Рабочая программа по подготовке к олимпиаде по химии

Отдел образования администрации городского округа Агидель Республики БашкортостанРесурсный центр муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения«Средняя общеобразовательная школа№1»городского округа город Агидель Республики Башкортостан Рабочая программапо подготовке к олимпиадепо учебному предмету «Химия» Разработчик программы учитель химии Петухова Р.В. Агидель-2014 ...
Раздел Химия
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Отдел образования администрации городского округа Агидель Республики Башкортостан

Ресурсный центр муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа№1»

городского округа город Агидель Республики Башкортостан

Рассмотрено на заседании Согласовано: Утверждаю:

Совета Ресурсного центра Зам.директора по УВР Директор МОБУ СОШ №1

Протокол№1 _______Фаррахова Ф.А. _______Шайбакова Р.Ф.

от «____» _______2014г. «______»______2014г. Приказ №_________

от «______»_______2014г.



Рабочая программа

по подготовке к олимпиаде

по учебному предмету «Химия»



Разработчик программы

учитель химии

Петухова Р.В.

Агидель-2014




Пояснительная записка

Основная цель данного курса - обеспечить понимание фундаментальных понятий, законов и закономерностей химии, показать химию как точную науку, сформировать расчетные умения и научить интерпретировать количественные характеристики веществ.
Данный курс предназначен для учащихся 9-11 классов, которые хотят изучить закономерности химических явлений, строения веществ, изучение физических и химических свойств органических и неорганических соединений, удачно решить олимпиадные задания. Материалы и задания курса ориентированы на изучение и проверки сформированности умений, умение применять полученные знания для установления общности химических свойств веществ различных классов, генетической связи как органических, так и неорганических соединений, решение сложных расчетных и экспериментальных задач.

Курс рассчитан на 28 учебных часов. Большая часть учебного времени отводится на решение экспериментальных и расчетных задач медико-биологической направленности, составлению расчетных задач , самостоятельную работу учащихся по изучению нового материала, участие в семинарах

Задачи:

  • усвоение основ химических знаний (законов, понятий, фактов)

  • формирование умений, навыков учащихся на основе полученных знаний.

- развитие интереса учащихся к предмету и стимулирование их самостоятельной познавательной деятельности.

  • ознакомление учащихся с.типовыми вариантами ЕГЭ по химии.

Содержание курса.

Тема 1. Растворы (5часов).

Массовая доля растворенного вещества. Процентная концентрация, молярность, моляльность. Приготовление растворов. Смешивание растворов с заданной концентрации веществ. Смеси, их виды. Решение задач, если с реагентом взаимодействует только один компонент смеси или все компоненты смеси. Нахождение массовых долей соли в полученном растворе.

Тема 2. Кристаллогидраты. Выпадение солей в виде осадка (2 часа).

Кристаллогидраты. Способы образования. Номенклатура. Решение задач на нахождение отдельно массу безводной соли и массу кристаллизационной воды. Условия выпадения растворов в осадок. Решение зада на нахождение массовой доли насыщенных растворов солей, определение массу насыщенных растворов.

Тема3. Олеум (1час).

Компоненты олеума. Решение задач на приготовление олеума на основе воды или раствора серной кислоты. Решение задач на смешивание олеума с водой, оксидом серы (IV),раствором серной кислоты или другим по составу олеумом.

Тема 4. Ряд стандартных электродных потенциалов (задачи « на пластинку»)(2 часа).

Электрохимический ряд напряжения металлов. Погружение пластинки металлов в растворы. ОВР. Изменение массы пластинки. Определение массы раствора, массу конечного раствора. Электролиз растворов. Решение задач.

Тема5. Газы. Расчет состава веществ(1час).

Физические свойства газов. Определение плотности, относительной плотности газов. Определение массы и объема газов при н.у. Нахождение массовой и объемной доли газов.

Тема 6. Массовые и количественные отношения элементов в веществе. Массовая доля элемента и его комбинаций. Установление химического элемента и формул вещества (2часа).

Химические формулы. Выведение формул по массовым долям элементов или по массе полученных веществ.

Тема 7. Расчеты по уравнению реакции, когда один из реагентов в избытке, с учетом примесей(2часа).

Избыток и недостаток веществ. Примеси. Решение задач на избыток и недостаток. Решение задач на нахождение массы и объема веществ, содержащих примеси.

Тема 8. Выход продукта. Потери производства.

Практический и теоретический выход продукта реакции. Решение задач на выход продукта. Потери производства, Причины и меры устранения.

Тема 9.Термохимия. Кинетика. Химическое равновесие (3 часа).

Количество теплоты. Термохимические уравнения. Скорость химических реакций. Факторы, влияющие на скорость реакции. Зависимость химического равновесия от температуры, давления, концентрации веществ. Решение задач.

Тема10. Лаборатория качественных реакций(1 час).

Качественная реакция. Распознавание анионов: сульфаты , хлориды , бромиды, иодиды, фосфаты сульфиды, сульфиты , нитраты, нитриты. Распознавание катионов: натрия, калия, кальция, алюминия, цинка, аммония.

Тема11. Решение олимпиадных заданий за прошлые годы(3часа).

Тема12. Контрольная. Проверьте себя! Итоги (2часа)




Календарно-тематическое планирование.

Название темы

Сроки проведения

Примечание

1.

Задачи на массовые доли веществ в растворе

2.

Реакции в растворах.

3.

Приготовление и смешивание растворов

4.

Смеси: кристаллические вещества и растворы.

5.

Смеси: реакции с участием газов.

6.

Кристаллогидраты.

7.

Выпадение солей в осадок при охлаждении растворов.

8.

Олеум .

9.

Ряд стандартных электродных потенциалов(задачи « на пластинку»).

10.

Электролиз

11.

Газы. Расчет состава веществ.

12.

Изотопы.

13.

Расчеты по химической формуле.

14.

Массовые и количественные отношения элементов в веществе. Массовая доля элемента и его комбинаций.

15.

Установление химического элемента и формулы вещества.

16.

Расчеты по уравнению реакции, когда один из реагентов в избытке.

17.

Расчеты по равнению реакции с учетом примесей.

18.

Выход продукта. Потери производства.

19.

Термохимия.

20.

Скорость химической реакции.

21.

Химическое равновесие.

22.

Лаборатория качественных реакций.

23.

Решение олимпиадных заданий для 2012-2013 учебный год

24.

Решение олимпиадных заданий для 2013-2014 учебный год

25.

Решение олимпиадных заданий для 2014-2015 учебный год

26.

Решение олимпиадных заданий для 2014-2015 учебный год

27.

Контрольная. Проверьте себя!

28.

Итоги работы

Планируемые результаты.

Учащиеся должны :

- научиться выполнять задания с выбором ответа и задания на установление соответствия за отведенное время;

- применять мыслительные операции, логически рассуждать, выбирая правильные ответы;

  • проводить комбинированные расчеты по химическим уравнениям и по определению молекулярной формулы вещества;

  • объяснить обусловленность свойств и применения веществ их составом и строением; характер взаимного влияния атомов в молекулах органических соединений;

  • уметь характеризовать общие свойства химических элементов и их соединений на основе положения в ПСХЭ Д.И.Менделеева;

  • решать расчетные и экспериментальные задачи

Материально-техническое обеспечение

1.Е.В.Барковский, А.И.Врублевский. Тесты по химии для школьников и абитуриентов. Минск ООО «Юнипресс». 2010.

2.В.Я.Вивюрский. Вопросы, упражнения и задачи по органической химии с ответами и решениями. М.Владос.2011.

3.А.С.Егоров.Химия. новое учебное пособие для поступающих в вузы. Ростов- на-Дону «Феникс».

4.А.С.Корощенко. Контроль знаний по органической химии. М. «Владос». 2012г.

5.А.М.Радецкий, В.П. Горшкова, Л.Н. Кругликова. Дидактический материал по химии для 10-11 классов, М. «Просвещение», 2012г.

6.Дидактический материал по общей химии для 11 класса. А.М. Радецкий, Т.Н.Курьянова. М. «Просвещение», 2012 г.

7.Г.И.Штремплер. Тесты, вопросы и ответы по химии. М. «Просвещение». 2009.

  1. Доронкин В.Н.. и др. Химия: сборник олимпиадных задач. Школьный и муниципальный этапы.-Ростов н/Д :Легион,2013,-253с.

  2. Портал Всероссийских предметных олимпиад школьников (rosolymp.ru) - новости, история, задания, результаты, фотогалереи - от областного этапа до международных олимпиад.

  3. Алхимик (alhimik.ru/) - один из лучших сайтов русскоязычного химического Интернета ориентированный на учителя и ученика, преподавателя и студента. Литература, ответы на вопросы, эксперимент и многое другое. (автор сайта Аликберова Л.Ю.).

  4. "Эйдос" Всероссийские дистанционные эвристические олимпиады по химии (eidos.ru/olymp/chemistry/).

12. А.И.Врублевский. Задачи по химии с примерами решений. Минск ООО «Юнипресс»2013.

© 2010-2022