Эссе Я учу детей нового поколения

Раздел Химия
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Эссе «Я учу детей нового поколения»

Самым важным явлением в школе, самым

поучительным предметом, самым живым

примером для ученика является сам учитель.

( А. Дистервег )

Почему я стала учителем? Задав этот вопрос себе, учителю почти с тридцатилетним стажем, поняла, что иначе и быть не могло. Кем быть, и куда пойти учиться у меня никогда не возникало вопроса. Я родилась и выросла в деревне, родители не имели возможности в свое время получить образование и с детства прививали нам, детям, тягу к знаниям. Помню, с каким уважение и любовью они относились к нашим сельским учителям. Поэтому я не выбирала себе профессию, я росла с мыслью стать учителем, быть похожей на тех, кого любила сама, кого боготворили мои родители.

Считается, что на земле все профессии от людей и только три от Бога: судить, лечить и учить. Мне посчастливилось учить. Да, это счастье быть учителем, даже в наше непростое время. Учитель. Как много в этом слове. Это и гордость, и уважение, и любовь.

Для меня, быть учителем - быть немножко ребенком, смотреть на мир детскими глазами и восхищаться вместе с ними. Я верю - каждый ребёнок талантлив! Но талантлив по-своему. Надо только помочь ему раскрыть себя, показать все свои возможности. И я стараюсь увидеть, разглядеть, не пропустить в ребенке все лучшее.

За годы работы поняла, что не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и умелом применении всего того, что знаешь, чему учишь. Каждый раз, уходя домой, думаешь, а что будет завтра, как сделать так, чтобы твой урок запомнился? Удивить, рассмешить или, может быть, напугать? Увы, сегодня химия для многих - предмет не первостепенной важности. Как найти и подобрать то, что поможет сделать процесс обучения интересным, творческим, запоминающимся? Уверена, что только, вызвав светлые чувства и положительные эмоции, можно создать комфортный климат на уроке.

Учителю необходимо постоянно стремиться выйти за рамки предмета и посмотреть даже на самую «химическую» проблему под углом зрения общей культуры. Считаю себя скорее педагогом, чем предметником. Думаю, что нельзя «уходить с головой» в щелочи и кислоты. Химия должна помочь ребятам в реальной жизни.

Все начинается с урока. Как его построить, чтобы можно было реализовать все его учебно-воспитательные функции? Для творчески работающего учителя самый главный судья и даже ученик - он сам. Педагог должен не только знать свой предмет, но и ориентироваться в околопредметных сферах, тогда он сможет дать те универсальные знания, которые не затеряются в потоке мелких фактов, деталей. Какие наиболее важные, приоритетные подходы к процессу обучения ставлю во главу своей системы работы? Это:

1. Формирование содержания материала в большие модули и блоки, что позволяет осуществить индивидуализацию процесса обучения. А это целиком зависит от умения учителя увидеть перспективу интересов ребенка, создать атмосферу сотрудничества учителя и ученика.

2. Дифференцированный подход - необходимое условие каждого урока. Задание должно быть достаточно легким, чтобы не отпугнуть ученика, не вызвать в нем страх, но одновременно и достаточно сложным, чтобы воспитать в ученике культуру труда. Главное, чтобы труд был результативным. Знание химических свойства, строение молекулы (причинно-следственные связи) сильный ученик. Физические свойства, применение, работа по карточкам - другой.

3. Подходя к отбору и содержанию урока, к логике его построения, можно выделить два главных принципа обучения - дедуктивность (сначала рассматриваются более общие вопросы, затем - частные) и цикличность изучения материала с постоянным его усложнением. Очень важно научить ученика видеть общее в частном, рассуждать, делать умозаключения, выводы. Я стараюсь конструировать задания таким образом, чтобы при их выполнении ученику требовалось высказывать свои суждения, подтвердить или опровергнуть выдвигаемую гипотезу, сделать умозаключения на основании фактов или теорий.

4. Все дети разные, поэтому на уроках я использую личностно-ориентированный подход в обучении, который проявляется через такие аспекты, как: использование проектных технологий, постановка проблемы и поиск ее решения (проблемный метод), организация работы учащихся в группах, использование методик, при которых учащиеся составляют опорные конспекты, формирование индивидуальных маршрутов обучения как сильных, так и слабых учащихся, индивидуализация домашнего задания, организация самостоятельной поисковой деятельности школьников посредством постепенного усложнения заданий от репродуктивных до творческих.

Личностно-ориентированное обучение способствует динамике качества знаний, учебных умений и навыков учащихся

На протяжение всех лет работы в школе для меня актуален вопрос: как учить детей? Как развивать у учащихся внутреннюю мотивацию к обучению химии? Свои уроки я планирую таким образом, чтобы они способствовали приобретению навыков самостоятельного поиска ответов на поставленные вопросы, умений анализировать факты, обобщать и делать логические выводы.

Использую различные формы познавательных заданий: вопросы, упражнения, расчетные и экспериментальные задачи, дидактические игры, алгоритмические предписания, химические диктанты, тесты разного типа, поисковую сеть Интернет, виртуальный эксперимент, создание учащимися компьютерных презентаций.

Проблемно-поисковый подход удачно реализуется при проведении химического эксперимента. Много времени в учебных курсах отвожу на проведение практических и лабораторных работ. Убеждена, что только, дав возможность ученику попробовать себя в роли исследователя, экспериментатора, можно добиться усвоения учебного материала. Теория без практики ничто, поэтому групповой и индивидуальный исследовательский эксперимент - частый гость на моих уроках.

Уроки с использованием электронных учебников, презентаций, электронных тестов, виртуального эксперимента, ресурсов Интернет представляют собой сплав новых информационных технологий с традиционными педагогическими. Учащиеся при этом ощущают себя активными участниками процесса обучения, получают новые навыки, умения, анализируют, сопоставляют, находятся в постоянном поиске. Ученики вовлекаются в процесс самообучения. Использование компьютерных программ на уроке по химии позволяет увидеть то, что на обычном уроке невозможно: смоделировать химический процесс, провести опасную реакцию, увидеть динамическую модель работы химического завода или аппарата, поучаствовать в дистанционной дискуссии, поработать с отдельными атомами и молекулами, проверить свои знания независимым «экспертом» - компьютером.

Профессия педагога требует больших усилий и времени, но это так мало по сравнению с тем, что в подростке сохраняется вера в то, что он все может! А, я считаю, ВЕРА - это большая СИЛА. И когда ты по-настоящему веришь, веришь в себя, веришь в своих воспитанников, у тебя появится столько энергии, что с этой энергией всем вместе можно сделать многое, и даже зажечь на небе новую звездочку. А это важно. Ведь «если звезды зажигают, значит, это кому-то нужно».



© 2010-2022