• Преподавателю
  • Химия
  • Компетентностно-ориентированные задания как дидактическое средство, обусловливающее достижение метапредметных результатов в процессе школьного химического образования

Компетентностно-ориентированные задания как дидактическое средство, обусловливающее достижение метапредметных результатов в процессе школьного химического образования

Современное развитие общества, экономики нуждается в человеке ХХI века – личности способной быстро ориентироваться в меняющемся мире, осваивать новые профессии и области знаний, умение находить общий язык с людьми самых разных профессий, культур, самостоятельно и ответственно принимать решения. Именно эти качества обусловливают формирование компетентной личности  в современном мире. Они получили название «ключевых компетенций». Введение понятия ключевых компетенций в нормативную и  практическую...
Раздел Химия
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Компетентностно-ориентированные задания как дидактическое средство, обусловливающее достижение метапредметных результатов в процессе школьного химического образованияКомпетентностно-ориентированные задания как дидактическое средство, обусловливающее достижение метапредметных результатов в процессе школьного химического образованияКомпетентностно-ориентированные задания как дидактическое средство, обусловливающее достижение метапредметных результатов в процессе школьного химического образованияКомпетентностно-ориентированные задания как дидактическое средство, обусловливающее достижение метапредметных результатов в процессе школьного химического образованияКомпетентностно-ориентированные задания как дидактическое средство, обусловливающее достижение метапредметных результатов в процессе школьного химического образованияКомпетентностно-ориентированные задания как дидактическое средство, обусловливающее достижение метапредметных результатов в процессе школьного химического образованияКомпетентностно-ориентированные задания как дидактическое средство, обусловливающее достижение метапредметных результатов в процессе школьного химического образованияНаучно-методическая разработка

Компетентностно-ориентированные задания

как дидактическое средство, обусловливающее достижение

метапредметных результатов в процессе школьного химического образования

Введение


Компетентностный подход - это как привидение:

все о нем говорят, но мало кто его видел…


Современное развитие общества, экономики нуждается в человеке ХХI века - личности способной быстро ориентироваться в меняющемся мире, осваивать новые профессии и области знаний, умение находить общий язык с людьми самых разных профессий, культур, самостоятельно и ответственно принимать решения. Именно эти качества обусловливают формирование компетентной личности в современном мире. Они получили название «ключевых компетенций».

Введение понятия ключевых компетенций в нормативную и практическую составляющую образования дает возможность решать типичную проблему, когда ученики могут хорошо овладеть не только набором теоретических знаний, но деятельностью, требующей использования этих знаний для решения конкретных задач или жизненных, а в дальнейшем и профессиональных проблем.

Подход, с помощью которого возможно формирование ключевых компетенций, а в дальнейшем их развитие, называется компетентностным.

Компетентностный подход наполняет возвратный глагол «учиться» подлинным смыслом, это означает необходимость развивать у учащегося способность к учению, ибо «ничему нельзя научить, можно только научиться», что предполагает обновление целей образования. Вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью образования становится развитие способности учащегося самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, работать с разными источниками информации, оценивать их и на этой основе формулировать собственное мнение, суждение, оценку.

Тем не менее, анализ состояния преподавания учебных дисциплин в школе приводит к выводу о том, что в учебно-воспитательном процессе все еще преобладают традиционные формы и методы обучения.

Работая с учениками 8-х, 9-х классов приходиться сталкиваться с такими проблемами: большинство учащихся испытывают затруднения проводить аналогии, классифицировать, обобщать информацию. Затрудняются при работе с текстом и не всегда могут выделить главное. Многие школьники не справляются с такими заданиями, как перевод информации из одной формы в другую, например, из графической в текстовую и наоборот. Кроме этого анализ результатов итоговой аттестации выпускников показывает, что большинство трудностей, которые испытывают они при выполнении даже заданий базового уровня сложности, определялись отсутствием общеучебных таких умений, как: анализ заданий и ответов, обобщение, сравнение и т.д.

Эффективное образование, соответствующее задачам, поставленным перед школой, требует таких методик, которые помогают достигать не только предметные результаты, но и метапредметные.

Таким образом, тема научно-методической разработки выбрана не случайно. Она ориентирована на выбор средства обуславливающего достижение школьником в процессе изучения химии метапредметных результатов, что в условиях перехода на стандарты второго поколения позволяет считать данную разработку своевременной.

Работа над темой позволила определить цель работы: разработать компетентностно-ориентированные задания, обуславливающие достижение метапредметных результатов на уроках химии.

Для реализации цели мною были поставлены следующие задачи:

  • теоретическое осмысление понятий «компетенция», «компетентность»;

  • изучить технологию компетентностно-ориентированных заданий;

  • разработать компетентностно-ориентированные задания;

  • проводить диагностику и анализ достижения метарезультатов.

Перед современной школой поставлены новые задачи: создание обучающей среды, мотивирующей учащихся самостоятельно добывать, обрабатывать полученную информацию, обмениваться ею, быстро ориентироваться в информационном пространстве; создание условий, способствующих развитию ключевых компетентностей учащихся.

Анализ особенностей содержания предмета химии и возможностей обучающихся, уровня их развития, принятие понятого аппарата Хуторского А.В. и технологии самарских ученых в, а также опыт педагогической практики, позволил выделить наиболее целесообразными такие компетентности, как:

  • учебно-познавательная или совокупность умений и навыков познавательной деятельности, владение механизмами целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки успешности собственной деятельности, владение приемами действий в нестандартных ситуациях, которая в технологии самарских ученых получили название самоменеджмент или разрешения проблем;

  • информационная или способность при помощи информационных технологий самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию;

  • коммуникативная или владение навыками взаимодействия с окружающими людьми, умение работать в группе.

Встретить в методической литературе систему разработанных компетентностно-ориентированных заданий практически невозможно. Тем не менее, такие задания можно разработать самостоятельно, используя методические рекомендации Самарского института повышения квалификации педагогических кадров.

Компетентностно-ориентированное задание - это один способов формирования и развития компетентностей учащихся. Для каждой компетентности Лабораторией модернизации образовательных ресурсов разработаны аспекты, которые мы можем формировать на трех уровнях: первом, втором и третьем (это и есть требования к деятельности учащегося) [Приложение 1].

Структура компетентностно-ориентированного задания включает в себя следующие элементы:

1. Стимул. Введение в проблему (погружает в контекст задания и мотивирует на его выполнение, желательна связь с практикой). Стимул в компетентностно-ориентированном задании должен быть кратким, не должен содержать информацию, которая отвлекала бы ученика от выполнения задания.

2. Задачная формулировка. В тексте задания должно быть указано что делать, и как делать (в зависимости от уровня). Текст задания должен начинаться с глагола для постановки целей: видоизменить, поставить вопрос, систематизировать, упростить, выделить, выразить в словесной форме, записать, обозначить, подчеркнуть, произнести, прочитать, разделить на составные части, пересказать, восстановить, высказать согласие (несогласие), ответить, и т.д. - то есть, что именно должен продемонстрировать ребенок, чтобы учитель счел его компетентным. Их должно быть достаточно для того, чтобы дети смогли показать то, что нужно учителю. Задачная формулировка компетентностно-ориентированного задания должна быть учащемуся интересна и соответствовать возрасту.

3. Источник информации. Требования к источнику информации - необходимость содержания информации, достаточной для успешной деятельности учащегося по выполнению задания. Информация, необходимая для решения задачи - то есть, при каких условиях ребенок сможет это выполнить (например, учащимся дан текст о…, в полученном списке…, пользуясь словарем, книгой, таблицей, ЦОР и т.д.)

4. Бланк ответа. Бланк является обязательной частью задания, в котором учащийся должен продемонстрировать деятельность по структурированию информации. В заданиях, предназначенных для работы над аспектами ключевых компетентностей, он призван облегчить деятельность учащегося, задать последовательность действий, напомнить о количестве требуемых в задачной формулировке аргументов, признаков, критериев. Бланк ответа предполагает что, сколько и как должен ученик указать и в какой форме.

5. Оценивание результатов. Предполагает наличие критериев оценивания [8].

В своей практике я использую два варианта:

1. Ключ (то есть тест: прочитать и выбрать; верно-неверно). Ключ - это чаще всего для первого уровня. Ключ - это четко зафиксированный правильный ответ.

2. Модельный ответ (это примерный ответ, с которым учитель может сравнивать ответ ученика: если близко к нему, то ставится высокий балл, чем дальше от него, тем ниже балл).

Каждая составляющая компетентностно-ориентированного задания подчиняется определенным требованиям, обусловленным тем, что организует деятельность учащегося.

Компетентностно-ориентированные задания можно эффективно использовать на разных этапах урока:

- актуализации знаний [Приложение 2];

- изучения нового материала без предварительного объяснения учителя [Приложение 3];

- тренинге, как этапе первичного закрепления изученного материала [Приложение 4];

- рефлексии деятельности на уроке и собственного продвижения [Приложение 5].

Построить урок можно, включив компетентностно-ориентированные задания одновременно на всех этапах [Приложение 6].

Урок химии немыслим без эксперимента и использование компетентностно-ориентированных заданий в данном виде работ нацеливает учащегося к совершению определенной деятельности: наблюдение, извлечение информации, постановке и разрешению проблемы, оформление результатов и т.д. [Приложение 7].

Традиционная система образования в большей мере ориентирована на передачу определенной суммы знаний, умений, навыков. Учитель при этом выступает в роли носителя и транслятора информации.

Урок с использованием компетентностно-ориентированных заданий имеет явные преимущества перед традиционным: меняется его содержание и, главное как деятельность ученика, так и деятельность учителя). Результатом урока является не успеваемость, не объем изученного материала, а компетентность учащихся (способность к действию, способность применять знания) (см. таблицу 1.

Таблица 1

Этапы урока

Традиционный

Использование технологии компетентностно-ориентированных заданий

Цель

Характер заданий


Деятельность

учащихся

Определяется учителем.

Учитель требует одного верного, предписанного или выученного ответа ученика.

Репродуктивная (воспроизводит по образцу)

Согласуется в обсуждении с учащимися

Выполнение КОЗ требует от учащегося совершения определенной деятельности по поиску необходимой информации, разрешению возникшей проблемы или оформлению результатов ее решения.

Предлагая выполнить анализ текса учащихся, учитель может выявить имеющиеся у ребенка затруднения и сформированные навыки, а также оценить степень их развития.

Учитель при подготовке урока и разработке его дидактической основы, определяет какие аспекты ключевых компетентностей можно и лучше формировать при изучении данной темы, на каком этапе освоения темы учащимся можно предложить задание, нацеленное на формирование той или иной компетентности в том или ином аспекте, на каком предметном содержании учащимся можно предложить подобное задание и на каком уровне.

Применение компетентностно-ориентированных заданий на уроке позволяет изменить организацию учебного процесса, учитель может решить теперь одновременно несколько задач:

  • выявить уровень развития предметных знаний и умений;

  • оценить способность самостоятельно приобретать знания и выбирать способы деятельности, необходимые для достижения поставленной цели в задании;

  • формировать познавательный интерес к предмету через развитие информационной компетенции.

При реализации данной технологии учителю необходимо обратить внимание на формирование таких метапредметных результатов, как: умение сравнивать информацию, полученную из разных источников, поиск информации через ее графическое представление, умение кратко излагать содержание текста. Вместе с этим больше уделять внимание формированию таких умений, как: определение главной мысли текста, сравнение различных точек зрения и, используя знания об окружающем мире, формулирование аргументированного отношения к предложенной ситуации, заполнение простых документов.

Любая инновация связана с определенными проблемами. Так, в частности, использование технологии компетентностно-ориентированных заданий требует от учителя много затрат времени при подготовке урока, вследствие не разработанности таких заданий. Наиболее трудным в разработке компетентностно-ориентированного задания является подбор стимула и точное формулирование задачной формулировки. Одновременно с этим следует отметить, что значительно упрощает работу учителя по разработке компетентностно-ориентированного задания использование компьютерных технологий, применение ЦОР, эксперимента [Приложение 9].

Условием успешной реализации данной технологии и достижения образовательного результата является профессиональная компетентность учителя, его стремление повышать квалификацию, используя различные формы, включая и самообразование.

Определение уровня достижения цели важный этап любой деятельности. На ряду с такими видами оценивания, как: прямая вербальная похвала («хорошо», «правильно», «молодец»); косвенная вербальная похвала, подбадривание («продолжай»); невербальное одобрение улыбкой, жестом, кивком; косвенная вербальная подсказка («подумай»); невербальное предупреждение жестами (указательный палец вверх, палец к губам); косвенное вербальное несогласие в форме вопроса («точно?», «ты уверен?»), использую возможности самого компетентностно-ориентированного задания. Ведь в его структуре предполагается модельный ответ с критериями и элементами оценивания [приложения 3-5]. Требования, предлагаемые разработчиками технологии компетентностно-ориентированных заданий, представляют собой также критерии оценивания [приложение 1].

Использование компетентностно-ориентированных заданий в процессе школьного химического образования позволяет активизировать самостоятельную учебную деятельность школьника, изменив характер его работы, позицию и характер деятельности учителя. Учитель выступает в роли организатора деятельности, консультанта, сопровождающего самостоятельную деятельность учащегося по формированию и развитию ключевых компетентностей. Выполнение подобных заданий способствует более глубокому осмыслению программного материала и даёт возможность расширить рамки учебной программы, что стимулирует самообразование и саморазвитие учащихся.


Список используемых источников

1. Безрукова В.С. Словарь педагогического мышления. - Екатеринбург: Альтернативная педагогика, 1996.

2. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. - 2003. - № 10. С. 10.

3. Дахин А. Компетенция и компетентность: сколько их у российского школьника?// Народное образование.-2004.- №4.- С.136.

4.Зимняя И.А. Ключевые компетенции- новая парадигма результата образования// Высшее образование сегодня.-2003.-№5.- С.34-42.

5. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании.//Школьные технологии.-2004.-№5 .-С.3-12.

6.Селевко Г.К. Компетентности и их классификация //Народное образование.- 2004.- №4.- с.139

7. Стратегия модернизации содержания общего образования: Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. -М.: Мир книги, 2001.-102с

8. Фишман И.С., Голуб Г.Б. Формирующая оценка образовательных результатов учащихся: Методическое пособие. - Самара, 2007

9.Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование.-2003.-№2.-С.58-64.

10. Хуторской А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций// Интернет-журнал "Эйдос". - 2005. - 12 декабря. eidos.ru/journal/2005/1212.htm

11.Холстед М.Ю Орджи Т. Ключевые компетенции в системе оценки Великобритании//Современные подходы к компетентностно-ориентированному образованию: Под ред. А.В.Великановой.- Самара.-2001.


Приложение 1


ТРЕБОВАНИЯ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ1


Компетентность разрешения проблем (Самоменеджмент)

Аспект

Уровень I

Уровень II

Уровень III

Идентификация (определение) проблемы

- объясняет, с какой позиции, он приступает к разрешению проблемы, сформулированной учителем

- обосновывает желаемую ситуацию,

- в общих чертах описывает желаемую и реальную ситуации, указывая, чем они отличаются

- анализирует реальную ситуацию и указывает противоречия между желаемой и реальной ситуацией,

- определяет и формулирует проблему

- указывает некоторые вероятные причины существования проблемы.

- проводит анализ проблемы (указывает причины и вероятные последствия ее существования)

Целеполагание и планирование деятельности

- определяет и выстраивает в хронологической последовательности шаги по решению задачи,

- ставит задачи, адекватные заданной цели,

- указывает риски, которые могут возникнуть при достижении цели и обосновывает достижимость поставленной цели

- ставит цель, адекватную заданной проблеме,

- ставит цель на основе анализа альтернативных способов разрешения проблемы

- самостоятельно планирует характеристики продукта своей деятельности на основе заданных критериев его оценки

Применение
технологий

- корректно воспроизводит технологию по инструкции

выбирает технологию деятельности (способ решения задачи) из известных или выделяет часть известного алгоритма для решения конкретной задачи и составляет план деятельности

- применяет известную или описанную в инструкции технологию с учетом изменения параметров объекта, к объекту того же класса, сложному объекту (комбинирует несколько алгоритмов последовательно или параллельно) и составляет план деятельности

Планирование ресурсов

- называет ресурсы, необходимые для выполнения известной деятельности

- планирует ресурсы, необходимые для решения поставленной задачи

- проводит анализ альтернативных ресурсов и обосновывает эффективность использования того или иного ресурса для решения задачи.

Оценка деятельности

- выполняет по заданному алгоритму текущий контроль своей деятельности

- самостоятельно планирует и осуществляет текущей контроль своей деятельности

- обоснованно предлагает \ отвергает внесение изменений в свою деятельность по результатам текущего контроля

Оценка результата \ продукта деятельности

- сравнивает характеристики запланированного и полученного продукта и делает вывод о соответствии продукта замыслу,

- оценивает продукт своей деятельности по заданным критериям заданным способом.

- оценивает продукт своей деятельности по самостоятельно определенным в соответствии с целью деятельности критериям

- предлагает способ убедиться в достижении поставленной цели и показатели достижения цели

Оценка собственного продвижения (рефлексия)

- указывает на сильные и слабые стороны своей деятельности,

- указывает причины успехов и неудач в деятельности,

- называет трудности, с которыми столкнулся при решении задачи и предлагает пути их преодоления \ избегания в дальнейшей деятельности

- называет мотивы своих действий

- анализирует собственные мотивы и внешнюю ситуацию при принятии решений

- аргументирует возможность использовать полученные при решении задачи ресурсы (знания, умения, опыт и т.п.) в других видах деятельности

Коммуникативная компетентность

Аспект

I ступень

II ступень

III ступень

Письменная
коммуникация

- оформляет свою мысль в форме стандартных продуктов письменной коммуникации простой структуры

- оформляет свою мысль в форме стандартных продуктов письменной коммуникации сложной структуры,

- представляет результаты обработки информации в письменном продукте нерегламентированной формы

- излагает вопрос с соблюдением норм оформления текста и вспомогательной графики, заданных образцом

- определяет жанр и структуру письменного документа (из числа известных форм) в соответствии с поставленной целью коммуникации и адресатом

- создает письменный документ, содержащий аргументацию за и \ или против предъявленной для обсуждения позиции

- определяет цель и адресата письменной коммуникации в соответствии с целью своей деятельности

Публичное
выступление

- соблюдает нормы публичной речи и регламент

- готовит план выступления, на основе заданных цели, целевой аудитории и жанра выступления

- определяет содержание и жанр выступления в соответствии с заданной целью коммуникации и целевой аудиторией

- самостоятельно определяет цель и целевую аудиторию для коммуникации на основе цели деятельности

- использует паузы для выделения смысловых блоков своего выступления,

- использует вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления,

- применяет в своей речи логические или риторические приемы, приемы обратной связи с аудиторией.

- работает с вопросами, заданными на уточнение и понимание

- использует невербальные средства или наглядные материалы,

- самостоятельно готовит адекватные коммуникационной задаче наглядные материалы и грамотно использует их,

- работает с вопросами, заданными в развитие темы,

- работает с вопросами на дискредитацию позиции,

Диалог

- начинает и заканчивает разговор в соответствии с нормами,

отвечает на вопросы и задает вопросы в соответствии с целью и форматом диалога,

- высказывает мнение (суждение) и запрашивает мнение партнера в рамках диалога

- устраняет разрывы в коммуникации в рамках диалога

Продуктивная групповая коммуникация

- ученики самостоятельно следуют заданной процедуре группового обсуждения,

- ученики самостоятельно договариваются о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей,

- ученики используют приемы выхода из ситуации, когда дискуссия зашла в тупик, или резюмируют причины, по которым группа не смогла добиться результатов,

- ученики следят за соблюдением процедуры обсуждения и обобщают \ фиксируют решение в конце работы,

- ученики следят за соблюдением процедуры обсуждения и обобщают \ фиксируют промежуточные результаты.

- ученики разъяснили свою идею, предлагая ее, или аргументировали свое отношение к идеям других членов группы

- ученики задают вопросы на уточнение и понимание идей друг друга, сопоставляют свои идеи с идеями других членов группы, развивают и уточняют идеи друг друга

- ученики называют области совпадения и расхождения позиций, выявляя суть разногласий, дают сравнительную оценку предложенных идей относительно цели групповой работы

- ученики дают ответ (выполняют действие) в соответствии с заданием для групповой работы,


Информационная компетентность

Аспект

Уровень I

Уровень II

Уровень III

Планирование информационного поиска

- указывает, какой информацией для решения поставленной задачи обладает, а какой нет,

- выделяет из представленной информации ту, которая необходима при решении поставленной задачи,

- указывает какая информация (о чем) требуется для решения поставленной задачи,

- планирует информационный поиск в соответствии с поставленной задачей деятельности (в ходе которой необходимо использовать искомую информацию),

- самостоятельно и аргументировано принимает решение о завершении информационного поиска (оценивает полученную информацию с точки зрения достаточности для решения задачи),

- пользуется справочником, энциклопедией, ориентируется в книге по содержанию, а на сайте по ссылкам.

- пользуется карточным и электронным каталогом, поисковыми системами Интернет,

- пользуется библиографическими изданиями, списками публикаций в периодических изданиях,

- указывает, в какого типа источниках следует искать заданную информацию или характеризует источник в соответствии с задачей информационного поиска.

- указывает те вопросы, ответы на которые для решения поставленной задачи необходимо получить из разных по типу источников,

- обосновывает использование источников информации того или иного типа, исходя из цели деятельности

Извлечение первичной информации

- проводит наблюдение \ эксперимент по плану в соответствии с поставленной задачей

- самостоятельно проводит наблюдение \ эксперимент, планируя его цель и ход в соответствии с задачей информационного поиска

- воспринимает основное содержание фактической/оценочной информации в монологе, диалоге, дискуссии (группа), определяя основную мысль, причинно-следственные связи, отношение говорящего к событиям и действующим лицам

- извлекает информацию по заданному вопросу из статистического источника, исторического источника, художественной литературы

- самостоятельно планирует и осуществляет извлечение информации из статистического источника, исторического источника,

- проводит мониторинг СМИ по плану в соответствии с поставленной задачей,

- самостоятельно проводит мониторинг СМИ, планируя его цель и ход в соответствии с задачей информационного поиска

- самостоятельно планирует и реализует сбор информации посредством опроса (в т.ч. экспертного интервью),

- воспринимает требуемое содержание фактической/оценочной информации в монологе, диалоге, дискуссии (группа), извлекая необходимую фактическую информацию (имена, время, место действия), определяя основные факты и события, их последовательность

Извлечение вторичной информации

- извлекает и систематизирует информацию по двум и более заданным основаниям

- самостоятельно формулирует основания, исходя из характера полученного задания и ранжирует их и извлекает искомую информацию

- указывает на обнаруженные противоречия

- извлекает информацию по самостоятельно сформулированным основаниям, исходя из собственного понимания целей выполняемой работы

(источник: 1-2 простых по составу источников, содержащих избыточную информацию)

(источник: два и более сложных источников, содержащих прямую и косвенную информацию по двум и более темам, в которых одна информация дополняет другую или содержится противоречивая информация),

(источник: два и более сложных источников, содержащих прямую и косвенную информацию по двум и более темам, при этом одна информация противопоставлена другой или пересекается с другой).

Первичная обработка информации

- систематизирует извлеченную информацию в рамках простой заданной структуры,

- систематизирует извлеченную информацию в рамках сложной заданной структуры,

- систематизирует извлеченную информацию в рамках самостоятельно избранной сложной структуры

- самостоятельно задает простую структуру для первичной систематизации информации по одной теме,

- обосновывает структуру для первичной обработки информации целью, для которой используется информация.

- переводит простую (односоставную) информацию из графического представления или формализованного (символьного) представления в текстовое и наоборот.

- переводит сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического представления или формализованного (символьного) представления в текстовое и наоборот.

Обработка информации

- точно излагает полученную информацию,

- излагает полученную информацию в контексте решаемой задачи,

- задает вопросы, указывая на недостаточность информации или свое непонимание информации

- реализует предложенный учителем способ проверки достоверности информации,

- самостоятельно указывает на информацию, нуждающуюся в проверке, и применяет способ проверки достоверности информации,

- находит вывод и аргументы в предложенном источнике информации.

- делает вывод на основе полученной информации

или

- делает вывод (присоединяется к одному из выводов) на основе полученной информации и приводит несколько аргументов или данных для его подтверждения

или

- приводит аргументы, подтверждающие вывод

- делает вывод на основе критического анализа разных точек зрения или сопоставления первичной и вторичной информации, подтверждает вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными



Приложение 2

Тема. Методы разделения смесей (8 класс)

Задание направлено на развитии компетентностей:

  • разрешение проблем (аспект: оценка результата деятельности, 1 уровень), сравнивают характеристики запланированного и делают вывод о соответствии продукта замыслу;

  • информационная (аспект: первичная обработка информации, 1 уровень), переводят текстовое представление в символьное.

Чтобы первое путешествие под названием «Химический опыт» завершилось удачно, Диме необходимо сдать правила и получить право на это путешествие.

Оцените продукт своей деятельности предыдущего урока, установив соответствие между лабораторным оборудованием и его назначением, сравнив запланированный ответ и полученный Димой. Сделайте вывод о правильности выполнения данного задания учеником.

1) фарфоровая чашка
2) шпатель
3) мензурка
4) тигель

5) спиртовка

А. сосуд для измерения объема жидкости Б. приспособление для перемешивания смеси
В. сосуд для прокаливания веществ
Г. ложечка для взятия порции вещества
Д. посуда для выпаривания растворов

Е. для нагревания веществ

1

2

3

4

5

Д

А

В

Е

Г

Вывод: ученик установил правильное соответствие или нарушил соответствие в № __.

Модельный ответ и критерии оценивания:

Каждое правильное задание теста…………….. 1балл

Правильно сделан вывод………………………. 1балл

Каждое несоответствие с модельным ответом.. -1балл

Максимальное количество…………………… 6 баллов

1

2

3

4

5

Д

Г

А

В

Е

Вывод: ученик нарушил соответствие в № 2,4,5.

Тема. Основные положения теории строения органических соединений. (10 класс)

Задание направлено на развитии информационной компетентности (аспект: планирование информационного поиска, 2 уровень), указывают, какая информация требуется для решения поставленной задачи.

Природа не терпит беспорядка. Укажите, какая информация требуется для того, чтобы найти ошибку в структурной формуле, вставив в предложение пропущенные слова согласно знаниям о валентности

Н2 Н3 Н4 Н 5

| | | |

Н1 - С- С- С - С- Н6

| | | |

Н11 Н 10 Н9 Н87

Структурные формулы составляются согласно …, поэтому формула неверна, т.к. … ... … в ней …

Модельный ответ и критерии оценивания:

2 балла совпадает с модельным ответом

1 балл указана только причина

Структурные формулы составляются согласно валентности, поэтому формула неверна, т.к. водород под №8 в ней двухвалентен.

Приложение 3

Тема. Предмет химии. Понятие о веществе. (8 класс)

  1. Задание направлено формирование информационной компетентности (аспект: первичная обработка информации 1 уровень), систематизируют извлеченную информацию в рамках простой заданной структуры

Химия - одна из самых важных наук. Без ее помощи не могут обойтись ни ученые, ни врачи, ни строители…

Проанализировав информацию учебника стр.5 и ссылку на сайте maratakm.narod.ru/index.files/06.htm, определите предмет изучения химии, переведите информацию из текстового представления в графическое, заполнив таблицу:

Предмет изучения

химия

Модельный ответ и критерии оценивания:

Указаны все критерии………... 3 балла

Указаны не все критерии…….. -1 балл за каждый отсутствующий критерий

Предмет изучения

химия

вещества, их свойства и превращения


  1. Задание направлено на развитие коммуникативной компетентности (аспект- письменная коммуникация 1 уровень), учащиеся оформляют свою мысль в форме стандартных продуктов письменной коммуникации простой структуры.

Как только ребенок появляется на свет, он попадает в мир химических веществ.

Прочтите текст и выпишите в тетрадь все вещества, о которых идет речь. Ребенок делает первый вдох, а дышит малыш, как и все люди, кислородом, а выдыхает при этом углекислый газ. Его умывают водой. Первая одежда малыша - пеленки, которые сделаны из хлопчатобумажной ткани, ее основа целлюлоза. Первая пища младенца - молоко. Молоко - это смесь воды, белков, жиров, углеводов, витаминов. Бутылочка сделана из стекла, а соска - из резины.

____,_____,____,_____,____,_____,____,_____,____,_____,

Модельный ответ и критерии оценивания:

Выписаны все вещества 10 баллов

Выписаны не все вещества -1 балл за каждое отсутствующее вещество

кислород, углекислый газ, вода, целлюлоза, белки, жиры, углеводы, витамины, стекло, резина.

Тема. Физические свойства металлов (9 класс)

Задание направлено на развитие коммуникативной компетентности (аспект: письменная коммуникация, 2 уровень), ученики оформляют свою мысль в форме стандартных продуктов письменной коммуникации сложной структуры.

Металлов много есть, но дело не в количестве: в команде работящей металлической.

Металлы широко применяются в промышленности. Используя информацию на стр.30 учебника, определите свойства металлов, позволяющие их использовать в промышленности, заполнив таблицу, и установите причинно-следственные связи: свойства → строение.

Свойства

Строение

1.

2.а)

б)

3.

Модельный ответ и критерии оценивания:

Перечислены все свойства и строение 6 баллов

За каждый отсутствующий критерий - 1балл

Свойства

Строение

1.Пластичность

Слои легко смещаются, без разрыва связи

2.а) электропроводность

б)теплопроводность

Электроны свободно перемещаются

3.Металлический блеск

Электроны отражают световые лучи

Тема. Предмет органической химии.(10 класс)

Задание направлено на формирование информационной компетентности (аспект: обработка информации, 2 уровень), ученики приводят аргументы, подтверждающие вывод.

Органических соединений известно более 25 млн.

Прослушайте информацию и приведите аргументы, заполнив схему, подтверждающие вывод о причине многообразия органических соединений.


Модельный ответ и критерии оценивания:

Перечислены явления и их объяснения…..3 балла

Перечислены только явления……………...1 балл

Максимальный балл………………………..4


Тема Предмет органической химии. Органическая химия - химия соединений углерода (10 класс)

Задание направлено на формирование информационной компетентности (аспект: первичная обработка информации, 2 уровень), систематизируют извлеченную информацию в рамках сложной заданной структуры.

Американский изобретатель Чарльз Гудьир в 1839 году положил на печь кусок покрытой натуральным каучуком ткани, на которую был нанесен слой вещества. Через некоторое время он получил каучук с новыми свойствами.

Прочтите информацию на стр. 7 учебника и составьте схему классификации органических веществ, используя связь: происхождение→ определение → пример.

Модельный ответ:

природные→ продукты жизнедеятельности живых организмов → натуральный каучук

искусственные → получены из природных, но в природе не существуют → искусственный каучук

синтетические → простые молекулы соединяются в сложные

→ пластмассы




Приложение 4

Тема. Разделение смесей (8класс)

Задание направлено на развитие информационной компетентности (аспект: обработка информации, 1 уровень), находят выводы и аргументы в предложенном источнике информации.

Для научных исследований и в промышленности, требуются чистые вещества. Некоторые примеси даже в небольших количествах способны сильно поменять свойства веществ.

При разделении смесей у Коли случайно пролилась жидкость, и кляксы залили некоторые слова. Используя видеоролики, восстановите запись и сделайте вывод, есть ли зависимость между способом разделения смеси и свойствами веществ

Смесь можно разделить методом:

1. , если твердое вещество в воде

2. , если жидкое вещество в воде

3. , т.к. может испаряться, а вещество в воде

Модельный ответ и критерии оценивания:

3 балла указаны все 3 метода и свойства веществ,

2 балла указаны, верно, 2 метода и свойства веществ

1 балл указан хотя бы один из приведенных в модельном
ответе метод и свойства

Смесь можно разделить методом:

1.фильтрования, если твердое вещество не растворяется в воде

2.отстаивания, если жидкое вещество не растворяется в воде

3.выпаривания, т.к. вода может испаряться, а вещество растворяется в воде.

Тема. Валентность. Химическое строение как порядок соединения атомов согласно их валентности. (10 класс)

Задание направлено на развитие компетентности разрешения проблем (аспект: оценка результата деятельности, 1 уровень) оценивают продукт своей деятельности по определенным в соответствии с целью деятельности критериями.

Все, что познается, имеет число, ибо невозможно ни понять ничего, ни познать без него.

Два друга, отвечали на вопрос, чем отличаются понятия «степень окисления» и «валентность». Для этого им необходимо было выбрать правильные суждения о валентности, Вася выбрал «А, Г и Д », Коля- «Б и В ». Зная понятие о «валентности» выберите правильные.

А) имеет заряд

Б) не имеет заряд

В) определяется по структурной формуле

Г) определяется по молекулярной формуле

Д) валентность и степень окисления всегда совпадают.

Ключ ответа : Б и В

2 балла совпадает с ответом

Тема Получение кислорода (8 класс)

Задание направлено на формирование информационной компетентности (аспект: планирование информационного поиска, 1 уровень), учащиеся выделяют из представленной информации ту, которая необходима при решении поставленной задачи.

Для получения кислорода на подводных лодках применяют твердые источники кислорода. Их действие основано на самопроизвольной реакции, протекающей между веществами.Состав смеси, применяемой для получения кислорода: KClO3, ВаО2, порошок железа и стекловата. Смесь формуют в виде цилиндрических свечей.

Определите в представленной информации вещества, обеспечивающие образование кислорода и ответ запишите в виде химического уравнения.

1._________________________

2._________________________

Модельный ответ и критерии оценивания:

4 балла уравнения записаны и расставлены коэффициенты

2балла уравнения записаны, не все коэффициенты расставлены

1 балл составлены схемы уравнений

1. 2KClO3→2KCl +3O2

2. 2ВаО2→2BaO + O2

Тема Химические свойства воды (8 класс)

Задание направлено на формирование информационной компетентности (аспект: извлечение вторичной информации, 1 уровень), ученики извлекают и систематизируют информацию по двум заданным основаниям.

Вода - прекрасный лаборант- химик. Ведь в воде происходит множество химических реакций, которые «всухую» провести либо трудно, либо вовсе невозможно.

Проанализировав группы веществ, определите в каждой из них «лишнее» и перечислите критерии, на основании которого вы исключили формулу «лишнего» вещества в группе:

а) К2O, CaO, Al2O3, BaO

б) Cu, Pb, Sn, Ba

в) Li, Fe, Na, K

г) Li2O, Fe2O3, CuO, BeO

Модельный ответ и критерии оценивания:

4 балла ответ совпадает с модельным

3 балла перечислены вещества, причины указаны выборочно

2 балла перечислены вещества

1 балл вещества указаны выборочно

а) Al2O3, т.к. не реагирует с Н2О

б) Ba, т.к. реагирует с Н2О

в) Fe, т.к. реагирует с Н2О, с образованием оксида

г) Li2O, т.к. реагирует с Н2О







Приложение 5

Тема Ионная связь (11 класс)

Компетентность разрешения проблем (указывают на сильные и слабые стороны своей деятельности).

Будь оптимистом, приступая к работе, и скептиком - заканчивая ее!

Укажите сильные и слабые стороны своей деятельности на уроке: поставьте «+» если усвоили, знак «?»- если сомневаетесь.

Результаты суммируйте: пять «+»- отметка «5»;

четыре «+»- отметка «4». При подготовке к следующему уроку, учтите слабые стороны своей деятельности.

Содержание

Умею

Повторить /изучить

1.Из списка выбирать вещества с ионной связью

Определение 8 класс §8

2.Составлять схему образования связи

Алгоритм составления формул

3.Составлять электронные схемы атомов

8 класс §8

4.Определять атомы, которые отдают электроны.

5.Определять атомы, которые принимают электроны

8 класс §8




Приложение 6



ЦОР

компетентность

аспект

уровень

Деятельность учащихся

КОЗ

  1. Организационный этап







  1. Этап актуализации знаний

Коммуникативная

Письменная коммуникация

1

Оформляют свою мысль в форме стандартных продуктов письменной коммуникации

Мир был скучным и однообразным, если бы в нем не происходили разнообразные явления.

I/ Заполните пропуски в предложениях.

1 ._________ явления, сопровождаются изменением формы, агрегатного состояния, объема, но при этом не происходит ________ новых веществ.

2.Химические явления, которые называют также ___________ ________ сопровождаются __________ новых веществ.

3.Вещества, состоящие из атомов одно хим.элемента называются ____________.

4. Вещества, состоящие из атомов разных хим.элементов называются _______.

Модельный ответ:

4 балла совпадает с модельным ответом

-1 балл за каждое не соответствие

1.Физические явления, сопровождаются изменением формы, агрегатного состояния, объема, но при этом не происходит образование новых веществ.

2.Химические явления, которые называют также химическими реакциями сопровождаются образованием новых веществ.

3.Вещества, состоящие из атомов одно хим. элемента называются простые.



№1



Информа-ционная



Первич-ная обработка информации



1



Переводят простую информацию из графического представление в текстовое






















4.Вещества, состоящие из атомов разных хим.элементов называются сложные. _____________________________

II/Химические реакции- основа жизни на Земле.

Вам прислали фотографии, на которых изображены химические реакции. Укажите признаки каждой реакции.

№ фотографии

Признак

1.

2.

3.

4.

5.

Модельный ответ:

5 баллов указаны все признаки

-1 балл за каждый не указанный признак

№ фотографии

Признак

1.

Тепло и свет

2.

Выпадение осадка

3.

Изменение цвета

4.

Выделение газа

5.

Появление запаха

3.Изучение нового материала











Слайд

Информационная









Информационная

Извлечение первичной информации









Первичная обработка информации

1











1

Проводят эксперимент по плану









Переводят простую информацию из символьного в текстовое представление

Химики все реакции условно разделили на 4 типа: соединения, разложения, замещения и обмена

Используя информацию учебника стр.46, проведите опыты, заполните таблицу, в графе №3 вставьте пропуски в предложениях, указывая тип вещества по составу

Делал

Наблюдал

Тип реакции

1.

Разложения, т.к. взяли одно ______ вещество и получили несколько веществ

2.

Соединения,т.к. взяли несколько веществ и получили одно ________ вещество

3.

Замещения, т.к. взяли одно _______ и одно ________вещество и получили новое_______ и ______вещества

Модельный ответ

Делал

Наблюдал

Тип реакции

1.Нагрел пробирку с малахитом

Изменился цвет

Разложения, т.к. взяли одно сложное вещество и получили несколько веществ

2.Нагревал медную проволоку

Изменился цвет

Соединения, т.к. взяли несколько веществ и получили одно сложное вещество

3.Внес гвоздь в раствор медного купороса

Изменился цвет

Замещения, т.к. взяли одно простое и одно сложное вещество и получили новое простое и сложное вещества.

Реакция обмена, т.к. взяли два _________ вещества и получили два новых_________ вещества.

Модельный ответ:

5 баллов все вещества по составу указаны правильно

4 балла допущена одна ошибка

Реакция обмена, т.к. взяли два сложных вещества и получили два новых сложных вещества.

4.Тренинг

Самоменеджмент

Применение технологий

1

Корректно воспроизводит технологию по инструкции

Я знакома с целым светом, очень многим я нужна…

На аукционе были выставлены реакции, но чтобы их приобрести. Вам необходимо установит соответствие между уравнением реакции и его типом

Уравнение

Тип реакции

А) СаСО3=СаО +СО2

Б)2Al+3Br2= 2AlBr3

В) 2Na+2H2O=2NaOH +H2

Г) MgO +2HCl=MgCl2+ H2O

1)соединение

2)разложения

3)обмен

4)замещение

Ответ. А)_____;Б)_____; В)_______; Г)________.

Модельный ответ:

4 балла соответствие установлено правильно

Ответ. А) 2 Б) 1; В) 4; Г) 3.

  1. Этап рефлексии

самоменеджмент

Оценка собственного продвижения

1

Указывает на сильные и слабые стороны своей деятельности

Человек должен верить, что непонятное можно понять, иначе он не стал бы размышлять об этом

Укажите сильные и слабые стороны своей деятельности на уроке: поставьте «+» если усвоили, знак «?»- если сомневаетесь.

Результаты суммируйте: пять «+»- отметка «5»;

четыре «+»- отметка «4». При подготовке к следующему уроку, учтите слабые стороны своей деятельности.

содержание

Умею

Повтрить/изучить

1.Определять вещества по составу

§10

2.Формулировать определения, изученных типов реакций

/ §13

  1. Определять тип реакции по уравнениям

§10/§13

Домашнее задание



§13 задание № 4

-обрати внимание на слабые стороны своей деятельности



Приложение 7

Тема Предмет органической химии. Органическая химия - химия соединений углерода (10 класс)

Формируемая компетентность - информационная (аспект: извлечение первичной информации, 1 уровень), ученики проводят эксперимент по плану в соответствии с поставленной задачей

Еще в 19 веке анализ веществ животного и растительного происхождения показал, что состоят они из одних и тех же элементов.

Вам необходимо провести эксперимент и теперь уже в 21-ом и определить эти элементы в органических соединениях, заполнив пропущенные слова в тексте.

При сгорании парафиновой свечи, на стенках стакана появляются капельки воды, это свидетельствует о наличии … в органических веществах. При добавлении известковой воды в стакан происходит ее …, это свидетельствует о наличии … в органических соединениях.

Модельный ответ и критерии оценивания:

3 балла совпадает с модельным ответом

2 балла записаны все химические элементы

1 балл указан только один химический элемент

При сгорании парафиновой свечи, на стенках стакана появляются капельки воды, это свидетельствует о наличии водорода в органических веществах. При добавлении известковой воды в стакан происходит ее помутнение, это свидетельствует о наличии углерода в органических соединениях.

Тема Углеводы. Моносахариды (10 класс)

Задание направлено на формирование компетентности разрешения проблем (аспект: определение проблемы, 2 уровень), ребята анализируют реальную ситуацию и указывают противоречия между желаемой и реальной ситуацией

Глюкозу используют для лечебного питания больных людей и при большой физической нагрузке. Состав глюкозы выражается формулой С6Н12О6.

Ученики предположили, что в молекуле глюкозы присутствуют: С=С связь, функциональные группы -СООН, -ОН и -СНО. Проанализируйте реальную ситуацию строения молекулы глюкозы экспериментальным путем, и укажите противоречия между реальной и желаемой ситуацией, заполнив пропущенные слова в тексте.

Т.к. в молекуле глюкозы присутствует группа … идет качественная реакция с Сu(ОН)2 образуется ярко-синий раствор.

Т.к. присутствует группа … идет качественная реакция «серебряного зеркала»

В молекуле глюкозы нет …, т.к. качественная реакция с перманганатом калия не прошла, и нет …, глюкоза не взаимодействует с металлами

Модельный ответ и критерии оценивания:

4 балла совпадает с модельным ответом

2 балла указаны результаты качественных реакций

1 балл нет четкой системы ответа (ответы указаны выборочно).

Т.к. в молекуле глюкозы присутствует группа ОН идет качественная реакция с Сu(ОН)2 образуется ярко-синий раствор.

Т.к. присутствует группа СНО идет качественная реакция «серебряного зеркала»

В молекуле глюкозы нет С=С, т.к. качественная реакция с перманганатом калия не прошла, и нет СООН, глюкоза не взаимодействует с металлами

1Лаборатория модернизации образовательных ресурсов, 2007 г., [email protected]


© 2010-2022