• Преподавателю
  • Химия
  • Программа элективного курса по химии для учащихся 8 класса Химическая мозаика

Программа элективного курса по химии для учащихся 8 класса Химическая мозаика

Раздел Химия
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Кулундинская средняя общеобразовательная школа №1»



«Рассмотрено»

на заседании ШМО

руководитель ШМО

Небылица Н.В.

(Ф.И.О.)

Протокол № 1

от 29.08.2014г


«Согласовано»

Заместитель директора по УВР


_________ Л.А.Працко



29.08.2014г

«Утверждаю»

Директор МБОУ Кулундинская СОШ №1


__________ В.Н. Хлебова


Приказ № 82 от 01.09.2014



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


Элективного курса по химии для 8 класса «Химическая мозаика»,

основного образования, базового уровня

на 2014 - 2015 учебный год

Составитель: Бабичева

Валентина

Николаевна,

учитель химии

с. Кулунда

2014г


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Данная рабочая программа составлена на основе:


  • Федерального базисного учебного плана (Приказ Министерства образования РФ от 09.03.2004г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»);

  • Учебного плана МБОУ «Кулундинская СОШ №1», приказ №82 от 01.09.2014г.

  • Приказа Министерства образования и науки РФ № 235 от 31.03.2014 г. «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.»

  • Программы элективных курсов ХИМИЯ предпрофильное обучение 8-9 классов. Автор составитель Г.А. Шипарёва. Издательство М: «Дрофа», 2008 г.

  • Образовательной программы основного общего образования МБОУ «Кулундинская СОШ №1»


Элективный курс «Химическая мозаика» рассчитан на 35 часов (1 час в неделю), предназначен для учащихся 8-х классов. Рабочая программа не отличается от авторской.

Курс базируется на знаниях, получаемых при изучении основного курса химии: составление уравнений реакций, определение концентраций веществ в растворах, масс веществ, необходимых для реакции и т.д.

При изучении курса предусматривается выполнение практических работ. Объектами исследования становятся привычные для учащихся материалы, продукты питания - то, с чем сталкивается ученик в повседневной жизни. В процессе выполнения работ учащиеся знакомятся с методами качественного и количественного анализа, закрепляют навыки пользования химической посудой, весами и другим лабораторным оборудованием. На занятиях элективного курса ученики должны научиться готовить растворы определенной концентрации, овладеть приемами сборки простейших приборов для проведения синтеза и анализа веществ.


Цели курса:

- формирование положительной мотивации к изучению предмета посредством практической деятельности;

Задачи курса:

- формирование и развитие практических умений учащихся: наблюдательности, внимательности;

- развитие умений работать в микрогруппах;

- развитие навыков решения задач;

- познание окружающего мира с химической точки зрения

Тематическое планирование элективного курса 8 класс:

Разделы, темы

Количество часов

Практические работы



Авторская программа

Рабочая программа

1.

Тема 1. Введение - 6 часов

6

6

1

2.

Тема 2. Элементы аналитической химии 8 часов.

8

8

3

3.

Тема 3. Элементы химического синтеза - 18 часов.

18

18

4

4

Итоговые занятия

3

3

0

Итого:

35

35

8


Практическая часть программы:


Практическая работа № 1. Знакомство с лабораторным оборудованием. «Вторые руки химика»

Практическая работа № 2 «Анализ чипсов на наличие масла, крахмала, хлорида натрия, расчёт калорийности чипсов и сравнение экспериментальных данных с данными на упаковке»

Практическая работа № 3. «Анализ прохладительных напитков на наличие углекислого газа, кислот и красителей».

Практическая работа № 4. «Анализ содержания витамина С в различных продуктах (количественное определение аскорбиновой кислоты методом иодометрии).

Практическая работа № 5 «Получение пигментов и изготовление акварельных красок»

Практическая работа № 6. «Изготовление школьных мелков»

Практическая работа № 7. «Выращивание кристаллов различными способами»

Практическая работа №8. «Извлечение душистых веществ из растений методом экстракции и перегонки».


Календарно-тематический план

Элективного курса химия, 8 класс

( количество часов в неделю - 1; количество учебных недель - 35)

п/п

Тема урока.

Виды деятельности обучающихся (практические, контрольные работы, экскурсии и др.)

Методы, формы проведения урока

Используемое оборудование

Химический эксперимент

Коли-чество часов

Дата проведения

план

Факт



Тема 1. Введение - 6 часов

1

1

Цели и задачи курса. Химия и её значение. Место химии среди других наук

Рассказ, беседа объяснительно - иллюстративный. Урок

сообщения новых знаний

1

05.09.14


2

2

Школьный химический кабинет. Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете.

Рассказ, беседа объяснительно - иллюстративный. Урок

сообщения новых знаний

1

12.09.14


3

3

Знакомство с лабораторным оборудованием. «Вторые руки химика»

Урок - практикум

Наборы оборудования.

1

19.09.14


4

4

Экскурс в историю развития химии. Первые наблюдения древних людей в процессе деятельности( при изготовлении пищи, лекарств, ядов; при выплавке металлов)

Рассказ, беседа объяснительно - иллюстративный. Урок

сообщения новых знаний

Презентация «Экскурс в историю развития химии»

1

26.09.14


5

5

Химия в Древнем Египте и в странах Востока. Средневековый период алхимии. Поиски «философского камня; и «эликсира жизни»

Рассказ, беседа объяснительно - иллюстративный. Урок

сообщения новых знаний

Презентация «Химия в Древнем Египте и в странах Востока. Средневековый период алхимии»

1

03.10.14


6

6

История развития атомно-молекулярного учения. Важнейшие химические открытия.

Рассказ, беседа объяснительно - иллюстративный. Урок

сообщения новых знаний

Презентация «История развития атомно-молекулярного учения»

1

10.10.14




Тема 2. Элементы аналитической химии 8 часов.

8



7

1

Картофельные чипсы. Из чего они состоят? Калорийность продуктов питания. Качественная реакция на крахмал.

Рассказ, беседа объяснительно - иллюстративный. Урок

сообщения новых знаний

Презентация «Картофельные чипсы»

1

17.10.14


8

2

Анализ чипсов на наличие масла, крахмала, хлорида натрия, расчёт калорийности чипсов и сравнение экспериментальных данных с данными на упаковке.

Урок - практикум

Наборы реактивов, чипсы.

1

24.10.14


9

3

Анализ чипсов на наличие масла, крахмала, хлорида натрия, расчёт калорийности чипсов и сравнение экспериментальных данных с данными на упаковке.

Урок - практикум

Наборы реактивов, чипсы.

1

31.10.14


10

4

Минеральные и газированные воды. Основные составляющие напитков. Жажда. Чем лучше утолять жажду? Определение углекислого газа, наличия кислот и красителей.

Рассказ, беседа объяснительно - иллюстративный. Урок

сообщения новых знаний

Презентация «Минеральные и газированные воды»

1

14.11.14


11

5

Анализ прохладительных напитков на наличие углекислого газа, кислот и красителей.

Урок - практикум

Наборы реактивов, газированная вода.

1

21.11.14


12

6

Аскорбиновая кислота. Способы обнаружения кислоты. Титрование. Оценка погрешности измерений.

Рассказ, беседа объяснительно - иллюстративный. Урок

сообщения новых знаний

Презентация «Аскорбиновая кислота»

1

28.11.14


13

7

Анализ содержания витамина С в различных продуктах (количественное определение аскорбиновой кислоты методом иодометрии).

Урок - практикум

Наборы реактивов, продукты питания.

1

05.12.14


14

8

Анализ содержания витамина С в различных продуктах (количественное определение аскорбиновой кислоты методом иодометрии).

Урок - практикум

Наборы реактивов, продукты питания.

1

12.12.14




Тема 3. Элементы химического синтеза - 18 часов.

18



15

1

Краски. Из чего они состоят?

Рассказ, беседа объяснительно - иллюстративный. Урок

сообщения новых знаний

Презентация «Краски. Из чего они состоят»

1

19.12.14


16

2

Краски разных времён.

Рассказ, беседа объяснительно - иллюстративный. Урок

сообщения новых знаний

Презентация «Краски разных времён»

1

26.12.14


17

3

Использование красок в различных видах живописи.

Рассказ, беседа объяснительно - иллюстративный. Урок

сообщения новых знаний

Презентация «Использование красок в различных видах живописи»

1

16.01.15


18

4

Получение пигментов и изготовление акварельных красок

Урок - практикум

Наборы реактивов, свёкла, масло.

1

23.01.15


19

5

Получение пигментов и изготовление акварельных красок

Урок - практикум

Наборы реактивов, морковь, масло.

1

30.01.15


20

6

Получение пигментов и изготовление акварельных красок

Урок - практикум

Наборы реактивов, луковая шелуха, масло.

1

06.02.15


21

7

Основные компоненты школьного мела. Цветные мелки.

Рассказ, беседа объяснительно - иллюстративный. Урок

сообщения новых знаний

1

13.02.15


22

8

Изготовление школьных мелков.

Урок - практикум

Наборы реактивов.

1

20.02.15


23

9

Изготовление школьных мелков.

Урок - практикум

Наборы реактивов.

1

27.02.15


24

10

Восхитительный мир кристаллов.

Рассказ, беседа объяснительно - иллюстративный. Урок

сообщения новых знаний

Презентация «Восхитительный мир кристаллов»

1

06.03.15


25

11

Изучение методов выращивания кристаллов - из насыщенных растворов солей медленным охлаждением и медленным испарением, методом диффузии растворённых веществ в воде.

Рассказ, беседа объяснительно - иллюстративный. Урок

сообщения новых знаний

1

13.03.15


26

12

Выращивание кристаллов различными способами

Урок - практикум

Наборы реактивов.

1

20.03.15


27

13

Выращивание кристаллов различными способами

Урок - практикум

Наборы реактивов.

1

03.04.15


28

14

Выращивание кристаллов различными способами

Урок - практикум

Наборы реактивов.

1

10.04.15


29

15

О эти восхитительные ароматы! Чем обусловливает запах растение?

Рассказ, беседа объяснительно - иллюстративный. Урок

сообщения новых знаний

Презентация «Чем обусловливает запах растение»

1

17.04.15


30

16

Извлечение душистых веществ из растений методом экстракции и перегонки.

Урок - практикум

Наборы реактивов.

1

24.04.15


30

17

Извлечение душистых веществ из растений методом экстракции и перегонки.

Урок - практикум

Наборы реактивов.

1

08.05.15


32

18

Извлечение душистых веществ из растений методом экстракции и перегонки.

Урок - практикум

Наборы реактивов.

1

15.05.15


33

19

Конференция. Доклады учащихся по выбранной теме.

1

22.05.15


34

20

Конференция. Доклады учащихся по выбранной теме.

1

29.05.15


35

21

Итоговое занятие.

1



Один урок выпал на праздничные дни: 1 мая

Формы обучения

  • Основная форма обучения химии - урок (комбинированный, урок сообщения новых знаний, урок закрепления изученного материала, практическая работа, урок- проверка знаний и их оценка)


Методы и приемы обучения

  • объяснительно-иллюстративный или информационно-рецептивный: рассказ, лекция, объяснение, работа с учебником, демонстрация таблиц, слайдов и др.;

  • репродуктивный: воспроизведение действий по применению знаний на практике, деятельность по алгоритму, программирование;

  • проблемное изложение изучаемого материала;

  • частично-поисковый, или эвристический метод;

  • исследовательский метод;

  • развивающее обучение;

  • компьютерные технологии.

Виды деятельности учащихся на уроке:

  • работа с учебником и другой литературой;

  • решение задач;

  • наблюдений за ходом реакций;

  • заполнение таблиц;

  • проведение эксперимента;

  • сообщение дополнительного материала по теме урока и др.

Требования к результатам обучения.

После изучения элективного курса «Химическая мозаика» учащиеся должны:

знать понятия качественной реакции, калорийности продуктов; основные компоненты минеральной воды, красок, школьных мелков; титрование как способ анализа веществ; экстракция как способ выделения веществ; различать способы выращивания кристаллов.

уметь обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием; проводить операции взвешивания; готовить растворы; рассчитывать по уравнениям реакций массовую долю растворённого вещества в растворе; монтировать простейшие химические установки.



Литература для учителя

  1. Шипарева Г.А. Программа элективных курсов. Химия. 8-9 классы. - М.: Дрофа, 2006.

  2. Алексинский В. Н. Занимательные опыты по химии. - М.: Просвещение, 1995.

  3. Краузер Б., Фримантл М. Химия. Лабораторный практикум. - М.: Химия, 1995.

  4. Маршанова Г. Л. Техника безопасности в школьной химической лаборатории: Сборник инструкций и рекомендаций. - М.: АРКТИ, 2002.

  5. Ольгин О. М. Опыты без взрывов. - М.: Химия, 1995.

  6. Оржековский П. А., Титов И. А. Кружковые занятия по изготовлению школьных мелков // Химия в школе.- 1991.-№5.-С. 62-65.

  7. Смирнов Ю. Н. Мир химии.- СПб.: МиМ-Экспресс, 1995.

  8. Степин Б. Д., Аликберова Л. Ю. Книга по химии для домашнего чтения. - М.: Химия, 1995.

  9. Титова И. М. Вещества и материалы в руках художника. - М.: Мирос, 1994.

Литература для учащихся

  1. Большая детская энциклопедия: Химия. - М.: Русское энциклопедическое товарищество, 2000.

  2. Смирнов Ю. Н. Мир химии.- СПб.: МиМ-Экспресс, 1995.

  3. Степин Б. Д., Аликберова Л. Ю. Книга по химии для домашнего чтения. - М.: Химия, 1995.

  4. Титова И. М. Вещества и материалы в руках художника. - М.: Мирос, 1994.

  5. Химия: Энциклопедия для детей.- М.: Аванта+, 2000.

Лист внесения изменений в основную образовательную программу среднего общего образования.

№ п/п

Тип (вид изменения)

Реквизиты документа (дата, № приказа)

Подпись лица, внесшего изменения







© 2010-2022