- Преподавателю
- Химия
- Комплект практических работ по курсу химии для специальности 09. 02. 03
Комплект практических работ по курсу химии для специальности 09. 02. 03
Раздел | Химия |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Титоренко С.В. |
Дата | 02.03.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Практическая работа №1
Расчеты по химическим формулам и уравнениям
Цель: на основе знания основных химических понятий и законов химии произвести расчеты по химическим формулам и уравнениям реакции.
Выполнение работы:
Вариант 1
-
Запишите уравнения реакций горения метана СH4 и ацетилена С2Н2. Рассчитайте, в каком случае выделяется большее количество вещества оксида углерода (IV) при условии, что в реакцию вступил 1 моль исходного горючего вещества.
-
Какие способы получения кислорода в лаборатории вы знаете? Запишите уравнения реакций и охарактеризуйте наиболее выгодные из них.
-
Определите количество вещества, массу и число молекул соляной кислоты, вступившей в реакцию с кальцием массой 10 г.
Вариант 2
-
Какой из оксидов FeO, Fе2Оз или Fез04 более богат железом? Ответ обоснуйте, рассчитайте массовые доли железа в каждом из трех оксидов.
-
Приведите примеры получения: а) сульфата магния реакцией замещения и обмена; б) карбоната калия реакцией обмена и соединения. Запишите уравнения соответствующих реакций.
-
Определите массу нитрата железа, образующегося при реакции гидроксида железа (II) с таким количеством вещества азотной кислоты, которому соответствует 3,01 • 1021 молекул.
Вариант 3
1. Охарактеризуйте применение воздуха, заполнив следующую таблицу:
Где применяется
Для чего применяется
Свойства, на которых основано применение
Уравнения возможных реакций
-
Какой из оксидов имеет большую массовую долю кислорода: Р2О5 или N2O5? Ответ подтвердите расчетом.
-
Определите, какое количество вещества и какая масса перманганата калия КMnO4 вступила в реакцию разложения, если при этом выделилось 0,25 моль кислорода.
Вариант 4
1. В результате какой реакции выделяется большее количество
вещества кислорода в расчете на 1 моль исходного вещества:
а) 2Н202 = 2Н20 + 02 в) 2HgO = 2Hg + 02
б) 2КСЮз = 2КС1 + 302 г) 2КМп04 = К2Мп04 + МпО2 ++О2
2. Какое из веществ имеет большую массовую долю серы:
SO2 или BaS? Ответ подтвердите расчетом. Укажите правильный ответ: а) в SО2 серы больше, чем в BaS, на 0,2 массовую долю;
б) в BaS - 0,189 S, в S02 - 0,81 S; в) в BaS - 0,813 S, в S02 -
0,5 S; г) в BaS серы больше, чем в S02, на 0,2 массовую долю.
3. Что показывает индекс в формуле, коэффициент в уравнении? Укажите правильный ответ: а) число атомов в молекуле, число атомов; б) число атомов в молекуле, количество вещества реагирующих веществ; в) число молекул, количество вещества простых и сложных веществ; г) число атомов в молекуле, количество вещества простых и сложных веществ в уравнении реакции.
Вариант 5
-
Определите массовую долю каждого из элементов, входящих в состав сульфата магния MgS04. Укажите правильный ответ: а) 0,20 -Mg; 0,267 - S; 0,533 - 0; б) 0,267 - Mg; 0,20 - S; 0,533 - 0; в) 0,32 -Mg; 0,36 - S; 0,32 - 0; г) 0,20 - Mg; 0,27 - S; 0,53 - О.
-
Какая масса фосфора потребуется для получения 4,9 г ортофосфорной кислоты? Расчет вести по схеме Р ►- НзР04. Укажите
правильный ответ: а) 6,2 г; б) 3,1 г; в) 15,5 г; г) 1,55 г.
3. Как распознать кислород среди других газов? Укажите правильный ответ: а) по окраске; б) по помутнению известковой воды;
в) по вспыхиванию тлеющей лучинки; г) по запаху.
Вариант 6
-
Определите количество вещества и массу воды, образующейся при сгорании 6 г водорода в достаточном количестве кислорода. Укажите правильный ответ: а) 3 моль, 54 г; б) 2 моль, 54 г; в) 3 моль, 36 г; г) 2 моль, 36 г.
-
Какой основной конечный продукт «X» образуется в ходе превращений, указанных в схеме
H2SO4 → Х? К > К20 > КОН
Укажите формулу вещества: a) K2SO4; б) К2О; в) КCI; г) КОН.
3. Определите формулу вещества, если известны массовые доли
элементов: W(Cu)=0,4, W(S)=0,2, W(O) =0,4. Укажите формулу
вещества: a) CuS03; б) CuS04; в) Cu2(S04)2; г) Cu2S208.
Практическая работа №2
Составление электронных формул атомов элементов и графических схем
Цель: основываясь на знаниях периодического закона и периодической системы Д.И.Менделеева составить электронные формулы и графические схемы атомов элементов больших и малых периодов.
Вариант 1
-
Укажите, какие элементы имеют такое распределение электронов в атомах: а) 2е, 1е б) 2ё, 2е; в) 2е, 3ё; г) 2е, 4е; д) 2е, 5е; е) 2е, бе; ж) 2е, 7е; з) 2е, 8е. Как изменяются свойства элементов от а) до з)?
-
Запишите схему электронного строения атома с порядковым номером 20. Какие свойства проявляет этот элемент и почему? Каковы формулы высшего оксида и соответствующего ему гидроксида?
-
Укажите, о каком элементе идет речь: в его атоме 34 электрона, 6 из которых находятся на внешнем слое. Определите положение элемента в периодической системе. Запишите формулы его соединений с водородом и с натрием. Назовите эти соединения.
Вариант 2
-
Укажите элемент, который расположен в 3-м периоде, на внешнем слое его атома - 3 электрона. Запишите формулы оксида и гидроксида этого элемента.
-
Три элемента А, Б, В расположены в одном и том же периоде. В атоме элемента А количество электронных оболочек в два раза меньше, чем число электронов на его внешнем слое. Элемент Б - самый распространенный в природе, с элементом А он образует соединение АБ2. Элемент В энергично реагирует с водой, образуя щелочь. Эти элементы образуют соль состава В2АБ3. Назовите все элементы и запишите соответствующие формулы оксида и соли.
-
Запишите уравнение реакции между простыми веществами, образованными элементами, атомы которых имеют такое распределение электронов: а) 2е, 8е, 2е; б) 2е, 8е, 7е. Назовите полученное вещество.
Вариант 3
-
Изобразите схемы распределения электронов по электронным оболочкам в атомах элементов 2-го периода. Как изменяются свойства этих элементов? Объясните, в чем причина изменения свойств.
-
Укажите, какие простые вещества образуют элементы, атомы которых имеют следующее строение: а) 2е, 8е, 7е; б) 2е, 6ё; в) 2е, 8е; г) 2е, 8е, 1е. Запишите уравнения реакций получения этих простых веществ. Назовите их.
3. Рассчитайте массовые доли элементов по формулам веществ, состав которых следующий: а) элемент, содержащий в ядре 20 протонов; б) элемент, у которого летучее водородное соединение соответствует формуле RH4, а в атоме электроны расположены по двум электронным слоям; в) элемент 2-го_ периода со следующим расположением электронов в атоме: 2е, 6е.
Вариант 4
-
Как изменяются свойства элементов в группах, главных подгруппах? Укажите правильный ответ: а) металлические и неметаллические ослабевают; б) металлические свойства возрастают, неметаллические ослабевают; в) металлические ослабевают, неметаллические возрастают; г) металлические и неметаллические возрастают.
-
Какая формула соответствует соединению, _ образованному элементами, имеющими такое строение атомов: 2е, 8е, 18е, 2е и 2е, 8е, 7е? Укажите формулу соединения: a) СаС12; б) MgCl2; в) ZnCI2; г) CuCI2.
-
В каких случаях в каждой паре элементов неметаллические свойства их усиливаются, если на внешний слой каждого элемента
добавлен один электрон: а) С1 >-Аг; б) S >- С1; в) F >-
► Ne; г) О *■ F.
Вариант 5
-
Укажите элемент, для которого характерно такое распределение электронов: 2е, 8е, 6е. Какими свойствами он обладает? Какова формула его высшего оксида? Выберите правильный ответ: а) сера, неметалл, R03; б) азот, неметалл, R2O5; в) углерод, неметалл, R02; г) хром, металл, R03.
-
Как изменяются свойства элементов, находящихся в четном ряду 4-го периода? Объясните, почему происходят эти изменения. Укажите правильный ответ: а) сохраняются металлические свойства, так как не завершены электронные оболочки; б) увеличиваются неметаллические свойства, так как увеличиваются порядковые номера; в) ослабевают металлические свойства, так как увеличивается число электронов в атоме; г) сохраняются металлические свойства, так как внешний электронный слой остается далеким от завершения, застраивается предвнешний.
-
Укажите, в каких из приведенных ниже групп элементов дополнение внешнего электронного слоя одним электроном приводит
к ослаблению металлических свойств: а) С1 >- Аг К;
б) N >-0 F; в) Na Mg >-А1; г) F >- Ne >-
Na.
Вариант 6
1. Назовите элементы с порядковыми номерами 16 и 34. Укажите их свойства. У какого из элементов эти свойства преобладают? Почему? Укажите правильный ответ: a) S и Se - неметаллы, так как расположены в главной подгруппе VI группы периодической системы; б) неметаллы, так как их внешний слой близок к завершению, неметаллические свойства ярче выражены у селена, у него больший порядковый номер; в) S и Se - неметаллы, так как внешний слой близок к завершению, неметаллические свойства ярче выражены у серы, и ее атом имеет меньший радиус; г) S и Se - неметаллы, так как внешний слой близок к завершению, оба элемента в одинаковой степени проявляют неметаллические свойства.
2. Образец металла массой 9 г прореагировал с избытком соляной кислоты. При этом выделился водород объемом 11,2л (н. у.).
Укажите этот металл, учитывая, что в соединениях он трехвалентен: а) Сг; б) В; в) Fe; г) А1.
3. Укажите, в каких случаях (в каких парах элементов) ослабляются неметаллические свойства, если переход от одного элемента к другому связан с уменьшением числа электронов на внешнем
электронном слое атомов на один: а) В >-Be; б) О >- N;
в) S ► CI; г) CI ► S.
Практическая работа №3
Определение степени окисления и характеристика химической связи в различных соединениях
Цель: зная алгоритм определения степени окисления, научиться применять его на практике; основываясь на классификации видов химических связей уметь давать им характеристику в различных химических соединениях.
Вариант 1
-
Два элемента, соединенные ковалентной связью, образуют газообразное соединение, которое может гореть, при этом образуется оксид серы (IV) и пары воды. На основании этих данных определите соединение, напишите молекулярную и электронную формулы.
-
Составьте формулы соединений углерода: а) с водородом; б) с кислородом; в) с алюминием. Укажите вид химической связи в соединениях и степень окисления каждого элемента.
-
Определите степень окисления хлора в соединениях СI2, MgCI2, CCI4, КСIOз, КС104.
Вариант 2
-
Определите степени окисления атомов в бинарных соединениях: Ca Br2, CI2O7, Zn SO4.
-
Укажите отдельно на соединения с ковалентной неполярной, ковалентной полярной и ионной связью: F2, Н2О, FeCI3, O2, АI4СI3, NH3, СО2, N2, СазР2. Запишите по одному примеру электронных формул соединений с разным видом связи.
-
О соединении с каким видом химической связи идет речь, если известно, что оно твердое, легко превращается в жидкость, имеет запах, плохо растворяется в воде? Дайте аргументированный ответ.
Вариант 3
-
Составьте уравнения реакций серы: а) с кислородом; б) с водородом; в) с натрием. Расставьте степени окисления элементов, укажите вид связи в каждом из соединений.
-
Изобразите электронные формулы соединений элементов с порядковыми номерами: а) 19 и 35; б) 7 и 7; в) 34 и 8. Назовите вещества. Укажите вид связи между атомами.
-
Объясните, почему галогены при н. у. находятся в различных агрегатных состояниях: хлор С12, бром Вг2 - жидкость, а йод 12 - твердое вещество. Для ответа вспомните свойства веществ, обусловленные типом кристаллической решетки.
Вариант 4
-
Укажите признаки, на основании которых можно утверждать, что вещество имеет ионную кристаллическую решетку: а) в узлах кристаллической решетки находятся двухатомные молекулы вещества; б) кристаллы слагаются из ионов; в) тугоплавкое, твердое, растворимое в воде; г) очень твердое, нерастворимое в воде.
-3
-
Определите степени окисления атомов в соединениях: Zn(NO3)2, (PO4), AI2(SO4)3.
3. Определите группу содержащую наибольшее количество веществ с ковалентной связью: а) Вг2, СаH2, MgO, KC1; б) Н2О, СS2, HI, NH3; в) РНз, Р205, Na20, ВаС12; г) CaS, А1С13, 02, С12.
Практическая работа №4
Упражнения на смещение химического равновесия
Цель: научиться применять на практике понятия «Скорость химической реакции», «Химическое равновесие», а так же правила на смещение химического равновесия.
В основе выполнения работы лежит принцип Ле-Шателье.
1. В каком направлении будет смещаться равновесие в системе при повышении давления
H2+F2↔2HF
1. - вправо, 2. - влево, 3. - не смещается.
2. Для максимального выхода продукта реакции необходимо :
NH3+HCI↔NH4CI+Q
I. -повыситъ температуру, 2, -понизить температуру,
3. -увеличить концентрацию реагирующих веществ.
3. Какой фактор вызовет смещение равновесия реакции вправо :
CO+2H2↔CH3OH+Q
I. - увеличение давления, 2. - увеличение температуры, 3. - понижение температуры.
4. Какой фактор вызовет смещение равновесия реакции вправо:
2SO2+O2↔2SO3+Q
I. - понижение температуры, 2. - повышение температуры, 3, - повышение давления.
5. Укажите, какое выражение константы равновесия соответствует
данной системе: SO2(г.) + 2H2S(г.)↔3S(ТВ.)+2H2O(пар).
1. K= [S]3 [H2O]2 3. K= [H2O]2 5. K= [SO2] [H2S]2
[SO2] [SO2] [H2O]2
2. K= [H2O]2 4. K= [S]3 [H2O]2
[SO2] [H2S]2 [H2S]2
6 С повышением давления концентрация газообразных веществ :
1 - не изменяется, 2 - увеличивается, 3 - уменьшается.
7. Какая реакция протекает при равных условиях с большей скоростью:
1. H2+I2 →2HI
2. H2+F2→ 2HF
если за единицу времени образовались массы продуктов: 12,8г НI и 4г HF .
Практическая работа №5
Составление уравнений реакций в молекулярной и ионной форме
Цель: Закрепить и углубить знания материала по теме «Электролитическая диссоциация»; закрепить умения и навыки работы с таблицей растворимости при составлении уравнений реакций в молекулярной и ионной форме.
Выполнение работы:
1. Запишите уравнения реакций ионного обмена (полные и сокращенные), происходящие между растворами веществ, формулы которых приведены ниже.
Вариант I
NaOH и CuS04 К2С03 и HC1
HN03 и Ca(OH)2KC1 и NaN03
ВариантII
BaCl2 и Na2S04 СаС12 и NaN03
H2S04 и KOH СаСO-з и HN03
В а р и а н т III
FeCl3 и КОН HN03 иLiOH
СиС12 и AgN03Na2C03 и HN03
ВаС12 и NaN03
-
Отметьте признаки реакций в задании 1. Обозначьте знаком обратимости (↔) реакцию, не идущую до конца.
-
Как осуществить на практике превращения, соответствующие схемам?
Вариант I
Zn2+ + 20Н ► Zn(OH)2↓
Вариант II
Н+ + ОН" > Н20
Вариант III
S032~ + 2Н+ ► Н20 + S02↑
Дополнительные задания
-
Объясните, почему натрий, входящий в состав поваренной соли, не реагирует с водой, а металлический натрий бурно с ней взаимодействует.
-
При пропускании электрического тока через раствор электролита катионы двигаются в сторону катода, а анионы - в сторону анода. Почему?
-
Приведите по два примера уравнений реакций ионного обмена, соответствующие схемам:
Н+ + ОН" > Н20 I Pb2+ + 20H → РЬ(ОН)2↓
4. Дайте мотивированный ответ, могут ли находиться в растворе попарно взятые вещества: а) гидроксид калия и соляная кислота, б) гидроксид калия и гидроксид натрия,в) гидроксид калия и сульфат меди (II).
Практическая работа №6
Составление схем электролиза растворов солей
Цель: на основе знания понятия «Электролиз» и правил электролиза составить схемы электролиза предложенных растворов солей.
1. Составьте схемы электролиза с использованием угольных электродов: а) расплава, б) раствора соли.
Вариант I Хлорид калия.
Вариант II Хлорид меди (II).
Вариант Ш Иодид калия.
2. Вариант I
К какому типу реакции следует отнести явления, происходящие на угольных электродах в процессе электролиза?
Вариант II
Что называют электролизом? Почему электролиз не осуществляют с помощью переменного тока?
Вариант III
Почему в процессе электролиза растворов солей щелочных металлов на угольном катоде выделяется не металл, а водород?
Дополнительные задания
-
Какие вещества могут получиться на угольных электродах в процессе электролиза растворов: а) нитрата калия, б) нитрата серебра, в) сульфата никеля?
-
Какое применение находит электролиз? Что такое гальваностегия и гальванопластика?
На каком электроде в процессе электролиза происходят процессы: а) восстановления, б) окисления?
Практическая работа №7
Составление уравнений окислительно - восстановительных реакций
Цель: закрепить и обобщить знания по теме «Окислительно-восстановительные реакции»; развивать умения и навыки применения материала на практике при составлении электронного баланса окислительно-восстановительных реакций.
Выполнение работы:
1. Расставьте коэффициенты в схемах уравнений химических реакций с помощью электронного баланса. Назовите окислитель и восстановитель.
ВариантI
MnO2 + HCI = MnCI2 + CI2 + H2O
Ag + H2SO4 = Ag2SO4 + SO2 + H2O
ВариантII
AI + HNO3 = AI(NO3)3 + NO + H2O
KMnO4 + HCI = MnCI2 + KCI + CI2 + H2O
Вариант III
Mg + HNO3 = Mg(NO3)2 + N2 + H2O
Zn + HNO3 = Zn(NO3)2 + N2O + H2O
Вариант IV
Mg + H2SO4 = MgSO4 + H2S + H2O
KCIO3 +P →KCI+P2O5
2.Какой процесс (Окисление или восстановление) изображен следующими схемами?
C(0) → C(+4) Cu(+2)→Cu(0)
S(0) → S(-2) Cu(0)→ Cu(+2)
S(+4)→S(+6) S(-2) → S(+4)
S(0)→S(+4) CI(0) →CI(-1)
3. Приведите по два примера уравнений химических реакций: а) соединения,
б) разложения, один из которых является окислительно-восстановительной реакцией, другой- происходит без изменения степени окисления атомов химических элементов.
Практическая работа №8
Решение расчетных задач на определение массы (объема) продукта реакций по известной массе исходного вещества содержащего примеси
Цель: научится решать задачи данного типа по известному алгоритму.
Вариант I
-
Вычислите объем оксида углерода (IV) (н.у.) и массу оксида кальция, которые можно получить при полном разложении 500 г известняка (карбоната кальция), в котором находится 10% примесей песка. Аг(Са) = 40, Аг(С) = 12.
-
Вычислите объем оксида углерода (W) (н.у.), который можно получить из 2,5 кг известняка, в котором 80% карбоната кальция. Какова масса пустой породы (примесей) но взятом образце известняка?
Вариант II
-
Какой объем водорода (н.у.) потребуется для полного восстановления 40 г технического оксида меди (П), массовая доля примесей в котором составляет 20%. Вычислите массу полученной меди. Аг (Сu) = 64.
-
Образец технического оксида меди (II) содержит примесь меди. Определите массовую долю примеси в образце оксида меди (II), если известно, что при восстановлении 20 г технического оксида меди (II) затратили 4,48 л водорода (н.у.)-
Вариант III
1. При «растворении» сплава, состоящего из меди и цинка,
массой 12,9 г в соляной кислоте получили 2,24 л водорода
(н.у.). Вычислите массу и массовую долю меди в сплаве.
Ar(Cu) = 64, Ar(Zn) = 65.
-
Какой объем оксида серы (IV) (н.у.) можно получить
из 240 г железного колчедана (FeS2), массовая доля приме
сей в котором 25%? Ar(Fe) = 56, Ar(S) = 32. Уравнение химической реакции:
4FeS2 + 11О2 = 8S02 + 2Fe203.
Дополнительное задание
При полном сжигании 80 г углерода получили 112 л оксида углерода (IV) (н.у.). Какова массовая доля негорючих примесей в данном образце углерода? Аг(С) =12.
Практическая работа №9
Металлы в окислительно-восстновительных реакциях. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций
Цель: закрепить и углубить знания об окислительно-восстановительных реакциях, научиться расставлять коэффициенты в уравнениях окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса.
I. Составьте уравнения химических реакций, соответствующих приведенным схемам, одно из них разберите с точки зрения окислительно-восстановительных процессов.
Вариант 1
Сu (0)→Cu(+2)
Сu (+2)→Cu(0)
Вариант2
AI(0)+6H(+)→AI(+3)+H2
Pb(+2)→Pb(0)
Вариант3
Zn(+2)→Zn(0)
Zn(0)→Zn(+2)
II. Напишите по два уравнения реакций к каждой из приведенных ниже схем:
Вариант 1
Fe(0)+ Me(n+)→Me(0)+Fe(2+)
Вариант 2
Fe(3+) +OH (-) →Fe(OH)3
Вариант 3.
AI(OH)3+3H(+)→AI(3+)+3H2O
Практическая работа №10
Расчеты по химическим уравнениям, если одно из реагирующих веществ дано в избытки
Цель: научится применять алгоритм решения данного типа задач на практике.
1. Вычислите, могут ли полностью вступить в реакцию
предложенные объемы газов (н.у.) и какой объем продукта
реакции получится.
Вариант I
Дано: 2,5 л Н2 и 1,5 л С12, схема реакции Н2 + С12 → НС1.
Вариант II
Дано: 3,5 л Н2 и 1 л N2, схема реакции N2 + Н2 > NH3.
Вариант III
Дано: 3,5 л 02 и 2 л СО, схема реакции СО +0 →С02.
2. Какое количество вещества соли может получиться, если
для реакции взять указанные массы исходных веществ?
Вариант I
126 г оксида кальция и 126 г азотной кислоты.
Аг(Са) = 40, Ar(N) = 14.
Вариант II
56 г оксида кальция и 130 г азотной кислоты.
Аг(Са) = 40, Ar(N) = 14.
Вариант III
6 г гидроксида калия и 6,5 г азотной кислоты. Аг(К) = 39, Ar(N) = 14.
3.
Вариант I
Вычислите массу гидроксида меди (II), который может полностью прореагировать с 200 г раствора серной кислоты, массовая доля кислоты - 4,9%.
Ar(Cu) = 64, Ar (S) = 32.
Вариант II
Вычислите массу раствора серной кислоты (массовая доля кислоты 9,8%), которую необходимо взять для реакции с хлоридом бария, чтобы получить 466 г сульфата бария.
Аг(Ва) = 137, Ar (S) = 32.
Вариант III
Вычислите массовую долю раствора азотной кислоты, если известно, что 200 г этого раствора полностью прореагировало с 4 г гидроксида натрия.
Ar(Na) = 23, Ar (N) = 14.
Дополнительные задания
1.Какой объем оксида углерода (IV) образуется, если взять растворы, содержащие 27,6 г карбоната калия и 315 г азотной кислоты?
Ar(N) = 14, Аг(К) = 39, Аг(С) = 12.
-
Какое количество вещества соли может получиться при сливании 200 г 2%-ного раствора гидроксида натрия и 200 г 10%-ного раствора соляной кислоты? Ar(S) = 32, Ar(Na) = 23.
-
Какое количество вещества и какая соль может образоваться, если в качестве исходных веществ взять 20 г 2%-ного раствора гидроксида натрия и раствор, в котором 100 г серной кислоты?
Ar(S) = 32, Ar(Na) = 23.
Практическая работа №11
Составление уравнений реакций к цепочке схем предложенных превращений по теме «Химия неметаллических элементов»
Цель: Основываясь на знания химических свойств неметаллов и их положении в периодической системе, составить уравнения реакций к цепочкам схем предложенных превращений.
Вариант 1
А. S→FeS→H2S→ SO2
↓
SO2
Б. NH3→NH4OH→(NH4)2SO4
↓
N2
Вариант 2
A. NH4NO3→N2→NH3→NH4CI
↓
NH4NO3
Б. H2→ NH3→NO→NO2→HNO3→NH4NO3
Вариант 3
А. CO2→CO→CO2→Na2CO3→NaHCO3→CO2
Б. CH4→CO2→CaCO3→Ca(HCO3)2→CaCO3
↓
CO
Практическая работа №12
Обобщение знаний по общей и неорганической химии. Решение расчетных задач
Цель: Обобщить и закрепить знания по общей и неорганической химии с помощью упражнений и задач.
Вариант I
1. Сплав латунь состоит из меди и цинка. Вычислите массовую долю каждого металла в одном из образцов латуни, если известно, что при обработке 25 т латуни соляной кислотой выделилось 1034 мл водорода (н.у.). Ar(Zn) = 65, Ar(Co) = 64.
2. Вычислите объемную долю выхода аммиака, если известно, что из 5 л азота получено 0,8 л аммиака (н.у.). Вычислите массу азотной кислоты, полученной при взаимодействии 65 г нитрата натрия с концентрированной серной кислотой, если массовая доля выхода азотной кислоты от теоретически возможного равна 0,7. Расчет ведите с учетом получения средней соли - сульфата натрия. Ar(S) = - 32, Ar(Na) - 23, Ar(N) = 14.
-
В раствор, содержащий 10 г гидроксида калия, добавили 10 г серной кислоты. Какова среда полученного раствора (кислая, щелочная или нейтральная)? Почему? Аг(К) = 39, Ar(S) = 32.
-
Какой объем воздуха (н.у.) потребуется для полного сгорания 2 м3 метана (СН4)?
Вариант II
-
Сплав бронзы, состоящий из алюминия и меди, масса которого 49,1 г, обработали соляной кислотой до прекращения выделения водорода (н.у.). Объем образовавшегося газа оказался равен 6,72 л. Вычислите массовую долю каждого компонента в этом образце бронзы. Аг(Си) = 64, Аг(А1) = 27.
-
При взаимодействии 32 г меди с концентрированной азотной кислотой получили 34,5 л оксида азота (IV). Вычислите объемную долю выхода оксида азота (IV) от теоретически возможного. Ar(N) = 14, Ar(Cu) = 64.
3. Вычислите массовую долю выхода хлорида аммония, если в реакцию вступило 170 г аммиака и получено 500 г хлорида аммония. Ar(N) = 14, Ar(Cl) = 35,5.
4. В раствор, содержащий 10 г гидроксида натрия, добавили 10 г фосфорной кислоты. Какова среда полученного раствора (кислая, щелочная или нейтральная)? Почему? Аг(Р) = 31, Ar(Na) = 23.
5. Какой объем воздуха (н.у.) потребуется для полного сгорания 2 м3 ацетилена (С2Н2)?
Дополнительные задания
1. По термохимическому уравнению реакции:
2H2S + 302> 2S02 + 2Н20 + 857,3 кДж вычислите, какое количество теплоты образуется присжигании 17 г сероводорода. Ar(S) - 32.
2. 100 г загрязненной соли растворили в 240 г воды и получили 25% -ный раствор. Вычислите массовую долю нерастворимых примесей в образце соли.