Урок на тему Кислоты

Урок химии в 8 классе по теме «Кислоты» проводится в форме  увлекательного путешествия  в мир новых веществ.  Такая форма урока, использование ИКТ и проектных технологий, проблемно – исследовательские методы изучения материала, мультимедийная презентация, лабораторный опыт по теме "Действие кислот на индикаторы " позволяют эффективно достигать  цели урока,  расширяют кругозор, развивают интерес  к предмету, повышают учебную мотивацию обучающихся.   
Раздел Химия
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:






РАЗРАБОТКА УРОКА








«КИСЛОТЫ»






Автор: Т.В. Хиневич -

учитель химии

МОБУ Тюкалинский лицей

Тюкалинского района

Омской области










Класс: 8

Тема: «Соединения химических элементов»

Тема урока: «Кислоты»


Тип урока:

  1. по основной дидактической цели: изучение нового материала.

  2. по способу проведения и этапам учебного процесса: комбинированный.

  3. по форме проведения: урок - путешествие.

Цели урока:

  1. образовательные:

познакомить учащихся с новыми соединениями химических элементов,

принадлежащих классу кислоты

2. развивающие:

расширение кругозора и развитие интереса к предмету через информа-ционно - коммуникативные технологии

3. общеучебные:

а) учебно - организационные: составлять схемы, таблицы.

б) учебно - интеллектуальные: умения сравнивать, анализировать.

в) учебно - информационные: пользоваться компьютером.

  1. воспитательная: воспитание ответственности, бережливости, аккуратности.

Методы обучения:

  1. по характеру познавательной деятельности: объяснительно -иллюстра-

тивный, исследовательский, проблемно - поисковые: проекты

учащихся, лабораторная работа

2. по виду источника знаний: словесно - наглядные

3. по форме совместной деятельности учителя и учащихся: рассказ,

беседа

Средства обучения: таблицы, компьютерная сеть, медиа- проектор, презентация по теме «Кислоты», мультимедиа «Уроки химии»

Контроль результатов обучения:

а) по способу организации: индивидуальный

б) по способу подачи информации: компьютерный контроль

Ход урока:

  1. Актуализация знаний.

Учитель: На предыдущих уроках вы познакомились с бинарными соединениями, среди которых HCl, H2 S. Как вы считаете, эти соединения относятся к изученным ранее классам?

Учащиеся: Исходя из определения, нет.

Учитель: А к какому классу можем мы отнести эти соединения?

Учащиеся: Не известно.

Учитель: Чтобы разрешить это затруднение или проблему, давайте совершим путешествие в царство Кислот. Запишите в тетради тему урока «Кислоты».

2. Изучение нового материала.

Станция Определений

Учитель: Кислотами называют сложные вещества, молекулы которых состоят из атомов водорода и кислотных остатков.

Общая формула кислот такова: Н к.о. [1]

Давайте посмотрим, относятся ли неизвестные нам соединения к классу кислот?

Учащиеся: Исходя из определения, да это кислоты.

Станция Номенклатурная

Учитель: Давайте запишем примеры наиболее часто используемых на уроках химии кислот.

Формулы кислот

HF - фтороводородная , HCl - хлороводородная, HBr - бромоводородная,

HI - иодоводородная, HNO2 - азотистая, HNO3 - азотная

H2 S - сероводородная, H2SO3 - сернистая, H2SO4 - серная,

H2CO3 - угольная, H2Si O3 - кремниевая, H3P O 4 - ортофосфорная

Как вы считаете, от чего зависят названия кислот? [1] [2]

Учащиеся: Названия зависят от того, какие элементы входят в состав кислоты.

Станция Классификационная

Учитель: Простейшая классификация кислот делит их на бескислородные и кислородсодержащие. Исходя из формул, известных вам кислот, в тетради составьте схему их классификации с примерами.

Учащиеся: Схема классификации кислот.

КИСЛОТЫ

↓ ↓

бескислородные кислородсодержищие

HF, HCl, HBr, HNO2, HNO3 , H2SO3

H2 S H2 SO4 , H2 CO3 ,

H2 Si O3 , H3 P O 4

Учитель: Для того, чтобы правильно составить формулу кислоты нужно знать валентность кислотных остатков. Какова валентность к.о., таков и индекс у атома водорода. Поставьте в формулах кислот валентность к.о.

[1][2]

Станция Историческая

Учитель: Сейчас мы познакомимся с интересным проектом, который расскажет о происхождении и открытии первых кислот.

Проект № 1 «Происхождение и открытие кислот »

Считается, что самой первой известной кислотой была уксусная. О ней упоминается в древнейших рукописях. Само слово «кислота» произошло от латинского названия уксуса ацетум. Почему именно она объясняется очень просто. С древнейших времён люди разводили виноград и запасали впрок виноградный сок. При хранении в сосудах сок бродил, получалось вино. Иногда вино скисало и превращалось в уксус.

Серную кислоту человек знает около 1000 лет. В России она известна под названием «купоросное масло», потому что получали из веществ называемых купоросом. Соляная или хлороводородная кислота и азотная известны с 14 века.

Соляную кислоту называли соляным спиртом, а азотную - селитряной водкой. Сейчас эти названия кажутся странными и смешными, но для тех времён они были удобными. Сразу видно, что соляную кислоту получают из поваренной соли, а азотную - из селитры.

Сжигая фосфор и растворяя образовавшийся белый продукт в воде, англий-ский химик Роберт Бойль получил фосфорную кислоту.

Следующую кислоту - угольную впервые получил в конце 18 века английский химик Джозеф Пристли. Для этого он растворял в воде углекис-лый газ. [3]

Станция Исследовательская

Проект № 2 « Обнаружение кислот с помощью индикаторов»

Распознавать кислоты древние алхимики научились случайно. Однажды Роберт Бойль, изучая свойства соляной кислоты, случайно пролил её. Она попала на сине- фиолетовые лепестки фиалок. Спустя некоторое время лепестки стали ярко - красными. Это явление удивило ученого, и он провёл серию опытов с разными кислотами и цветами разных растений. Оказалось, что васильки, розы и некоторые другие цветы окрашивались в красный цвет.

Так были открыты индикаторы или в переводе с латинского «указатели» кислот. [3]

Учитель: Давайте и мы проведём своё исследование, результаты которого запишем в тетради.

Лабораторный опыт

«Действие кислот на индикаторы»

Цель: изучить действие кислот на индикаторы.

Ход опыта.

Аккуратно налейте в 3 пробирки по 0,5 или 1 мл кислоты и добавьте по нескольку капель индикатора. Для исследования возьмите следующие индикаторы: лакмус, метиловый оранжевый, фенолфталеин. Результаты оформите в виде таблицы.

Название индикатора

Окраска индикатора в кислой среде

Лакмус

Красная

Метиловый оранжевый

Красно - розовая

Фенолфталеин

Бесцветная

Исходя из цели опыта, сделайте вывод.

Станция Познавательная

Учитель: Следующий проект погрузит нас в мир интересного и увлекатель-ного.

Проект № 3 «Это интересно»

В природе встречается много кислот: в лимонах - лимонная, в яблоках -яблочная, в листьях щавеля - щавелевая и другие. Эти названия дал им после исследования настоев, полученных из корней и листьев шведский химик Карл Шееле. Муравьи защищаются от врагов, разбрызгивая капельки едкой муравьиной кислоты. Она же содержится в пчелином яде и в жгучих волосках крапивы. При скисании молока образуется молочная кислота. Она же получается и при квашении капусты и силосовании кормов для скота.

Считается, что название кислот произошло оттого, что все они кислые на вкус. Но в наше время среди кислот обнаружены вещества не только кислые, но и горькие (пикриновая кислота), и сладкие ( салициловая), и безвкусные (стеариновая). [3]

Станция Правил Техники Безопасности

Учитель: Чаще всего кислоты для работы нужны не концентрированные, а разбавленные. При смешивании с водой серной кислоты выделяется большое количество теплоты. Если воду вливать в серную кислоту, то вода, не успев смешаться с кислотой, может быстро закипеть и выбросить брызги на лицо, руки, одежду. А это очень опасно, потому что концентрированные кислоты обугливают кожу, ткани, и даже древесину. Образуются долго не -заживающие язвы, а в тяжелых случаях уродства и потеря зрения. [2]

Чтобы этого не случилось, нужно запомнить простое правило:

Сначала вода, потом кислота, иначе случится большая беда.

Станция Степеней Окисления

Учитель: зная правила расстановки степеней окисления, поставьте их в формулах кислот, написанных на доске.

HBr, HNO2, HNO3 , H2 SO3 , H2 S, H2 SO4

Аналогичное задание нужно выполнить в упражнении № 3 после параграфа 20.

Станция Диагностическая

ВУВ на «5»

  1. Из перечисленных соединений выписать формулы: а) оксидов

б) оснований в) кислот. Дать веществам названия.

HCl , Fe2O3 , K O H, H3P O 4 , Mg (O H)2, N O2 , Fe (O H)3, F 2O7 , H2Si O3

  1. Расставить степени окисления элементов во всех веществах.

СУВ на «4»

  1. Из перечисленных соединений выписать формулы: а) оксидов

б) оснований в) кислот. Дать веществам названия.

HF, N 2O3 , K O H, HNO3 , H2O, Mg (O H)2 , H2Si O3, Na2O

2. Расставить степени окисления элементов во всех веществах.

НУВ на «3»

  1. Из перечисленных соединений выписать формулы: а) оксидов

б) оснований в) кислот. Дать веществам названия.

Li 2 O, H I, Na O H , HNO2 , Al2 O 3 , H2 SO4

  1. Расставить степени окисления элементов во всех веществах.

3.Рефлексия.

Учитель: Ребята, кому понравилось сегодня работать на уроке?

Как вы считаете, достигли мы своей цели?

Что бы вам хотелось изменить в ходе урока?

4. Домашнее задание

НУВ параграф 20, задание № 4

СУВ параграф 20, задание № 4, расставить во всех веществах степени

окисления.

ВУВ составить кроссворд по теме.

Литература:

  1. П.И. Воскресенский «Справочник по химии», М, Просвещение, 1978г

  2. О.С. Габриелян «Химия 8 класс», М, Дрофа, 2005г.

  3. Б.В. Мартыненко «Кислоты - основания», М, Просвещение, 1988г.

6

© 2010-2022