Рабочая программа по химии 8 класс УМК Габриелян О. С

Раздел Химия
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Государственного образовательного стандарта, Примерной программы основного общего образования по химии, Программы курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений/ О.С. Габриелян.- М.: Дрофа, 2010.

Рабочая программа включает следующие структурные элементы: пояснительную записку; основное содержание с указанием числа часов, отводимых на изучение учебного предмета, перечнем лабораторных и практических работ; требования к уровню подготовки обучающихся; календарно-тематический план; контрольно-измерительные материалы; нормы оценок; список литературы.

В рабочей; программе приведен перечень демонстраций, которые могут проводиться с использованием разных средств обучения с учетом специфики образовательного учреждения, его материальной базы, в том числе таблиц, реактивов, коллекций, видеофильмов, компьютерных дисков и др.

Особенности содержания обучения химии в основной школе обусловлены спецификой химии как науки и поставленными задачами. Основными проблемами химии являются изучение состава и строения веществ, зависимости их свойств от строения, получение веществ с заданными свойствами, исследование закономерностей химических реакций и путей управления ими в целях получения веществ, материалов, энергии. Поэтому в примерной программе по химии нашли отражение основные содержательные линии:

вещество - знания о составе и строении веществ, их важнейших физических и химических свойствах, биологическом действии;

химическая реакция - знания об условиях, в которых проявляются химические свойства веществ, способах управления химическими процессами;

применение веществ - знания и опыт практической деятельности с веществами, которые наиболее часто употребляются в повседневной жизни, широко используются в промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте;

• язык химии - система важнейших понятий химии и терминов, в которых они описываются, номенклатура неорганических веществ, т. е. их названия (в том числе и тривиальные), химические формулы и уравнения, а также правила перевода информации с естественного языка на язык химии и обратно.

Цели и задачи изучения предмета

Изучение химии на базовом уровне на ступени основного общего образования в 8 классе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;

  • овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;

  • развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;

  • воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;

  • применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Ведущими идеями предлагаемого курса являются:

  • Материальное единство веществ природы, их генетическая связь;

  • Причинно-следственные связи между составом, строением, свойствами и применением веществ;

  • Познаваемость веществ и закономерностей протекания химических реакций;

  • Объясняющая и прогнозирующая роль теоретических знаний для фактического материала химии элементов;

  • Конкретное химическое соединение представляет собой звено в непрерывной цепи превращений веществ, оно участвует в круговороте химических элементов и в химической эволюции;

  • Законы природы объективны и познаваемы, знание законов дает возможность управлять химическими превращениями веществ, находить экологически безопасные способы производства и охраны окружающей среды о загрязнений.

  • Наука и практика взаимосвязаны: требования практики - движущая сила науки, успехи практики обусловлены достижениями науки;

  • Развитие химической науки и химизации народного хозяйства служат интересам человека и общества в целом, имеют гуманистический характер и призваны способствовать решению глобальных проблем современности.

Рабочая программа рассчитана на 68 часов и предусматривает обучение химии в объёме 2 часов в неделю в течение 1 учебного года. Контрольных работ - 4, проверочных работ - 2, практических работ - 8.














Содержание курса

Введение (6 ч)

Химия - наука о веществах, их свойствах и превращениях.

Понятие о химическом элементе и формах его существования: свободных атомах, простых и сложных веществах.

Превращения веществ. Отличие химических реакций от физических явлений. Роль химии в жизни человека..

Краткие сведения из истории возникновения и развития химии. Период алхимии. Понятие о философском камне. Химия в XVI в. Развитие химии на Руси. Роль отечественных ученых в становлении химической науки - работы М. В. Ломоносова, А. М. Бутлерова, Д. И. Менделеева.

Химическая символика. Знаки химических элементов и происхождение их названий. Химические формулы. Индексы и коэффициенты. Относительные атомная и молекулярная массы. Расчет массовой доли химического элемента по формуле вещества.

Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, ее структура: малые и большие периоды, группы и подгруппы (главная и побочная). Периодическая система как справочное пособие для получения сведений о химических элементах.

Расчетные задачи. 1. Нахождение относительной молекулярной массы вещества по его химической формуле. 2. Вычисление массовой доли химического элемента в веществе по его формуле.

ТЕМА 1

Атомы химических элементов (10 ч)

Атомы как форма существования химических элементов. Основные сведения о строении атомов. Доказательства сложности строения атомов. Опыты Резерфорда. Планетарная модель строения атома.

Состав атомных ядер: протоны и нейтроны. Относительная атомная масса. Взаимосвязь понятий «протон», «нейтрон», «относительная атомная масса».

Изменение числа протонов в ядре атома - образование новых химических элементов.

Изменение числа нейтронов в ядре атома - образование изотопов. Современное определение понятия «химический элемент». Изотопы как разновидности атомов одного химического элемента.

Электроны. Строение электронных оболочек атомов химических элементов № 1-20 периодической системы Д. И. Менделеева. Понятие о завершенном и незавершенном электронном слое (энергетическом уровне).

Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева и строение атомов: физический смысл порядкового номера элемента, номера группы, номера периода.

Изменение числа электронов на внешнем электронном уровне атома химического элемента - образование положительных и отрицательных ионов. Ионы, образованные атомами металлов и неметаллов. Причины изменения металлических и неметаллических свойств в периодах и группах.

Образование бинарных соединений. Понятие об ионной связи. Схемы образования ионной связи.

Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой - образование двухатомных молекул простых веществ. Ковалентная неполярная химическая связь. Электронные и структурные формулы.

Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой - образование бинарных соединений неметаллов. Электроотрицательность. Понятие о ковалентной полярной связи.

Взаимодействие атомов химических элементов-металлов между собой - образование металлических кристаллов. Понятие о металлической связи.

Демонстрации. Модели атомов химических элементов. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.

ТЕМА 2

Простые вещества (5 ч)

Положение металлов и неметаллов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Важнейшие простые вещества - металлы: железо, алюминий, кальций, магний, натрий, калий. Общие физические свойства металлов.

Важнейшие простые вещества - неметаллы, образованные атомами кислорода, водорода, азота, серы, фосфора, углерода. Способность атомов химических элементов к образованию нескольких простых веществ - аллотропия. Аллотропные модификации кислорода, фосфора и олова. Металлические и неметаллические свойства простых веществ. Относительность деления простых веществ на металлы и неметаллы.

Постоянная Авогадро. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Молярный объем газообразных веществ. Кратные единицы количества вещества - миллимоль и киломоль, миллимолярная и киломолярная массы вещества, миллимолярный и киломолярный объемы газообразных веществ.

Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов», «постоянная Авогадро».

Расчетные задачи.

1. Вычисление молярной массы веществ по химическим формулам.

2. Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов », « постоянная Авогадро ».

Демонстрации. Получение озона. Образцы белого и серого олова, белого и красного фосфора. Некоторые металлы и неметаллы количеством вещества 1 моль. Модель молярного объема газообразных веществ.

ТЕМА 3

Соединения химических элементов (12 ч)

Степень окисления. Определение степени окисления элементов по химической формуле соединения. Составление формул бинарных соединений, общий способ их называния. Бинарные соединения: оксиды, хлориды, сульфиды и др. Составление их формул. Представители оксидов: вода, углекислый газ и негашеная известь. Представители летучих водородных соединений: хлороводород и аммиак.

Основания, их состав и названия. Растворимость оснований в воде. Таблица растворимости гидроксидов и солей в воде. Представители щелочей: гидроксиды натрия, калия и кальция. Понятие о качественных реакциях. Индикаторы. Изменение окраски индикаторов в щелочной среде.

Кислоты, их состав и названия. Классификация кислот. Представители кислот: серная, соляная и азотная. Изменение окраски индикаторов в кислотной среде.

Соли как производные кислот и оснований. Их состав и названия. Растворимость солей в воде. Представители солей: хлорид натрия, карбонат и фосфат кальция.

Аморфные и кристаллические вещества.

Межмолекулярные взаимодействия. Типы кристаллических решеток: ионная, атомная, молекулярная и металлическая. Зависимость свойств веществ от типов кристаллических решеток.

Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Закон постоянства состава для веществ молекулярного строения.

Чистые вещества и смеси. Примеры жидких, твердых и газообразных смесей. Свойства чистых веществ и смесей. Их состав. Массовая и объемная доли компонента смеси. Расчеты, связанные с использованием понятия «доля».

Расчетные задачи. 1. Расчет массовой и объемной долей компонентов смеси веществ. 2. Вычисление массовой доли вещества в растворе по известной массе растворенного вещества и массе растворителя. 3. Вычисление массы растворяемого вещества и растворителя, необходимых для приготовления определенной массы раствора с известной массовой долей растворенного вещества.

Демонстрации. Образцы оксидов, кислот, оснований и солей. Модели кристаллических решеток хлорида натрия, алмаза, оксида углерода (IV). Взрыв смеси водорода с воздухом. Способы разделения смесей. Дистилляция воды.

Лабораторные опыты.

1. Знакомство с образцами веществ разных классов.

2. Разделение смесей.

Практические работы. Анализ почвы и воды. Приготовление раствора сахара и расчет его массовой доли в растворе.

ТЕМА 4

Изменения, происходящие с веществами (15 ч)

Понятие явлений как изменений, происходящих с веществами. Явления, связанные с изменением кристаллического строения вещества при постоянном его составе, - физические явления. Физические явления в химии: дистилляция, кристаллизация, выпаривание и возгонка веществ, центрифугирование.

Явления, связанные с изменением состава вещества, - химические реакции. Признаки и условия протекания химических реакций. Понятие об экзо- и эндотермических реакциях. Реакции горения как частный случай экзотермических реакций, протекающих с выделением света.

Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Значение индексов и коэффициентов. Составление уравнений химических реакций.

Расчеты по химическим уравнениям. Решение задач на нахождение количества вещества, массы или объема продукта реакции по количеству вещества, массе или объему исходного вещества. Расчеты с использованием понятия «доля», когда исходное вещество дано в виде раствора с заданной массовой долей растворенного вещества или содержит определенную долю примесей.

Реакции разложения. Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы. Ферменты.

Реакции соединения. Каталитические и некаталитические реакции. Обратимые и необратимые реакции.

Реакции замещения. Электрохимический ряд напряжений металлов, его использование для прогнозирования возможности протекания реакций между металлами и растворами кислот. Реакции вытеснения одних металлов из растворов их солей другими металлами.

Реакции обмена. Реакции нейтрализации. Условия протекания реакций обмена в растворах до конца.

Типы химических реакций (по признаку «число и состав исходных веществ и продуктов реакции») на примере свойств воды. Реакция разложения - электролиз воды. Реакции соединения - взаимодействие воды с оксидами металлов и неметаллов. Понятие «гидроксиды». Реакции замещения - взаимодействие воды с щелочными и щелочноземельными металлами. Реакции обмена (на примере гидролиза сульфида алюминия и карбида кальция).

Расчетные задачи.

1. Вычисление по химическим уравнениям массы или количества вещества по известной массе или количеству вещества одного из вступающих в реакцию веществ или продуктов реакции.

2. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса исходного вещества, содержащего определенную долю примесей.

3. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса раствора и массовая доля растворенного вещества.

Демонстрации. Примеры физических явлений: а) плавление парафина; б) возгонка иода или бензойной кислоты; в) растворение перманганата калия; г) диффузия душистых веществ с горящей лампочки накаливания. Примеры химических явлений: а) горение магния, фосфора; б) взаимодействие соляной кислоты с мрамором или мелом; в) получение гидроксида меди (II); г) растворение полученного гидроксида в кислотах; д) взаимодействие оксида меди (II) с серной кислотой при нагревании; е) разложение перманганата калия; ж) взаимодействие разбавленных кислот с металлами; з) разложение пероксида водорода; и) электролиз воды.

Лабораторные опыты.

3. Сравнение скорости испарения воды и спирта по исчезновению их капель на фильтровальной бумаге.

4. Окисление меди в пламени спиртовки или горелки.

5. Помутнение известковой воды от выдыхаемого углекислого газа.

6. Получение углекислого газа взаимодействием соды и кислоты.

7. Замещение меди в растворе хлорида меди (II) железом.

Практические работы. Приемы обращения с лабораторным оборудованием. Нагревание вещества в открытом пламени. Наблюдение за горящей свечой. Признаки химических реакций и условия их протекания.

ТЕМА 5 Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов (19 ч)

Растворение как физико-химический процесс. Понятие о гидратах и кристаллогидратах. Растворимость. Кривые растворимости как модель зависимости растворимости твердых веществ от температуры. Насыщенные, ненасыщенные и пересыщенные растворы. Значение растворов для природы и сельского хозяйства.

Понятие об электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты. Механизм диссоциации электролитов с различным типом химической связи. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты.

Основные положения теории электролитической диссоциации. Ионные уравнения реакций. Условия протекания реакции обмена между электролитами до конца в свете ионных представлений.

Классификация ионов и их свойства.

Кислоты, их классификация. Диссоциация кислот и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Молекулярные и ионные уравнения реакций кислот. Взаимодействие кислот с металлами. Электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие кислот с оксидами металлов. Взаимодействие кислот с основаниями - реакция нейтрализации. Взаимодействие кислот с солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств кислот.

Основания, их классификация. Диссоциация оснований и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие оснований с кислотами, кислотными оксидами и солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств оснований. Разложение нерастворимых оснований при нагревании.

Соли, их классификация и диссоциация различных типов солей. Свойства солей в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие солей с металлами, условия протекания этих реакций. Взаимодействие солей с кислотами, основаниями и солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств солей.

Обобщение сведений об оксидах, их классификации и химических свойствах.

Генетические ряды металлов и неметаллов. Генетическая связь между классами неорганических веществ.

Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель, окисление и восстановление.

Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса.

Свойства простых веществ - металлов и неметаллов, кислот и солей в свете представлений об окислительно-восстановительных процессах.

Демонстрации. Испытание веществ и их растворов на электропроводность. Движение окрашенных ионов в электрическом поле. Зависимость электропроводности уксусной кислоты от концентрации. Взаимодействие цинка с серой, соляной кислотой, хлоридом меди (II). Горение магния. Взаимодействие хлорной и сероводородной воды.

Лабораторные опыты.

8. Реакции, характерные для растворов кислот (соляной или серной).

9. Реакции, характерные для растворов щелочей (гидроксидов натрия или калия).

10. Получение и свойства нерастворимого основания, нп. (гидроксида меди(II)).

11. Реакции, характерные для растворов солей (например, для хлорида меди (II).

12. Реакции, характерные для основных оксидов (например, для оксида кальция).

13. Реакции, характерные для кислотных оксидов (например, для углекислого газа).

Практические работы. Ионные реакции. Условия протекания химических реакций между растворами электролитов до конца. Свойства кислот, оснований, оксидов и солей. Решение экспериментальных задач.

Тематическое планирование

№ п/п

Наименование разделов и тем


Всего часов

Из них

Примечание

Практические работы

Контрольные работы

1

Введение

6


Пров. раб. №1

2

Тема 1. Атомы химических элементов.

10


К.р. №1

3

Тема 2. Простые вещества.

5


Пров. раб .№2

4

Тема 3. Соединение химических элементов

12

№1, №2

К.р. №2

5

Тема 4. Изменения, происходящие с веществами.

15

№3, №4, №5

К.р. №3

6

Тема 5. Растворение. Растворы. Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции

19

№6, №7, №8

К.р. №4

ИТОГО

68

















Требования к уровню подготовки учащихся


В результате изучения химии в 8 классе учащиеся должны знать/понимать:

  • химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;

  • важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительная атомная и молекулярная массы, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;

  • основные законы химии: закон сохранения массы веществ, закон постоянства состава вещества, периодический закон Д.И. Менделеева.

Учащиеся должны уметь:

  • называть химические элементы, соединения изученных классов;

  • объяснять физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым принадлежит элемент в Периодической системе химических элементов (ПСХЭ) Д.И. Менделеева, закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп, сущность реакций ионного обмена;

  • характеризовать химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в ПСХЭ Д.И. Менделеева и особенности строения их атомов, связь между составом, строением и свойствами веществ, химические свойства основных классов неорганических веществ;

  • определять состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;

  • составлять формулы неорганических соединений изученных классов, схемы строения атомов 20 элементов ПСХЭ Д.И. Менделеева, уравнения химических реакций;

  • обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;

  • распознавать опытным путем растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы;

  • вычислять массовую долю химического элемента по формуле соединения, массовую долю вещества в растворе, количество вещества, объем и массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции.

Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • безопасного обращения с веществами и материалами;

  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;

  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;

  • критической оценки информации о веществах, используемых в быту;

  • приготовление раствора заданной концентрации.


Календарно-тематический план 8 класс


п/п



Тема урока


Оборудование


Требования к уровню подготовки обучающихся


Домашнее задание


Дата


Примечание

план

факт

1

2

3

4

5

6

7

8


Введение (6 часов)

1

Вводный, первичный инструктаж

Предмет химии. Вещества

Стеклянные колба, стакан, пробирка, образцы металлических пластинок(медная, алюминиевая, железная), образцы неметаллов (сера, уголь, фосфор), вода в стакане, медный купорос, поваренная соль, сахар, модель кристаллической решетки. Инструкция по ТБ и ОТ.

Знать: понятия «химия», «вещество», «химические свойства», «химический элемент», «простое вещество», «сложное вещество», «атом»; правила поведения и техники безопасности при работе в кабинете.

Уметь: приводить примеры физических тел, химических веществ, их физические свойства, примеры простых и сложных веществ.

§ 1, у. 3, 4, 9,10 (с.10- 11)

2

Превращения веществ. Роль химии в жизни человека.

Спиртовка, пробирки, прибор для получения газа, карбонат кальция, соляная кислота, сульфат меди (II), гидроксид натрия, индикаторы, известковая вода, вода, медная проволока.

Знать: понятия «физическое явление», «химическое явление», «химическая реакция»; значение химии в жизни человека.

Уметь приводить примеры физических и химических явлений.

1. § 2, у.3,4,5 (с. 19)

2. Выполнить домашнюю самостоятельную работу.

3

Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Знаки химических элементов.

ПСХЭ

Д.И. Менделеева

Знать: структуру периодической таблицы.

Уметь указывать положение химических элементов в ПС

1. § 4, у.4, 5 (цинк, сурьма, тантал)(с.32) 2. Выучить табл.1 (с.31-32)

4

Химические формулы.

Относительная атомная и молекулярная массы

ПСХЭ

Д.И. Менделеева

Знать химическую символику, знаки химических элементов, формулы химических веществ.

Уметь: называть химические элементы; определять состав веществ по их формулам; определять относительную атомную массу по ПТ, рассчитывать относительную молекулярную массу веществ

§ 5 у.3 (для остальных веществ), 4, 5 (с.37)

5

Вычисления по химической формуле

Карточки с заданиями.

Уметь рассчитывать массовую долю элемента в веществе по формуле соединения.

§ 5 у. 7, 8

(с. 37)

6

Проверочная работа №1 Химическая формула. Вычисления по химической формуле

Карточки с заданиями, справочные таблицы.



Тема I. Атомы химических элементов (10 часов)

7

Основные сведения о строении атомов.

ПСХЭ, таблица по теме «Строение атома»

Знать: строение атома, состав ядра, Уметь: определять по ПС заряд ядра атома, число протонов, нейтронов в ядре, общее число электронов в атоме; записывать состав атома.

§6, у. 3 (натрий, фосфор),

5 (элемент

№ 47) с.43

8

Изменения в составе ядер атомов элементов. Изотопы.

ПСХЭ

Знать: современное определение понятия «химический элемент», «изотопы»

Уметь: сравнивать состав атомов изотопов и химических элементов

§ 7 у. 4, 5, 6 (с. 46)

9

Строение электронных оболочек атомов элементов

Периодическая система химических элементов, таблицы по теме «Электронное строение атома»

Знать: понятия «электронная оболочка», «энергетический уровень», «электронная орбиталь», «электронная формула».

Уметь: составлять схемы строения атомов элементов №№ 1-20, определять число электронов на внешнем уровне.

§ 8, у. 1 (б, в), 2 (б), 3, 4

(с. 52-53)

10

Периодическая таблица элементов Д.И. Менделеева и строение атома.

Периодическая система химических элементов, таблицы по теме «Электронное строение атома»

Знать: структуру ПС, физический смысл порядкового номера, номера группы, номера периода.

Уметь сравнивать строение атомов элементов одного периода, одной главной подгруппы; сравнивать их металлические и неметаллические свойства

1. Выучить таблицу на стр. 55, § 9

2. Дать характеристику элементов № 11, 17, 18 на основе их положения в ПСХЭ (на отдельных листочках)

11

Изменение числа электронов на внешнем энергетическом уровне атомов химических элементов. Ионная связь

ПСХЭ, таблица «Ионная связь».

Знать: понятия «ион», «заряд иона», «ионная связь», «ионная кристаллическая решетка»

Уметь записывать схемы образования ионных связей.

§9, у. 1 (б),

2 (б, в), 3, 4 (с.58)

12

Взаимодействие атомов элементов-неметаллов между собой. Ковалентная неполярная связь.

ПСХЭ, таблица «Ковалентная неполярная связь»

Знать: понятия «электроотрицательность», «ряд электроотрицательности», «ковалентная неполярная связь», «кратность связи», «длина связи», Уметь составлять схемы образования ковалентной связи, записывать электронные и структурные формулы, определять кратность связи.

1. §10 у. 2, 3, 4 с.62

2. Прочитать про ЭО, § 11 (с. 63-64), выучить определение ЭО.

13

Взаимодействие атомов элементов-неметаллов между собой. Ковалентная полярная связь

ПСХЭ, таблица «Ковалентная полярная связь».

Знать понятия «электроотрицательность», «частичный заряд».

Уметь составлять схемы образования ковалентной связи, показывать смещение электронной плотности

§11, у. 1, 2 (а) (с. 66)

14

Металлическая химическая связь

ПСХЭ, таблица «Металлическая связь».

Знать понятия «металлическая кристаллическая решетка»

Уметь объяснять сущность металлической связи, называть физические свойства металлов.

1. §12, у. 2, 3

(с. 68)

2. Повторить

§ 6 - 11

15

Обобщение и систематизация знаний, умений, навыков по теме «Атомы химических элементов»

ПСХЭ, карточки с заданиями и эталонами ответов.

Уметь объяснять закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп, определять тип химической связи в соединениях

1. Подгото-виться к контрольной работе (повторить

§ 6 - 11).

2. Выполнить домашнюю самостоятельную работу.

16

Контрольная работа №1.

«Атомы химических элементов»

Карточки с заданиями

Уметь объяснять закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп, определять тип химической связи в соединениях

Подготовить сообщение на тему «Металлы в жизни человека» пользуясь научно-популярной литературой


Тема II. Простые вещества (5 часов)

17

Простые вещества - металлы

ПСХЭ, образцы металлов в виде пластинок, проволоки, стружки, изделий; коллекция «Металлы и их сплавы»,

Знать общие физические свойства металлов, особенности строения их атомов и кристаллической решетки

Уметь давать характеристику положения металлов в ПС, описывать физические свойства металлов.

1. §13 у. 4, 5

(с. 73)

2. Прочитать текст про олово, §14 (с.77-78)

18

Простые вещества - неметаллы

ПСХЭ, прибор для получения газа, фосфор красный, иод (крист.), бром, уголь активированный, графит, перманганат калия (тв.), серная кислота (конц.), оксид марганца(IV), соляная кислота (конц.), раствор иодида калия, крахмальный клейстер.

Знать особенности строения атомов неметаллов, положение неметаллов в ПС; физические свойства простых веществ неметаллов, определение аллотропии.

Уметь характеризовать неметаллы по положению в ПСХЭ и строению атома, описывать физические свойства неметаллов

§14, у. 1, 2,

3 (Na2, Br2) (c. 78-79)

19

Количества вещества. Молярная масса

ПСХЭ, карточки с заданиями

Знать понятия «количество вещества», «моль», «молярная масса», «постоянная Авогадро».

Уметь вычислять молярную массу по формуле соединения, массу вещества и число структурных частиц - по количеству вещества.

§15, у. 1 (б), 2 (а, б), 3 (а, в), 4 (с. 82)

20

Молярный объем газов

Карточки с заданиями

Знать о взаимосвязи объема газа и количества газообразного вещества.

Уметь вычислять количество вещества по объему газа и молярному объему, используя единицы измерения молярного, миллимолярного и киломолярного объемов газа

§16, вариант 1 - у. 1(а), 2(а),

3(кислород), 4(б), 5(б).

вариант 2 - у. 1(б), 2(в), 3(озон), 4(в), 5(б)

21

Проверочная работа №2

«Простые вещества»

Карточки с заданиями

Знать изученные понятия.

Уметь производить вычисления


Тема III. Соединения химических элементов (12 часов)

22

Степень окисления

ПСХЭ, ряд ЭО

Уметь определять степень окисления элемента в соединении; называть бинарные соединения

1. §17,

у. 2(а, б, в), 3, 6 (с. 90-91).

23

Важнейшие классы бинарных соединений - оксиды и летучие водородные соединения

ПСХЭ, ряд ЭО, карточки с заданиями; прибор для получения газа, пробирки, спиртовка; оксид кальция, оксид кремния, оксид алюминия, оксид железа (III); раствор аммиака (нашатырный спирт), соляная кислота, хлорид натрия (крист.) серная кислота (конц.), вода.

Уметь: составлять формулы оксидов металлов и неметаллов, водородных соединений и называть их.

§18, у. 1, 2, 3 (для аммиака), 4,5 (с. 97-98)

24

Основания

ПСХЭ, ряд ЭО, карточки с заданиями; индикаторы- фенолфталеин, метиловый оранжевый, универсальный; гидроксид калия, гидроксид натрия, гидроксид кальция, гидроксид меди(II), гидроксид железа(III).

Знать формулы оснований, их классификации, физические свойства и применение.

Уметь: составлять формулы оснований и называть их, работать с растворами щелочей, соблюдая правила ТБ и ОТ.

§19, у. 2 (Cr (II)),3,5(б), 6 (Fe(OH)2) (с.101-102)

25

Кислоты

ПСХЭ, ряд ЭО, карточки с заданиями; индикаторы- фенолфталеин, метиловый оранжевый, универсальный; раствoры щелочей, кислоты: соляная, серная, азотная, фосфорная, угольная, кремниевая

Знать формулы кислот, их классификации, физические свойства и применение.

Уметь: называть кислоты; определять степень окисления элемента в соединении; работать с растворами кислот, соблюдая правила ТБ и ОТ.

§20, у.1(для серной кислоты), 3 (для остальных соединений) 4(б) (с. 107)

26


Соли

ПСХЭ, ряд ЭО, карточки с заданиями; индикаторы- фенолфталеин, метиловый оранжевый, универсальный; раствoры щелочей, кислоты: соляная, серная, азотная, фосфорная, угольная, кремниевая, соли- хлорид натрия, карбонат кальция, фосфат кальция

Знать формулы солей, их классификации, физические свойства и применение.

Уметь называть соли; составлять формулы солей по названиям

§21, у. 1(для азотной и фосфорной кислот), 2(б), 3

(с. 113)


27

Кристаллические решетки

ПСХЭ, таблица «Типы кристаллических решеток», карточки с заданиями.

Уметь характеризовать и объяснять свойства веществ на основании вида химической связи и типа кристаллической решетки.

§22 у. 5, 6 (с.120) (устно)

28

Физические явления в химии. Чистые вещества и смеси.

Способы разделения смесей.

Карточки с заданиями, неоднородные смеси (песок + соль, взвесь мела в воде) и однородные смеси (растворы кислот, солей)

Уметь классифицировать смеси по определенным признакам, разделять однородные и неоднородные смеси Знать способы разделения смесей

§23, у. 2, 4 (с. 124), §25 у. 3(б,в), 4(устно)

(с. 134)


29

Практическая работа №1

«Анализ почвы и воды»

Наборы с раздаточными материалами согласно заданиям практической работы №3 (с. 181-183), инструкция по ТБ и ОТ, план работы.

Уметь проводить химический эксперимент с соблюдением правил ТБ и ОТ, описывать наблюдения и делать соответствующие выводы

1. Оформить практическую работу.

2. Предложить способы разделения смеси: а) уксусной кислоты и воды; б) древесных опилок, соли и воды; в) железных опилок и речного песка.

30

Массовая и объемная доля компонентов смеси (раствора)

ПСХЭ, справочные таблицы, карточки с заданиями.

Уметь вычислять массовую (объемную) долю вещества, массовую долю растворенного вещества по формулам.

§24, у.2, 3, 4, 5 (с. 128)

31

Практическая работа №2 Приготовление раствора сахара и расчет его массовой доли в растворе

Наборы с раздаточными материалами согласно заданиям практической работы №5 (с. 185), инструкция по ТБ и ОТ, план работы.

Уметь приготовить раствор сахара и вычислить его массовую долю в растворе, взвешивать вещества на лабораторных весах, описывать наблюдения и делать выводы по работе.

1. Оформить практическую работу.

2. Повторить § 17-24.

32

Обобщение и систематизация знаний

по теме «Соединения химических элементов»

ПСХЭ, карточки с заданиями и эталонами ответов

Знать основные понятия

Уметь характеризовать химическое вещество по составу, виду химической связи, типу кристаллической решетки и решать расчетные задачи на массовую и объемную доли компонентов смеси (раствора).

Подготовиться к контрольной работе.

( § 17-24). Выполнить задания по вариантам.

33

Контрольная работа

3.

«Соединения химических

элементов»

карточки с заданиями

Знать изученные понятия.

Уметь производить вычисления



Тема IV. Изменения, происходящие с веществами (15 часов)

34, 35

Практическая работа №3 Приемы обращения с лабораторным оборудованием. Нагревание вещества в открытом пламени

Спиртовка, лабораторный штатив, прибор для получения газа, держатель для пробирок, ложечка для сжигания веществ, набор стеклянной и фарфоровой химической посуды, спички, вода, соль, инструкция по ТБ и ОТ, план работы

Уметь работать с лабораторным оборудованием, соблюдая правила ТБ, наливать жидкость и насыпать твердое вещество в пробирку, нагревать вещества в открытом пламени спиртовки, описывать наблюдения и делать выводы по работе

Оформить практическую работу

36

Химические явления, или химические реакции

Спиртовка, лучина, газоотводная трубка, магний, сера, уголь, нитрат калия, карбонат кальция, соляная кислота, сульфат меди(II), известковая вода, гидроксид натрия

Знать понятия «химическая реакция», «классификация химических реакций»

Уметь определять тип реакции по тепловому эффекту, уметь отличать химические реакции от физических явлений

§ 26 у. 2, 3 (с. 139)

37

Практическая работа №4 Наблюдение за горящей свечой

Наборы с раздаточными материалами: парафиновой свечой, водой, известковой водой, стеклянной пластинкой, изогнутой стеклянной трубочкой, химическими стаканами на 100, 500, 1000 мл, резиновой грушей, держателем для пробирок, сухой пробиркой; инструкция по ОТ и ТБ, план работы

Уметь применять метод наблюдения, осуществлять химический эксперимент, соблюдая правила ТБ и ОТ, описывать наблюдения и делать соответствующие выводы

Оформить практическую работу

38

Практическая работа №5 Признаки химических реакций и условия их протекания

Наборы с раздаточными материалами согласно заданиям практической работы №4: медной проволокой, серной кислотой, мрамором, соляной кислотой, хлоридом железа(III), роданидом калия, хлоридом кальция; инструкция по ТБ и ОТ, план работы

Уметь выполнять химический эксперимент, описывать наблюдения и делать соответствующие выводы.

Оформить практическую работу

Повторить §26 у. 5 (устно) (с.139)

39

Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения

.

Знать закон сохранения массы веществ, уметь составлять уравнения химических реакций.

§27, у. 1(б), 2(а,в,д,е), 3(в,г) (с. 145)

40


Расчеты по химическим уравнениям

Карточки с заданиями

Уметь вычислять количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции

§28, (с. 146-148) у.3,4

(с. 150)


41

Решение расчетных задач по уравнениям химических реакций с использованием понятий «примеси», «массовая доля растворенного вещества»

Карточки с заданиями

Уметь вычислять количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции

§28, (с. 148-150) у. 2, 5 (с. 150)

42

Реакции разложения

Прибор для получения газа, лучина, асбестовая сетка, пробирки, спиртовка, лабораторный штатив с лапкой, нитрат калия, уголь, перманганат калия, пероксид водорода, оксид марганца(IV), бихромат аммония, кусочек вареного и свежего мяса, инструкция по ТБ и ОТ

Знать сущность реакции разложения.

Уметь составлять уравнения реакций.

§29,

у.1 (а,б,г), 2, 5 (с. 155-156)

43

Реакции соединения

Прибор для получения газа, лучина, асбестовая сетка, пробирки, ложечка для сжигания веществ, нитрат калия, уголь, перманганат калия, сера, универсальный индикатор, оксид кальция, вода, фенолфталеин, инструкция по ОТ и ТБ.

Знать сущность реакции соединения.

Уметь составлять уравнения реакций, определять тип реакции.

§30, у.1(а,г), 2(а,в,г), 4, 8(одна реакция)

(с. 159-160)

44

Реакции замещения

Пробирки, стеклянная пластинка, железный гвоздь или кнопка, кальций, магний, цинк, медь, соляная кислота, сульфат меди(II), хлорид меди(II), инструкция по ОТ и ТБ.

Знать сущность реакции замещения.

Уметь составлять уравнения реакций замещения пользуясь рядом активности металлов, определять тип реакции, характеризовать химические свойства металлов (взаимодействие с кислотами, солями)

§31, у.2(б,в,г,д), 3, 5 (с. 164)

45

Реакции обмена

Предметное стекло,

пипетка, спиртовка, пробирки, гидроксид натрия, соляная кислота, азотная кислота, нитрат натрия, сульфат меди(II), карбонат натрия, универсальный индикатор, фенолфталеин

Знать сущность реакции обмена.

Уметь составлять уравнения реакций, определять тип реакции, возможность протекания реакций ионного обмена

§32, у.3(б), 4(д,е,ж), 5

(с. 168)

46

Типы химических реакций на примере свойств воды

Пробирки, ложечка для сжигания веществ, химическая посуда, вода, оксид кальция, карбид кальция, сера, натрий, индикаторы, карточки с заданиями

Знать свойства воды.

Уметь составлять уравнения химических реакций, определять тип реакции, характеризовать химические свойства воды, оперировать понятием «гидроксид»

§33, повторить §25-32

47

Обобщение и систематизация знаний по теме «Изменения, происходящие с веществами».

Карточки с заданиями и эталонами ответов, план характеристики химического уравнения и алгоритм решения расчетных задач по химическому уравнению

Уметь определять принадлежность веществ к определенному классу соединений, составлять формулы веществ, уравнения химических реакций, определять тип реакции, решать расчетные задачи

Подготовиться к контрольной работе повторить §25-33

48

Контрольная работа № 4.

«Изменения, происходящие с веществами»

Карточки с заданиями

Уметь определять принадлежность веществ к определенному классу соединений, составлять формулы веществ, уравнения химических реакций, определять тип реакции, решать расчетные задачи


Тема V. Растворение. Растворы. Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции

49

Растворение. Растворимость веществ в воде.

Таблица растворимости кислот, оснований и солей в воде; горячая вода, химические стаканы, колбы, предметное стекло, микроскоп, стеклянная палочка, спиртовка, медный купорос, глауберова соль, сода, серная кислота (конц.), сульфат меди (II) безводный, пересыщенный раствор сульфата натрия, оксид меди (II), инструкция по ТБ и ОТ

Знать основные понятия, зависимость растворимости вещества от температуры.

Уметь работать с таблицей растворимости, определять тип раствора, решать задачи.

§34, у.1,3,5,6 (с.192)

50

Электролитическая диссоциация.

Знать основные понятия.

Уметь записывать уравнения электролитической диссоциации кислот, оснований, солей.

§35, у. 2 - 5 (устно) (с.198)

51

Основные положения теории электролитической диссоциации

Знать понятие «ионы», классификация ионов, основные положения ТЭД.

Уметь записывать уравнение диссоциации электролита

§36, у. 1(б,в), 3, 4(остальные вещества),

5 (с. 202-203)

52








53

Ионные уравнения

Карточки с заданиями, растворы щелочей, гидроксид меди(II), растворы соляной, серной и азотной кислот, растворы сульфата меди(II), хлорида железа (III), хлорида бария и карбоната натрия, универсальный индикатор

Уметь: составлять уравнения реакций в молекулярном, общем ионном и сокращенном ионном виде;

определять возможность протекания реакций ионного обмена; объяснять сущность

реакций ионного обмена.

§37, у.2(гидроксид меди(II) и азотная кислота) , 5(а) (с. 209)


§37, у.1, 3, 5(в) (с. 209)

54

Практическая работа №6. Ионные реакции. Условия протекания химических реакций между растворами электролитов до конца

Наборы с раздаточными материалами для практической работы №7 (с. 240), инструкция по ТБ и ОТ, план работы

Уметь проводить химический эксперимент с соблюдением правил по ТБ и ОТ, описывать наблюдения и делать соответствующие наблюдения

Оформить работу

55



Кислоты, их классификация, свойства

Карточки с заданиями

Растворы серной кислоты, хлорида бария, карбоната натрия, фенолфталеина, лакмуса; медная проволока, цинк, оксид кальция, гидроксид железа(III) пробирки, спиртовка

Знать состав, номенклатуру, классификацию и диссоциацию кислот.

Уметь: характеризовать свойства кислот в свете ТЭД; составлять уравнения реакций в молекулярном и ионном виде

§38, у.2,3,4(б,г,д),5 (с.214)


56


Основания, их классификация, свойства

Карточки с заданиями

Растворы гидроксида натрия, гидроксида кальция, сульфата меди, хлорида железа (III), соляной кислоты, пробирки, спиртовка, зажим, стаканчик.

Знать: состав, номенклатуру, классификацию и диссоциацию оснований.

Уметь: характеризовать свойства оснований в свете ТЭД; составлять уравнения реакций в молекулярном и ионном виде.

§39, у.2,3(б,в,г), 4 (с. 217- 218)

57

Оксиды, их классификация и свойства

Карточки с заданиями

растворы соляной, серной и азотной кислоты, гидроксида натрия, фенолфталеин, карбонат кальция, известковая вода, сульфат меди (II), оксид меди (II), оксид железа (III),

Знать определение, классификацию, химические свойства оксидов.

Уметь записывать уравнения реакций, отражающие химические свойства в молекулярном и ионном видах

§40, у.1,3(б,в,г),4 (с. 221)

58


Соли, их классификация, свойства

Карточки с заданиями, растворы соляной, серной и азотной кислоты, карбонат кальция, известковая вода, сульфат меди (II), оксид меди (II), оксид железа (III), растворы карбоната натрия, нитрата серебра, соли соляной кислоты, цинк, железная кнопка, медная проволока, спиртовка, пробирка, зажим.

Знать: состав, номенклатуру, классификацию солей

Уметь: характеризовать свойства солей в свете ТЭД; составлять уравнения реакций в молекулярном и ионном виде.

§41, у.2(б,д,е)3,4,5 (с. 225-226)


59


Генетическая связь между классами веществ

Карточки с заданиями, прибор для получения газов, спиртовка, пробирки, ложечка для сжигания веществ, кальций, вода, карбонат калия, сера, перманганат калия, известковая вода, растворы солей серной и соляной кислот.

Знать о генетических рядах металлов и неметаллов, о генетической связи классов неорганических соединений

Уметь составлять генетические ряды, осуществлять превращения по генетической цепи.

§42,

у.2, 3, 4

(с. 228)

60

Практическая работа №7

Свойства кислот, оснований, оксидов и солей

Наборы с раздаточными материалами согласно заданиям практической работы №8 (с. 241)

Уметь экспериментально осуществлять реакции, подтверждающие химические свойства кислот, оснований, оксидов и солей в свете ТЭД

Оформить практическую работу.

Повторить §17(степень окисления)

61

Окислительно-восстановительные реакции (ОВР)

Справочные таблицы

Уметь определять степень окисления химических элементов в соединениях, составлять уравнения ОВР методом электронного баланса

§43 у.1(в,г), 3,7(а,б) (с.235-236)

62

Обобщение и систематизация знаний по теме « Окислительно-восстановительные реакции»

ПСХЭ Д.И. Менделеева, карточки с заданиями и эталонами ответов

Уметь определять ОВР, составлять уравнения ОВР методом электронного баланса

§43, у. 7(в,г), 8 (с.236)

63

Свойства веществ изученных классов в свете теории ОВР

Карточки с заданиями

Уметь определять ОВР, составлять уравнения ОВР методом электронного баланса

§42, подготовить-ся к практической работе (с.242-243)

64

Практическая работа №8 Решение экспериментальных задач

Наборы с раздаточными материалами соответственно практической работе №9 (с.242-243)

Уметь проводить химический эксперимент с соблюдением правил ТБ и ОТ при работе со спиртовкой, нагревании веществ в открытом пламени; экспериментально осуществлять реакции, подтверждающие химические свойства кислот, оснований, оксидов и солей в свете ТЭД и теории ОВР

Оформить практическую работу. Повторить §34-43

65,66

Обобщение и систематизация знаний по теме «Растворение. Растворы. Реакции ионного обмена и ОВР»

Решение расчетных задач по формулам и уравнениям реакций.

ПСХЭ Д.И. Менделеева, карточки с заданиями и эталонами ответов

Уметь решать расчетные задачи по формулам и уравнениям реакций

Повторить §34-43

67

Контрольная работа №4. Растворение. Растворы. Реакции ионного обмена и ОВР.

Карточки с заданиями

Индивидуальные аздания

68

Резервный урок




Контрольно- измерительные материалы по темам:


  • Химическая формула. Вычисления по химической формуле (Проверочная работа №1);

  • Атомы химических элементов (К.р. №1);

  • Простые вещества (Проверочная работа №2);

  • Соединения химических элементов (К.р.№2);

  • Изменения, происходящие с веществами (К.р. №3);

  • Растворение. Растворы. Реакции ионного обмена и ОВР (К.р. №4).






























Проверочная работа №1

Химическая формула. Вычисления по химической формуле

Вариант 1


  1. Дайте полную характеристику:

а) сахарозы С12Н22О11;

б) пищевой соды NaHCO3.

План характеристики:

а) качественный состав вещества;

б) количественный состав вещества;

в) простое или сложное вещество;

г) относительная молекулярная масса молекулы вещества;

д) соотношение масс элементов в молекуле вещества;

е) массовые доли элементов в молекуле вещества.

  1. В каком соединении массовая доля азота наименьшая?

а) N2O5;

б) N2O3;

в) NO.

  1. Что означают записи: 3S, 5O2, 7CO2?


Вариант 2


  1. Дайте полную характеристику:

а) глюкозы С6Н12О6;

б) известняка CaCO3.

План характеристики:

а) качественный состав вещества;

б) количественный состав вещества;

в) простое или сложное вещество;

г) относительная молекулярная масса молекулы вещества;

д) соотношение масс элементов в молекуле вещества;

е) массовые доли элементов в молекуле вещества.

  1. В каком из соединений массовая доля серы наибольшая?

а) SO2;

б) SO3;

в) H2S.

  1. Что означают записи: 3Cl, 5Cl2, 7H2O?



Контрольная работа №1

«Атомы химических элементов»

Базовый уровень

Вариант 1

  1. Расположите элементы:

а) S, Cl, P, Si - в порядке возрастания их неметаллических свойств;

б) Rb, Cs, Na, K - в порядке ослабления металлических свойств.

Обоснуйте ответ..

  1. Определите вид химической связи в следующих соединениях: CS2, Cl2, MgF2, HCl. Объясните механизм образования связи в соединении MgF2.

  2. Сравните строение атомов калия с массовыми числами 39 и 40.

Дополнительное задание

Запишите не менее трех частиц (атомы или ионы), электронная схема которых 2е8е

Вариант 2

  1. Расположите элементы:

а) Br, F, I, Cl - в порядке ослабления неметаллических свойств;

б) Ba, Be, Sr, Ca - в порядке усиления металлических свойств.

Обоснуйте ответ.

  1. Определите вид химической связи в веществах: CCl4, LiCl, Br2, NH3. Объясните механизм образования связи в соединении NH3

  2. Сравните строение атомов хлора с массовыми числами 35 и 37.

Дополнительное задание

Запишите не менее трех частиц (атомы или ионы), электронная схема которых 2е8е8е

Усложненный уровень

Вариант 1

  1. Определите элементы по их электронной формуле а) 3s23p3; б) 4s1. Составьте формулу соединения, образованного данными элементами, назовите вид химической связи. Обоснуйте ответ.

  2. Определите вид химической связи в следующих соединениях: KBr, H2, H2S, Na3N, O2, ZnI2.

  3. Расположите элементы № 1, 17, 6, 9,16 в порядке возрастания ЭО.

Дополнительное задание

Напишите схему образования ионов алюминия, кислорода, кальция, фтора.

Вариант 2

  1. Определите элементы по их электронной формуле а) 3s23p4; б) 1s1. Составьте формулу соединения, образованного данными элементами, назовите вид химической связи. Обоснуйте ответ.

  2. Определите вид химической связи в следующих соединениях: СaBr2, Cl2, H2O, Ca3N2, O3, SCl2.

  3. Расположите элементы № 14, 1, 8, 7,15 в порядке убывания ЭО.

Дополнительное задание

Напишите схему образования ионов магния, азота, натрия, хлора.



Проверочная работа №2

Простые вещества

Вариант 1

  1. Чему равна масса 1,5 моль СО2?

1) 6,6 г 2) 66 г 3) 42 г 4) 64 г

  1. Какой объем занимает 0,5 моль О2?

1) 11,2 л 2) 5,6 л 3) 112 л 4) 22,4 л

  1. Какое количество вещества составляет 18 х 1023 молекул воды?

1) 30 моль 2) 0,3 моль 3) 3 моль 4) 0,03 моль

  1. Какое количество вещества составляет 5,4 г воды?

1) 0,03 моль 2) 0,3 моль 3) 0,32 моль 4) 3 моль

  1. Установите соответствие.

Название величины

Условное обозначение величины

А. Молярный объем газа (н.у.)

Б. Количество вещества

В. Постоянная Авогадро

Г. Объем газа

1) М

2) N

3) V

4) NA

5) Vm

6) ν

7) Na



  1. Рассчитайте количество вещества, содержащееся в:

а) 36 г глюкозы; б) кислороде объемом 2,8 л; в) 5,4 х 1023 молекул азота.

  1. Рассчитайте число структурных частиц в:

а) 12 г водорода; б) 5,6 моль кислорода; в) 0,5 моль воды.

Вариант 2

  1. Чему равна масса 3 моль SО3?

1) 24 г 2) 180 г 3) 124 г 4) 240 г

  1. Какой объем занимает 2,5 моль О2?

1) 560 л 2) 56 л 3) 5.6 л 4) 22 л

  1. Какое количество вещества составляет 0,6 х 1023 молекул углекислого газа?

1) 1 моль 2) 0,1 моль 3) 0,01 моль 4) 0,001 моль

  1. Какое количество вещества составляет 15 г этина С2Н2?

1) 0,05 моль 2) 0,5 моль 3) 0,11 моль 4) 0,58 моль

  1. Установите соответствие.

Название величины

Условное обозначение величины

А. Объем газа

Б. Постоянная Авогадро

В. Количество вещества

Г. Молярный объем газа(н.у.)

1) М

2) N

3) V

4) NA

5) Vm

6) ν

7) Na



  1. Рассчитайте количество вещества, содержащееся в:

а) 1,8 г глюкозы; б) кислороде объемом 112 л; в) 9 х 1023 молекул азота.

  1. Рассчитайте число структурных частиц в:

а) 6 г водорода; б) 22,4 моль кислорода; в) 1,5 моль воды.

Контрольная работа №2.

Соединения химических элементов

Базовый уровень

Вариант 1

  1. Распределите по классам неорганических соединений и укажите их названия: P2O5, NaOH, HNO3, Fe(SO4)2.

  2. Определите степени окисления элементов в следующих соединениях: Cu2O, H3PO4, NH3.

  3. Составьте химические формулы кислот соответствующих оксидам, формулы которых: N2O3, CO2, SiO2.

Укажите названия всех веществ.

  1. Найдите объем (н.у.) 160 г оксида серы (VI).

Вариант 2

  1. Распределите вещества по классам неорганических соединений и укажите их названия: Сr(OH)3, H2SO3, KOH, Al2O3.

  2. Определите степени окисления элементов в соединениях: H2O, NaOH, N2O.

  3. Составьте химические формулы оснований соответствующих оксидов, формулы которых: Fe2O3, CaO, Li2O.

Укажите названия всех веществ.

  1. Найдите объем (н.у.) 2,2 г оксида углерода (VI).

Усложненный уровень

Вариант 1

  1. Составьте формулы веществ по названиям и распределите их по классам неорганических соединений: сульфат алюминия, гидроксид бария, оксид лития, сернистая кислота, оксид азота (I).

  2. Определите степени окисления элементов в следующих соединениях: K2SO3, H2O2, Cu(NO3)2.

  3. Дайте характеристику азотной кислоты по плану:

а) формула;

б) наличие кислорода;

в) основность;

г) растворимость;

д) степени окисления элементов;

е) заряд иона кислотного остатка;

ж) соответствующий оксид.

  1. Найдите объем (н.у.) и количество молекул в 3 г оксида азота (II).

Вариант 2

  1. По названиям составьте формулы веществ и распределите их по классам неорганических соединений: оксид фосфора (III), силикат калия, гидроксид магния, соляная кислота.

  2. Определите степени окисления элементов в следующих соединениях: PH3, Ca3(PO4)2, Fe2O3.

  3. Дайте характеристику угольной кислоты по плану:

а) формула;

б) наличие кислорода;

в) основность;

г) растворимость;

д) степени окисления элементов;

е) заряд иона кислотного остатка;

ж) соответствующий оксид.

  1. Найдите объем (н.у) и количество молекул в 88 г оксида азота (I).

Контрольная работа № 3

Изменения, происходящие с веществами

Вариант 1

  1. Составьте уравнения реакций по схемам. Укажите типы химических реакций. Укажите названия исходных и конечных продуктов реакций.

а) Fe + Cl2 FeCl3;

б) K2O + H3PO4 K3PO4 + H2O.

  1. Cоставьте уравнения реакций, протекающих по схеме превращений. Назовите типы реакций.

+HNO3

Ba BaO Ba(OH)2 ?

  1. Дайте характеристику уравнения реакции.

2NH3(газ)N2(газ) + 3H2(газ) - Q

  1. Вычислите объем водорода, необходимого для реакции с кислородом объемом 5,6 л(н.у); продукт реакции - вода.

Вариант 2

  1. Составьте уравнения реакций по схемам. Укажите типы химических реакций. Укажите названия исходных и конечных продуктов реакций.

а) Fe2O3 + Al Fe + Al2O3;

б) KClO3 KCl + O2.

  1. Cоставьте уравнения реакций, протекающих по схеме превращений. Назовите типы реакций.

+CaO

C CO CO2 ?

  1. Дайте характеристику уравнения реакции.

2SO2(газ) + O2 2SO3(газ) + Q

  1. Вычислите объем хлора (н.у.), необходимого для реакции с цинком массой 13 г; продукт реакции - хлорид цинка.

Усложненный уровень

Вариант 1

  1. Составьте уравнения реакций между веществами. Укажите типы химических реакций.

а) ортофосфорной кислотой и хлоридом бария (растворы);

б) оксидом железа (III) и серной кислотой;

в) алюминием и соляной кислотой.

  1. Cоставьте уравнения реакций, протекающих по схеме превращений. Назовите типы реакций.

+H2O +BaCl2

Na ? Na2SO4 ?

  1. Вычислите массу осадка, образовавшегося при взаимодействии 106 г 20%-ного раствора карбоната натрия с раствором хлорида магния.

Вариант 2

  1. Составьте уравнения реакций между веществами. Укажите типы химических реакций.

а) сульфатом железа (III) и гидроксидом бария (растворы);

б) железом и раствором серной кислотой;

в) оксидом алюминия и соляной кислотой.

  1. Cоставьте уравнения реакций, протекающих по схеме превращений. Назовите типы реакций.

+O2 +CaCl2

P ? H3PO4 ?

  1. Вычислите массу осадка, образовавшегося при взаимодействии 112 г 10%-ного раствора гидроксида калия с раствором хлорида железа (III).







Контрольная работа №4

Растворение. Растворы. Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции

Базовый уровень

Вариант 1

  1. Составьте возможные уравнения (в молекулярном и ионном виде) реакций взаимодействия соляной кислоты со следующими веществами: серебром, оксидом калия, гидроксидом натрия, магнием.

  2. Напишите уравнения реакций, при помощи которых можно осуществить следующие превращения: фосфор оксид фосфора(V) фосфорная кислота фосфат кальция. Первое превращение разберите как ОВР.

  3. Закончите молекулярные уравнения реакций, протекающих в растворе, и запишите соответствующие им ионные уравнения.

а) AlCl3 + AgNO3 ;

б) KOH + H2SO4 .

  1. Сколько граммов осадка образуется при взаимодействии 8 г сульфата меди (II) с гидроксидом натрия?

Вариант 2

  1. Составьте возможные уравнения (в молекулярном и ионном виде) реакций взаимодействия гидроксида натрия со следующими веществами: хлоридом магния, оксидом серы (IV), сульфатом натрия, азотной кислотой.

  2. Напишите уравнения реакций, при помощи которых можно осуществить следующие превращения: барий оксид бария гидроксид бария сульфат бария. Первое превращение разберите как ОВР.

  3. Закончите молекулярные уравнения реакций, протекающих в растворе, и запишите соответствующие им ионные уравнения.

а) Cu + AgNO3 ;

б) Al + H2SO4 .

  1. Сколько граммов соли образуется при взаимодействии 4 г гидроксида натрия с азотной кислотой?



Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся (критерии оценивания уровня подготовки учащихся).

В соответствии с требованиями стандарта по химии и выбранных из федерального списка учебников учитель химии во время проверки и контроля знаний по предмету может ориентироваться на следующие уровни.

Первый уровень - репродуктивный. Выполнение учащимися заданий этого уровня опирается в основном на память. Достижение этого уровня предполагает у учащихся:

- знание названий отдельных химических элементов, веществ и реакций;

- умение устно или письменно описывать химические факты, понятия или явления (реакции);

- понимание роли, значения или применения отдельных химических веществ или реакций;

- применение химической символики - химических знаков, формул и уравнений;

- знание некоторых используемых в химии приборов, умение собирать простейшие из них и использовать при выполнении химического эксперимента.

Для проверки знаний и умений, соответствующих первому уровню, используется репродуктивный вид заданий, предполагающий воспроизведение учащимися отдельных знаний и умений. Проверка первого уровня знаний легко осуществляется формами автоматизированного учета.

Второй уровень - продуктивный. Достижение этого уровня предполагает у учащихся:

- понимание формулировок важнейших химических понятий, законов, теорий и применение их в аналогичных ситуациях;

- умение устанавливать взаимосвязь между составом, строением и свойствами химических веществ;

- умение проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям;

- умение самостоятельно проводить химический эксперимент по инструкции учебника или по указанию учителя и фиксировать его результаты.

Для проверки умения применять эти знания в учебной практике используются задания, выполнение которых возможно не только на основе памяти, но и на основе осмысления. Поэтому наряду с психологической операцией воспроизведения широко используются узнавание и явление переноса. Для выполнения таких заданий требуется более напряженная мыслительная деятельность учащихся, чем при выполнении заданий на первом уровне.

Третий уровень - творческий. Достижение этого уровня предполагает у учащихся:

- умение прогнозировать свойства химических веществ на основе знания об их составе и строении и, наоборот, предполагать строение веществ на основе их свойств;

- понимание факторов, позволяющих управлять химическими реакциями (скоростью, направлением, выходом продукта);

- умение проектировать, осуществлять химический эксперимент, а также фиксировать и анализировать его результаты;

- умение ориентироваться в потоке химической информации, определять источники необходимой информации, получать ее, анализировать, делать выводы на ее основе и представлять в соответствующей форме;

- умение осознавать вклад химии в формирование целостной естественно-научной картины мира.

Для проверки знаний, соответствующих третьему уровню, и умения применять их в учебной практике используется рефлективный вид заданий, выполнение которых опирается на репродуктивные знания, но требует глубокого осмысления, владения логическими приемами умственной деятельности (анализ, синтез, обобщение, конкретизация, сравнение, абстрагирование, классификация)

Оценка "5" ставится в случае:

1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.

2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.

3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка "4":

1. Знание всего изученного программного материала.

2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.

3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):

1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.

2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.

3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка "2":

1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.

2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.

3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка "1":

Ставится за полное незнание изученного материала, отсутствие элементарных умений и навыков.


Устный ответ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

1) Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

2) Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;

3) Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.

Оценка "4" ставится, если ученик:

1) Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

2) Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

3) Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.

Оценка "3" ставится, если ученик:

1. усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

2. материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;

3. показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

4. допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

5. не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;

6. испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

7. отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;

8) обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

Оценка "2" ставится, если ученик:

1. не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

2. не делает выводов и обобщений.

3. не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

4. или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

5) или при ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

Оценка "1" ставится, если ученик:

1) не может ответить ни на один из поставленных вопросов;

2) полностью не усвоил материал.

Примечание.

По окончанию устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.


Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

1. выполнил работу без ошибок и недочетов;

2) допустил не более одного недочета.


Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

2. или не более двух недочетов.


Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

1. не более двух грубых ошибок;

2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

3. или не более двух-трех негрубых ошибок;

4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

5) или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.


Оценка "2" ставится, если ученик:

1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";

2. или если правильно выполнил менее половины работы.


Оценка "1" ставится, если ученик:

1. не приступал к выполнению работы;

2. или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.


Примечание.

1) Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.

2) Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.





Оценка выполнения практических (лабораторных) работ, опытов по предметам.

Оценка "5" ставится, если ученик:

1) правильно определил цель опыта;

2) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;

3) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;

4) научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления и сделал выводы;

5) правильно выполнил анализ погрешностей (9-11 классы).

6) проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).

7) эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.

Оценка "4" ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но:

1. опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;

2. или было допущено два-три недочета;

3. или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,

4. или эксперимент проведен не полностью;

5. или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.

Оценка "3" ставится, если ученик:

1. правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;

2. или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;

3. опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, анализе погрешностей и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения; или не выполнен совсем или выполнен неверно анализ погрешностей (9-11 класс);

4. допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.

Оценка "2" ставится, если ученик:

1. не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;

2. или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;

3. или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3";

4. допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.


Оценка "1" ставится, если ученик:

1. полностью не сумел начать и оформить опыт; не выполняет работу; показывает отсутствие экспериментальных умений; не соблюдал или грубо нарушал требования безопасности труда.


Оценка умений проводить наблюдения.

Оценка "5" ставится, если ученик:

1. правильно по заданию учителя провел наблюдение;

2. выделил существенные признаки у наблюдаемого объекта (процесса);

3. логично, научно грамотно оформил результаты наблюдений и выводы.

Оценка "4" ставится, если ученик:

1. правильно по заданию учителя провел наблюдение;

2. при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) назвал второстепенные;

3) допустил небрежность в оформлении наблюдений и выводов.

Оценка "3" ставится, если ученик:

1. допустил неточности и 1-2 ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя;

2. при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) выделил лишь некоторые;

3) допустил 1-2 ошибки в оформлении наблюдений и выводов.

Оценка "2" ставится, если ученик:

1. допустил 3 - 4 ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя;

2. неправильно выделил признаки наблюдаемого объекта (процесса);

3. опустил 3 - 4 ошибки в оформлении наблюдений и выводов.

Оценка "1" ставится, если ученик:

Не владеет умением проводить наблюдение.



Учебно-методический комплект:


  1. Габриелян О.С. Химия 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2011.

  2. Габриелян О.С. Химический эксперимент в школе. 8 класс: учебно-метод. Пособие/ О.С. Габриелян, Н.Н. Рунов, В.И Толкунов. - М.: Дрофа, 2005.

  3. Денисова В. Г. Поурочные планы по учебнику Габриеляна - 2009.

  4. Контрольно-измерительные материалы. Химия: 8 класс / Сост. Н.П. Троегубова. - М.: ВАКО, 2011.

  5. Троегубова Н.П. Поурочные разработки по химии.8 класс. - М.: ВАКО, 2014.



ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ


Дата

Тема урока

Причина несоответствия

Меры корректировки

Сроки

Согласовано с зам. директора по УВР


























































45


© 2010-2022