Внеурочная деятельность Искусство изонити

Изонить или хордовая вышивка – техника, напоминающая вышивание. Она заключается в создании художественного образа путём пересечения цветных нитей на картоне. Это очень увлекательная работа, доступная людям любого возраста, начиная с самого младшего. Достоинство изонити ещё и в том, что выполняется она очень быстро и аккуратно с первого раза, да и фантазии есть, где разгуляться. Цель   ·        расширить и углубить знания и умения, полученные на уроках математики, изобразительного искусства; ·        овладение техникой изонити; ·        приобщить к традициям оригинального вида декоративно-прикладного искусства техники «изонить»; ·         изготовить изделие, используя свой дизайн, ·        развить абстрактное мышление. Задачи ·        развить творческую и познавательную активность, художественное восприятие и вкус. ·        сформировать практические навыки изображения геометрических фигур с помощью нитяной графики. ·        развить абстрактное мышление, обучиться плоскостному моделированию, умению составлять из геометрических фигур изображения предметов и композиций. Техника проста и доступна человеку любого возраста, ею легко может овладеть и взрослый, и ребенок. Используя, технику изонить каждый может создать красивые открытки, сувениры, упаковочные коробочки,  обложки и закладки для книг, декоративные панно.
Раздел Химия
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:











Внеурочная деятельность

для учащихся

«Искусство изонити»











Шаронова Селена Михайловна

Учитель физики

МБОУ СОШ №55

Самарская область

г. Тольятти






2014-2015



Содержание

Введение 3

История изонити 4

Применение изонити 6

Материалы и инструменты для ниточного дизайна 10

Техника исполнения 12

Кривые линии 13

Технологическая карта 15

Заключение 18

Используемые ресурсы 20

Приложение 21







Введение

Изонить или хордовая вышивка - техника, напоминающая вышивание. Она заключается в создании художественного образа путём пересечения цветных нитей на картоне. Это очень увлекательная работа, доступная людям любого возраста, начиная с самого младшего. Достоинство изонити ещё и в том, что выполняется она очень быстро и аккуратно с первого раза, да и фантазии есть, где разгуляться.

Цель

  • расширить и углубить знания и умения, полученные на уроках математики, изобразительного искусства;

  • овладение техникой изонити;

  • приобщить к традициям оригинального вида декоративно-прикладного искусства техники «изонить»;

  • изготовить изделие, используя свой дизайн,

  • развить абстрактное мышление.

Задачи

  • развить творческую и познавательную активность, художественное восприятие и вкус.

  • сформировать практические навыки изображения геометрических фигур с помощью нитяной графики.

  • развить абстрактное мышление, обучиться плоскостному моделированию, умению составлять из геометрических фигур изображения предметов и композиций.

Техника проста и доступна человеку любого возраста, ею легко может овладеть и взрослый, и ребенок. Используя, технику изонить каждый может создать красивые открытки, сувениры, упаковочные коробочки, обложки и закладки для книг, декоративные панно.

История изонити

Вышивание было известно в глубокой древности, а колыбелью его был Восток, в Азии это искусство широко процветало до того, как стало известно грекам и римлянам, хотя это изобретение они приписывают себе. Затем вышивание распространилось по другим странам.

Название «Изонить», характерно исключительно для России и означает способ рисования при помощи натянутых нитей. Термин «Изонить» в России ввел академик Геннадий Алексеевич Браницкий, заинтересовавшийся этой технологией во время своих командировок в США.

В мире рассматриваемая техника известна уже более 400 лет. Ее использовали английские ткачи. Они вбивали в деревянную поверхность гвоздики и натягивали между ними нити в различной последовательности, создавая причудливые графические узоры.

В вышивке по картону эту технику активно применяли в 19 веке. Особенность в том, что гвоздики заменены на дырочки. Однако приемы заполнения угла и окружности, которые составляют основу рассматриваемой техники, оставлены. Ввиду того, что данная техника и вид творчества имеют педагогический эффект и сравнительно малозатратна, объединения учащихся (кружки, мастерские, клубы) «Изонить» получили широкое распространение в учреждениях дополнительного образования детей, а также в школах. Известны временные объединения (кружки) по обучению ниточному дизайну даже в оздоровительных лагерях.

Эта техника позволяет приучать ребёнка к усидчивости, кропотливому ручному труду и активно развивать моторику. Цели занятий нитяной графикой младшими школьниками на уроках технологии:

1. Дает понятие о разных углах: величине, длине сторон, об окружности, хорде разной длины; упражняются в количественном и порядковом счете; закрепляют знание направлений: вверху, внизу, слева, справа; дает понятие о середине, центре, вершине, крае.

2. Развивает цветовое восприятие: понятия о холодных и теплых тонах, научит подбирать цвет к фону, научит различать толщину ниток, изнаночную и лицевую сторону изделия.

3. Развивает абстрактное мышление.

4. Научит детей владеть иголкой, шилом, ниткой, научит работать с трафаретом.

5. Развивает мускулатуру кисти руки, глазомер, остроту зрения, координацию движений рук под контролем глаз.

6. Воспитывает усидчивость, терпение, внимательность, старательность.

7. Познакомит с новым видом художественной деятельности, прививает умение использовать полученные знания на других видах изобразительной и трудовой деятельности.

8. Развивает активный и пассивный словарь детей; развивает объяснительную и доказательную речь.






Применение изонити

Используется для оформления картин, фотографий, настенных панно, поздравительных открыток.

String Art - еще одно название. Такой термин применяется, если вместо дырочек в картоне, для натяжения нитей используется неровности на краях картона.

Объемная нитяная графика, часто также называемая String Art, применяется в оформлении ресторанных, танцевальных и концертных залов или декораций в театре (вместо гвоздиков используются крючки или конструкции, а вместо нитей используются провода, канаты, ленты, полоски тканей).

В англоязычных странах также используется словосочетание «embroidery on paper» - вышивка на бумаге.

Самым известным автором западного направления является Эрика Фортгенс (Erica Fortgens). Она имеет свою торговую марку и выпускает весь спектр материалов и инструментов для вышивки на бумаге.

В немецкоязычных странах используется - термин «pickpoints».

Очень распространен описываемый способ оформления открыток в Нидерландах.

Изонить сегодня

Современные расходные материалы позволяют получать очень эффектные изделия. Наряду с оригинальной техникой исполнения нитяной графики, существует другое направление ниточного дизайна - вышивка на картоне (изонить) теми же приемами (прием заполнения угла и окружности).

Интерес к нитяной графике то появлялся, то исчезал. Один из пиков популярности был в конце ХIХ века. Издавались книги по рукоделию, в которых описывался необычный способ вышивки на бумаге, простой и легкий, доступный детям. В работе использовались перфорированные карты (готовые шаблоны) и прием заполнения угла, стежки «крест», «стебельчатый» (для вышивания кривых). Используя минимум средств, любой человек смог бы изготовить причудливые сувениры к праздникам.

Чаще же используется картон - у него готовый цветовой фон и он обладает достаточной плотностью, нить не стягивает его при натяжении.

Картины из ниток оригинальны, красивы и эффективны. Они вызывают восторг и удивление. В разное время дня и с разных мест картины воспринимаются и смотрятся совершенно по-разному. В этом состоит одна из существенных особенностей, обусловленная своеобразным характером поглощения, отражения и рассеяния света блестящими нитками, местами пересечения ниток и фоном, на котором они сделаны. Это следует иметь в виду при выборе места, где будет висеть картина.

Разнообразие изонити
Творчество изонить, как и другие виды декоративно-прикладного искусства имеет тесную связь с жизнью человека, с повседневным бытом. Это творчество распространилось в России и тесно связано с изучением народного творчества и художественных промыслов России, культурой и традициями русского народа. На данный момент пользуются большим спросом изделия эксклюзивные, оригинальные и неповторимые, выполненные индивидуально вручную, украшающие интерьер жилища.
Изонить на дисках
У каждого из нас накопилось огромное количество компакт дисков, и мы ищем куда бы их применить. В Интернете есть очень много примеров их применения в технике изонить. В объединении кружка мы попробовали освоить эту работу. Начали с простого рисунка, заполнение окружности, а затем составляли композиции и воплощали их в жизнь. Такими дисками мы украшали новогоднюю ёлку, стены в своих комнатах, дарили друзьям и родственникам. Диск имеет зеркальную поверхность и дополнительно можно украсить бисером, бусами, декоративными цветами. Теперь мы гордимся своими работами, которые выставляются на различных выставках и нас награждают грамотами.
Для выполнения работы на дисках или тарелках, в начале составляют схему рисунка или чертят сам рисунок на тетрадном листе в клеточку. Можно составить целую композицию. Затем рисунок приклеивают или прикрепляют скотчем на изнаночную сторону. Отверстия в дисках можно просверлить дрелью, или на станке сверлом 1мм., при толстой нитке - 2мм. Можно проткнуть или проколоть отверстия раскаленной иглой, шилом.
Применение программы Corel Draw при создании композиций
В интернете можно много найти схем, но в основном это открытки, рисунки, сканы. Они не очень удобные для распечатки. Мы научились работать в программе Corel Draw, рисуем схемы, чтобы получилось ровно, чисто и красиво.


Внеурочная деятельность Искусство изонити

Изонить в декоре одежды
В технике изонить можно выполнить и украшения. Получаются очень красивые и оригинальные изделия. Все девочки любят украшать себя всевозможными подвесками. А если это изделие выполнено своими руками, то оно ещё дороже. Придумать такое украшение зная технологию выполнения очень просто, нужно немного усидчивости и фантазии.
Для выполнения украшения требуется рамка, которую изготавливаем из плотного картона. Край картона оформляем угловым узором, вырезаем и нити или проволоку зацепляем за углы. Затем картон убираем, а подвеску накрахмаливаем и соединяем между собой.
Изонить в интерьере.
Красиво выглядит изонить в интерьере. Единственное условие - требуется пространство. Можно оформить часть офисной стены. Красиво и оригинально будет смотреться холле, террасе.
В основном интерьер украшают различными панно, картинами. Мы нашли единственную работу которая выполнена на стене. Надеемся, что и нам посчастливится сделать подобное.

Применение программы КОМПАС при создании композиций
Для построения геометрических фигур и их разделения, мы на уроке использовали программу КОМПАС.

Объемная вышивка в технике изонить - все элементы работы или какая-либо определенная их часть выполняются отдельно, после чего их собирают вместе. Такой вид изографики считается наиболее трудоемким, при необходимости можно работать коллективно. Такие работы имеют очень яркий и своеобразный вид, что нередко привлекает детей среднего и старшего возрастов. Объемную нитяную графику часто сочетают с другими видами вышивок и аппликациями.
Комбинированные работы в технике изонить - работы, дополненные различными видами вышивок и аппликаций, а также бусинами, бисером, стеклярусом, пайетками и другими декоративными элементами.





Материалы и инструменты для ниточного дизайна

Для выполнения работ в технике ниточный дизайн необходимо иметь твердый фон, нитки и инструменты для работы.
Фон. Доску, используемую в оригинальной технике ниточного дизайна, заменяют на картон - цветной или белый. Можно вышивать по коже. Сложнее вышивать по бархатной бумаге.Очень сложно для детей вышивать по плотной бумаге, но возможно. Так как бумага в отличае от ткани не обладает пластичностью и при сильном натяжении нити или рывке может порваться, необходимо контролировать свои усилия при вышивании и следить за соответствием толщины иглы, нити, расстоянием между ближайшими проколами и свойствами бумаги. Цвет фона подбирается в зависимости от замысла картины.

1. Материалы и инструменты.

Для выполнения работ в технике изонить не нужно специальных и труднодоступных материалов и инструментов. Для этого необходимо иметь твердый фон, нитки и инструменты для работы.

Фон.

Для фона используется цветной картон, бархатная бумага. Девочки старшего возраста пробовали применять ткань, натянутую на картон, работы получались достаточно интересные, но для младших и средних школьников вызывают определенные трудности. Цвет фона подбирается в зависимости от замысла картины. Проколы на картоне надо делать очень аккуратно, чтобы не испортить внешний вид, и лучше с лицевой стороны через шаблон. Если расчет рисунка идет на изнаночной стороне, то с изнанки можно наметить (слегка наколоть) точки, а основной прокол делать с лица. Детям сначала будет трудно соизмерять свои силы при прокалывании, но приобретая опыт практической работы и переходя от упражнений к выполнению своих творческих работ, они будут заинтересованы в аккуратном исполнении своих работ. К сожалению в наборах цветного картона нет достаточного количества цвета. Для некоторых работ фон можно нарисовать. Примеры работ можно увидеть в приложении.

Нитки.

Важную роль в композиции узора играет цвет ниток, поэтому они являются основным элементом картины. Для вышивания можно использовать любые нитки, но не очень толстые. Не подходят также и шерстяные нитки. Мы используем мулине, потому что у них богатая цветовая гамма и катушечные нитки из наборов. Лучше смотрятся нити с блеском, чем простые матовые. Для подбора цветовой гаммы будущей работы используем таблицы по цветоведению. Практикой установлен целый ряд правил составления цветовых гармоний, главные из них нюансные и контрастные. Часто применяются гаммы, построенные на следующих сочетаниях, отличающихся по светлоте оттенков одного цветового тона:

- трех цветов, один из которых объединяет два других и является их смешением;
- двух или трех цветов, расположенных в спектре и близких по своей теплохолодности основного и дополнительного цветов (контрастная гамма);
- трех цветов, расположенных на равных расстояниях в цветовом круге;
- теплых тонов с черным или холодных тонов с белым.

Инструменты.

Для работы нужны: простой карандаш; иглы, ( номер иглы зависит от толщины картона и номера ниток, а так же расстояния между точками). Изящнее смотрятся работы, где расстояние между точками не большое, и нитки не толстые. Для таких работ нужны тонкие иглы; ножницы; канцелярские скрепки, с их помощью рисунок или трафарет крепится к фону; подкладка из плотного материала, чтобы не портить поверхность стола, в данный момент мы используем поролон, его можно нарезать необходимого размера и картон не скользит при прокалывания.

Техника исполнения

Техника изонити - это чистая математика:

  • раздел «Геометрическая форма: понятие о разных углах, величине, длине сторон, понятие об окружности, о середине, центре, хорде разной длины и её направлении;

  • раздел «Количество и счёт»: упражнения в количественном и порядковом счёте. Закрепляется понятие о точке отсчёта и что результат количественного счёта не зависит от начала отсчёта и направления счёта.

  • раздел «Ориентировка на плоскости»: знание направлений: вверх, вниз, слева, справа;

  • раздел «Симметрия»

  • раздел «Замечательные кривые» - кардиоида, нефроида, астроида, улитка Паскаля, логарифмическая спираль и другие.

  • изображение разных углов, окружностей, дуг, овалов, завитков, треугольников и других фигур и моделирование с их использованием образцов.




Кривые линии

В разговорном языке слова "кривой", "кривая", "кривое" употребляются как прилагательные, обозначающие то, что отклоняется от прямого, от правильного, от справедливого. Говорят о кривой палке, о кривой дороге, о кривом зеркале; "богат, да крив; беден, да прям", - гласит пословица.

Математики употребляют слово "кривая" обычно в смысле существительного; они разумеют под этим словом кривую линию. Что же такое кривая линия? Как охватить в одном определении все кривые, которые рисуются на бумаге карандашом или пером, на доске мелом, вычерчиваются на ночном небе "падающей звездой" или ракетой?

Кривая или линия - геометрическое понятие, определяемое в разных разделах геометрии различно.

Гипоцикло́ида (от греческих слов ὑπό - под, внизу и κύκλος - круг, окружность) - плоская кривая, образуемая точкой окружности, катящейся по внутренней стороне другой окружности без скольжения.

Астроида - плоская кривая, описываемая точкой M окружности радиуса r, катящейся по внутренней стороне окружности радиуса R = 4r.

Гипотрохоида - плоская кривая, образуемая фиксированной точкой, находящейся на фиксированной радиальной прямой окружности, катящейся по внутренней стороне другой окружности.

Кардиоида (греч. καρδία - сердце, греч. εἶδος - вид) - плоская линия, которая описывается фиксированной точкой окружности, катящейся по неподвижной окружности с таким же радиусом. Получила своё название из-за схожести своих очертаний со стилизованным изображением сердца.

Для освоения техники изонити достаточно знать три основных приема:

  • Заполнение угла;

  • Заполнение дуги;

  • Заполнение окружности.

Техника изонити: заполнение угла

Понадобятся: картон, цветные нитки (мулине, швейные, ирис) и инструменты игла с широким ушком, шило или толстая игла для прокалывания отверстий, циркуль, ножницы, линейка.







Технологическая карта

Заполнение нитью угла

Прокалывай отверстия шилом, положив под заготовку мягкий материал, например пенопласт, толстую, сложенную в несколько слоёв ткань или толстый картон.

Проколи отверстия по указанной схеме.

Внеурочная деятельность Искусство изонити

Проведи иголку с ниткой с изнанки на лицо в точке «1» внизу.

Внеурочная деятельность Искусство изонити

Проведи нитку в точку «1» на противоположной стороне угла сверху. Сделай маленький стежок на той же стороне угла и выведи иглу в точке «2». Проведи нитку по лицевой стороне на противоположную сторону в точку «2». Заполни весь угол до конца.

Внеурочная деятельность Искусство изонити

Посмотри, что должно получиться с изнанки:

Запомни! С изнанки игла всегда должна втыкаться в отверстие рядом на той же стороне угла. С какой стороны - покажет направление стрелки.

Внеурочная деятельность Искусство изонити

Заполнение окружности

Запомни!

На лицевой стороне пропускай нить через одинаковое число точек. Следующий стежок делай с изнанки на лицевую сторону. Стежок выполняется рядом с местом выхода иголки. С какой стороны - покажет направление стрелки.

Внеурочная деятельность Искусство изонитиВнеурочная деятельность Искусство изонити

Внеурочная деятельность Искусство изонитиВнеурочная деятельность Искусство изонити

Заполнение дуги

Начертите дугу, разделите ее на равные части, сделайте проколы в точках деления. Вденьте нитку в иголку и заполните фигуру по схеме.

Внеурочная деятельность Искусство изонити





Заключение

Достоинство изонити в том, что выполняется она быстро и придумать можно много интересных узоров. Этот вид творчества развивает воображение, глазомер, мелкую моторику пальцев, художественные способности и эстетический вкус. В технике нитяной графики можно изготовить не только декоративные панно, но и поздравительные открытки, сувенирные обложки, закладки для книг.

Происходит обучение плоскостному моделированию - умению составлять из окружностей и углов изображения предметов и композиций. Развивается абстрактное мышление. Происходит сенсорное развитие. Развивается цветовое восприятие: понятие о холодных и тёплых тонах, подборка цвета к фону; приходит умение различать толщину ниток, изнаночную и лицевую сторону изделия.

Что же даёт внеклассная работа изонити?

Во-первых, развитие творческой увлечённости каждого ребёнка декоративно-прикладной деятельностью, развитие его индивидуальных способностей.

Каждое занятие проводится в форме игры. Обучение осуществляется путём развития творческой активности ребёнка. Я не показываю детям образцы того, что они должны сделать.

Прежде чем приступить к работе с изонитью, необходимо заинтересовать детей этим видом прикладного искусства. С этой целью надо рассказать им о разных способах изображения предметов. Например, вы хотите, чтобы дети изобразили грибок. Как можно это сделать?

  • Можно просто нарисовать (показ рисунка);

  • Можно слепить (показ вылепленного грибка);

  • Можно сделать аппликацию (показ);

  • Можно сконструировать (показ бумажной конструкции);

  • И, наконец, его можно выполнить в технике изонить.

Сравнить все виды грибков, постараться заинтересовать грибком, выполненным изонитью. Рассказать, как это сделано, дать им возможность хорошо рассмотреть переплетение нитей на лицевой стороне, сравнить лицевую сторону с изнанкой, отметить особенности расположения нитей на лицевой и изнаночной стороне (на лицевой нити красиво пересекаются, а на изнанке видны только стежки, идущие друг за другом). Показать самую верхнюю и самую нижнюю нить, рассказать о взаимосвязи количества отверстий, расстояний между ними, хорды и переплетения нитей, как выбрать расстояние между отверстиями, от чего оно зависит, как должна идти нить на лицевой стороне и с изнанки.

Далее надо познакомить детей с инструментами и материалами для работы, показать, как ими пользоваться, рассказать, какой иглой лучше работать. Рассказав обо всём этом подробно, можно перейти к показу детям выполнения изонитью простейших рисунков, действуя при этом медленно и последовательно объясняя каждое действие: изображение рисунка, нанесение точек, прокол отверстий и так далее.

Определив правила работы с изонитью, можно перейти к самостоятельному выполнению детьми сначала простейших, затем более сложных рисунков. Мы начинали с детьми с самого простого: выполнения угла. Затем угол превращался в то, что увидели в нём дети: домик, зонт, грибок, бокал, ваза и так далее.



Используемые ресурсы


  • Любимое дело. Ру

  • Варианты рисунков-основ для обучения технике "изонить"

  • Секреты рукоделия. Статья Браницкого Г.А в журнале "Наука и жизнь"

  • kvazu.narod.ru/izonit.html

  • uglichkukla.narod.ru/Teh_Izonit.htm

  • nauka.relis.ru/50/0412/50412116.htm

  • festival.1september.ru/articles/506659/

  • Берман Г.Н. Циклоида. М.: ГосТехИздат,1954

  • Веров С. Тайны циклоиды. \\ Квант, №8, 1975.

  • Васильев Н.Б., Гутенмахер В.Л. Прямые и кривые. М.: Наука, 1978.

  • Гиндикин С. Звездный век циклоиды.\\ Квант, №6,1985.

  • Маркушевич А.И. Замечательные кривые. М.: Наука,1978.

  • Штейнгауз Г. Математический калейдоскоп. М.: ГосТехИздат,1949.

  • rusproject.narod.ru/article/polar2.htm

  • The Origin of Some Interesting Curves

  • math.wisc.edu/~waleffe

  • Политехнический словарь /Редкол.: А.Ю. Ишлинский (гл. ред.) и др. - 3 - е изд,, перераб. и доп. - М.: Советская энциклопедия, 1989. - 656 с. с ил.

  • Леонова О. Рисуем нить. Ажурные картины. - С.-П.: Литеро, 2005.

  • Гусарова Н.Н. Техника изонити для школьников. - С.-П.: Детство-Пресс, 2007.

  • circ.mgpu.ru/works/16/OstreykovskayGV/Isonit.ppt#263,7

  • nauka.relis.ru/50/0412/50412116.html

  • Нагибина М. И. «Чудеса из ткани своими руками» «Академия развития», 1998.- 208с.,

  • Сашко Л. Н. «Хордовый стежок», Златоуст 2004 г.

  • Работы мастера экстра-класса Сашко Людмилы Николаевны из г.Златоуста.

Приложение




Внеурочная деятельность Искусство изонити

Внеурочная деятельность Искусство изонити

Внеурочная деятельность Искусство изонити

Внеурочная деятельность Искусство изонити

Внеурочная деятельность Искусство изонитиВнеурочная деятельность Искусство изонити

Внеурочная деятельность Искусство изонити

Внеурочная деятельность Искусство изонити

Внеурочная деятельность Искусство изонити

Внеурочная деятельность Искусство изонити

Внеурочная деятельность Искусство изонити

Внеурочная деятельность Искусство изонити

Внеурочная деятельность Искусство изонити

Внеурочная деятельность Искусство изонити

Внеурочная деятельность Искусство изонити

Внеурочная деятельность Искусство изонити

Внеурочная деятельность Искусство изонити

Внеурочная деятельность Искусство изонитиВнеурочная деятельность Искусство изонити

Внеурочная деятельность Искусство изонити

Внеурочная деятельность Искусство изонити


© 2010-2022