Обобщение опыта по теме: Методы проблемного обучения на уроках химии

Данную разработку использовала как обобщение опыта работы по теме:"Методы проблемного обучения на уроках химии".Какой учитель не мечтает, чтобы его ученики получали только хорошие и отличные оценки? Увы, этой мечте не всегда суждено сбыться, всем понятно, что у каждого ребенка свои индивидуальные интеллектуальные особенности, разный уровень мотивации обучения, да и содержание образовательных программ, особенно в основной школе, стремительно усложняется, уровень навыков требований по всем учебным...
Раздел Химия
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Управление образования и молодежной политики

администрации Арзамасского района.




Методы проблемного обучения на уроках химии.















Разработал: учитель химии

МОУ Новоселковская средняя школа

Арзамасского района

Кудряшова Вера Ивановна

Педагогический стаж - 26 лет

Стаж работы по предмету - 26 лет

2009 - 2010 учебный год.




Оглавление.

Введение………………………………………………………………………….…3

1.Основная часть……………………………………………………………….…...4

1.1Теоретические основы проблемного изучения…………...…………….…...4

1.2 Использование методов проблемного изучения на уроках химии….….…5

Заключение……………………………………………………………….…….…. 8

Приложения……………………………………………………………….….…… 9

Тема "Первоначальные химические понятия" 8 класс………………...……… 9

Тема «Электролитическая диссоциация» 8 кл.................................................. 10

Тема " Подгруппа азота" 9 класс………………………………………………. 12

Тема " Подгруппа углерода" 9 класс…………………………………..……….13

Внеклассное мероприятие " Интеллектуальный ринг" 10-11классы………...14

Семинарское занятие по теме "Периодический закон и периодическая

система химических элементов Д.И.Менделеева" 8 класс………………… 16

5. Список литературы…………………………………………………………….18





























Введение.

Знания - дети удивления и любопытства.

Луи де Бройль.

Что такое современная школа? Это где весело? Это где целесообразно? Это где любопытно? Это где рождаются знания о природе, о правилах взаимоотношений между людьми, о знаниях своего организма и умениях их использовать? Или это школа, которая дает знания в общепризнанном понимании? Или школа - это заведение, где учат жить: бороться за свое положение в обществе, уметь отстаивать себя, уметь не только защищаться, но и побеждать, уметь приносить прибыль в свой дом? Повышение качества знаний школьников и их интереса к учению было и остается одной из важнейших задач школьного образования. В соответствии с Концепцией модернизации российского образования, целью модернизации является повышение качества образовательного процесса. Первостепенное значение отводится задаче развития у учащихся, будущих специалистов, творческого общего и профессионального мышления, способности самостоятельно и быстро ориентироваться в проблемах науки, техники и производства. У истоков любого урока стоит учитель. Многое зависит от его профессионализма, педагогического мастерства. Какой учитель не мечтает, чтобы его ученики получали только хорошие и отличные оценки? Увы, этой мечте не всегда суждено сбыться, всем понятно, что у каждого ребенка свои индивидуальные интеллектуальные особенности, разный уровень мотивации обучения, да и содержание образовательных программ, особенно в основной школе, стремительно усложняется, уровень навыков требований по всем учебным предметам повышается от класса к классу. Тревожит и сокращение числа часов, отводимых на изучение химии. Такое "уплотнение" курса оборачивается утратой знаний важных понятий, сказывается на уровне химического образования школьников. Как в этих условиях построить урок? Как выкроить время на дополнительный интересный материал? Решить эту проблему мне позволяет технология проблемного обучения.
























1.Основная часть

1.1.Теоретические основы проблемного обучения.

Проблемное обучение основано на создании особого вида мотивации - проблемной, поэтому требует адекватного конструирования дидактического содержания материала, который должен быть представлен как цепь проблемных ситуаций. «Начальным моментом мыслительного процесса является проблемная ситуация. Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия. Этой проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс; он всегда направлен на разрешение какой-то задачи.» (С.Л.Рубинштейн). Следовательно, проблемная ситуация - центральное звено в проблемном обучении. От того, насколько она соответствует существу изучаемого вопроса, насколько удалось активизировать учащихся, возбудить их интерес, зависит эффективность обучения.

Различают два типа проблемных ситуаций: педагогическую и психологическую. Первая представляет особую организацию учебного процесса, вторая касается деятельности учеников. Педагогическая проблемная ситуация создается с помощью активизирующих действий, постановки учителем вопросов, подчеркивающих противоречия, новизну, важность, красоту и другие отличительные качества объекта познания. Создание психологической проблемной ситуации - сугубо индивидуальное явление: это «вопросное состояние», поисковая деятельность сознания, психологический дискомфорт. Ни слишком трудная, ни слишком легкая познавательная задача не создает проблемной ситуации для учеников. Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле.

Применительно к обучению химии обычно выделяют несколько видов и способов создания на уроке проблемных ситуаций. (Н.Е.Кузнецова, М.А.Шаталов).

1. Ситуации неожиданности создаются при ознакомлении учащихся с материалом, вызывающим удивление, поражающим своей необычностью, кажущимся парадоксальным.

2. Ситуации конфликта возникают при наличии противоречия между: а) теоретически возможным способом решения задачи, найденным учащимися на основе своих знаний, и невозможностью их практического осуществления;

б) практически достигнутым результатом (известным фактом) и недостаточностью знаний для его теоретического обоснования;

в) жизненным опытом учащихся, их бытовыми понятиями и представлениями и научными знаниями.

3. Ситуации опровержения используются, когда учащимся на основе всестороннего анализа предлагают доказать несостоятельность какого-либо предположения, идеи, вывода, проекта и т.д.

4. Ситуации предположения создаются, когда предполагается существование какого-либо явления или закона, теории и т.д., расходящегося с полученными ранее знаниями, или же требуют доказательства справедливости какого-либо предположения.

5. Ситуация неопределенности возникает, когда учащимся предъявляют задание с недостаточными или избыточными данными для получения однозначного ответа.

6. Ситуация выбора предполагает выбор из нескольких представленных вариантов ответов и его обоснование.

Алгоритм разрешения проблемной ситуации включает 4 этапа:

а) осознание проблемы, выявления противоречия, заложенного в вопросе, определение разрыва в цепочке причинно-следственных связей;

б) формулирование гипотезы и поиск путей доказательства предположения;

в) доказательство гипотезы, в процессе которого учащиеся переформулируют вопрос или задание.




1.2. Использование методов проблемного обучения на уроках химии.

В зависимости от цели и содержания учебного материала уроки химии можно планировать с использованием всех трех методов проблемного обучения. Наиболее эффективной в старших классах я считаю систему лекционно-семинарского обучения. Практика показывает, что лекционные занятия предпочтительно проводить, используя метод проблемного изложения. Я не люблю уроки в форме монолога, поэтому использую лекции с элементами поисковой беседы. Дидактическая цель таких занятий состоит в изучении нового материала посредством совместной поисковой деятельности с учащимися. На таких уроках я не только формулирую проблему и предлагаю свой путь ее решения, но и включаю детей в активный поиск других вариантов решения. Каждый ученик на таком занятии может высказать свое мнение. Фактически такая лекция является комбинированным типом учебного занятия, поскольку проблемное изложение учебного материала сочетается в нем с проблемной беседой.

На уроках - проблемных лекциях удобно работать по установлению причинно-следственных связей между строением вещества (класса веществ) и свойствами. Например, в курсе органической химии 10 кл. на лекции были вынесены следующие проблемные вопросы:

- В чем причина изомерии?

- Почему алканы малоактивны и с трудом вступают в реакции даже с самыми активными реагентами?

- От чего зависит химическая активность алкенов? Какой тип реакций будет для них основным?

- Могут ли молекулы этилена и его гомологи взаимодействовать друг с другом?

- Как пойдет присоединение хлороводорода и воды к несимметричным алкенам?

Реализовать метод проблемного изложения можно в любом классе, создавая различные проблемные ситуации.

В 9 классе, изучая тему «Тепловой эффект химической реакции», провожу следующий опыт: 2 пробирки с растворами соляной кислоты и щелочи имеют температуру окружающей среды. Сливаю оба раствора в третью пробирку, пробирка становится горячей. За счет чего произошел разогрев пробирки?

При изучении в 9 классе амфотерных гидроксидов запись, например, гидроксида цинка в форме основания Zn(OH)2 и кислоты H2ZnO2 сама по себе является парадоксом.

Ситуации конфликта, когда новые факты и выводы вступают в противоречие с устоявшимися законами, достаточно часто возникают при изучении химии в старшей школе. Так, при изучении темы «Строение атома углерода»10 кл. рассматриваем электронное строение атома углерода и устанавливаем валентность 2, исходя из количества неспаренных электронов. Между тем валентность углерода в органических соединениях всегда равна 4. Более того, при постоянной валентности 4 степень окисления углерода в различных органических соединениях разная: от -4 до 4, даже возможна 0.

В ситуациях опровержения (несоответствия) возникает противоречие между жизненным опытом и знаниями учащихся. Так, все учащиеся знают, что углекислый газ не поддерживает дыхание, но бывают очень удивлены, когда узнают, что в малых концентрациях он необходим для возбуждения дыхательного центра. Опять же, любой ученик скажет, что дистиллированная вода не имеет вкуса, а родниковая имеет вкус, но не все могут объяснить причину данного явления.

К ситуациям опровержения относятся задания на исправление ошибок. Например, в теме «Электролитическая диссоциация» предлагаю следующее задание: ученик написал уравнения диссоциации нескольких веществ; найдите, исправьте и объясните его ошибки.

H2SO4 = 2H + SO4

2Ca(OH)2 = 2Ca2+ + 2OH-

CuSO4 = Cu2+ + SO42-

При разрешении ситуаций предположения ученик предлагает собственные идеи для объяснения того или иного явления. Так, при изучении озона в теме «Общие свойства неметаллов» 9 кл. прошу учащихся прокомментировать следующие высказывания:

а) из разговора в автобусе: «В том, что все лето льют дожди, виноваты ракеты, потому что когда их запускают, они пробивают в озоне дыры»;

б) из научно-популярного журнала: «Многолетние наблюдения за состоянием верхних слоев атмосферы наводят на мысль о зависимости числа озоновых дыр и их площади от времени года: озоновых дыр больше в конце зимы и значительно меньше в конце лета»;

в) продавец парфюмерного магазина: «Не пробуйте здесь лак в аэрозольной упаковке, дышать нечем - не магазин, а сплошная озоновая дыра».

Ситуации неопределенности обычно предполагают задания с недостаточными или избыточными данными. Например, при изучении темы «Тела и вещества» 8 кл. включаю такие задания:

1. Какое понятие лишнее в ряду: а) вода, горка, лед, пар; б) пакет, миска, кружка, полиэтилен; в) кольцо, медь, золото, серебро.

2. Вместо пропусков вставьте термины «вещество» или «тело»: а) при обычных условиях…………имеет определенную форму и объем; б) …………может быть в разных агрегатных состояниях; в) …………..обладает электропроводностью; г)…………….состоит из……………

В теме «Металлы» 9кл. предлагаю аналогичные задания:

1. Гашеная известь, известковая вода, кальцинированная сода, пушонка, известковое молоко - в этом перечне одно из веществ лишнее. Какое и почему?

2. Минеральные воды Железноводска (Кавказ) содержат ионы:

Fe2+ , Fe3+ , Ca2+ , HCO3- , SO42- .

Какие вещества нужно растворить в воде, чтобы получить такой набор ионов?

В ситуациях выбора чаще предлагаются задания на выбор нескольких правильных ответов из предложенных. Считаю, что на подобные задания нужно обращать особое внимание в старших классах при подготовке к экзаменам, т.к. они включены в часть «В» ЕГЭ. Практика показывает, что такие задания для учащихся сложнее, чем, например, задания на соответствие. Например:

1. В молекулах каких веществ есть атом углерода, находящийся в состоянии sp2 -гибридизации?

А.уксусный альдегид

Б. ацетилен

В. бутадиен-1,3

Г. этан

Д. бензол

Е. хлористый бензил.

2. Аммиак образуется при:

А. взаимодействии азота с водородом

Б. разложении нитрата аммония

В. реакции концентрированной азотной кислоты с металлами

Г. действии щелочей на соли аммония

Д. разложении карбоната аммония

Е. реакции диоксида азота с водой.

Метод эвристической беседы предполагает использование серии логически взаимосвязанных вопросов, ответы на которые должен сформулировать сам ученик в процессе общения. Данный метод использую практически на каждом уроке химии. Например, при изучении в 9 классе значения кислорода задаю учащимся следующие вопросы для обсуждения:

- Какую роль играет в природе кислород?

- Почему на Земле общее количество кислорода в атмосфере практически постоянно?

- Почему лес называют легкими планеты? Что произойдет при полной вырубке лесов?

- При авариях танкеров на поверхности воды образуется нефтяная пленка. Как повлияет ее появление на жизнедеятельность зеленых водорослей, обитателей океана и на поступление кислорода в атмосферу?

- Почему кислород применяется для сжигания топлива?

- Какие реакции происходят при горении угля, если он содержит примеси серы?

- Какие газы попадают в атмосферу при полном сгорании угля?

- В состав природного газа входят метан, пропан, сероводород. Какие продукты в этом случае образуются при сжигании газообразного топлива?

- Что нужно сделать, чтобы топливо было экологически чистым? и т.д.

В применении исследовательского метода в школе самое ценное - исследовательский опыт. Именно этот опыт творческого мышления и является основным педагогическим результатом и самым важным приобретением ученика, который в процессе исследования устанавливает истины, значимые для него. Исследовательские задания могут быть разноплановыми:

1. Информационные - подбор, обработка и сообщение информации, полученной из литературных источников (справочников, словарей, учебников и т.д.). Подобные задания я предлагаю при подготовке сообщений о жизни и деятельности великих ученых-химиков: М.В.Ломоносова, Д.И.Менделеева, А.М.Бутлерова и т.д., либо предлагаю воспользоваться дополнительными источниками информации при обосновании значения того или иного вещества в природе, жизни человека, перспективах использования в других областях науки и техники.

2. Проблемные, включающие, например, составление задач и алгоритмов их решения, а так же предполагающие теоретическое моделирование приборов, каких-либо технологических процессов и т.д. Например, изучая тему «Оксиды азота», даю ребятам такое задание:

а) предложите реагенты для получения оксида азота(II) и оксида азота(IV);

б) какими должны быть приборы для получения и сбора этих веществ?

3. Экспериментальные - наблюдение в условиях лаборатории, в природе или быту; решение экспериментальных задач; проведение эксперимента для получения новых знаний; проведение эксперимента для иллюстрации применения знаний на практике. Демонстрационные опыты, лабораторные и практические занятия, экспериментальное решение задач - обязательные составляющие уроков химии, техника их проведения прописана в каждом учебнике. Помимо этого, иногда рекомендую учащимся домашние эксперименты (при условии их доступности и безопасности).

Так, в 8 классе, изучая тему «Моль - единица количества вещества», дома прошу измерить, сколько столовых ложек воды находится в обычном стакане, и вычислить количество вещества воды и число молекул воды в стакане.

При изучении в 8 классе темы «Массовая доля растворенного вещества» на дом даю такую задачу: Определить массовую долю сахара в чае, который вы обычно пьете. Заметьте, сколько чайных ложек сахарного песка вы кладете в чашку. В чайной ложке помещается примерно 10 граммов сахара. Измерьте объем чашки и произведите расчеты.

Таким образом, возможности использования методов проблемного обучения на уроках химии для развития интеллектуального и творческого мышления учащихся, их самостоятельности и оперативности практически безграничны и дают неплохие результаты. Используя в своей практике технологию проблемного обучения уже несколько лет, ежегодно анализируя успеваемость и качество знаний по химии, результаты итоговой аттестации, я с удовлетворением отмечаю улучшение этих результатов.

Так увеличился процент качества знаний по химии за последние три года:




Учебный год, класс

Кач-во

(конец

года)

знаний

(районн.

тестир.)

Кач-во

(конец

года)

Успеваемость

(конец года)


Кач-во

(конец

года)


2006-2007; 8А, 8Б


2007-2008;

9А, 9Б

2008-2009;

10А,10Б



40%








62,5%









74%




100%


100%


100%






62,7%


Заключение.

Использование методов проблемного обучения в своей педагогической деятельности, анализ их эффективности позволяет сделать следующие выводы:

1.Проблемное обучение строится в зависимости от того, насколько это допускает учебный материал (не каждый урок может быть проблемным). «Проблемное обучение не может и не должно стать ни единственной, ни преобладающей системой обучения. Если бы школа встала на этот путь, оказалось бы, что молодое поколение вынуждено самостоятельно пройти значительную часть пути познания окружающего мира, который человечество прошло на протяжении своей истории» (И.Я.Лернер).

  1. Отбор учебных проблем к уроку целесообразно проводить с учетом степени подготовленности учащихся, а также постепенно увеличивать степень сложности познавательных задач и привлекать как можно больше детей к их решению.

  2. При постановке перед учащимися проблем следует тщательно взвешивать, насколько каждая из них вытекает из содержания урока, служит его дидактическим и воспитательным целям. Необходимо учитывать, что постановка проблем, не отвечающих этому требованию, лишь помешает ученикам уяснить сущность рассматриваемых на уроке вопросов.

  3. Выявленные учебные проблемы должны находиться в причинно-следственных отношениях между собой: быть взаимозависимыми и выстроенными в соответствии с логикой изложения учебного материала.

  4. Процесс решения учебных проблем должен создавать ситуации успеха ученика в обучении как основы его саморазвития и самореализации.

  5. Применение методов проблемного обучения на начальном этапе требует достаточно много времени, но правильное, продуманное, эффективное применение этих методов позволит сэкономить время в последующем обучении.

  6. Большое значение имеют личностный подход и мастерство учителя, способные вызвать активную познавательную деятельность ребенка.

Несмотря на некоторые «минусы» данной технологии (в основном, большие временные затраты при подготовке к уроку), использование методов проблемного обучения на уроках химии позволяет ставить и реализовывать широкие познавательные цели, обеспечивает высокий интеллектуальный уровень, самостоятельную поисковую деятельность, личную включенность всех участников в процесс обучения, его практическую направленность. А это, конечном счете, повышает качество образовательного процесса.

Приложения.

Тема «Первоначальные химические понятия»(8 кл.)

1. Могут ли медь быть в жидком, а ртуть - в твердом состоянии?

2. Морская вода кипит при температуре выше 100 С, а замерзает при температуре ниже 0 С. Почему морская вода отличается от дистиллированной воды по физическим свойствам?

3. Блестящий порошок алюминиевой пыли (серебрянки) смешали с сахарной пудрой. Смесь представляет собой светло-серую однородную массу. Предложите последовательность ваших действий при выделении чистых веществ из этой смеси.

4. Найдите и исправьте в тексте возможные ошибки:

А) Растворение лимонной кислоты в воде - это химическое явление, т.к. при этом у воды появляется кислый вкус.

Б) Хотя зажженная электрическая лампочка излучает тепло и свет, это, по сути, физический процесс, т.к. новые вещества при этом не образуются.

В) Известно, что поливать цветы рекомендуется отстоянной водопроводной водой. Через 2-3 недели на дне банки, в которой отстаивается вода, появляется бурый налет, что свидетельствует об образовании нового вещества; следовательно, отстаивание воды - химическое явление.

Г) Тонкоизмельченный кусочек бесцветного стекла представляет собой порошок белого цвета, т.е. при измельчении стекла образуется новое вещество, ибо свойства стекла изменяются. Это явление относится к химическим.

5. Верно ли называть атом самой простой (элементарной) частицей?

6. Найдите и исправьте в тексте возможные ошибки:

А) При нагревании воды ее атомы начинают быстрее двигаться и отрываться от поверхности, поэтому вода медленнее испаряется при нагревании.

Б) Не все вещества состоят из молекул.

В) Человек вдыхает атомы кислорода, содержащиеся в воздухе.

7. Каким образом можно «раздробить» кристаллики сахара до отдельных молекул? Какой это процесс? Каким образом можно разрушить сами молекулы сахара?

8. Вставьте вместо пропусков термины «химический элемент» или «простое вещество»:

А) При пропускании электрического тока через воду образуются…………….

кислород и водород.

Б) В состав молекулы воды входят………..кислород и водород.

В) …………..кислород не имеет ни вкуса, ни запаха.

Г) Рыбы дышат не……….кислородом, входящим в состав воды, а …………

кислородом, растворенным в воде.

Д) …………..кремний обладает металлическим блеском.

Е) …………..кремний в воде не растворяется.

Ж) ………….входит в состав кварца (оксида кремния).

Тема «Электролитическая диссоциация»(8 кл.)

1. Из курса физики Вы знаете, что электрический ток - это направленное движение заряженных частиц. Исходя из этого, объясните:

А) Почему кристаллы хлорида натрия не проводят электрический ток, хотя имеют ионную кристаллическую решетку?

Б) Почему водный раствор бромоводорода проводит электрический ток, хотя в молекуле НВr ковалентная связь?

2. Сравните строение следующих частиц. Какова их химическая активность?

А) Атом фтора и фторид-ион:……….

Б) Атом калия и ион калия:…………..

3. Заведомо ложное умозаключение, построенное на неправильных положениях, называется софизмом. Попробуйте опровергнуть предложенные софизмы.

А) Все металлы проводят электрический ток. Следовательно, все металлы - электролиты.

Б) Если близко поднести друг к другу два электрода и подать на них высокое напряжение, между электродами вспыхнет «вольтова дуга». Следовательно, все газы, образующие воздух, являются электролитами.

4. Безводный сульфат меди (II) - вещество белого цвета. Если его растворить в воде, то образуется голубой раствор, а если в нашатырном спирте (раствор аммиака) - фиолетовый раствор. Как объяснить эти факты?

5. 26 июля 1886 года французский химик Анри Муассан впервые получил газообразный фтор, пропуская электрический ток через жидкий фтороводород, содержащий примесь фторида натрия. При демонстрации этого опыта на заседании Академии наук его ассистенты использовали фтороводород, тщательно очищенный от всех примесей, и опыт провалился: жидкий фтороводород не проводил электрический ток. Какую роль сыграли примеси в первом опыте? Как восстановить электропроводность фтороводорода?

6. Можно ли приготовить растворы, содержащие перечисленные ионы?

А) Ag+ , K+ , SO42- , NO3-

Б) CO32- , Na+ , Ba2+, OH-

В) Cl- , Ca2+ , Al3+ , NO3-

Г) SiO32- , H+ , OH- , K+

Д) PO43- , SO32- , H+ , Na+

7. В четырех пронумерованных пробирках находятся растворы нитрата серебра, хлорида натрия, гидроксида бария, сульфата натрия. Раствор из первой пробирки дает белые осадки с растворами из третьей и четвертой пробирок. Раствор из второй пробирки дает белый осадок только с раствором из четвертой. Раствор из четвертой пробирки дает осадок с растворами из всех пробирок. Исходя из этих данных. Определите содержимое каждой из пробирок. Напишите уравнения реакций.

8. Выполняя практическую работу, ученик прилил к раствору карбоната калия раствор хлорида кальция, затем последовательно добавлял растворы соляной кислоты, нитрата серебра, сульфата железа (III), гидроксид натрия. Какие вещества в конечном итоге оказались у него в пробирке? Что наблюдал ученик после добавления очередного раствора? Напишите уравнения реакций.

9. Объясните, почему реакция между кристаллическим хлоридом натрия и концентрированной серной кислотой идет до конца, а если взять растворы этих веществ, то реакция не идет?

10. К жидкостям в двух стаканах добавили несколько капель фиолетового лакмуса, после чего они окрасились в красный и синий цвета. Какие ионы безусловно находятся в этих жидкостях?

11. В каких случаях окраска лакмуса в водном растворе соли указана неправильно: а) бромид цинка - синий; б) сульфат калия - фиолетовый; в) сульфат железа (III) - красный; г) сульфат магния - красный; д) нитрат хрома (III) - фиолетовый; е) карбонат калия - синий; ж) фосфат калия - синий; з) хлорид меди (II) - красный.

12. В трех пробирках без надписей находятся растворы соляной кислоты, гидроксида натрия и хлорида цинка. Как, имея в своем распоряжении только раствор метилового оранжевого и 5 чистых пробирок, определить каждый из растворов? Опишите свои действия с помощью уравнений реакций.













































Тема «Подгруппа азота»(9 кл.)

1. Одной из актуальных экологических проблем являются «кислотные

дожди». Как Вы думаете, могут ли быть абсолютно бескислотные дожди?

2.В 1669 году Дж. Майов (Англия) изучал состав селитры и пришел к

выводу, что ее составная часть - «воздушный спирт селитры» - поддерживает дыхание, а также участвует в процессах горения. Как на современном языке называется «воздушный спирт селитры»? Напишите уравнение реакции, которую осуществил Майов.

3. «Его (пса) огромная пасть еще светилась голубоватым пламенем, глубоко сидящие дикие глаза были обведены огненными кругами. Я дотронулся до этой светящейся головы и, отняв руку, увидел, что мои пальцы тоже засветились в темноте.

- Фосфор, - сказал я». (А. Конан Дойл. «Собака Баскервилей»).

В этом отрывке есть химическая ошибка. Найдите ее и объясните, в чем она заключается.

4. Что произойдет, если красный фосфор нагревать в запаянной стеклянной трубке?







































Тема «Подгруппа углерода»(9 кл.)

1. «Раскаленный уголь сгорает в кислороде и на воздухе без пламени», - так пишут во всех учебниках. Однако, наблюдая за горением угля, мы видим, как над его поверхностью пробегают голубые язычки пламени. Чему верить - нашему жизненному опыту или учебнику?

2. В одной из телевизионных передач (1994 год) был показан сюжет: американские пожарные спасают людей, оказавшихся в горящем доме. В передаче несколько раз прозвучало, что люди пострадали от ядовитого углекислого газа. Однако мы знаем, что углекислый газ не ядовит. Кто прав?

3. Набирая на компьютере это задание, наборщик перепутал химические формулы. Наведите порядок в уравнениях реакций.

CO2 + FeO = Fe + CO

H2СО3 = CO2 + H2O

CO2 + 2NaOH = Na2CO3 + H2O

C + CO = CO2

CuO + CO2 = Cu + CO

4. При получении оксида углерода (II) из угля газ всегда содержит примесь оксида углерода (IV). Как очистить угарный газ от углекислого? Напишите уравнения реакций.

5. В 1620 году Я. Ван Гельмонт наблюдал выделение «лесного духа», для которого он придумал название «газ». Вы тоже можете получить «лесной дух», взяв карбонат кальция (мел или мрамор) и раствор соляной кислоты. Напишите уравнение получения «лесного духа» из этих веществ.

6. Почему с запачканных рук мел необходимо смыть водой, затем

можно пользоваться мылом? (если не смыть мел сначала водой, то при взаимодействии с мылом карбонат кальция переходит в малорастворимые соли жирных кислот, и руки плохо отмываются).

























Внеклассное мероприятие «Интеллектуальный ринг» (10-11 классы)

Цель: обобщение и систематизация знаний учащихся по химии.

Задачи:

- закрепление и углубление знаний по курсам органической и общей химии;

- развитие познавательного интереса к предмету, способности анализировать, размышлять, использовать знания из других областей науки;

- воспитание культуры общения в группе.

Девиз: Кто мало знает, для того и этого много.

Кто много знает, тому и этого мало.

Игра «Что? Где? Когда?».

Условия:

На коллективное обдумывание каждого вопроса отводится 2 мин. Ответ дается в письменной форме, т.к. играют одновременно несколько команд.

1. В 18-19 веках в России это химическое вещество называли «соленый спирт», «морская кислота». В 1790 году русский академик Лаксман ввел для этого вещества название, которым мы пользуемся и по сей день. О каком веществе идет речь? (Соляная кислота).

2. Однажды Бертолле растирал кристаллы в ступке, в которой на стенках осталось небольшое количество серы. Через некоторое время произошел взрыв. Так впервые Бертолле осуществил реакцию, которую позднее стали применять при производстве……..Чего? (Шведских спичек).

3. По приказу Наполеона для солдат, долго находившихся в походе, было разработано дезинфицирующее средство с троекратным эффектом - лечебным, гигиеническим и освежающим. Ничего лучшего не было придумано и через 100 лет, поэтому в 1913 году на выставке в Париже это средство получило «Гран-при». Дошло это средство и до наших дней. Под каким названием оно выпускается в нашей стране? (Тройной одеколон).

4. Это средство было изобретено как дорогой упаковочный материал, например, для ценных подарков, цветов и ювелирных изделий. В наши дни, сохранив свои функции, оно стало чуть ли не главным мусором планеты. О чем идет речь? (Целлофан).

5. Во Флориде (США) был построен первый дом из алюминия. Алюминий был получен при переработке вторичного сырья. Всего на сооружение дома потребовалось более полумиллиона единиц этого вторичного сырья. Что это за сырье? (Банки из-под пива и безалкогольных напитков).

6. Залежи этого есть в Японии, в Доминиканской Республике, но примерно 95% разведанных мировых запасов находится в Калининградской области России. Что это? (Янтарь).

7. Парижские ученые Гей-Люссак и Гумбольдт занимались исследованиями газов. Для опытов им были нужны тонкие пробирки, которые изготавливались только в Германии. Но посылки облагались высокими налогами. Это было не по карману ученым. Чтобы избежать этого, Гумбольдт предложил одно решение, после которого посылки стали проходить через границу без пошлины. Что же запаивалось в пробирки, если посылки с пробирками снабжались этикеткой «Осторожно! Немецкий …….»

(Воздух. На таможне не смогли найти по картотеке налог на воздух).

8. Лао Цзы утверждал, что она «самое мягкое и самое слабое существо в мире, но в преодолении твердого и крепкого она непобедима и нет ей на свете равного в этом». О каком веществе идет речь? (Вода).

9. У какого царя 0,036% золота, 0,26% серебра, 84,51% меди, 13,21% олова, 1,25% серы? (Царь-колокол).

10. Его разновидности называют «баллас», «карбонадо», «борт». Его плотность 3,5г/см. Это полупроводник. Твердость этого кристалла равна 10. Что это? (Алмаз).

11. На реставрацию большой колокольни Киево-Печерской лавры в 1956-1962 гг. ушли тонны кирпича и пиломатериалов, цемента, металлоконструкций. А самое главное - 3кг 275г - чего? (Золота).

12. Какой природный материал получится из двух индейских слов - «дерево» и «плакать»? (Каучук).
































Семинарское занятие по теме «Периодический закон и периодическая система элементов Д.И.Менделеева. Строение атома» (8 кл.).

Цель: обобщение, систематизация и коррекция знаний учащихся по данной

теме.

Задачи:

- проверить знания учащихся о структуре периодической системы, строении атома, взаимосвязи между строением атома и положением элемента в периодической системе, закономерностях изменения свойств атомов элементов, простых веществ и их соединений, значении периодического закона;

- развивать у детей память, логическое мышление, умение сравнивать, обобщать, делать выводы;

- воспитывать самостоятельность, самоконтроль, культуру общения.

Ход урока.

I. Подготовительный этап к проведению зачета (вопросы для обсуждения известны заранее).

1. Современное определение понятия «химический элемент».

2. Объясните, почему главный признак химического элемента - заряд ядра, а не атомная масса.

3. В чем суть планетарной модели строения атома по Э.Резерфорду?

4. Дайте современную формулировку периодического закона.

5. Каков физический смысл порядкового номера химического элемента?

6. Что такое период? Периодичность?

7. Почему свойства элементов изменяются периодически?

8. Как изменяются свойства атомов элементов малых периодов? Как при этом изменяются свойства образованных ими простых веществ и химических соединений? В чем причина этих изменений?

9. Рассмотрите изменения свойств атомов элементов, простых веществ и их соединений в третьем периоде. Дайте обоснование этих изменений на основе теории строения атома.

10. Как изменяются свойства элементов в большом (четвертом) периоде? Объясните причину этих изменений.

11. На основании каких характеристик химические элементы объединяются в группы, подгруппы?

12. Рассмотрите изменение свойств атомов элементов I группы главной подгруппы периодической системы и образованных ими простых веществ.

13. Рассмотрите изменение свойств атомов элементов VII группы главной подгруппы и образованных ими простых веществ. Дайте обоснованный ответ.

14. Охарактеризуйте химический элемент с порядковым номером 12. Что вы можете сказать о характере простого вещества, оксида и гидроксида, образованных этим элементом? Напишите уравнение реакции между гидроксидом этого элемента и соответствующим веществом, ведущей к образованию соли.

15. Порядковые номера химических элементов А, В и С соответствуют n, n+2, n+4:

а) если химический элемент А - самый легкий галоген, то что представляет собой химический элемент В?

б) если химическому элементу С соответствует простое вещество - благородный газ, а В - металл, то А - какой химический элемент?

в) могут ли А, В и С в виде простых веществ быть газами?


  1. Фронтальная беседа по вышеперечисленным вопросам.

3. Письменная самостоятельная работа (на выбор учащихся 4 варианта в порядке убывания степени сложности).

Вариант 1.

1. Охарактеризуйте химический элемент с порядковым номером 4. Напишите уравнение реакции между гидроксидом этого элемента и соответствующим веществом, ведущей к образованию соли. Назовите соль.

2. А, В и С - простые вещества, находящиеся в газообразном состоянии. Соединения, которые образуются при взаимодействии веществ А и В или А и С при комнатной температуре - жидкости, их химические формулы соответственно АВ и АС. Какие простые вещества обозначены буквами А, В и С? Напишите уравнения указанных реакций.

Вариант 2.

  1. Охарактеризуйте свойства химического элемента с порядковым номером 16. Напишите уравнение реакции между гидроксидом данного элемента и соответствующим веществом, ведущей к образованию соли. Назовите соль.

  2. Напишите химический знак элемента, у которого пять энергетических уровней; он образует летучее соединение с водородом, водный раствор которого - сильная кислота.

Вариант 3.

  1. Охарактеризуйте свойства химического элемента с порядковым номером 20. Напишите уравнение реакции между гидроксидом этого элемента и соответствующим веществом, ведущей к образованию соли. Назовите соль.

  2. Химический элемент образует летучее водородное соединение, формула которого ЭН3 . О каком элементе идет речь, если известно, что его атом имеет на три электронные оболочки больше, чем атом водорода? Напишите его химический знак.

Вариант 4.

  1. Охарактеризуйте свойства химического элемента с порядковым номером 11. Напишите уравнение реакции между гидроксидом этого элемента и соответствующим веществом, ведущей к образованию соли. Назовите соль.

  2. Атомы элемента образуют простое вещество, в котором горит вода. Его атомы имеют семь электронов на внешнем электронном уровне. О каком химическом элементе идет речь? Приведите формулы образуемых им соединений.

Примечание: каждый учащийся получает по две оценки (за устные ответы и за самостоятельную работу).




Список литературы.

1. Журин А.А. Химия-8,9,10. Экспериментальное учебное пособие.- М.: Открытый мир, 1997г.

2. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть 3: Проблемные уроки. Научно-практическое пособие.- Ростов н/Д: издательство «Учитель», 2006г.

3. Савин Г.А. Олимпиадные задания по неорганической химии.- Волгоград: Учитель, 2005г.

4. Савин Г.А. Олимпиадные задания по органической химии.- Волгоград: Учитель, 2005г.

5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.- М.: Народное образование, 1998г.

6. Химия. Предметная неделя в школе: планы и конспекты мероприятий.// авт.-сост. Л.Г.Волынова и др.- Волгоград: Учитель, 2005г.

7. Ганиченко Л.Г., Мочалов Ю.Е. Использование методов проблемного обучения при проведении уроков-лекций.// Химия в школе.- 2007,№5.

8. Кузнецова Н.Е., Шаталов М.А. Проблемно-интегративный подход и методика его реализации в обучении химии.// Химия в школе.- 2008г.,№3.

9. Лернер Г.И. Применение методов проблемного обучения в курсе биологии.// Учительская газета.- 1993г.,№5

10. Русских Г.А. Организация обучения школьников в старших классах гимназии.// Практика административной работы в школе.- 2005г.,№5.




8


© 2010-2022