• Преподавателю
  • Химия
  • ВОСПИТАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ХИМИИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

ВОСПИТАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ХИМИИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Раздел Химия
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ВОСПИТАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ХИМИИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

Быкова О.А.

Донецкая общеобразовательная школа I-III ступеней №89

ул. Кирова, 99, г. Донецк

e-mail: [email protected]

Земля не принадлежит нам-это мы принадлежим Земле.

Мудрость индейцев Сиу.

Во всем мире экологическое образование в настоящее время рассматривается как важнейшая мера предупреждения экологической катастрофы и является общепризнанным приоритетным направлением педагогических исследований.

Основная цель экологического образования - формирование экологического мышления, на основе активной жизненной позиции.

В настоящее время вследствие технического прогресса, урбанизации общества человек перестал ощущать себя и окружающую среду как единое целое в пределах биосферы. Он должен осознать, что его собственное выживание, существование как биологического вида является лишь элементом сохранения жизненных форм на Земле и не может не подчинятся объективным законам, управляющим биосферой. Диалектическое единство и борьба природы и общества является методологической основой формирования экологического сознания.

Рассматривая цели экологического образования учащихся можно определить

различные его уровни:

1. экологическое просвещение;

2. формирование экологического сознания;

3. развитие экологической культуры.

Первый уровень обеспечивает ориентацию учащихся в проблеме и соответствующие правила поведения, второй- предусматривает развитие категориального аппарата мышления учащихся, третий- развитие экологической культуры. Экологическое мышление складывается из комплекса качеств, которые необходимо воспитывать у ребенка: эстетическое восприятие окружающего, чувство прекрасного и прочные естественнонаучные знания. Именно поэтому естественные науки - биология, физика, химия - представляют особую важность. Переход экологических проблем в разряд глобальных проблем современности обусловливает необходимость ориентации на достижение третьего уровня -экологической культуры. Экологическое образование имеет межпредметный характер и является непрерывным процессом, осуществляющимся на протяжении всей жизни человека. В основу экологического образования должны быть положены методические подходы, активизирующие самостоятельную познавательную деятельность учащихся. Ведущая роль здесь должна быть отведена активным методам обучения: дискуссиям, ролевым и имитационным играм, исследовательской работе, связанной с решением задач, экскурсиям. Все эти методы, пробуждая мыслительную активность, дают учащимся багаж прочных знаний, приобретенных в результате личного опыта. Дискуссии, деловые игры и другие методы коллективного активного обучения обогащают также опытом социального общения. Многообразие точек зрения на одну и ту же проблему учит спорить, отстаивать свою точку зрения. Экологическая культура в условиях школьного образования может формироваться только на основе интегрированного подхода. Механизм интеграции предусматривает изучение экологических проблем в системе «природа - наука - производство - общество - человек», охватывающей все уровни взаимодействия «природа-человек». Такой подход обеспечивает формирование у учащихся целостного восприятия мира. Основной задачей учителя химии является формирование таких понятий, как химический элемент, химическое вещество, химическая реакция и химическое производство. Каждое из названных понятий тесно связано с системой экологических понятий, а именно, с понятиями окружающая среда, живой организм (человек, животное, растение), экологические факторы, экологическая система и биосфера. Параллельно с ними следует разбирать природоохранные понятия.

В процессе экологического воспитания следует постоянно подчеркивать роль и возможности человека, его влияние на окружающую среду, а также на воспитание личности. Учитель наряду с образовательной задачей на каждом уроке, прямо или косвенно призван решать вопросы воспитательного характера. Он должен систематически формировать экологическое мировоззрение, представляя человека как продукт природы, как систему, находящуюся во взаимодействии с природой, воздействующую на природу и зависящую от природы. Кроме теоретических знаний учитель химии должен формировать практические навыки, используя задачи с природоохранным содержанием, используя химический эксперимент. Если в процессе обучения учащийся научится понимать то, что от человека зависит его настоящее и будущее, сохранность природной среды, здоровье всего общества можно считать, что цель экологического воспитания достигнута.

Подготовила учитель химии, высшей категории Быкова О.А.

© 2010-2022