• Преподавателю
  • Химия
  • Методическая разработка урока: лабораторная работа Приготовление суспензии карбоната кальция

Методическая разработка урока: лабораторная работа Приготовление суспензии карбоната кальция

Раздел Химия
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Департамент образования и науки Кемеровской области

ГБОУ СПО «Ленинск-Кузнецкий политехнический техникум»





Методическая разработка урока

Предмет: химия

Тема урока: лабораторная работа «Приготовление суспензии карбоната кальция»

Преподаватель: Т. В. Лошакова







Ленинск-Кузнецкий 2015






Содержание:


  1. Введение ……………………………………3

  2. Описание конспекта урока…………………4

  3. Литература ………………………………….5

  4. Приложения ……………………………… .6

























Введение

Лабораторная работа «Приготовление суспензии карбоната кальция» проводится для обобщения и закрепления учебного материала после изучения темы «Дисперсные системы и растворы» в разделе «Общая и неорганическая химия» в части «Строение вещества», приобретения навыков обращения с лабораторным оборудованием и приобретения практических умений разделения смесей: растворов и дисперсных систем, что для групп строительных профессий имеет практическое значение. В ходе работы обучающиеся учатся самооценке собственной деятельности по предложенным критериям при заполнении листов самооценки, что способствует приобретению навыка адекватной самооценки и критического отношения к собственным действиям для формирования навыков самодисциплины и дальнейшего самосовершенствования.

Группа: -----

Профессия: мастер отделочных строительных работ

Тип урока: лабораторная работа

Форма проведения: классно-урочная

Количество времени: 2 урока (учебная пара)

Цель: закрепить знания о свойствах дисперсных систем и их отличии от истинных растворов, познакомиться со способами разделения смесей на примере суспензии карбоната кальция и раствора поваренной соли, приобрести навыки обращения с лабораторным оборудованием.

Оборудование и реактивы: молотый карбонат кальция (СаСО3), штатив с пробирками, поваренная соль (NaCl), вода, пробиркодержатель, спиртовка, спички.

Методы: лабораторная работа, словесный (объяснение), словесно-наглядный (объяснение с демонстрацией).

Этапы работы:

1 урок:

  1. Организационный момент (пояснение цели и структуры занятия, формы его проведения) - 1- 2 минуты

  2. Актуализация знаний: игра «Конкурс знатоков» 10-15 минут

  3. Объяснение задач, техника безопасности - 5-7 минут

  4. Оформление лабораторной работы - 15-20 минут

2 урок:

  1. Выполнение лабораторной работы - 25- 30 минут

  2. Подведение итогов работы, заполнение сводной таблицы, заполнение оценочных листов - 5-7 минут

  3. Приведение в порядок рабочих мест, сдача отчетов -5 минут

  4. Подведение результатов работы, выставление оценок, домашнее задание.

Описание конспекта урока

1. Организационный момент (пояснение цели и структуры занятия, формы его проведения)

2. Актуализация знаний игра «Конкурс знатоков»: обучающихся делят на две команды, назначают судью, по очереди члены команд вытягивают вопросы (по 3- 4 вопроса), затем задают свои вопросы членам команды-соперника, выслушивают и комментируют ответы. За каждый правильный ответ судья начисляет командам один балл, заполняет лист - опросник (вносит фамилию обучающегося и кол. баллов).

Вопросы: 1. Часто ли мы в жизни встречаемся с чистыми веществами, пример? (Не встречаемся, любое, даже химически чистое вещество обязательно содержит определенный процент примесей)

2. Что такое смеси, на какие классы их можно разделить? (Гомогенные (растворы) и гетерогенные (дисперсные системы))

3. Что такое гомогенные системы, пример? ( Однородные системы, растворы, например р-р поваренной соли, размеры частиц фазы менее 1 нм - сопоставимы с размером молекул и ионов)

4. Что такое гетерогенные системы (или дисперсные), пример? ( Системы, в которых размер частиц фазы более одного нм)

5. Приведите классификацию гетерогенных систем.(Взвеси и коллоидные растворы, разница в размере частиц фазы)

6. Что такое дисперсная фаза, среда?

7. Какими способами можно разделить взвеси? (Фильтрование, отстаивание, центрифугирование…)

8. Чем дисперсные системы отличаются от истинных растворов?(Размером частиц)

9. Как можно разделить вещества в водном растворе поваренной соли? (Выпариванием)

3. Объяснение задач лабораторной работы, вспоминаем технику безопасности при проведении лабораторных работ (общие правила) и правила нагревания веществ в пробирке, правила обращения со спиртовкой (преподаватель при помощи и подсказках учеников демонстрирует обращение со спиртовкой, правильное закрепление пробирки в пробиркодержателе, нагревание вещества в пробирке), обучающиеся расписываются в тетради инструктажа по ТБ.

4. В лабораторной тетради, пользуясь инструктивными картами, оформляют лабораторную работу.

5. Под руководством преподавателя приступают к лабораторной работе, выполняют ее.

6. Оформляют результаты работы в сводной таблице в лабораторной тетради, заполняют индивидуальные листы самооценки работы на занятии согласно представленным в листах критериям.

7. Приводят в порядок рабочие места. Сдают оборудование и отчеты - лабораторные тетради с листами самооценки.

8. Преподаватель подводит итоги работы, обращает внимание на ошибки и недочеты, поощряет отличившихся, озвучивает отметки за участие в «Конкурсе знатоков», комментирует домашнее задание.




Литература:


  1. Габриелян, О.С. Химия. 11 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. [Текст] О.С.Габриелян, Г.Г.Лысова. - М.: Дрофа, 2006. -386 с.


  1. Габриелян О.С. Практикум по общей, неорганической и органической химии: учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений. [Текст] Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Дорофеева Н.М. - М., 2007.- 325с.























Приложения

Приложение 1

Лабораторная работа «Приготовление суспензии карбоната кальция»


Цель: познакомиться со способами разделения смесей на примере суспензии карбоната кальция и раствора поваренной соли

Оборудование и реактивы: молотый карбонат кальция (СаСО3), штатив с пробирками, поваренная соль (NaCl), вода, пробиркодержатель, спиртовка, спички.

Ход работы:

А) Рассмотрите вещества в пробирках, какое из них имеет кристаллическое строение, опишите вещества в сводной таблице.

Б) Добавьте в обе пробирки немного воды, взболтайте содержимое, пронаблюдайте, что происходит, наблюдения запишите в сводную таблицу, в какой пробирке образовался раствор, а в какой дисперсная система, укажите в дисперсной системе фазу и среду.

В) Поставьте обе пробирки в штатив и наблюдайте, что произойдет к концу урока, наблюдения занесите в таблицу.

Г) Добавьте в чистую пробирку немного раствора, каким способом можно разделить эту смесь?

Д) Закрепите пробирку с небольшим количеством раствора в пробиркодержателе, зажгите спиртовку и произведите выпаривание раствора поваренной соли соблюдая технику безопасности, наблюдения занесите в таблицу.

5. Оформите работу в тетради (заполните сводную таблицу), заполните самооценочный лист.


Наблюдения:

Суспензия карбоната кальция: (СаСО3)

Раствор хлорида натрия: (NaCl)

А

Б

В

Г

Д




Приложение 2


Самооценочный лист

Фамилия:

Соблюдение дисциплины, правил поведения, тишины, отметки о нарушениях

Участие в ответах команды знатоков

Количество правильных ответов на вопросы

Соблюдение техники безопасности при выполнении работы

Правильный порядок действий (согласно хода работы) и аккуратность при выполнении работы

Оценка






Приложение 3



Лист-опросник



Вопрос:

Команда 1

Команда 2

Фамилия ответившего:

1.


2.


3.


4.


Баллы:

Баллы:

9

© 2010-2022