- Преподавателю
- Химия
- Тезисы методической разработки: Проектирование методической системы (по линии НОУ по химии) формирования исследовательских умений школьников, активно участвующих в спортивной жизни школы
Тезисы методической разработки: Проектирование методической системы (по линии НОУ по химии) формирования исследовательских умений школьников, активно участвующих в спортивной жизни школы
Раздел | Химия |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Кукаев Н.А. |
Дата | 18.02.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Н.А. Кукаев,
Учитель химии МБОУ средней общеобразовательной школы №60, магистрант
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина
(г. Нижний Новгород)
С.Ф. Жильцов
Доктор химических наук, профессор
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина
(г. Нижний Новгород)
Проектирование методической системы (по линии НОУ по химии) формирования исследовательских умений школьников, активно участвующих в спортивной жизни школы.
Педагогическое проектирование направлено на развитие и модернизацию образовательной системы за счет детального планирования предстоящей деятельности учащихся и педагогов (разработка новых образовательных систем и видов педагогической деятельности, процесс создания и реализации педагогического проекта, технологию обучения и пр.).
Цель модернизации образования состоит в создании механизма устойчивого развития системы образования, социальным и экономическим потребностям развития страны, запросам личности, общества, государства.
Методическая система - это упорядоченная совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных методов, форм и средств планирования и проведения, контроля, анализа, корректирования учебного процесса, направленных на повышение эффективности обучения учащихся.
Целью настоящей работы является проектирование методической системы формирования исследовательских умений школьников по линии НОУ по химии, активно участвующих в спортивной жизни школы.
Спортивное питание - это биологически активные добавки и пищевые концентраты, разработанные для людей, активно занимающихся спортом, и предназначенные для улучшения спортивных показателей.
Тема исследования тесно связана с другими дисциплинами естественно-научного цикла (биология, физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности).
Спортивная политика, проводимая в стране, направлена на пропаганду и формирование и здорового образа жизни. В последние годы увеличилось число обучающихся, ведущих здоровый образ жизни, увлеченно занимающихся различными видами спорта. Разумеется, здоровый образ жизни требует и правильного рационального питания. Многие спортсмены, чтобы обеспечить себя необходимым количеством пищи, прибегают к использованию специализированного спортивного питания (протеины, витамины, аминокислоты, креатин и пр.). Чтобы ориентироваться в многообразии предлагаемых добавок и особенностях их воздействия на организм, прежде всего необходимо изучить биохимический состав и свойства веществ, входящих в их состав. На данный момент необходимо разработать и внедрить методы исследования, доступные для обучающихся средней общеобразовательной школы. Необходимо учитывать уровень знаний обучающихся. Курс органической химии, в котором обзорно изучаются белки и их аминокислотный состав, жиры и углеводы, рассчитан на последнюю четверть 9-го класса и на весь учебный год в 10-м классе. Как правило, именно этот раздел вызывает наибольший интерес у спортсменов.
Предложенная система работы помогает вовлечь обучающихся, в том числе, мало заинтересованных предметами естественно-научного цикла, в процесс анализа предложенной информации и прогнозирования результатов.
Формируется представление о жирах, белках (протеинах), углеводах , их строении и функциях в организме, о норме калорийности питания.
Занимаясь подготовкой к НОУ, обучающиеся выполняют следующие задачи:
-
узнают об основных аспектах правильного питания, оптимальном соотношении белков, жиров и углеводов в пищевом рационе,
-
изучают различные классификации протеинов (по происхождению, по скорости всасывания и составу),
-
узнают об их белковой природе и аминокислотном составе,
-
проводят качественные реакции на определение белкового, аминокислотног7о и углеводного состава ряда спортивных добавок
-
сравнивают полученные результаты с результатами контрольных замеров, проводимых с яичным белком и желатином
Основные цели данной методики:
-
ознакомление обучающихся с рядом наиболее важных органических соединений (белков, жиров, углеводов)
-
формирование знаний о биохимических преобразованиях в организме;
-
формирование знаний о здоровом образе жизни;
-
выявление химических свойств биополимеров и их влияние на белково-углеводный обмен;
-
анализ информации по составу пищевых добавок;
-
анализ различных научных статей по спортивному питанию и спортивной фармакологии;
-
экспериментальное исследование химического состава натуральной пищи и спортивных пищевых добавок.
Разработанная методика изучения биополимерных соединений заставляет обучающихся критически подходить к вопросам рационального питания, анализировать информацию о составе пищи и пищевых добавок, помогает определить специфику и направленность процессов физиологических изменений, происходящих в организме, ставит вопрос об «эффекте отмены» при использовании спортивных добавок.
Методика исследовательской деятельности включает в себя:
-
постановку задачи перед обучающимся
-
анализ литературы по данной тематике
-
разработку экспериментальных методов исследования
-
проведение эксперимента по выявлению состава натуральной пищи и пищевых добавок
-
сравнение и анализ результатов, полученных при исследовании натуральной пищи и пищевых добавок
-
составление возможной программы питания с учетом полученных данных.
Таким образом, предложенная методика направлена на мотивацию обучающихся к изучению не только химии, но и других предметов естественно-научного цикла, понимание основных процессов жизнедеятельности и их взаимосвязи, стимулирует интерес к здоровому образу жизни. За исследовательской деятельностью обучающихся ведется регулярный контроль.