Из опыта работы

Из опыта работы. По-прежнему урок - основная форма учебно-воспитательного процесса. Чтобы научить учащихся по-настоящему работать на уроке, я постоянно пытаюсь совершенствовать его и на практике применять достижения педагогической науки и технологии. На начальных этапах изучения химии главное – заинтересовать учеников предметом, потому особенно важно научить их слушать и слышать учителя в течение всего урока . Умение слушать нельзя считать полностью сформированным, если у школьников нет устойчив...
Раздел Химия
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

20

Из опыта работыИз опыта работыИз опыта работыИз опыта работыИз опыта работыИз опыта работыИз опыта работыИз опыта работы.

По-прежнему урок - основная форма учебно-воспитательного процесса. Чтобы научить учащихся по-настоящему работать на уроке, я постоянно пытаюсь совершенствовать его и на практике применять достижения педагогической науки и технологии. На начальных этапах изучения химии главное - заинтересовать учеников предметом, потому особенно важно научить их слушать и слышать учителя в течение всего урока .

Умение слушать нельзя считать полностью сформированным, если у школьников нет устойчивого внимания. На уроках химии первостепенное значение для возникновения непроизвольного внимания, безусловно, имеет эксперимент и действие, как способ получения знаний. Но все же помня слова Д.Н.Писарева о том, что всякому действию должно предшествовать размышление строю урок так, чтобы ребята сами анализировали факты и явления, давали им оценку, классифицировали и обобщали их, формулировали свои мысли. Но как научить:

В одно мгновенье видеть вечность,

Огромный мир - в зерне песке,

В единой горсти -бесконечность

И небо в чашечке цветка...?

Уильям Блейк

Математики, литераторы, биологи могут на каждом уроке подчеркивать совершенство гармонии окружающего нас мира, мира геометрических симметрий и математических пропорций, звуковых орнаментов стихов и прекрасных узоров повествований. Ведь когда литераторы ведут речь об Анне Керн, они не выдают на «гора» ее антропометрические данные, а отражают в ее образе то, что давало вдохновение поэтам, композиторам.

Вот и я считаю необходимым научить ребят видеть в написании химических формул не только символы элементов, а нечто более важное. Например, оксид цинка ZnO. В природе это минерал цинкит. Порошок этого вещества пушистый и нежный, он хорошо задерживается в порах кожи, поэтому его используют в медицине как присыпки с вяжущим и подсушивающим действием, а также в производстве кремов и пудр. Применяемый в качестве пигмента, он придает белый цвет краске (цинковые белила). Особенности строения кристаллов оксида цинка позволяют ему выполнять функции полупроводникового материала и наполнителя в производстве линолеума.

Или CACO3 - карбонат кальция. В природе осадочные горные породы: мел и известняк метаморфизируются под большим давлением в недрах планеты и превращаются в мрамор.

Желание каждого учителя - привить интерес и любовь к предмету. Как бы ни проводился урок, поток информации, терминов, определений, формул создает перегрузку. Снять усталость, эмоционально настроить учащихся на дальнейшее восприятие учебного материала помогает музыкальное, художественное, литературное оформление урока химии.

Например, при изучении темы «Фосфор» я читаю отрывок из произведения Конан Дойля «Собака Баскервилей». Открытие периодической системы химических элементов было эффектом разорвавшейся бомбы. Ему удалось это сделать в результате десятилетней кропотливой работы, и он таблицу увидел во сне. Преподнося эту информацию, говорю о системе химических элементов в виде сказки А.С.Пушкина «У лукоморья».

Самое главное в работе учителя - умение передать свои знания, мысли, чувства. Каждый учитель практически ежедневно выступает как популяризатор науки. Мы имеем немало примеров, которые помогают совершенствоваться в этом направлении. Многих ученых и прошлого, и настоящего отличают точность, простота языка и ясность мысли. Вспомним, например, Д. И. Менделеева, В. И. Вернадского, которые умели увлечь слушателей чистым, ярким, образным, естественным языком. Лекции Д. И. Менделеева собирался слушать весь университет. Не только седьмая аудитория, в которой он читал курс лекций, но и прилегающие к ней помещения были переполнены студентами всех факультетов и всех курсов.

Профессор Б. П. Вейнберг писал: «Будь я музыкантом... думается, мог бы положить лекции Менделеева на музыку, и любой из тех, на чью долю выпало счастье слушать его, безошибочно узнал бы звуки этого мощного голоса, переходящего от ясного, слышимого в последнем углу шепотка, к громоподобным возгласам. Музыка речи заставляла угадывать характер мысли и окончательный вывод».

Студенты в тишине вслушивались в слова великого ученого, мастерски умевшего побудить в них стремление к знанию, заразить своей энергией и бодростью.

Чтобы так легко общаться с аудиторией, чтобы речь лилась свободно, живо, чтобы уметь импровизировать, надо быть не только профессионалом, но и всесторонне развитым человеком.

Книги и учебники Д. И. Менделеева также вызывали огромный интерес. Их приобретали люди, не имеющие прямого отношения к химии. В моей семье были литераторы, географы и инженеры, а в семейной библиотеке есть книги Д. И. Менделеева: «Основы химии», «К познанию России». «Вестник...» дореволюционного издания. Автор часто как бы вступает в диалог с читателем, он не пишет «мы», а высказывает свою точку зрения:

«Я сам хозяйничал в бО-х годах над землей и хлеб в изобилии умел производить; знаю даже, что... легко увеличить обычные у нас урожаи... даже в три и в четыре раза...»;

«Я лично убедился... что мы можем весь мир снабдить дешевейшим чугуном, железом и сталью»;

«В моей жизни мне пришлось принимать немалое участие в судьбах трех дел: нефтяного, каменноугольного и железнорудного - и... скажу, что, не будь разного рода стесняющих обстоятельств, ...мы могли бы залить нефтью весь свет...»

Чрезвычайно интересны письма Дмитрия Ивановича жене и дочери, которые написаны во время первой поездки ученого в Баку. Приведу отрывок из одного письма.

«К богатствам края... принадлежат источники нефти и газ, выходящий из земли. Нефть вытекает ключами вместе с соленой водой... Для сбора ее вырывают колодцы, роют ямы. Колодцы глубиною сажен 15-10. В день некоторые колодцы дают пудов 100 нефти. Эту нефть здесь жгут в лампах, ее везут в степи для смазки колес, отправляют в Персию в большом количестве... Нефть перегоняют. Чтобы перегнать нефть, устраивают большие кубы, в которых кипятят нефть и собирают пары, выходящие из куба... Чтобы нагревать нефть, для этого здесь употребляют газ, идущий из земли почти всюду, где идет нефть. Этот газ выделяется из земли, под которою разлагается дерево... Этот газ идет из земли во многих местах...»

В письме из Баку Д. И. Менделеев рассказывает жене об огнепоклонниках. Описание очень интересное и достоверное, научное и доступное каждому: Уже много столетий назад здесь, на этих огнях, поселились огнепоклонники, индийские выходцы, и построили свой монастырь... Вид в этом монастыре неподражаем. Белая каменная стена огораживает двор. Подле стены кругом кельи или лачуги чистые, убранные, обмазанные глиной. На жертвеннике горит огонь, то есть газ, рядом стоит, где и крест, и образ творца, и индийский идол, и бубен, и разные камешки. Молитва индийца (теперь один остался, красивый такой, в белой чалме, в белой одежде, с черной бородой) начинается тем, что он трубит во всю ивановскую в раковину, потом молится. Поливает водой жертвенник, курит ладаном, поет, садится на корточки, бряцает в бубны, молится за все народы и звания, угощает вас леденцами. Во внутренности двора много ям, обложенных камнем, в них горит огонь, поддерживаемый монахом. Горит газ, идущий из земли. Посреди двора в персидском и индийском стиле храм... с четырьмя возвышающимися по углам колоннами. Это трубы, ведущие газ из земли. На конце их газ зажжен и колышется по ветру... Внутри беседка, кругом яма, где также зажжен газ. Ночью картина неподражаема. Не только в монастыре, но и во многих местах кругом его горят огни. Здесь они служат для завода, сажен за сто отсюда на нем татары жгут известку, пекут хлебы...»

На уроках я часто цитирую Д. И. Менделеева и других ученых, учу детей восхищаться их живым русским языком. А на конференциях, которые мы проводим во внеурочное время, школьники сами выступают перед аудиторией, учатся великому искусству владеть словом, быть пропагандистами знаний
и идей.

Многолетний опыт работы подтвердил, что совершенствовать учебно-воспитательный процесс можно лишь при наличии учебно-материальной базы, которая постоянно пополняется и обновляется: оформляются стенды, альбомы, рисунки, таблицы, пишутся сценарии деловых и ролевых уроков. Используемые мною методы и организационные формы обучения формируют успешный учебный процесс. Наличие интереса к химии - необходимое, но недостаточное условие для приобретения учащимися умения пополнять свои химические знания. Этому способствуют самостоятельные работы с учебной литературой на уроке.

Научный прогресс предъявляет высокие требования к образованности специалистов. Любой современный человек должен обладать технологической, экологической и экономической культурой наравне с профессиональными знаниями, поэтому современная школа должна превратиться в центр, в котором ассимилируются и трансформируются информация о новых технологиях, сведения об уровне развития промышленности, исследованиях и открытиях в научном мире, становясь полезными для учащихся, которым предстоит вершить в ближайшем будущем судьбы своего города, региона или страны. Необходимо построить учебный процесс таким образом, чтобы выпускник школы имел четкое представление о социально-экономическом развитии региона, перспективных направлениях развития экономики, будущей профессии и получил возможность для формирования зачатков таких современных качеств профессионала, как высокая эрудиция, широкие мировоззренческие взгляды, технологичность мышления. Одним из направлений в достижении этих целей, несомненно, можно считать интеграцию знаний, а в частности систематическое проведение проектных уроков. На них интеграция знаний осуществляется за счет комплексного использования материала различных областей знаний и активного поиска новой информации, синтеза различных видов деятельности учащихся во время подготовки к занятию.

Из всех современных технологий мне больше всего нравится модульная система обучения. При ее использовании нет необходимости заставлять учащихся слушать учителя, насильно «вести за руку» при решении задач и выполнении упражнений. Уже несколько лет я провожу уроки с применением этой технологии. Разумеется, не сразу все складывалось гладко. И учащиеся не всегда были готовы работать самостоятельно, и времени на подготовку модульных уроков приходилось тратить слишком много. Но зато потом результат не разочаровал: даже самые слабоуспевающие и безразличные к учебе школьники стали проявлять заинтересованность в собственных достижениях, добиваться успеха.

Например, в 10 классе при изучении темы «Полисахариды. Крахмал и целлюлоза» я применяю систему модульного обучения.

МОДУЛЬ ПОЛИСАХАРИДЫ. КРАХМАЛ И ЦЕЛЛЮЛОЗА»

Интегрирующая цель: изучив содержание данного модуля, вы углубите свои знания об углеводах: будете знать строение крахмала и целлюлозы в сравнении, физические и химические свойства крахмала и целлюлозы, применение полисахаридов.

1.Входной контроль

Цель: определить исходный уровень знаний об углеводах (моносахаридах).

Задание: закончите предложения, вставив пропущенные слова. Работайте в тетрадях для контрольных работ.

Вариант I

  1. Моносахариды - это углеводы, которые...

  2. Углеводы образуются в клетках зеленых растений в...

  3. В состав ДНК входит углевод...

  4. Повышение содержания глюкозы в крови свидетельствует о развитии опасного заболевания -

  5. В составе молекулы глюкозы есть функциональные группы...

  6. Глюкоза как альдегид вступает в химические реакции с...

  7. В водном растворе глюкозы в динамическом равновесии находятся...

  8. Изомером альдегидоспирта глюкозы является...

  9. Как многоатомный спирт глюкоза вступает в реакцию с...

  10. Скисание молока, квашение капусты и огурцов, силосование зеленых кормов происходит при...

Вариант II

  1. Этанол образуется из глюкозы при...

  2. Глюкоза как альдегид вступает в качественную реакцию с...

  3. Углеводы образуются в клетках растений в процессе...

  4. Углеводы классифицируют на...

  5. Со свежеполученным гидроксидом меди (II) глюкоза образует...

  6. В живой клетке глюкоза является основным источником...

  7. В состав молекулы РНК входит углевод...

  8. При восстановлении глюкозы водородом образуется...

  9. Кристаллическая глюкоза состоит из...

  10. Углеводы классифицируют на...

2. Физические свойства крахмала и целлюлозы, их нахождение в природе и строение

Цель: самостоятельно получить знания о физических свойствах, нахождении в природе и строении крахмала и целлюлозы.

Последовательность действий

• Изучите соответствующий материал по учебнику Следующие вопросы обсудите в группе.

  1. Дайте сравнительную характеристику физических свойств крахмала и целлюлозы.

  2. В клетках каких организмов - растений или животных - и в каком процентном соотношении содержатся крахмал и целлюлоза?

  3. Назовите функции, которые выполняют полисахариды в клетках организмов.

  4. Сравните относительные молекулярные массы крахмала и целлюлозы. У какого вещества она больше? Почему?

  5. Чем отличаются крахмал и целлюлоза по строению? Что общего в их строении?

• Составьте в тетради таблицу.

Сравнительная характеристика крахмала и целлюлозы

ПРИЗНАКИ

Полисахариды

Крахмал

Целлюлоза

Общая формула Физические свойства Нахождение в природе Функции в клетке Структура Структурное звено



3. Химические свойства полисахаридов

Цель: изучить химические свойства полисахаридов и закрепить полученные знания.

Последовательность действий

• Внимательно прочитайте соответствующий материал в учебнике. Обсудите в группе следующие вопросы.

  1. При каких условиях происходит гидролиз полисахаридов? Составьте уравнение реакции.

2. Каким изменениям подвергаются крахмал и целлюлоза в пищеварительном тракте человека и животных?

Запишите уравнение реакции гидролиза крахмала. Переваривается ли целлюлоза в желудках большинства животных и человека? Почему?

  1. Какие химические свойства, обусловленные наличием гидроксогрупп, проявляют крахмал и целлюлоза? Каково практическое значение соединений, полученных в результате этих реакций?

  2. Напишите общую формулу целлюлозы с учетом строения структурных звеньев. Сколько гидроксогрупп в структурном звене?

  3. Кратко перечислите области применения сложных эфиров целлюлозы.

  4. Можно ли из крахмала получить волокна, а затем ткань? Почему?

  • По рисунку в учебнике опишите процесс получения ацетатного волокна.

  • Выполните упражнения на закрепление, выбрав уровень сложности.

Вариант I

  1. Поясните процесс образования молекулы целлюлозы из молекул глюкозы. Когда и где это происходит? Напишите соответствующее уравнение реакции. (3 балла.)

  2. Чем можно объяснить высокую прочность целлюлозы и ее нерастворимость в воде? Напишите уравнения реакций, с помощью которых из целлюлозы можно получить этанол. (4 балла.)

  3. Определите массу глюкозы, которую можно получить из крахмала массой 200 г, содержащего 5 % примесей, если выход глюкозы составляет 95 % от теоретически возможного. (5 баллов.)

  4. Напишите уравнения следующих реакций с участием целлюлозы: а) гидролиза; б) горения: в) нитрования избытком азотной кислоты. (5 баллов.)

  5. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить превращения (6 баллов):

СаС03 -С02 - глюкоза -целлюлоза -триацетилцеллюлоза -целлюлоза.

Вариант II

  1. Как в природе образуется целлюлоза? Запишите уравнения соответствующих химических реакций. В клетках каких организмов содержание целлюлозы очень велико? (3 балла.)

  2. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно из целлюлозы получить: а) уксусно-этиловый эфир; б) этанол: в) углекислый газ. (4 балла.)

  3. Какое общее химическое свойство присуще сложным эфирам, сахарозе и крахмалу? Ответ подтвердите уравнениями химических реакций. (5 баллов.)

  4. Определите массу этанола, который можно получить из еловых опилок массой 100 кг. содержащих 57 % целлюлозы. (5 баллов.)

  5. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения (6 баллов):

крахмал -глюкоза -этанол - уксусный альдегид -уксусная кислота -(CH3COO)2Mg.

Вариант III

  1. Африканские племена, индейцы, корейцы и китайцы довольно часто употребляют в пищу насекомых. Есть ли смысл в употреблении такой пищи? Почему? Какой полисахарид содержится в панцирях членистоногих? (3 балла.)

  2. По каким физическим свойствам можно отличить крахмал от пшеничной муки? (4 балла.)

  3. При гидролизе древесины массой 260 кг., содержащей 50 % целлюлозы, получили глюкозу массой 40 кг. Вычислите выход глюкозы в процентах от теоретически возможного. (5 баллов.)

  4. В четырех пробирках находятся растворы ацетата натрия, муравьиной кислоты, крахмальный клейстер, этнленгликоль. Как распознать эти вещества опытным путем? Составьте план решения и запишите возможные уравнения реакций. (5 баллов.)

  5. Составьте уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить превращения (6 баллов):

сахароза -глюкоза -целлюлоза

динитроцеллюлоза

сорбит крахмал глюконовая кислота

Вариант IV

  1. Как доказать, что в белом хлебе и сыром картофеле есть крахмал? Дайте полный ответ. (3 балла.)

  2. Как различить вещества, находящиеся в склянках без этикеток: а) порошок твердого мыла; б) мелко измельченная древесина; в) крахмал? Составьте план действий и запишите возможные уравнения реакций. (4 балла.)

  3. Этанол можно получить из сосновых опилок или из этана. Составьте уравнения реакций получения этанола из сосновых опилок (целлюлозы) и из этана. Как вы думаете, в каком случае этиловый спирт будет более чистым? Ответ обоснуйте. (5 баллов.)

  4. Определите массу глюкозы, которую можно получить из картофеля массой 262 кг, если массовая доля крахмала в нем 25 %, а выход глюкозы составляет 90 % от теоретически возможного. (5 баллов.)

  5. Осуществите превращения (6 баллов):

крахмал -глюкоза -С2Н5ОН -?

уксусная кислота

глюконовая кислота С02

4. Подведение итогов урока

Вспомните цель урока. Достигли ли вы поставленной цели? В какой степени? Подсчитайте набранные вами за урок баллы и оцените себя: 17-15 баллов - отметка «5», 14-10 баллов - «4». 9-6 баллов - «3», менее 5 баллов - «2». Проанализируйте свою работу на уроке и сделайте вывод. Сдайте тетрадь на проверку учителю.

Домашнее задание: повторите материал о полисахаридах по учебнику.

В обучении химии затруднения особенно часто возникают при решении расчетных задач по уравнениям химических реакций. Прежде всего, они вызваны тем, что химические расчеты требуют использования особой физической величины «количество вещества» и ее единицы «моль». Понимание физического смысла этой величины затруднено, так как она не имеет аналогии в других учебных предметах. Приборов для непосредственного измерения величины «количество вещества» нет. Можно измерить массу, объем, но не количество вещества в молях. Оно определяется опосредованно, расчетом. И это также затрудняет усвоение данного понятия.

Использование методики опережающего обучения позволяет в значительной степени решить проблему формирования понятия о количестве вещества и навыка решения расчетных задач по химии. Данная методика требует кардинальной перестройки классификации задач. Применяя методику опережающего обучения, мы отказались от сложившейся классификации задач по типам решений и предлагаем учащимся задачи крупными блоками, группируя их по количественным понятиям. Например, важнейшее количественное понятие - количество вещества и его единица моль, другим количественным понятием является масса, третьим - объем.

При рассмотрении блока расчетных задач я обучаю школьников использованию только одного количественного понятия. Так вводя понятие «количество вещества», я предлагаем решение задач по уравнениям химических реакций на вычисление:

• количества вещества реагентов и продуктов

В реакцию вступил алюминий количеством вещества 4 моль. По уравнению химической реакции 2А1 + 3S = Al2S3 определите количество образовавшегося при этом сульфида алюминия и количество серы, израсходованной в ходе реакции:

• количества вещества продукта реакции
по известному количеству вещества реагента;

  • определите количество вещества оксида магния, который получится при реакции 3 моль магния с кислородом.

• количества вещества продуктов, последовательно протекающих реакций

Кислород в лаборатории можно получать по реакции:

2КМn04 = К2Мn04 + МnО2 + О2.

Хватит ли кислорода, полученного из 0,2 моль перманганата калия, для сжигания 0,2 моль фосфора по уравнению:

4Р + 502 = 2Р205?

• Количества вещества продукта реакции, если одно из исходных веществ взято в избытке

Определите количество вещества оксида алюминия, который образуется при взаимодействии 4 моль алюминия и 3.5 моль кислорода.

• Количества вещества продуктов, параллельно протекающих реакций

Рассчитайте, в результате, какой реакции выделяется большее количество вещества кислорода в расчете на 1 моль исходного вещества:

202 = 2Н2 О +О2 или 2КСlO3= 2КС1 + 302.

• количества вещества по стехиометрическим схемам превращения веществ

Определите количество вещества продукта каждой реакции в цепочке превращений: Са -► СаО -►Са(ОН)2 -► СаС12. Используйте только понятие «количество вещества», не рассчитывайте массы веществ.

После того как различные типы задач проработаны с применением понятия «количество вещества», мы вводим расчеты с использованием понятия «масса». В качестве нового материала добавляется способ перевода физической величины «количество вещества» в физическую величину «масса». При этом снова повторяются все типы расчетных задач, что способствует закреплению алгоритмов решения задач каждого типа. Приведем примеры задач.

  • Вычислите массу оксида железа Fe304, образовавшегося при горении 0,3 моль железа в кислороде.

  • Вычислите массу оксида кальция, который образуется при разложении 2 моль карбоната кальция.

  • Вычислите массу алюминия, способного раствориться в серной кислоте массой 39.2 г.

  • Определите массу соли, которая получится в результате взаимодействия соляной кислоты с оксидом цинка, образовавшимся при окислении металла массой 130 г кислородом.

  • Определите массу продукта каждой реакции в цепочке превращений:

Са -- СаО -- Са(ОН)2 -- СаСЬ.

  • При взаимодействии 14.2 г хлора с 1 г водорода получен хлороводород НС1: а) определите массу полученного хлороводорода: б) какой газ останется в избытке и его массу.

  • При взаимодействии 10 г оксида магния с серной кислотой получен сульфат магния массой 26,4 г. Рассчитайте выход продукта реакции.

  • Образец натрия, который загрязнен оксидом, поместили в воду. Масса образца - 10 г, массовая доля оксида в нем - 8 %. Полученный водород сожгли в кислороде. Определите массу образовавшейся воды.

Затем переходим к расчетам с использованием понятия «объем» и снова повторяем все рассмотренные ранее типы задач, но уже с использованием нового количественного понятия. В качестве новой информации учащиеся воспринимают переход от величин «количество вещества» и «масса» к величине «объем» и обратно.

В ходе такой работы учащиеся успешно усваивают количественные химические понятия. При этом сокращается время обучения школьников решению расчетных задач, прочно закрепляются алгоритмы их решения и формируется целостное представление о химических расчетах. Данная методика допускает дозированную подачу материала по одной из трудновоспринимаемых учащимися тем, что способствует формированию навыка решения расчетных задач по уравнениям химических реакций в индивидуальном для каждого учащегося темпе.

Проверяя знания, скучно из урока в урок задавать учащимся однообразные вопросы, гораздо интереснее предложить им в качестве домашнего задания сочинить рассказ, сказку или стихи по теме. Когда на уроке школьники слушают своих товарищей, предлагаю им найти ошибки в сочинениях или продолжить их. Это активизирует учащихся и развивает их внимание, а в результате они более прочно усваивают материал.

Чтобы быстро проконтролировать выполнение домашнего задания, провожу химические диктанты «Согласны ли вы?..». В течение 5 мин зачитываю утверждения, а учащиеся должны ответить «да» или «нет». Например:

  1. Кислород - газообразное вещество.

  2. Молярная масса кислорода 16 г моль.

  3. Кислород двухвалентен.

  4. В одной молекуле воды содержатся два атома кислорода.

  5. Кислород количеством 2 моль имеет массу 64 г.

  6. В молекуле кислорода химическая связь ковалентная полярная.

7.В лаборатории кислород получают путем разложения воды

8. Кислород поддерживает дыхание и горение.

На уроках химии неизбежно возникает необходимость применения дополнительной литературы - энциклопедий, справочников, материалов из Интернета. Если учащимся просто дать задание подобрать материал по какой-то теме, то они скорее всего перепишут статьи из журналов, энциклопедий или принесут неоткорректированныи материал из Интернета, часто даже не понимая его содержания. Правильнее раздать на уроке заранее подготовленный текст и поставить перед учащимися конкретные задачи.

  • По изученному материалу составьте вопросы, которые помогут раскрыть содержание текста.

  • По изученному материалу составьте опорный конспект, который кратко передает содержание.

  • Выберите из текста предложения и термины, которые вам непонятны.

  • Составьте развернутый план ответа.

Для активизации мыслительной деятельности учащихся, повышения их интеллектуального уровня я активно применяю на уроках решение кроссвордов.

Использование кроссвордов в процессе обучения позволяет достаточно мягко, непринужденно активизировать познавательную деятельность учащихся, способствует повышению интереса к предмету, облегчает усвоение теминов, понятий и т. п. В целом это стимулирует творческую деятельность учащихся, увеличивает долю их самостоятельной работы в учебном процессе, а самостоятельная работа служит как источником устойчивых знаний и умений, так и способом их проверки, совершенствования и закрепления.

Обучающая роль кроссвордов заключается в том, что они позволяют в привычной для ребенка игровой ситуации интенсифицировать процесс усвоения новых знаний, а положительные эмоции, возникающие у школьников в процессе разгадывания кроссвордов. способствуют предупреждению их перегрузки, обеспечивают формирование коммуникативных и интеллектуальных умений.

Применение кроссвордов дает возможность осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся. Обычно хорошо успевающие ученики раньше срока заканчивают работу на уроке. Чтобы они не скучали и не мешали другим, им можно предложить небольшие кроссворды по данной теме.

Развивающая и организующая роль кроссвордов состоит в том. что при их решении учащимся приходится поработать с учебниками, пособиями, справочниками. словарями, энциклопедиями и т. д. Посещение библиотеки становится любимым и привычным занятием.

Спрашивая значения непонятных и неразгаданных слов, учащиеся непроизвольно заставляют родителей и других близких людей включиться в учебную деятельность детей, при этом открываются новые возможности для их интеллектуального общения. Таким образом, создаются условия для полноценного использования свободного времени, что имеет немаловажное значение для культурного развития общества.

Составление кроссвордов - дело непростое. Предметные кроссворды составить труднее, чем обычные, потому что запас слов ограничен определенной областью знаний. Еще труднее составить кроссворды по определенным разделам или темам отдельных учебных дисциплин. Однако именно такие кроссворды и представляют наибольший дидактический интерес, так как обеспечивают последовательность, непрерывность и систематичность в обучении.

При составлении кроссвордов необходимо придерживаться таких дидактических принципов, как научность содержания и доступность его для учащихся.

Для поддержания непрерывного интереса к разгадыванию кроссвордов важно разнообразить их формы, а это в основном означает использование различных форм загадывания слов. Чем больше придумано способов загадывания одного и того же слова, тем глубже и многостороннее будут знания учащихся, поскольку различные способы загадывания дополняют представления школьников о данном понятии.

Особенности химии предоставляют в этом смысле широкие возможности. Например, при составлении кроссвордов можно использовать расчетные задачи на определение химического элемента, простого вещества, соединения, минерала, молекулярной формулы и структуры органического вещества, т. е. задачи, разнообразные как по структуре, так и по способу решения.

Приведем два кроссворда, составленные с использованием расчетных задач. Следует иметь в виду, что при вписывании систематических названий органических соединений в клетки кроссворда цифры опускают, например вместо названия «2,2-диметилбутанол-1» нужно записать «диметилбутанол».

Большое значение в обеспечении более высокого уровня преподавания предмета и прочного овладения школьниками основ наук, повышения качества образования, воспитания и физического развития имеет единство урочной и внеурочной работы. Как составная часть учебно-воспитательного процесса, внеклассная работа выполняет функции обучения, воспитания и развития учащихся. Она способствует совершенствованию знаний и умений, полученных на уроках, позволяет эффективнее осуществлять профессиональную ориентацию. Особенно велика роль внеклассной работы в психолого-педагогическом изучении школьников, выявлении их интересов и склонностей.

В этих целях проводятся химические вечера, например, «Посвящение в химики» для учащихся 8 класса. «Хим-мат-шоу», интегрированный вечер «Израненная Земля». Внеклассные мероприятия оригинальны по форме и тем самым включают один из основных внутренних мотивов к изучению предмета интерес.

Конечно, большинство методических приемов очень специфичны и индивидуальны. Их использование определяется личностными качествами каждого учителя.

Но я убеждена, что недостаточно хорошо знать свой предмет, надо постоянно работать над своим голосом и дикцией (поскольку человеческий голос - сильнейший психологический раздражитель, который может вызывать и возбуждение и торможение деятельности головного мозга), совершенствовать мастерство общения (с уважением относиться к учащимся и видеть в каждом из них прежде всего человека со своими эмоциями и страстями ), хотя это трудно сделать, отбирать наиболее эффективные и рациональные формы и методы обучения, которые будут поддерживать интерес к химии на протяжении всего времени пребывания в стенах школы.

П.П.Блонский писал: «Можно быть педагогом, сделавшим только первый шаг, изучив свой предмет. Это минимум, не зная которого, никого ничему не научишь. Лучше быть педагогом, сделавшим второй шаг: изучив теорию обучения и воспитания детей. Но только тот педагог в самом истинном смысле слова, кто сделал и третий шаг: кто добыл очень серьезное образование, кто внимательно изучил ответ народа и школы, кто хорошо знает психологию, физиологию, философию, социологию, логику ». Я пытаюсь сделать третий шаг…



© 2010-2022