Урок химии по теме Кислоты

Раздел Химия
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок химии в 8 классе по теме «Кислоты»

Цель урока: сформировать знания учащихся о составе, классификации и физических свойстваз кислот

Задачи:

1. Образовательные: повторить состав, классификацию и физические свойства оксидов и оснований; дать понятие о составе кислот, классификации кислот по разным признакам классификации, познакомить с физическими свойствами кислот, совершенствовать умения узнавать, называть и составлять формулы кислот, определять заряды ионов кислотных остатков, классифицировать вещества разных классов.

2. Развивающие: формирование методологических компетенций способности осознания целей учебной деятельности и умение их достигать, осуществлять самоконтроль; развитие предметных компетенции осмысленно составлять УХР разных типов, проводить эксперимент, вести наблюдения; формировать познавательные компетенции анализировать, сравнивать, классифицировать, объяснять, отыскивать причины явлений, устанавливать причинно-следственные связи между обобщать и делать выводы определяя принадлежность вещества к разным классам, характеризуя вещества по разным признакам классификации; формирование информационных компетенций через возможность и необходимость использования средств икт при подготовки и проведении уроков химии, формирование коммуникативных компетенций для развития химической речи учащихся, формирование компетенции личностного самосовершенствования заботы о собственном здоровье, способах безопасной жизнедеятельности.

3. Воспитательные: развитие волевых качеств, настойчивости в овладении знаниями и умениями, трудолюбие, ответственности за свой учебный труд, убежденности в привлечении средств химии к пониманию и описанию явлений природы.

Оборудование: мультимедийный проектор с экраном для демонстрации презентации по ходу урока, лабораторное оборудование на столах учащихся для проведения эксперимента, склянки с кислотами для наблюдения и определения физических свойств учащимися, карточки с формулами на столах учащихся для распознавания и классификации веществ разных классов.

Ход урока:

  1. Организационный момент

  • Приветствие учителя. За окном осень. Холодно, пасмурно и уныло, а у нас в классе тепло и светло, на столе лежат фрукты. И мы сегодня выясним, какое отношение имеют фрукты к теме нашего урока. Я призываю вас быть внимательными. В ходе урока вы будете отвечать на вопросы, выполнять задания. А в конце урока самые активные получат оценки.

  • Целеполагание и мотивация. Ну а начнём мы с повторения. Вот уже несколько уроков мы говорим о сложных веществах, давайте вспомним, какие вещества называются сложными? Сложных веществ очень много и очень важно в них не запутаться. А с какими классами неорганических веществ мы уже познакомились? Какие цели мы ставили знакомясь с веществами различных классов? (уметь: узнавать, называть составлять)

  1. Повторение пройденного

Итак, давайте повторим и проверим умения узнавать и называть вещества известных классов

Задание. На доске записаны вещества разных классов: CaO, H2SO4, KOH, P2O5, Cu(OH)2, HCl, H3PO4. Найдите среди них оксиды и назовите их. По каким признакам вы отличаете оксиды от других веществ? На какие группы делятся оксиды? Дайте определение основным и кислотным оксидам. Поднимите вверх таблички с основными оксидами, с кислотными оксидами.

Какие вещества называют основаниями? По каким признакам классифицируют основания. Найдите среди предложенных веществ на доске основания, назовите их. Охарактеризуйте их по разным признакам классификации. Поднимите вверх таблички с растворимыми основаниями.

Итак, мы повторили известные классы неорганических и каждый из вас мог понять, на сколько вы усвоили пройденный материал.

  1. Изучение нового материала.

У нас с вами на доске остались формулы веществ которые не относятся ни к кислотам ни к основаниям. Какие это вещества мы и рассмотрим сегодня на уроке.

На дворе разбушевался грипп, распространяется инфекция, многие из вас переболели, чтобы поддержать наш с вами иммунитет я предлагаю вам съесть драже аскорбиновой кислоты витамина С. Какой вкус у аскорбиновой кислоты? Правильно кислый отсюда и название класса кислоты речь, о которых мы поведём на сегодняшнем уроке. Откройте тетради запишите тему урока - Кислоты.

Ребята, а кто ни будь догадался , как фрукты связаны с темой нашего урока? Да действительно все фрукты содержат кислоты. Но кроме природных кислот существуют кислоты, полученные промышленным путём. К ним относятся азотная, серная кислоты и мн. Другие. Но ни один химик, ни один грамотный человек не будет распознавать кислоты пробуя на вкус, т.к. это может быть смертельно опасно. Гораздо проще и безопаснее распознавать кислоты с помощью индикаторов фиолетового лакмуса и метилового оранжевого. Давайте докажем что в соке мандарина есть кислота. Прикоснитесь лакмусовой бумажкой к мандарину, к киви. Капните метиловым оранжевым на фрукты. Что наблюдаете? В какой цвет окрасилась лакмусовая бумажка метиловый оранжевый? Какой вывод можно сделать? Индикаторы в кислотах краснеют. Итак, мы теперь знаем, что кислоты кислые на вкус и можем распознать их с помощью индикаторов.

А каково агрегатное состояние кислот? Посмотрите на серную кислоту, на борную кислоту. Какой вывод об агрегатном состоянии кислот можно сделать? Да среди кислот есть жидкости, и есть твёрдые вещества.

Кислоты едкие вещества и требуют осторожного обращения. Проводя эксперимент мы будем пользоваться растворами кислот. А как правильно растворять кислоты. Посмотрите, что может получиться, если неправильно растворять серную кислоту. Помните сначала воду, потом кислоту иначе получишь беду.

А теперь посмотрите на состав кислот. По каким признакам кислоты можно отличить от других веществ? Да все кислоты обязательно содержат водород, который находится на первом месте. Вся остальная часть формулы называется кислотным остатком. Вам понятно значение слова кислотный остаток? Так как же дать определение кислотам? Кислоты это сложные вещества, состоящие из атомов водорода и кислотных остатков. Запишите в тетрадь общую формулу состава кислот HxKOx-. Какой вывод можно сделать о значении x. Верно, число атомов водорода и заряд кислотного остатка совпадают. Подчеркните на доске кислотные остатки у кислот и определите их заряд.

Ну а теперь примите удобное положение попытайтесь расслабиться, настройтесь на приятную работу со своим воображением. Итак, представьте себе химическую лабораторию. Где на полках и стеллажах находится многочисленное оборудование, здесь есть колбы и пробирки, стаканы и реторты, ступки и штативы, склянки и банки с реактивами, а сотрудники лаборатории настоящие творцы они занимаются исследованием веществ. Но сегодня у них очень важная задача навести на полках порядок. Найти каждой кислоте своё место, расставить кислоты по определённым признакам. Ведь порядок это важнейшее условие безопасности и успеха.

Один из сотрудников получил задание расставить кислоты в соответствии с основностью - числом атомов водорода. Он легко справляется с заданием распределив кислоты на одноосновные содержащие один атом водорода, двухосновные. Содержащие два атома водорода и трёхосновные содержащие три атома водорода. Теперь и вы без труда сможете определить основность кислот. Второму сотруднику необходимо было расставит кислоты по наличию кислорода в кислотном остатке. Он без труда справился с этим заданием распределив кислоты на две группы: кислородные содержащие кислород в кислотном остатке и безкислородные. Третий лаборант должен был отделить растворимые кислоты от нерастворимых. Это не трудно было сделать по таблице растворимости. Но он помнил, что только одна кремниевая кислота не растворима. Нашёл её и отставил в сторону. Ну вот порядок в лаборатории наведён. Все задания выполнены. Склянки с кислотами занимают свои места. Пришло и наше время возвращаться из путешествия в по химической лаборатории.

  1. Рефлексия в сочетании с физкультминуткой

Понравилось ли вам путешествие? Что нового узнали о кислотах? По каким признакам можно классифицировать кислоты? Что такое основность? Поднимите вверх оно, двух и трёхосновные кислоты. Давайте определим основность кислот подав сигнал не словесно, а хлопая в ладоши. Топая ногами и кивая головой? Молодцы с заданием справились. Как определить кислородность кислот? Поднимите вверх безкислородные. Кислородсодержащие кислоты. Кислоты. Назовите нерастворимую кислоту? Составьте схему классификации кислот, распределив кислоты по разным признакам классификации. Проверьте правильность записанной схемы с эталоном (Вывешивается эталон)

  1. Закрепление.

А теперь применим полученные знания на практике. В качестве закрепления я предлагаю вам устно выполнить задание.

Задание 1. Выберите формулу лишней кислоты в каждом ряду используя знания о классификации веществ.

  • HCl, H2SO4, HBr, H2S

  • H2SO4, HNO3, H3PO4, H2SiO3

  • HBr, HNO3, H2S, HCl

Укажите признак по которому вы исключили каждое вещество

Задание 2. Охарактеризуйте фосфорную кислоту по всем признакам классификации

Задание 3. Поработайте в парах решите экспериментальную задачу. Определите, в каких пробирках находятся кислоты

реактив

№1

№2

№3

№4


Вывод


И в заключение урока. Задание 4. Соберите предложение из отрезков. Что у вас получилось? Кислоты это сложные вещества, состоящие из атомов водорода и кислотных остатков, соответствующие формуле HxKOx- . изменяющие окраску лакмуса и метилового оранжевого в красный цвет.

Подведение итогов урока. Что нового мы узнали на уроке? Чему научились?

Рефлексия - лестница успеха. Дополните фразы

Урок химии по теме Кислоты

Оценки: сегодня на уроке активно работали и помогали мне ……, сдайте домашнюю работу, чтобы я поставила вам отметки.

  1. Домашнее задание

  1. Параграф 20

  2. Сделать презентацию по теме: «Состав, классификация и физические свойства кислот» ( по желанию)

  3. Упражнение 1-3 в рабочих тетрадях

  4. Провести эксперимент. Говорят, что впервые индикаторы обнаружил англ. химик Р.Бойль в 1663г случайно капнув серной кислотой на лепесток фиалки. Он увидел, что цвет лепестка изменился. Учёный сделал вывод. Что кислоты изменяют цвет окрашенных растительных соков. Вам необходимо в домашних условиях исследовать действие раствора лимонной кислоты на лист любых комнатных растений. Написать мини отчёт и сделать вывод.

  1. Урок окончен. Спасибо за работу. С каким настроение уходите с урока.

  2. Список литературы

  1. Учебник «Химия 8» О.С.Габриелян



© 2010-2022