- Преподавателю
- Химия
- Рабочая программа 8 класс химия
Рабочая программа 8 класс химия
Раздел | Химия |
Класс | 8 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Носова Е.В. |
Дата | 17.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2
г. Воронежа
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Носовой Е. В.
I квалификационная категория
по учебному курсу
«Химия»
8 класс
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного (общего) образования 2014г. по предмету «Химия» программы курса «Химия для 8-9 классов общеобразовательных учреждений» Габриелян О.С.
2015 - 2016 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу химии для 8 класса разработана на основе примерной программы курса химии для 8 класса общеобразовательных учреждений М.: Дрофа, 2008, допущенной Министерством образования и науки РФ.
Рабочая программа по химии опирается на учебник - О.С. Габриелян. Химия 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2010.
И рассчитана на 70 учебных часа.
Формы промежуточной аттестации: срезовые работы (2), устные и письменные ответы, самостоятельные работы, тестовые задания и практические работы.
Контрольные работы по темам (4).
-
«Атомы химических элементов»
-
«Соединение химических элементов»
-
«Изменения, происходящие с веществами»
-
«Свойства растворов электролитов»
Практические работы(7).
-
«Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете.
Приемы обращения с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами»
-
«Наблюдения за изменениями, происходящими с горящей свечой, и их
описание» -
«Анализ почвы и воды»
-
«Признаки химических реакций»
-
«Приготовление раствора сахара и определение массовой доли его в
растворе» -
«Свойство кислот, оснований, оксидов, солей»
-
«Решение экспериментальных задач»
Форма итоговой аттестации: срезовая работа.
Цели:
-
освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
-
овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
-
развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
-
воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
-
применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде
-
Духовно - нравственное воспитание
Особенность программы состоит в том, чтобы сохранить высокий теоретический уровень и сделать обучение максимально развивающем, путем вычленения укрупненной дидактической единицы, в роли который выступает основополагающее понятие «химический элемент» и формы его существования.
Идеи курса:
-
материальное единство веществ природы, их генетическая связь;
-
причинно-следственные связи между составом, строением, свойствами и применением веществ;
-
познаваемости веществ и закономерностей протекания химических реакций;
-
объясняющая и прогнозирующая роль теоретических знаний для фактологического материала химии элементов;
-
конкретное химическое соединение представляет собой звено в непрерывной цепи превращений веществ, оно участвует в круговороте химических элементов и в химической эволюции;
-
законы природы объективны и познаваемы; знания законов химии даёт возможность управлять химическими превращениями веществ, находить экологически безопасные способы производства и охраны окружающей среды от загрязнения;
-
наука и практика взаимосвязаны: требования практики - движущая сила развития науки, успехи практики обусловлены достижениями науки;
-
развитие химической науки и химизация народного хозяйства служат интересам человека и общества в целом.
Особенностями курса является то, что весь теоретический материал курса химии для основной школы рассматривается на первом году обучения, что позволяет учащимся более осознанно и глубоко изучить химию элементов и их соединений. Такое построение программы даёт возможным развивать полученные первоначально теоретические сведения на богатом фактическом материале химии элементов.
Основное содержание курса химии составляют сведения о химическом элементе и формах его существования - атомах, изотопах, ионах, простых веществах и важнейших соединениях элемента (оксидах и других бинарных соединениях, кислотах, основаниях, солях), о строении вещества (типологии химических связей и видах кристаллических решёток), некоторых закономерностях протекания реакций и их классификации.
При составлении рабочей про граммы использован следующий учебно-
методический комплект.
-
О.С.Габриелян. Программа курса химии 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа 2008
-
Учебник. Габриелян О.С. Химия. 8 класс. - М.: Дрофа 2010
-
О.С. Габриелян, Н.П. Воскобойникова, А.В. Яшукова. Настольная книга учителя. Химия. 8кл.: Методическое пособие - М.: Дрофа, 2002.
В программу внесены изменения: в тему «Введение» внесен дополнительный час на решение задач и закрепление изученного материала, так как дети только начинают изучать химию, и испытывают затруднения. Практические работы вынесены из практикума 1 в соответствующие темы с целью экономии времени. Тема 2 уменьшена на1 час, а тема 4 увеличена на 1 час за счёт темы 2, так как дети испытывают трудности в написании уравнений реакции и решении задач по уравнениям реакций. Последняя тема также сокращена на час в связи с тем, что часть уроков приходится на праздничные дни.
Контрольные работы проводятся по основным темам. Химические диктанты, тесты позволяют быстро проверить усвоение знаний учащихся по конкретному материалу.
Учебно - тематический план
Название темы
Количество часов
Практические работы
Лабораторные опыты
Контрольные работы
Введение
5
Тема 1 Атомы химических элементов
10
1
Тема 2 Простые вещества
6
1
Тема 3 Соединения химических элементов
12
2
1
1
Тема 4. Изменения, происходящие с веществами
10
2
2
1
Тема 5. Практикум №1. Простейшие операции с веществом
5
5 в темах
Тема 6. Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов
17
3
1
Тема 7. Практикум №2. Свойства растворов электролитов
2
2
Резервное время
5
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения химии ученик должен:
Знать / понимать:
-
химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
-
важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;
-
основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
Уметь:
-
называть: химические элементы, соединения изученных классов;
-
объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;
-
характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;
-
определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;
-
составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева; уравнения химических реакций;
-
обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
-
распознавать опытным путем: растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы;
-
вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
безопасного обращения с веществами и материалами;
-
экологически грамотного поведения в окружающей среде;
-
оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
-
критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
-
приготовления растворов заданной концентрации.
Календарно - тематическое планирование
№ урока
Дата
Тема урока
Тип урока
Вид контроля
по плану
фактически
Введение (5)
1
5.09.15
Предмет химии, Вещества.
ИНМ
2
8.09.
Превращение веществ. Роль химии в жизни человека
К
3
12.09.
Знаки химических элементов. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.
К
4
15.09.
Химические формулы. Относительные атомная и молекулярная массы
К
ХД
5
19.09.
Решение задач на определение массовой доли элемента в веществе.
К
Тема 1. Атомы химических элементов. (10ч)
1/6
22.09.
Основные сведения о строении атомов.
ИНМ
2/7
26.09.
Изменения в составе ядер атомов химических элементов. Изотопы.
К
Х.Д.
3/8
29.09.
Строение электронных оболочек атомов
К
4/9
3.10.
Изменение числа электронов на внешнем электронном уровне атомов химических элементов
К
С.Р.
5/10
6.10.
Ионная химическая связь
К
6/11
10.10.
Ковалентная неполярная химическая связь
К
7/12
13.10.
Электроотрицательность. Ковалентная полярная химическая связь
К
8/13
17.10.
Металлическая химическая связь
К
9/14
20.10
Валентность. Повторение темы «Химическая связь»
ОСЗ
10/15
24.10
Контрольная работа по теме «Атомы химических элементов»
КЗ
К.Р.
Тема 2. Простые вещества. (6ч) +1ч.пр.р.
1/16
27.10
Металлы - простые вещества. Физические свойства металлов.
ИНМ
2/17
31.10
Неметаллы - простые вещества. Физические свойства неметаллов. Аллотропия.
К
С.Р.
3/18
10.11
Количество вещества.
К
4/19
14.11
Молярный объём газов
К
5/20
17.11
Урок - упражнение по теме «Количество вещества»
СЗУН
С.Р.
6/21
21.11
Обобщение и систематизация знаний по теме «Количество вещества»
ОиСЗ
К.Р.
1/22
24.11
Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Приёмы обращения с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами.
СЗУН
П.Р.
Тема 3. Соединения химических элементов. (12ч)
1/23
28.11
Степень окисления
ИНМ
2/24
1.12
Оксиды. Летучие водородные соединения.
К
С.Р.
3/25
5.12
Основания
К
4/26
8.12
Кислоты
К
тест
5 - 6/27-28
12.12
15.12
Соли. Л. О. Знакомство с образцами веществ различных классов
К
7/29
19.12
Аморфные и кристаллические вещества. Кристаллические решётки.
К
8/30
22.12
Чистые вещества и смеси. Практическая работа Анализ почвы и воды
К
ПР.
9/31
26.12
Массовые и объёмные доли компонентов смеси.
ИНМ
10/32
Расчеты, связанные с понятием «доля»
СЗУН
С.Р.
11/33
Расчеты, связанные с понятием «доля»
Практическая работа. Приготовление раствора сахара и определение массовой доли его в растворе.
СЗУН
П.Р.
12/34
Контрольная работа по теме «Соединения химических элементов»
КЗ
К.Р.
Тема 4. Изменения, происходящие с веществами. (10ч) +2 пр. р.
1 /35
Физические явления
К
2/36
Химические явления. Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения
К
Тест
3/37
Реакции разложения.
К
4/38
Реакции соединения
К
С.Р.
5/39
Реакции замещения
Л. О. Замещение меди в растворе хлорида меди (II) железом
К
6/40
Реакции обмена
Л. О. Получение углекислого газа взаимодействием соды и кислоты.
К
7/41
Типы химических реакций на примере свойств воды.
К
8 - 9/ 42-43
Расчёты по химическим уравнениям
К
10/44
Практическая работа. Наблюдения за изменениями, происходящими с горящей свечой, и их описание
СЗУН
П.Р..
11/45
Практическая работа. Признаки химических реакций
СЗУН
П.Р.
12/46
Контрольная работа по теме «Изменения, происходящие с веществами»
КЗ
К.Р.
Тема 6. Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов. (17ч)
1/47
Растворение. Растворимость веществ в воде.
ИНМ
2/48
Электролитическая диссоциация
К
3/49
Основные положения электролитической диссоциации
К
4/50
Ионные уравнения реакции
К
тест
5-6/51-52
Кислоты в свете ТЭД, их классификация и свойства.
Л. О. Реакции характерные для растворов кислот
К
7-8/53-54
Основания в свете ТЭД, их классификация и свойства.
Л. О. Реакции характерные для растворов щелочей.
К
9 -10/55-56
Оксиды, их классификация и свойства.
К
С.Р.
11-12/57-58
Соли в свете ТЭД, их классификация и свойства.
Л. О. Реакции характерные для растворов солей
К
13/59
Генетическая связь между классами веществ.
К
С.Р.
14-15/60-61
Окислительно - восстановительные реакции
ИНМ
16/62
Обобщение знаний по теме «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов»
ОСЗ
17/63
Контрольная работа по теме «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов»
КЗ
К.Р.
Тема 7. Практикум №2. Свойства растворов электролитов. (2ч)
1/64
Свойства кислот, оснований, оксидов, солей.
СЗУН
П..Р.
2/65
Решение экспериментальных задач
СЗУН
П.Р.
66
Резервное время
СЗУН
67
Резервное время
СЗУН
68
Резервное время
СЗУН
69
Резервное время
СЗУН
70
Резервное время
СЗУН
Учебно - методическое обеспечение и литература
Основная.
-
О.С.Габриелян. Программа курса химии 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа 2008
-
Учебник. О.С.Габриелян. Химия. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2010
-
О.С. Габриелян, Н.П. Воскобойникова, А.В. Яшукова. Настольная книга учителя. Химия. 8кл.: Методическое пособие - М.: Дрофа, 2002.
-
В.Г.. В.Г.Денисова Химия. 8 класс: Поурочные планы - Волгоград: Учитель,2004
-
Рябов М.А. Тесты по химии. К учебнику О.С.. Габриеляна «Химия. 8 класс» - М.: «Экзамен»,2005. Н.Е. Кузнецова, И.М. Титова и др. Химия. 8 кл. М.; Издательский центр «Вентана- Граф», 2002
-
Л.В. Комиссарова, И.Г. Присягина. Контрольные и проверочные работы по химии. К учебнику О.С.Габриеляна «Химия. 8 класс» - М.: Экзамен,2008
-
Е.Е.Минченков, Зазнобина Л.С., Смирнова Т.В. Химия: Учебник для 8 кл. средней общеобразовательной школы-М.: Школьная Пресса,2003
Дополнительная.
-
О.С. Габриелян, П.В. Решетов, И.Г. Остроумов. Задачи по химии и способы их решения. 8 - 9 классы - М.: Дрофа,2004
-
Гузей., В.В. Сорокин, Р.П. Суровцева. Химия 8кл.-М.:Дрофа,2001
-
Микитюк А.Д. Химия.8 класс. Практическое пособие - М.: Издат - Школа 2000 Ю. Ходаков Рассказы о веществах - невидимках.- М., 1957