективным инструментом достижения метапредметных результатов может быть использование современных образовательных технологий, в которых за основу положен системно-деятельностный подход, например проектный и исследовательские методы

обучения.

Главным смыслом исследования в сфере образования есть то, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности учащегося, а не получение объективно нового результата, как в высшей школе, в науке. Если в науке главной целью является производство новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности - в приобретении учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т. е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося).

Исследовательская деятельность относится к инновационным педагогическим технологиям, имеющим огромный образовательный потенциал, которые:

  • формируют самостоятельность в добывании знаний и исследовательские навыки,

  • воспитывают научное мировоззрение,

  • усиливают положительную мотивацию в обучении,

  • развивают личности школьника, ее творческие и интеллектуальные возможности.

Исследовательская деятельность учащихся способствует развитию и формированию метапредметных компетенций, достижению метапредметных результатов обучения, которые в основной школе состоят из:

  • освоенных обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных),

  • способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике,

  • самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками,

  • построение индивидуальной образовательной траектории.

Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта.

УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ - это "пять П":

  • проблема

  • планирование

  • поиск информации

  • продукт

  • представление результатов

Статья Исследовательская деятельность учащихся как средство достижения метапредметных результатовСтатья Исследовательская деятельность учащихся как средство достижения метапредметных результатовСОтрудничество

СОавторство

СОтворчество

Задает вопросы, советуется

Консультирует, направляет,

советует

Индивидуальный исследовательский проект - особая форма организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект). Выполняется обучающимся самостоятельно под руководством учителя (тьютора) по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности (рисунок 1).




Рис.1. Взаимодействие «учитель-ученик»

в ходе исследовательской деятельности

Основная идея

  1. Ученики сами формулируют проблему, или учитель ставит перед ними проблему (предоставляется ли проектное задание);

  2. Ученики самостоятельно создают план решения проблемы или выполнения проектного задания;

  3. Ученики решают, где и как искать информацию;

  4. Ученики выдвигают гипотезу, планируют возможные пути и способы ее проверки (проведение исследования);

  5. Ученики выполняют проектное задание (исследование), документируют его, прорабатывают результаты (делают выводы из исследования);

  6. Ученики планируют продукт проекта, то есть избирают форму представления результатов исследования, проектируют этот продукт, предназначенный для конкретной целевой аудитории, на решение проблемы которой направлен проект;

  7. Ученики презентуют свой продукт целевой аудитории.

Формы организации исследовательской деятельности учащихся

  1. Элементы исследования в рамках учебных предметов

  2. Предметы в рамках базисного компонента

  3. Элективные курсы - школьный компонент

  4. Группы дополнительного образования

  5. Общешкольный проект

  6. Экскурсия

  7. Поход или экспедиция

  8. Конференция

  9. Конкурс

  10. Другое

Преимущества:

  • поощрение учеников к поиску, проведению исследований в учебной деятельности и развитие навыков мышления высших уровней;

  • повышен уровень охватывания всех учеников работой в проекте, умение полагаться на себя, улучшение их отношения и рост мотивации к учебе;

  • академические результаты учебы учеников аналогичных или же даже выше результатов, достигнутых при учебе за другими методами и технологиями;

  • ученики, которые задействованы в учебных проектах, берут на себя большую ответственность за свою учебу, чем во время выполнения традиционных упражнений и заданий;

  • возникают возможности развить более сложные навыки: навыки мышления высших уровней, решения проблем, сотрудничества и эффективных коммуникаций;

  • появляется доступ к более широкому спектру возможностей в процессе учебы и всестороннего привлечения учеников, которые имеют разные особенности развития и стили учебы.

В ходе исследовательской деятельности учащихся происходит:

  • Активизация самостоятельной поисковой деятельности обучающихся, то есть проектирования, развитие исследовательских умений и навыков: выявление и постановка проблемы, формулирование гипотезы, планирование исследовательских действий, сбор данных и их анализ, составление научных докладов, построение обобщений и выводов, рецензирование работы, защита проекта.

  • Целенаправленное формирование всех компонентов исследовательской культуры: мыслительных умений и навыков (анализ и выделение главного; сравнение; обобщение и систематизация; определение и объяснение понятий; конкретизация, доказательства и опровержение, умение видеть противоречия); умений и навыков работы с книгой и другими источниками информации; умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи; специальных исследовательских умений и навыков.

  • Развитие коммуникативной культуры и навыков публичного выступления, ведения диалога; развитие умения обобщать и систематизировать информацию большого объёма, связывая её со своим личным опытом; формирование умения работать сообща на единый результат.

  • Воспитание толерантности, уважительного отношения к другому человеку, точке зрения, позиции.

Результаты выполнения исследовательского проекта

  • сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления;

  • способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;

  • сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретённых знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей;

  • способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования, презентации результатов.

Как писал В. А. Хуторской «Выполняя научное исследование, любой человек приобретает навыки самостоятельного творчества, которые будут полезны в любой области профессиональной деятельности, даже если это будет не наука». Список использованной литературы:

  1. Алексеев Н.Г., Леонтович А.В., Обухов А.С., Фомина Л.Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. - 2002. - № 1. - С. 24-33.

  2. Громыко Н.В., Половкова М.В. Метапредметный подход как основа российского образования

  3. Николаева А.Д., Маркова О. И. Метапредметные компетенции как педагогическая каегория.

  4. Селевко Г.К «Энциклопедия образовательных технологий. В 2 т. М.: 2006. Т.1 - 816с., Т.2 - 816с.

  5. Хуторской А.В. Метапредметное содержание и результаты образования: как реализовать федеральные государственные образовательные стандарты// eidos.ru/journal/2012/0229-10.htm

  6. Хуторской А.В. Метапредметный подход в обучении: Научно-методическое пособие. - М.: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2012. - 73 с. : ил. (Серия «Новые стандарты»).

© 2010-2022