• Преподавателю
  • Химия
  • Доклад Методические приемы использования интерактивных технологий в образовательном процессе

Доклад Методические приемы использования интерактивных технологий в образовательном процессе

Раздел Химия
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Сергеева Любовь Юрьевна

ГБПОУ РМ «Темниковский

сельскохозяйственный колледж»,

преподаватель, г. Темников



Методические приемы использования интерактивных технологий

в образовательном процессе

Современными методами обучения являются интерактивные. Данные методы, как ни какие другие, способствует формированию ключевых компетенций у студентов и активизируют их познавательную активность. Доминирование интерактивных методов в обучении не означает полное исключение иных, оно предполагает лишь их преобладание.

Слово "интерактив" образовано от слова "interact" (англ.), где "inter" - взаимный, "act" - действовать. "Интерактивность" означает способность взаимодействовать или находиться в режиме диалога. Следовательно, интерактивное обучение - это, прежде всего, диалоговое обучение. Диалог возможен и при традиционных методах обучения, но лишь на линиях "преподаватель - студент" или " преподаватель - группа студентов (аудитория)". При интерактивном обучении диалог строится также на линиях "студент - студент" (работа в парах), "студент - группа студентов" (работа в группах), "студент - аудитория" или "группа студентов - аудитория" (презентация работы в группах), "студент - компьютер" и т.д.

Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности, когда учебный процесс протекает таким образом, что практически все студенты оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность студентов в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет студентам не только получать новое знание, но и развивать свои коммуникативные умения: умение выслушивать мнение другого, взвешивать и оценивать различные точки зрения, участвовать в дискуссии, вырабатывать совместное решение. Значительны и воспитательные возможности интерактивных форм работы. Они способствуют установлению эмоциональных контактов между студентами, приучают работать в команде, снимают нервную нагрузку студентов, помогая испытать чувство защищенности, взаимопонимания и собственной успешности. Это бывает очень важно и просто необходимо при формировании нового учебного коллектива 1 курса в колледже, который формируется из подростков, имеющих очень разный уровень знаний, культуры, интеллекта.

Интерактивное обучение требует использования специальных форм организации познавательной деятельности и ставит вполне конкретные и прогнозируемые цели, например, создание комфортных условий обучения и включенность студентов в учебное взаимодействие, что делает продуктивным сам процесс обучения. По сравнению с традиционным обучением в интерактивном обучении меняется взаимодействие преподавателя и студентов: активность преподавателя уступает место активности студентов, а задачей преподавателя становится создание условий для инициативы.

Интерактивные формы и приемы можно применять на всех этапах урока, многие из них универсальны, хорошо подходят для изучения материала по многим предметам. Применение интерактивных форм обучения позволяет студентам приобретать знания, которые не достигаются при традиционных методах обучения, они сами делают свой выбор, проявляют инициативу. Интерактивные технологии создают комфортные условия обучения, за которые каждый студент ощущает свою успеваемость и интеллектуальную возможность, что и делает продуктивным сам процесс обучения. Практически все студенты оказываются вовлеченными в процесс познания.

Совершенно новое качество идея интерактивного обучения приобретает с использованием интерактивных компьютерных технологий. Здесь интерактивность достигается за счёт специальной организации обучающих компьютерных программ, а также использованием таких технических средств обучения, как интерактивная доска. На мой взгляд, осмысление роли данных интерактивных средств в обучении, разработка для них соответствующих дидактических пособий способны принципиально изменить традиционное обучение, поднять его на новый качественный уровень. Общеизвестно, что средний процент усвоения учебного материала следующий: урок-лекция - 5%; при использовании элементов самостоятельного чтения - 10%; наглядных и аудиоматериалов - 20%; аудиовизуальных материалов - 30-40%; работа в дискуссионных группах - 50%; практика через действие - 75%; использования мультимедийных технологий - 80-85%; метод обучения других - 90% . Поэтому, чтобы максимально повысить качество знаний студентов, максимально их заинтересовать и увеличить их личностные компетенции, я соединяю интерактивное обучение с использованием аудиовизуальных и мультимедийных средств. Учебные занятия строю как традиционные, использую те же методы, но появляется возможность использовать на уроке динамические информационные модели, мгновенную визуализацию исследуемого процесса, моделирование изучаемого явления. Направленность на оперативную обратную связь, возможность выстраивания индивидуальной образовательной траектории в информационной среде электронного дидактического средства обучения меняет дидактические методы традиционного урока.

Современный мультимедийный урок - это промежуточное звено между традиционным уроком и открытым образованием. Интерактивные элементы обучающих программ позволяют перейти от пассивного усвоения к активному, так как студенты получают возможность самостоятельно моделировать явления и процессы, воспринимать информацию не линейно, с возвратом, при необходимости, к какому-либо фрагменту, с повторением виртуального эксперимента с теми же или другими начальными параметрами. Мультимедиа позволяют увеличить время работы на уроке студентов, интенсифицировать ее. Более того, они позволяют заставить работать каждого из них. Каждый сможет видеть, слышать. Таким образом, уровень индивидуализации обучения значительно возрастает. Но для этого урок должен быть интерактивным. Работа с интерактивной доской создаёт комфортные условия обучения, при которых все студенты активно взаимодействуют с преподавателем и между собой. Она позволяет организовать более продуктивно выполнение тестовых заданий на доске, взаимопроверку и обозначение правильных вариантов на доске, работу со слайдами, демонстрирующими блок-схемы изучаемого материала, записи в опорные конспекты.

Электронные интерактивные доски поддерживают в учебной группе атмосферу оживленного общения и вызывают дискуссии - это существенно помогает при ознакомлении студентов с новым материалом и активизирует их познавательную активность, развивает интерес к химии. С помощью интерактивной доски получается всецело завладеть вниманием студентов на занятиях. Наглядность электронных интерактивных досок - это ценный способ сосредоточить и удерживать внимание студентов. Преимущества работы с интерактивной доской:

  1. Студенты начинают понимать более сложные идеи в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала;

  2. Часть изображения можно закрыть "Шторкой" или высветить "Прожектором"

  3. Моделирующая среда позволяет решать широкий круг задач путем их визуального проектирования на основе моделей объектов, явлений, эффектов и свойств, с последующим управлением моделями и наглядным представлением результатов расчета.

  4. Создание "Скрин-шотов".

  5. Дополнительная акцептация внимания на важных и сложных моментах.

  6. Освобождение от рутинных записей.

  7. Возможность фиксации ключевых моментов.

  8. Предоставление необходимого справочно-иллюстративного материала по уроку.

  9. Материал для самостоятельной работы.

  10. Сделать "Фотоаппаратом" снимок предыдущей страницы и сохранить.

В результате урок более индивидуализирован, благодаря использованию аутентичных материалов, прежде всего визуальных. Визуальный материал должен быть очень ярким, образным; неоднозначным и пригодным для анализа. Сочетаю различные виды материалов - фото, плакаты, тексты, видео, схемы, диаграммы. Интерактивная доска использует различные стили обучения: визуальные, слуховые или кинестетические. Благодаря интерактивной доске, студенты могут видеть большие цветные изображения и диаграммы, которые можно как угодно передвигать. Мной накапливается методическая база электронных материалов для дальнейшего использования: интерактивные плакаты, тесты, интерактивные презентации. В своей работе использую мультимедиа-продукт «Уроки химии Кирилла и Мефодия», «Виртуальную химическую лабораторию», которые содержат медиа-иллюстрации, тесты и проверочные задания, видеофрагменты, анимации, интерактивные тренажеры.

Новое качество образования определяется результативностью образовательной деятельности учреждения, коллектива, каждого педагога и обучающегося. В свою очередь под результативностью понимается успешность выпускника образовательного учреждения, готового быть конкурентоспособным в динамично меняющейся ситуации в стране. Для этого недостаточно владеть определённой суммой знаний, умений, навыков (стандарт). Требуется владение основными способами взаимодействия с миром и с самим собой, такими, как исследование, проектирование, организация, коммуникация и рефлексия, что в совокупности с ЗУНами составляет компетентность выпускника. Для достижения такого качества образовательных услуг, я считаю необходимо использование интерактивных образовательных технологий, переход на интерактивное обучение, которые активизируют познавательную деятельность студентов на занятиях химии.

© 2010-2022