Урок по химии для 8 класса Уравнения химических реакций

Раздел Химия
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Развернутый план-конспект урока «Уравнения химических реакций».

Учебник: О.С. Габриелян.

Класс: 8

Тема урока: Уравнения химических реакций.

Тип урока: комбинированный.

Образовательные задачи: познакомить с составлением химических уравнений и расставлением коэффициентов с законом сохранения массы веществ; сформировать у учащихся знание о химическом уравнении, о правиле подбора коэффициентов в уравнениях реакций, о законе сохранения массы веществ; начать формировать умения по составлению химических уравнений и раставлению коэффициентов.

Воспитательные задачи: продолжить формирование естественнонаучного мировоззрения, представления о единичном и целом при знакомстве с химическими уравнениями.

Развивающие задачи: продолжить формирования умения наблюдать, анализировать, объяснять, делать выводы.

Методы обучения: словесные (объяснение и рассказ учителя ), словесно - наглядные( объяснение с использованием записей на классной доске).

Оборудование: классная доска, таблица Д. И. Менделеева.

Ход урока:

1.Организационный момент (2-3мин.)

Здравствуйте ребята присаживайтесь. Сегодня на уроке мы узнаем, что такое химические уравнения, как правильно их записывать, как расставлять коэффициенты с помощью закона сохранения массы веществ.


2. Повторение пройденного материала (контроль знаний) (10 - 15 мин).

Вариант 1.

  1. В 32г воды растворили 9г нитрата натрия. Определите массовую долю соли в растворе.

  2. Вычислите объём кислорода, который может быть получен из 450 м3 воздуха (н.у.), если объёмная доля кислорода равна 21%.

  3. Вычислите массу воды, которую нужно добавить к 340 г глюкозы для приготовления 15% раствора глюкозы.

  4. Соление огурцов производят 8% раствором хлорида натрия. Вычислите массы соли и воды, которые необходимы для приготовления 1 кг.

  5. Определите, как изменится доля соли в растворе массой 200 г с массовой долей 20%, если к нему добавят 150 г воды.

  6. 240 г раствора соли с массовой долей 18% упарили до 102 г. Какова массовая доля соли в полученном растворе.

Вариант 2.

  1. Вычислите массовую долю вещества в растворе, если в 109г воды растворили 56г соли.

  2. Вычислите объем кислорода, содержащегося в 500 л воздуха при (н.у.), если объёмная доля кислорода равна 0,21.

  3. При выпаривании 50 г раствора получили 13 г соли. Рассчитайте массовую долю растворенного вещества.

  4. Смешали два раствора: в 400 г первого было растворено 30 г вещества, а второй раствор массой 240 г имел массовую долю 40%. Определите массовую долю полученного вещества.

  5. Смешали 40 г 20% раствора и 300 г раствора с массовой долей 0,4. Определите массовую долю полученного раствора.

  6. Рассчитайте, сколько воды надо добавить к 160 г 20% раствора, чтобы получить 10% раствор.

3. Изучение нового материала (15 - 20 мин.)

Вещества вступают в химические реакции, в результате которых образуется другие вещества. Происходят ли какие - либо изменения с массой вещества в результате реакции? По этому вопросу ученые высказывали различные предположения. В 1756 г., М.В. Ломоносов открывает закон сохранения массы веществ.

Запишем:

Закон сохранения массы веществ: масса веществ, вступивших в химическую реакцию, равна массе веществ, получившихся в результате ее.

Поскольку при химических реакциях атомы не образуются и не разрушаются, а происходит лишь их перегруппировка, то становится очевидным справедливость открытого закона М.В.Ломоносовым.

Откройте учебники на стр.139 - 141 (учитель просит учащихся почитать).

На основании этого закона пишут химические уравнения реакций с помощью химических формул.

Химическим уравнением называют условную запись химической реакции с помощью химических формул и математических знаков.

По химическому уравнению реакций можно судить о том, какие вещества вступают в реакцию и какие образуются. При составлении уравнений реакций поступают следующим образом:

  1. В левой части уравнения пишут формулы веществ, вступающих в реакцию, а затем ставят стрелку. При этом нужно помнить, что молекулы простых газообразных веществ почти всегда состоят из двух атомов (O2, H2,Cl2 и т. д.):

Mg + O2 →

P + O2 →

2. В правой части (после стрелки) пишут формулы веществ, образующихся в результате реакции:

Mg + O2 → MgO

P + O2 → P2O5

3. Уравнения реакции составляют на основе закона сохранения массы веществ, т. е. слева и справа должно быть одинаковое число атомов. Это достигается расстановкой коэффициентов перед формулами веществ.

Запишем уравнение химической реакции:

C2H6 + O2 → CO2 + H2O

Уравняем число атомов углерода и водорода:

C2H6 + O2 → 2CO2 + 3H2O

Теперь в правой части уравнения реакции 7 атомов кислорода, а в левой только 2. Уравняем число атомов кислорода, записав перед формулой O2 коэффициент 3,5 (7:2 = 3,5):

C2H6 + 3,5O2 = 2CO2 + 3H2O

И наконец, перепишем полученное уравнение реакции, удвоив коэффициенты перед формулами всех участников реакции:

2C2H6 + 7O2 = 4CO2 + 6H2O

Уравнение уравнено, теперь можно поставить замес-то стрелки знак равно.

Для раставления коэффициентов нужно помнить следующие правила:

  1. Перед формулой простого вещества можно записывать дробный коэффициент, который показывает количество вещества реагирующих и образующихся веществ.

  2. Если в схеме реакции есть формула соли, то вначале уравнивают число ионов, образующих соль.

  3. Если участвующие в реакции вещества содержат водород и кислород, то атомы водорода уравнивают в предпоследнюю очередь, а атомы кислорода в последнюю.

  4. Если в схеме реакции имеется несколько формул солей, то необходимо начинать уравнение с ионов, входящих в состав соли, содержащей большее их число.


  1. Первичное закрепление знаний (5-10 минут).

Откройте учебник на стр. 145. найдите упр. 2 и выполните его.

5. Итог урока (2мин).

Сегодня на уроке вы узнали что такое химическое уравнение и как его записывать правильно, а также как расставлять коэффициенты пользуясь законом сохранения массы веществ.

6. Домашнее задание (2 мин.)

§ 27, упр. 3 на стр. 145 (письменно).


© 2010-2022