- Преподавателю
- Химия
- Урок по химии Типы химических реакций
Урок по химии Типы химических реакций
Раздел | Химия |
Класс | 8 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Саргсян Л.С. |
Дата | 28.07.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Типы химических реакций
Открытый урок по химии в 8 классе
Учитель: Саргсян Лилик Сергеевна
МКОУ СОШ №18 п.Загорский
2014
Тема: Типы химических реакций.
Цели урока:
-
Образовательные: систематизировать знания обучающихся о классификации химических реакций, типах химических реакций, продолжить формирование умений наблюдать, записывать уравнения и предвидеть продукты химических реакций,
-
Развивающие: совершенствовать умения школьников при составлении химических уравнений, при выполнении лабораторных опытов; совершенствовать умения обучающихся сравнивать и обобщать; развивать память, устойчивое внимание, самостоятельное мышление, умение слушать и слышать другого человека; развивать аналитическое мышление.
-
Воспитательные: формирование химической культуры.
Продолжить формирование взаимопомощи, доброжелательного отношения друг к другу, умения выслушать других при работе в классе, в группе.
Планируемые результаты:
Урок должен помочь обучающимся восьмого класса сформировать следующие универсальные учебные действия:
1)Личностные УУД: определиться в выборе индивидуальных образовательных потребностей; научиться общаться со сверстниками, отстаивать свою точку зрения в процессе беседы, показывать свою убежденность в вопросах значения химических знаний в повседневной жизни; оценивать жизненные ситуации и поступки с точки зрения общечеловеческих норм.
2)Регулятивные УУД: организовывать свое рабочее место под руководством учителя; определять цель и составлять план выполнения задания; развивать практические навыки и умения при решении повседневных проблем связанных с химией; использовать в своей деятельности оборудование и реактивы.
3)Познавательные УУД: научиться выполнять творческие задания для самостоятельного получения и применения знаний; устанавливать причинно-следственные связи; выдвигать гипотезы и обосновывать их; формулировать проблемы.
4)Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях; сотрудничать с одноклассниками в поиске и сборе информации; принимать решения и реализовывать их; точно выражать свои мысли.
Форма учебного процесса: классный урок.
Тип урока: метапредметный урок
Вид урока: урок - беседа.
Методы и методические приемы: беседа, видеоэксперимент, демонстрационный эксперимент, лабораторные опыты.
Оборудование: мультимедийный проектор, электронная презентация, экран.
На столах обучающихся: ящики с лабораторным оборудованием, карта ориентировочной основы действий (ООД).
Ход урока
Горела свеча и воском рыдала...
Возьмите огонь, любви кому мало,
Кому не хватает тепла, что от глаз -
Горю я душой, горю я для вас.
Горела свеча и воском рыдала.
Дом, что без свеч - уюта в нем мало... (музыкальное сопровождение)
Приветствие.
Здравствуйте, ребята! Я очень рада Вас видеть на уроке. Меня зовут Саргсян Лилик Сергеевна, и этот урок химии проведу у Вас я. Надеюсь сегодня на нашем уроке Вам будет уютно и комфортно…
Ребята, какие у Вас возникают ассоциации и чувства, когда вы смотрите на пламя свечи? (Ответы учеников.)
Какие события Вашей жизни Вы вспоминаете?
Образ живой, горящей свечи, наполняет дом, комнату, помещение, жилище - живым теплом. Согревает душу, очищает мысли и сердце от негатива. Настраивает на хороший, позитивный лад, придает гармонии внутреннему пространству. Блики, языки пламени -- стирают всё наносное, старое, отжившее, обновляют восприятие мира и себя в окружающем пространстве.
Ребята это ощущение тепла и радости лишь одна сторона нашей жизни.
Как Вы думаете, что может быть обратной стороной чувства спокойствия. (Ответы детей)
Скажите, какая природная катастрофа тоже сопровождается выделением тепла и света, но вызывает в нас в полнее обратные эмоции… (Ответы учащихся - пожары вулканы)
Как вы думаете, можно ли в кабинете воспроизвести процесс вулкана?
Сегодня, специально для Вас, проснётся самый красивый и самый удивительный вулкан на нашей планете! Давайте посмотрим на этот процесс….(опыт сопровождается с видеороликом «Извержение вулкана»)
Учитель показывает опыт «Вулканчик» на примере разложения дихромата аммония.
Как можно описать этот опыт одним словом? (Ответы учащихся.)
Ребята, а Вы когда - ни будь, задумывались, что всё, что происходит внутри нас, всё что происходит вокруг нас - это химические процессы, это химические реакции. В одной клетке человеческого организма одновременно происходит более 2000 реакций. Вы только задумайтесь, более 2000!
Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить с вами? Какая тема нашего сегодняшнего урока (Ответ: Химические реакции)
-Правильно! Тема сегодняшнего урока «Химические реакции» и мы попробуем вместе с вами классифицировать химические реакции и назвать их типы.
А как можно классифицировать химические реакции? Что обозначает слово классифицировать?
В качестве примера решим такую задачку: откройте свой пенал и внимательно рассмотрите его содержимое. Что в нем находится? Скорее всего это ручки, карандаши - простые и цветные, ластики, линейки и т.д. А теперь попробуйте разложить все это по кучкам. Как? Как захотите - вариантов может быть несколько:
по цвету корпуса;
по материалу, из которого предмет изготовлен,
по назначению.
Обратите внимание, что в каждом случае один и тот же предмет может попадать в разную кучку, состав каждой кучки может меняться. Почему так получается? Дело в том, что каждый раз при делении объектов вы выбирали какое-то одно свойство, которое оказалось общим для них. Такое свойство называют признаком, на основе которого классифицируют (то есть разделяют) объекты.
Огромное число химических реакций может быть сгруппировано в несколько типов реакций, которым присущи вполне определенные признаки. В качестве классификационных признаков могут быть выбраны следующие:
1.Классификация по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции
2. Классификация по наличию катализатора
3. Классификация по числу фаз, в которых находятся участники реакции.
4. Классификация реакций по типу переносимых частиц
5. Классификация по возможности протекания реакции в прямом и обратном направлении.
6. Классификация по знаку теплового эффекта реакции.
Сегодня мы с вами рассмотрим классификацию по числу и составу реагентов и конечных веществ.
Теперь я хочу обратить Ваше внимание на слайды с картинками. Давайте посмотрим и попробуем связать картину в единое целое и назвать его одним словом. Потом мы попробуем эти картинки связать с химией и вы должны будете назвать тип химической реакции. Будьте внимательны!
Презентация ( вопросы и ответы)
«Ни одна наука не нуждается в эксперименте, как химия» М. Фарадей
Чтобы вы запомнили типы реакций предлагаю вам посмотреть видеоэксперимент и сказать к какому типу химических реакций вы бы его отнесли?
Видеофрагмент
Взаимодействие алюминия с бромом.
Бром в обычных условиях - тяжёлая красно-бурая жидкость. Бром - единственный жидкий неметалл. Бром ядовит, имеет резкий, неприятный, удушливый запах. Бром по свойствам сходен с хлором, но менее активен, легко испаряется, образуя бурые пары. В круглодонную колбу нальём немного брома. Опустим в колбу кусочек алюминиевой фольги. Закроем колбу пробкой с хлоркальциевой трубкой, в которую насыпан активированный уголь. Уголь служит для поглощения паров брома. Через некоторое время алюминий раскаляется и энергично сгорает с образованием бромида алюминия.
Техника безопасности: соблюдать правила работы с жидким бромом. Использовать резиновые перчатки при переливании брома. Переливание брома проводить только под тягой!
К доске выходит ученик. Анализирует уравнение протекающей химической реакции и расставляет коэффициенты:
2Al + 3Br2 2AlBr3 - реакция соединения
После записи на доске уравнения химической реакции учитель обращается к классу. Ответьте на вопросы:
-
назовите в этой химической реакции реагенты и продукт. Какие из них являются простыми веществами, а какое - сложным?
-
как бы Вы определили тип этой химической реакции?
-
дайте определение реакции соединения.
Проведение демонстрационного опыта (Опыт «Вулкан»).
На демонстрационном столе расстелить лист бумаги, на который положить асбестовую сетку. Высыпать на асбестовую сетку (NH4)2Cr2O7 и придать ему форму «вулкана». Центр холмика можно смочить спиртом. Зажигается «вулкан» спичкой.
К доске выходит второй ученик. Анализирует уравнение протекающей химической реакции и расставляет коэффициенты:
(NH4)2Cr2O7 N2 + Cr2O3 + 4H2O - реакция разложения
После записи на доске уравнения химической реакции учитель обращается к классу. Ответьте на вопросы:
-
что происходит с исходным веществом?
-
назовите в этой химической реакции реагент и продукты.
-
как бы Вы определили тип этой химической реакции?
-
дайте определение реакции разложения.
А теперь давайте вместе выполним лабораторные опыты, и определим ещё два типа химических реакций. Перед Вами лежат листы с лабораторным опытом. Познакомьтесь и смело приступайте к опыту, соблюдая правила ТБ, т.е. не подносите пробирку к носу, и не держите пробирку горлышком к себе и к своему товарищу. В случае попадания жидкости на руки, просто помойте холодной водой, потому - что в пробирках находятся неорганические соли, не опасные для здоровья.
Проведение лабораторных опытов (работа парами):
Опыт №1
В пробирку с гвоздиком приливаем голубой раствор CuCl2 и наблюдаем (через некоторое время на гвозде появляется налёт меди, а раствор приобретает зелёное окрашивание).
К доске выходит 3-ий ученик. Анализируем уравнение протекающей химической реакции:
Fe + CuCl2 Cu + FeCl2 - реакция замещения
После записи на доске уравнения химической реакции учитель обращается к классу. Ответьте на вопросы:
-
назовите в этой химической реакции реагенты и продукты. Какие из них являются простыми, а какие - сложными веществами?
-
что происходит в результате химической реакции с реагентами?
-
как бы Вы определили тип этой химической реакции?
-
дайте определение реакции замещения.
Опыт№2
В пробирку с раствором CuSO4 приливаем раствор BaCl2 (наблюдается выпадение белого осадка).
-
К доске выходит 4-ый ученик.
-
Анализируем уравнение протекающей химической реакции:
CuSO4+ BaCl2=BaSO4 +CuCl2-реакция обмена
После записи на доске уравнения химической реакции учитель обращается к классу. Ответьте на вопросы:
-
назовите в этой химической реакции реагенты и продукты.
-
что происходит в результате химической реакции с реагентами?
-
как бы Вы определили тип этой химической реакции?
дайте определение реакции обмена.
Закрепление материала:
Давайте выполним следующее задание.
К каким типам химических реакций относятся уравнения, приведённые в таблице «Угадай слово»? Правильно определите тип каждой химической реакции, и в соответствующих графах таблицы найдите соответствующие буквы, а из букв сложите слово.
Игра «Угадай слово».
Уравнения реакций
Типы химических реакций
соединения
разложения
замещения
обмена
Mg + 2HCl = MgCl2 + H2
А
Я
Р
Б
2Fe(OH)3 =Fe2O3 + 3H2O
Ю
Е
В
Э
2Ca + O2 =2CaO
А
Г
Ъ
Д
2NaOH + H2SO4 = Na2SO4 + 2H2O
Ч
Л
Ц
К
2HgO = 2Hg + O2
Ж
Ц
Х
З
Br2 + 2KI = 2KBr + I2
Ф
О
И
У
2Al + 3Cl2 = 2AlCl3
Я
М
Т
Н
Слово «Реакция».
Подведение итогов урока:
Учитель:
Напомните мне тему нашего урока?
Какие типы химических реакций Вы узнали?
Как Вы считаете, между нами сегодня на уроке протекала «реакция», какого типа? (Ответ: Да, реакция обмена.)
Чем мы с Вами обменивались? (информацией, эмоциями…)
А давайте, чтобы на позитивной ноте закончить наш сегодняшний урок, составим с Вами синквейн на тему нашего сегодняшнего урока «Реакция»
Дети составляют синквейны и зачитываю его.
Сегодня на уроке научились классифицировать химические реакции по различным признакам. Один из них мы разобрали более подробно - это типы химической реакции по числу и составу реагентов и конечных веществ. Это реакции соединения, разложения, замещения и обмена.
Домашнее задание
§ 27
Задания I уровня: упражнение №2
Задание II уровня: упражнение №3
Творческое задание: оформить на альбомном листе работу, где необходимо привести примеры разных типов реакций и нарисовать рисунки, иллюстрирующие эти типы.
Примеры таких работ приведены на следующих слайдах.
Ребята, я хочу всех вас поблагодарить за такой добрый и эмоциональный урок, я рада, что мне выпала честь провести его именно в Вашем классе с такими умными детьми, Надеюсь, каждый раз когда Вы будете зажигать свечи, Вы будете вспоминать про наш с Вами сегодняшний урок при свечах. Благодарю Вас!
Благодарю за совместную работу!!!!