- Преподавателю
- Химия
- Технологии дифференцированного обучения как средство повышения качества образования
Технологии дифференцированного обучения как средство повышения качества образования
Раздел | Химия |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Султангулова Л.П. |
Дата | 05.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Технологии дифференцированного обучения как средство повышения качества образования
Одним из ресурсов повышения качества образования является являются различные виды заданий, развивающие умения анализировать, ставить задачи, планировать, организовывать и корректировать свою деятельность. Создать условия для каждого ученика в соответствии с зоной ближайшего развития позволяют технологии дифференцированного обучения.
В модели «Уровневой дифференциации на основе обязательных результатов» В.В. Фирсова предлагается введение двух стандартов. Первый предполагает уровень, который должен достичь каждый ученик. Второй уровень обеспечивается интересующемуся, способному и трудолюбивому ученику. Пространство между уровнями обязательной и повышенной подготовки заполнено этапами деятельности, соответствующими уровням обученности: определять существенное и несущественное, воспроизводить материал, устанавливать причинно-следственные связи, применять на практике и в новых ситуациях. Добровольное прохождение по «лестнице» деятельности от обязательного к повышенному уровню способно обеспечить школьнику постоянное пребывание в зоне ближайшего развития.
Автор модели «Внутрипредметной дифференциации» Н.П. Гузик предлагает три типа дифференцированных программ, обеспечивающих овладение знаниями, умениями и навыками от репродуктивного до творческого уровня. Должна быть строгая преемственность. В каждой теме должен быть представлен обязательный минимум, который позволяет обеспечить логику изложения и создать цельную картину представлений.
Обобщая модели дифференцированного обучения, можно сделать следующие выводы:
-
Педагогу необходимо работать над содержанием учебного материала, определить его роль в учебном курсе, выделить особенное и единичное и обозначить значение данного знания в быту и в науке.
-
Создать типы заданий в соответствии с уровнями усвоения учебной информации. Определять уровни обученности:
-
Различение (Выдели, подчеркни, разнеси, найди, определи)
-
Запоминание (сформулируй, дай определение, перескажи)
-
Понимание (Установи зависимость, причину и следствие, определи соответствие)
-
Умение (выполни по образцу)
-
Перенос (Смоделируй, составь, найди ошибку)
-
Применять методики определения зоны ближайшего развития. Сначала формируется зона актуального развития в процессе первичного обучения, когда срабатывает память, внимание и мышление. Когда зона активного мышления достигнута, то подключается интеллект, формируется зона ближайшего развития. Если ученик устанавливает причинно-следственные связи, выполняет задание по образцу, можно говорить о понимании учебного материала. Когда возникают затруднения и подключается интеллект, то тогда обозначается зона ближайшего развития. (Предлагаются задания: повтори, напиши то, что ты услышал, установи зависимость или причинно-следственную связь, выполни задание по образцу).
-
Реализуя принципы технологии дифференцированного обучения, следует не забывать правила гуманистической педагогики: нельзя сравнивать успехи учеников друг с другом, необходимо проводить сравнение только с прошлыми успехами; создавать на уроках положительный эмоциональный фон, давать установку на успех; развивать то, что поможет ученикам реализоваться и ориентироваться в общественной жизни и учить учиться.
Литература:
1.Гроот Р. Дифференциация в образовании// Директор. 1994. №5
2.Грузик Н.П. Учить учиться. М., 1981
3.Фирсов В.В. Дифференциация обучения на основе образовательных стандартов. М., 1994.