Рабочая программа по химии 8 кл. (Габриелян)

Раздел Химия
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Сосновская средняя общеобразовательная школа № 2

Рассмотрена на заседании

педагогического совета

протокол № 1

от «30» августа 2014 г.

Утверждаю

Приказ № 124-В

от «02» сентября 2014 г.

_____________________Л.В.Платицына





Рабочая программа

по химии

для 8 класса



на 2013 - 2014 учебный год







Учитель: Ветрова Е. А.







Пояснительная записка

Изучение химии в 8 класс направлено на достижение следующих целей:

  • освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;

  • овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;

и задач:

  • развивать познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;

  • воспитать отношение к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;

  • научить применять полученные знания и умения для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Нормативно-правовая документация, на основании которой разработана рабочая программа:

Учебный план Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Сосновской средней общеобразовательной школы №2 для 4-11 классов, реализующей программы общего образования, разработан в соответствии со следующими нормативными правовыми документами:

  • Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Законом Тамбовской области от 04.06.2007 № 212-З «О региональном компоненте государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования Тамбовской области»;

  • приказом Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями и дополнениями);

  • приказом Минобразования России от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (с изменениями и дополнениями);

  • постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (изменениями и дополнениями).

  • приказом Минобразования России от 19.10.2009 №427 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный

  • приказом Минобразования России от 31.08.2009 №320 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный

  • приказом Минобразования России от 03.06.2008 № 164 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный

  • приказом Минобразования России от 20.08.2008 № 241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

  • приказом Минобразования России от 30.08.2010 № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

  • приказом Минобразования России от 31.08.2009 №320 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

  • приказом Минобрнауки России от 10 ноября 2011 года N 2643;

  • Уставом школы.

Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа

Рабочая программа по химии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и авторской программы О. С. Габриеляна «Программа курса химии для 8 - 11 классов общеобразовательных учреждений»//М. Дрофа, 2010 г.

Обоснования выбора программы:

Программа построена с учётом реализации межпредметных связей с курсом физики 7 класса, где изучаются основные сведения о строении атомов, и биологии 9 класса, где даётся знакомство с химической организацией клетки и процессами обмена веществ.

Весь теоретический материал основной школы рассматривается на первом году обучения, что позволяет обучающимся более осознано и глубоко изучить фактический материал - химию элементов и соединений. Основное содержание химии 8 класса составляют сведения о химическом элементе и формах его существованиях - атомах, ионах, простых веществах и важнейших соединениях элемента, о строении вещества, некоторых закономерностях протекания реакций и их классификации.

Значительное место отводится химическому эксперименту. Он дает возможность формировать у обучающихся умения работать с веществами, выполнять простые химические опыты, учит школьников безопасному, грамотному обращению с веществами.

Практические работы сгруппированы в блоки - химические практикумы, которые служат не только средством закрепления умений и навыков, но также средством контроля качества их сформированности.

Сведения о внесённых в программу изменениях

Рабочая программа по числу часов, отведенных на изучение каждой конкретной темы, практически полностью соответствует авторской программе, вместе с тем в авторскую программу внесены некоторые незначительные изменения:

1. Практические работы проводятся после изучения теоретической части данной темы.

2. За счёт 35 недели календарного графика увеличено изучение темы «Изменения, происходящие с веществами» на 1 час и проводится итоговый контроль знаний (1 час).

Место и роль учебного курса.

Изучение курса химии предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Химия» на ступени основного общего образования являются: использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, измерения, опыты, эксперимент); проведение практических и лабораторных работ, несложных экспериментов и описание их результатов; использование для решения познавательных задач различных источников информации; соблюдение норм и правил поведения в химических лабораториях, в окружающей среде, а также правил здорового образа жизни.

Информация о количестве учебных часов:

Для обязательного изучения учебного предмета «Химия» в 8 классе отводится 70 ч. (2 часа в неделю). В процессе изучения предмета проводится 6 контрольных и 7 практических работ, 13 лабораторных опытов (не оцениваются), 2 химических диктанта.

Формы организации образовательного процесса:

Основной формой организации учебного процесса курса «Химия» является урок, экскурсия, практическая деятельность (выполнение лабораторных опытов и практических работ, наблюдений и экспериментов).

Технологии обучения:

- дифференцированное обучение;

- ИКТ;

- развивающее обучение,

- проектная деятельность.

Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся:

- метод исследовательской деятельности;

- целеполагание;

- рефлексия;

- самооценка.

Виды и формы контроля:

- текущий, тематический, итоговый.

- опрос; контрольная, практическая и самостоятельная работы; тест; экскурсия; химический диктант, анализ творческих, исследовательских работ, результатов выполнения заданий рабочей тетради.

Уровень планируемой подготовки

В результате изучения данного предмета в 8 классе обучающийся должен

знать:

- основные сведения о строении атомов элементов малых периодов;

- основные виды химической связи;

- типы кристаллических решеток;

- факторы, определяющие скорость химических реакций и состояние химического равновесия;

- типологию химических реакций по различным признакам;

- сущность электролитической реакции;

- название, состав, классификацию и состав важнейших классов неорганических соединений в свете электролитической диссоциации и с позиции окисления-восстановления.

уметь:

- применять следующие понятия: химический элемент, атомы, изотопы, ионы, молекулы; простое и сложное вещество; аллотропия; относительная атомная и молекулярная массы, количество вещества, молярная масса, молярный объем, число Авогадро; электроотрицательность, степень окисления, окислительно-восстановительный процесс; химическая связь, ее виды и разновидности; химическая реакция и ее классификации; скорость химической реакции и факторы ее зависимости; электролитическая диссоциация, гидратация молекул и ионов; ионы, их классификация и свойства; электрохимический ряд напряжений металлов;

- разъяснять смысл химических формул и уравнений; объяснять действие изученных закономерностей (сохранения массы веществ в химических реакциях); определять степени окисления атомов химических элементов по формулам их соединений; составлять уравнения реакций, определять их вид и характеризовать окислительно-восстановительные реакции, определять по составу (химическим формулам) принадлежность веществ к различным классам соединений и характеризовать их химические свойства, в том числе и в свете электролитической диссоциации; устанавливать генетическую связь между классами неорганических соединений и зависимость между составом вещества и его свойствами;

- обращаться с лабораторным оборудованием; соблюдать правила техники безопасности; проводить простые химические опыты; наблюдать за химическими процессами и оформлять результаты наблюдений;

- производить расчеты по химическим формулам и уравнениям с использованием изученных понятий;

- проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;

- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- безопасного обращения с веществами и материалами;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
- критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
- приготовления растворов заданной концентрации.

Информация об используемом учебнике

Настоящая рабочая программа разработана применительно к учебной программе по химии 8 класса для общеобразовательных школ. Для реализации программы используется учебник О. С. Габриеляна «Химия. 8 класс» - М. Дрофа, 2011 г.





Содержание программы

2 часа в неделю (всего 70)

1. Введение (4 часа + 2 пр. р.)

Химия - наука о веществах, их свойствах и превращениях.

Понятие о химическом элементе и формах его существования: свободных атомах, простых и сложных веществах.

Правила работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Правила техники безопасности. Превращения веществ. Отличие химических реакций от физических явлений. Роль химии в жизни человека. Хемофилия и хемофобия.

Краткие сведения из истории возникновения и развития химии. Период алхимии. Понятие о философском камне. Химия в ХVI в. Развитие химии на Руси. Роль отечественных ученых в становлении химической науки - работы М. В. Ломоносова, А. М. Бутлерова, Д. И. Менделеева.

Химическая символика. Знаки химических элементов и происхождение их названий. Химические формулы. Индексы и коэффициенты. Относительные атомная и молекулярная массы. Расчет массовой доли химического элемента по формуле вещества.

Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, ее структура: малые и большие периоды, группы и подгруппы (главная и побочная). Периодическая система как справочное пособие для получения сведений о химических элементах.

Демонстрации

Модели атомов.

Периодическая система химических элементов.

Примеры физических явлений.

Примеры химических реакций.

Расчетные задачи.

1. Нахождение относительной молекулярной массы вещества по его химической формуле.

2. Вычисление массовой доли химического элемента в веществе по его формуле.

Практические работы

Практическая работа № 1. Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Приемы обращения с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами.

Практическая работа № 2. Наблюдения за изменениями, происходящими с горящей свечой, и их описание.

Требования к уровню подготовки

Обучающиеся должны

знать:

- правила техники безопасности при работе в химическом кабинете;

- приемы обращения с лабораторным оборудованием;

- символы 20 химических элементов;

- важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы;

- отличие химических реакций от физических явлений;

уметь:

- называть: химические элементы;

- характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева;

- определять: состав веществ по их формулам;

- вычислять: относительную молекулярную массу вещества по формуле; массовую долю химического элемента по формуле соединения;

- соблюдать правила техники безопасности при работе в химическом кабинете;

- обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;

- наблюдать за изменениями, происходящими с горящей свечой, и признаками химических реакций;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- безопасного обращения с веществами и материалами.

Перечень контрольных мероприятий:

Химический диктант.

Практическая работа № 1 и № 2.


2. Атомы химических элементов (10 часов)


Атомы как форма существования химических элементов. Основные сведения о строении атомов. Доказательства сложности строения атомов. Опыты Резерфорда. Планетарная модель строения атома.


Состав атомных ядер: протоны и нейтроны. Относительная атомная масса. Взаимосвязь понятий «протон», «нейтрон», «относительная атомная масса».
Изменение числа протонов в ядре атома - образование новых химических элементов.
Изменение числа нейтронов в ядре атома - образование изотопов. Современное определение понятия «химический элемент». Изотопы как разновидности атомов одного химического элемента.


Электроны. Строение электронных оболочек атомов химических элементов № 1-20 периодической системы Д. И. Менделеева. Понятие о завершенном и незавершенном электронном слое (энергетическом уровне).


Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева и строение атомов: физический смысл порядкового номера элемента, номера группы, номера периода.
Изменение числа электронов на внешнем электронном уровне атома химического элемента - образование положительных и отрицательных ионов. Ионы, образованные атомами металлов и неметаллов. Причины изменения металлических и неметаллических свойств в периодах и группах.


Образование бинарных соединений. Понятие об ионной связи. Схемы образования ионной связи.


Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой - образование двухатомных молекул простых веществ. Ковалентная неполярная химическая связь.

Электронные и структурные формулы. Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой - образование бинарных соединений неметаллов. Электроотрицательность. Понятие о ковалентной полярной связи.

Взаимодействие атомов химических элементов-металлов между собой - образование металлических кристаллов. Понятие металлической связи.


Демонстрации.

Модели атомов химических элементов.

Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.

Требования к уровню подготовки

Обучающиеся должны

знать:

- основные сведения о строении атома;

- формулировки периодического закона;

- физический смысл таблицы химических элементов Д.И. Менделеева.

- важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, ион, химическая связь.

уметь:

- объяснять: физический смысл порядкового номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева;

- определять: состав веществ по их формулам, тип химической связи в соединениях;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- прогнозирования свойств веществ.

Перечень контрольных мероприятий:

Контрольная работа по теме «Атомы химических элементов».


Простые вещества (7 часов)


Положение металлов и неметаллов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Важнейшие простые вещества - металлы: железо, алюминий, кальций, магний, натрий, калий. Общие физические свойства металлов.

Важнейшие простые вещества - неметаллы образованные атомами кислорода, водорода, азота, серы, фосфора, углерода. Способность атомов химических элементов к образованию нескольких простых веществ - аллотропия. Аллотропные модификации кислорода, фосфора и олова. Металлические и неметаллические свойства простых веществ. Относительность деления простых веществ на металлы и неметаллы.
Постоянная Авогадро. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Молярный объем газообразных веществ. Кратные единицы количества вещества - миллимоль и киломоль, миллимолярная и киломолярная массы вещества, миллимолярный и киломолярный объемы газообразных веществ.


Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов», «постоянная Авогадро».


Расчетные задачи.

1. Вычисление молярной массы веществ по химическим формулам.

2. Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов», «постоянная Авогадро».

Демонстрации. Получение озона. Образцы белого и серого олова, белого и красного фосфора. Некоторые металлы и неметаллы количеством вещества 1 моль. Модель молярного объема газообразных веществ.

Требования к уровню подготовки

Обучающиеся должны

знать:

- важнейшие химические понятия: моль, молярная масса, молярный объем, валентность, аллотропия, степень окисления;

- основные законы химии: закон постоянства состава;

- общие физические свойства металлов и неметаллов.

уметь:

- вычислять: количество вещества, объем, массу по молярной массе

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- критической оценки информации о металлах, используемых в быту.

Перечень контрольных мероприятий:

Контрольная работа по теме «Простые вещества»



Соединения химических элементов
(12 часов + 1 пр. р.)

Степень окисления. Определение степени окисления элементов по химической формуле соединения. Составление формул бинарных соединений, общий способ их называния. Бинарные соединения: оксиды, хлориды, сульфиды и др. Составление их формул. Представители оксидов: вода, углекислый газ и негашеная известь. Представители летучих водородных соединений: хлороводород и аммиак.


Основания, их состав и названия. Растворимость оснований в воде. Таблица растворимости гидроксидов и солей в воде. Представители щелочей: гидроксиды натрия, калия и кальция. Понятие о качественных реакциях. Индикаторы. Изменение окраски индикаторов в щелочной среде.


Кислоты, их состав и названия. Классификация кислот. Представители кислот: серная, соляная и азотная. Изменение окраски индикаторов в кислотной среде.
Соли как производные кислот и оснований. Их состав и названия. Растворимость солей в воде. Представители солей: хлорид натрия, карбонат и фосфат кальция.
Аморфные и кристаллические вещества.


Межмолекулярные взаимодействия. Типы кристаллических решеток: ионная, атомная, молекулярная и металлическая. Зависимость свойств веществ от типов кристаллических решеток.
Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Закон постоянства состава для веществ молекулярного строения.


Чистые вещества и смеси. Примеры жидких, твердых и газообразных смесей. Свойства чистых веществ и смесей. Их состав. Массовая и объемная доли компонента смеси. Расчеты, связанные с использованием понятия доля.

Демонстрации. Образцы оксидов, кислот, оснований и солей. Модели кристаллических решеток хлорида натрия, алмаза, оксида углерода (IV). Взрыв смеси водорода с воздухом. Способы разделения смесей, дистилляция воды.

Лабораторные опыты.

1. Знакомство с образцами веществ разных классов.

2. Разделение смесей.


Расчетные задачи.

1. Расчет массовой и объемной долей компонентов смеси веществ.

2. Вычисление массовой доли вещества в растворе по известной массе растворенного вещества и массе растворителя.

3. Вычисление массы растворяемого вещества и растворителя необходимых для приготовления определенной массы раствора с известной массовой долей растворенного вещества.

Практическая работа


Практическая работа № 3 «Приготовление раствора сахара и определение массовой доли сахара в растворе»

Требования к уровню подготовки

Обучающиеся должны

знать:

- важнейшие химические понятия: вещество, классификация веществ;

уметь:

- называть: соединения изученных классов;

- характеризовать: физические свойства основных классов неорганических веществ;

- определять: принадлежность веществ к определенному классу соединений;

- составлять: формулы неорганических соединений изученных классов;

- обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;

- распознавать опытным путем: растворы кислот и щелочей;

- вычислять: массовую долю вещества в растворе; массовую и объемную долю компонентов смеси веществ;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- безопасного обращения с веществами и материалами;

- приготовления растворов заданной концентрации.

Перечень контрольных мероприятий:

Контрольная работа по теме «Соединения химических элементов»

Практическая работа № 3


Изменения, происходящие с веществами (11 часов + 2 пр.р.)


Понятие явлений как изменений, происходящих с веществами. Явления, связанные с изменением кристаллического строения вещества при постоянном его составе, физические явления. Физические явления в химии: дистилляция, кристаллизация, выпаривание и возгонка веществ, центрифугирование.


Явления, связанные с изменением состава вещества, - химические реакции. Признаки и условия протекания химических реакций. Понятие об экзо- и эндотермических реакциях. Реакции горения как частный случай экзотермических реакций, протекающих с выделением света.


Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Значение индексов и коэффициентов. Составление уравнений химических реакций.


Расчеты по химическим уравнениям. Решение задач на нахождение количества вещества, массы или объема продукта реакции по количеству вещества, массе или объему исходного вещества. Расчеты с использованием понятия «доля», когда исходное вещество дано в виде раствора с заданной массовой долей растворенного вещества или содержит определенную долю примесей.


Реакции разложения. Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы. Ферменты.
Реакции соединения. Каталитические и некаталитические реакции. Обратимые и необратимые реакции.

Реакции замещения. Электрохимический ряд напряжений металлов, его использование для прогнозирования возможности протекания реакций между металлами и растворами кислот. Реакции вытеснения одних металлов из растворов их солей другими металлами.
Реакции обмена. Реакции нейтрализации. Условия протекания реакций обмена в растворах до конца.


Типы химических реакций (по признаку «число и состав исходных веществ и продуктов реакции») на примере свойств воды. Реакция разложения - электролиз воды. Реакции соединения - взаимодействие воды с оксидами металлов и неметаллов. Понятие «гидроксиды». Реакции замещения - взаимодействие воды с щелочными и щелочноземельными металлами. Реакции обмена (на примере гидролиза сульфида алюминия и карбида кальция).


Демонстрации. Примеры физических явлений; а) плавление парафина; б) возгонка йода или бензойной кислоты; в) растворение перманганата калия; г) диффузия душистых веществ с горящей лампочки накаливания. Примеры химических явлений: а) горение магния, фосфора; б) взаимодействие соляной кислоты с мрамором или мелом; в) получение гидроксида меди (II); г) растворение полученного гидроксида в кислотах; д) взаимодействие оксида меди (II) с серной кислотой при нагревании; е) разложение перманганата калия; ж) взаимодействие разбавленных кислот с металлами; з) разложение пероксида водорода; и) электролиз воды.

Лабораторные опыты.

3. Сравнение скорости испарения воды и спирта по исчезновению их капель на фильтровальной бумаге.

4. Окисление меди в пламени спиртовки или горелки.

5. Помутнение известковой воды от выдыхаемого углекислого газа.

6. Получение углекислого газа взаимодействием соды и кислоты.

7. Замещение меди в растворе хлорида меди (II) железом.

Расчетные задачи.

1. Вычисление по химическим уравнениям массы или количества вещества по известной массе или количеству вещества одного из вступающих в реакцию веществ или продуктов реакции.

2. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса исходного вещества, содержащего определенную долю примесей.

3. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса раствора и массовая доля растворенного вещества.

Практическая работа

Практическая работа № 4. Анализ почвы и воды.

Практическая работа № 5. Признаки химических реакций.

Требования к уровню подготовки

Обучающиеся должны

знать:

- важнейшие химические понятия: химическая реакция, классификация реакций;

- условия и признаки химических реакций;

- основные законы химии: сохранения массы веществ

уметь:

- объяснять: сущность реакций;

- характеризовать: типы химических реакций; электрохимический ряд напряжений металлов

- определять: типы химических реакций;

- составлять: уравнения химических реакций;

- наблюдать за признаками химических реакций;

- вычислять: количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- безопасного обращения с веществами и материалами;

- критической оценки информации о чистоте воды;

- экологически грамотного поведения в окружающей среде.

Перечень контрольных мероприятий:

Контрольная работа по теме «Изменения, происходящие с веществами»

Практическая работа № 4 и № 5.


Растворение. Растворы.
Свойства растворов электролитов (18 часов + 2 пр. р.)


Растворение как физико-химический процесс. Понятие о гидратах и кристаллогидратах. Растворимость. Кривые растворимости как модель зависимости растворимости твердых веществ от температуры. Насыщенные, ненасыщенные и пересыщенные растворы. Значение растворов для природы и сельского хозяйства.


Понятие об электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты. Механизм диссоциации электролитов с различным типом химической связи. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты.
Основные положения теории электролитической диссоциации. Ионные уравнения реакций.
Протекания реакции обмена между электролитами до конца в свете ионных представлений.

Классификация ионов и их свойства.

Кислоты, их классификация. Диссоциация кислот и их свойства в свете Электролитической диссоциации, молекулярные и ионные уравнения реакции кислот. Взаимодействие кислот с металлами. Элекрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие кислот с оксидами металлов. Взаимодействие кислот с основаниями - реакция нейтрализации. Взаимодействие кислот с солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств кислот.

Основания, их классификация. Диссоциация оснований и их свойств в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие оснований с кислотами, кислотными оксидами и солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств оснований. Разложение нерастворимых оснований при нагревании.

Соли, их классификация и диссоциация различных типов солей. Свойство солей в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие солей с металлами, условия протекания этих реакций. Взаимодействие солей с кислотами, основаниями и солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств солей

Общие сведения об оксидах, их классификации и химических свойствах.

Генетические ряды металлов и неметаллов. Генетическая связь между классами неорганических веществ.

Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель, окисление и восстановление.

Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции. Составление уравнений окислительно-восстановиельных реакций методом электронного баланса.

Свойства простых веществ-металлов и неметаллов, кислот и солей в свете представлений об окислительно-восстановительных процессах.

Демонстрации. Испытания веществ и их растворов на электропроводность. Движение окрашенных ионов в электрическом поле. Зависимость электропроводности уксусной кислоты от концентрации. Взаимодействие цинка с серой, соляной кислотой, хлоридом меди (II). Горение магния. Взаимодействие серной и сероводородной воды.

Лабораторные опыты.

8. Реакции, характерные для растворов кислот (соляной и серной).

9. Реакции характерны для растворов щёлочи (гидроксидов натрия и калия).

10. Получение и свойства нерастворимого основания, например гидроксида меди (II).

11. Реакции характерны для растворов солей (например, для хлорида меди (II)).

12. Реакции характерны для основных оксидов (например, для оксида кальция).

13. Реакции характерны для кислотных оксидов (например, для углекислого газа).

Расчетные задачи

1. Вычисление по массе исходного вещества содержащего определенную долю примесей или находящегося в растворе.

Практическая работа

Пр. р. № 6.Свойства кислот, оснований, оксидов и солей.

Пр. р. № 7. Решение экспериментальных задач.

Требования к уровню подготовки

Обучающиеся должны

знать:

- важнейшие химические понятия: химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;

- правила техники безопасности при работе в химическом кабинете.

- приемы обращения с лабораторным оборудованием.

уметь:

- называть: соединения изученных классов;

- объяснять: сущность реакций ионного обмена; основные положения ТЭД;

- характеризовать: химические свойства основных классов неорганических веществ;

- определять: типы химических реакций, степень окисления элемента в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;

- составлять: уравнения химических реакций; уравнения окислительно-восстановительных реакций

- обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;

- распознавать опытным путем: растворы кислот и щелочей;

- вычислять: вычисление по массе исходного вещества содержащего определенную долю примесей или находящегося в растворе;

- соблюдать правила техники безопасности при работе в химическом кабинете;

- обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;

- наблюдать за признаками химических реакций;

- распознавать растворы кислот, солей и щелочей;

- решать экспериментальные задачи.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для

- экологически грамотного поведения в окружающей среде.

- безопасного обращения с веществами.

Перечень контрольных мероприятий:

Контрольная работа по теме «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов»

Практическая работа № 6, № 7

Итоговый контроль знаний (1 час)

Перечень контрольных мероприятий:

Итоговая контрольная работа.













Учебно-тематический план

п/п

Тема

Количество часов

Контроль

1

Введение

4 + 2

1 х.д.

2 пр.р.

2

Атомы химических элементов

10

1 к.р.

3

Простые вещества

7

1 к.р.

4

Соединения химических элементов

12 + 1

1 к.р.

1 пр.р.

5

Изменения, происходящие с веществами

11 + 2

1 к.р.

2 пр.р.

6

Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов.

18 + 2

1 к.р.

2 пр.р.

7

Итоговый контроль знаний

1

1 к.р.

.

Всего:

70

6 к. р.,

1 х.д.,

5 пр.р.






В результате изучения химии в 8 классе обучающийся должен:

знать / понимать:

- химическую символику: знаки 20 химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;

- важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;

- основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

уметь:

- называть: химические элементы, соединения изученных классов;

- объяснять: физический смысл порядкового номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; сущность реакций ионного обмена;

- характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов; химические свойства основных классов неорганических веществ;

- определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;

- составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева; уравнения химических реакций;

- обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;

- распознавать опытным путем: растворы кислот и щелочей;

- вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- безопасного обращения с веществами и материалами;

- экологически грамотного поведения в окружающей среде;

- критической оценки информации о веществах, используемых в быту;

- приготовления растворов заданной концентрации.











Литература и средства обучения

Литература для учителя

  • Габриелян О.С., Воскобойникова Н.П., Яшукова А.В. Настольная книга учителя. Химия. 8 класс.: Методическое пособие. - М.: Дрофа, 2003г.

  • Габриелян О.С., Берёзкин П.Н., Ушакова А.А. и др. Химия 8 класс.: Контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна «Химия.8»/- М.: Дрофа, 2003 - 2006.

  • Габриелян О.С., Воскобойникова Н.П. Химия в тестах, задачах, упражнениях. 8 - 9 кл. - М.: Дрофа, 2005.

  • Габриелян О.С., Рунов Н.Н., Толкунов В.И. Химический эксперимент в школе. 8 класс. - М.: Дрофа, 2005.

  • Габриелян О.С., Смирнова Т.В. Изучаем химию в 8 кл.: Дидактические материалы. - М.: Блик плюс, 2004.

Литература для обучающихся

  • Габриелян О.С. Химия. 8 класс: учеб. для общеобразоват. Учреждений. - 11-е изд., испр. - М.: Дрофа, 2010.

  • Габриелян О. С., Яшукова А. В. Рабочая тетрадь к учебнику «Химия 8 класс». - М.: Дрофа, 2012

Дополнительная литература

  • Ахметов Н.С. Неорганическая химия. Учебное пособие для учащихся 8-9 кл. шк. с углубл. изуч. Химии. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 1992. 191 с

  • Назарова Т.С., Лаврова В.Н. Карты-инструкции для практических занятий по химии 8-11 кл.-Москва.: Владос,2004.

  • Третьяков Ю.Д., Олейников Н.Н., Кеслер Л.А. и др. Химия: Справочные материалы: Кн. для учащихся/- 2-е изд. перераб. - М.: Просвещение, 1988. - 223 с.




Приложение к рабочей программе

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

изучения курса химии в 8 классе


урока


Тема урока


Кол-во часов

Дата проведения

Примечание

план.

факт.


ВВЕДЕНИЕ (6 ч.)

1/1

Вводный инструктаж по Т.Б. Предмет химии. Вещества.

1

05/09

2/2

Превращения веществ. Роль химии в жизни человека.

1

06/09

3/3

Практическая работа № 1 «Правила по технике безопасности при работе в химическом кабинете. Приемы обращения с нагревательными приборами и лабораторным оборудованием»

1

12/09

4/4

Практическая работа № 2 «Наблюдения за изменениями, происходящими с горящей свечой, и их описание»

1

13/09

5/5

Знаки (символы) химических элементов. Периодическая таблица химических элементов Д. И. Менделеева

1

19/09

6/6

Химические формулы. Относительные

атомная и молекулярная массы. Массовая доля элемента в соединении.

1

20/09


Атомы химических элементов (10 ч.)

7/1

Химический диктант. Основные сведения о строении атомов. Состав ядра: протоны, нейтроны

1

26/09

8/2

Электроны. Строение электронных оболочек атомов элементов № 1-20.

1

27/09

9/3

Периодическая таблица химических элементов Д. И. Менделеева и строение атомов

1

03/10

10/4

Ионная химическая связь

1

04/10

11/5

Ковалентная неполярная химическая связь

1

10/10

12/6

Ковалентная полярная химическая связь

1

11/10

13/7

Металлическая связь

1

17/10

14/8

Решение упражнений по теме «Виды химической связи»

1

18/10

15/9

Обобщение и систематизация знаний по теме «Виды химической связи»

1

24/10

16/10

Контрольная работа по теме «Атомы химических элементов».

1

25/10

ПРОСТЫЕ ВЕЩЕСТВА (7 ч.)

17/1

Анализ к.р. Простые вещества-металлы, их физические свойства. Аллотропия.

1

31/10

18/2

Простые вещества-неметаллы, их физические свойства. Аллотропия.

1

14/11

19/3

Количество вещества.

1

15/11

20/4

Молярный объем газообразных веществ

1

21/11

21/5

Решение задач по теме «Количество вещества»

1

22/11

22/6

Обобщение и систематизация знаний по теме «Простые вещества»

1

28/11

23/7

Контрольная работа по теме «Простые вещества».

1

29/11

СОЕДИНЕНИЯ ХИМИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ (13 ч.)

24/1

Анализ к.р. Степень окисления. Бинарные соединения металлов и неметаллов.

1

05/12

25/2

Важнейшие классы бинарных соединений - оксиды, летучие водородные соединения.

1

06/12

26/3

Основания.

1

12/12

27/4

Кислоты: состав и номенклатура.

1

13/12

28/5

Кислоты: классификация и свойства.

1

19/12

29/6

Соли как производные кислот и оснований.

1

20/12

30/7

Номенклатура солей.

1

26/12

31/8

Аморфные и кристаллические вещества. Виды кристаллических решеток.

1

27/12

32/9

Чистые вещества и смеси.

1

16/01

33/10

Массовая и объёмная доли компонентов смеси.

1

17/01

34/11

Практическая работа № 4 «Приготовление раствора сахара и определение массовой доли сахара в растворе»

(инструкция по ТБ)

1

23/01

35/12

Обобщение и систематизация знаний по теме «Соединения химических элементов»

1

24/01

36/13

Контрольная работа по теме «Соединения химических элементов».

1

30/01

ИЗМЕНЕНИЯ, ПРОИСХОДЯЩИЕ С ВЕЩЕСТВАМИ (13 ч.)

37/1

Анализ к.р. Физические явления. Способы разделения смесей.

1

31/01

38/2

Практическая работа № 5 «Анализ почвы и воды» (инструкция по ТБ)

1

06/02

39/3

Химические реакции. Признаки и условия протекания химических реакций.

1

07/02

40/4

Химические уравнения. Закон сохранения массы веществ

1

13/02

41/5

Реакции разложения. Понятие о скорости химической реакции. Катализ.

1

14/02

42/6

Реакции соединения

1

20/02

43/7

Реакции замещения. Ряд активности металлов

1

21/02

44/8

Реакции обмена

1

27/02

45/9

Типы химических реакций на примере свойств воды. Понятие о гидролизе.

1

28/02

46/10

Расчеты по химическим уравнениям.

1

06/03

47/11

Обобщение и систематизация знаний по теме «Изменения, происходящие с веществами»

1

07/03

48/12

Практическая работа № 6 «Признаки химических реакций» (инструкция по ТБ)

1

13/03

49/13

Контрольная работа по теме «Изменения, происходящие с веществами».

1

14/03

РАСТВОРЕНИЕ. РАСТВОРЫ. РЕАКЦИИ ИОННОГО ОБМЕНА И ОВР. (20 ч)

50/1

Растворение. Растворимость. Типы растворов.

1

20/03

51/2

Электролитическая диссоциация.

1

21/03

52/3

Основные положения теории электролитической диссоциации.

1

03/04


53/4

Ионные уравнения.

1

04/04


54,55/5,6

Кислоты в свете ТЭД

2

10/04

11/04

56,57/7,8

Основания в свете ТЭД

2

17/04

18/04

58,59/

9,10

Оксиды

2

24/04

25/04

60,61/11,12

Соли в свете ТЭД, их свойства.

2

01/05

02/05

62/13

Генетическая связь между классами неорганических веществ.

1

08/05

63/14

Практическая работа № 7 «Свойства кислот, оснований, оксидов и солей» (инструкция по ТБ)

1

09/05

64/15

Практическая работа № 8 «Решение экспериментальных задач» (инструкция поТБ)

1

15/05

65/16

Обобщение и систематизация знаний

по теме «ТЭД»

1

16/05

66/17

Контрольная работа по теме «Свойства растворов электролитов»

1

22/05

67/18

Классификация химических реакций. Окислительно-восстановительные реакции.

1

23/05

68/19

Упражнения в составлении ОВР.

1

29/05

69/20

Свойства изученных классов веществ в свете ОВР.

1


Итоговый контроль знаний (1 ч.)

70/1

Итоговая контрольная работа

1


26

© 2010-2022