Воспитание навыков труда в учебной деятельности школьников

В процессе обучения учащиеся закрепляют навыки и умения учебного труда, которые являются общими, необходимыми и для других предметов: работа с учебником, справочной литературой, интернет - ресурсами, конспектирование и составление тезисов прочитанного, составление рефератов, мини-проектов; эстетическое оформление практических и лабораторных работ; самостоятельные работы, постановка вопросов и построение ответов на них. В статье описан ряд вышестоящих вопросов, являющихся актуальными и необходим...
Раздел Химия
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Воспитание навыков учебного труда у учащихся на уроках химии

В школьном курсе химии предусмотрено научить учащихся наблюдать и анализировать химические явления, строить правильные заключения на основе наблюдений, решать задачи таким образом, чтобы у ученика была сформирована последовательность обязательных действий, делать сравнения вновь изучаемых веществ и явлений с ранее изученными и составлять их химические характеристики, строить ответы на поставленные вопросы в правильной логической последовательности. Кроме того, на уроках химии учащиеся овладевают умениями и навыками лабораторного эксперимента, соблюдая правила техники безопасности. Наряду с этим, в процессе обучения учащиеся закрепляют навыки и умения учебного труда, которые являются общими, необходимыми и для других предметов: работа с учебником, справочной литературой, интернет - ресурсами, конспектирование и составление тезисов прочитанного, составление рефератов; эстетическое оформление практических и лабораторных работ; самостоятельные работы, постановка вопросов и построение ответов на них.

Я не смогу в одной статье осветить все перечисленные вопросы, а поэтому остановлюсь на тех, которые, на мой взгляд, в практике школы в настоящее время являются актуальными и необходимыми для выполнения задач, стоящих перед школой.

Важным при организации учебного труда школьников является четкое определение цели работы, которую учащиеся должны выполнить при проведении, пусть даже и небольшого, эксперимента. Поэтому при выполнении заданий экспериментального характера я приучаю школьников подходить к решению поставленной проблемы поэтапно. Поэтапное выполнение школьного эксперимента способствует выработке у учащихся навыков организованного труда, развитию у них элементов научного исследования. Например, при решении экспериментальной задачи «доказать опытным путем, что в состав соляной кислоты входят водород и хлор» можно проводить по этапам:

1. Выделить тот основной вопрос, который содержится в задании, т.е. наметить цель, которую необходимо достичь при выполнении данного задания.

2.Выбрать из имеющихся реактивов те, которые необходимы для проведения данного эксперимента.

3. Провести эксперимент, с целью доказательство того, что в состав соляной кислоты входят водород и хлор.

4. Сделать вывод, анализируя полученные результаты.

5. Доказать правильность своего вывода.

После проведения такой экспериментально-эвристической работы, каждый учащийся получает дополнительно контрольное задание. Таким образом, знания, полученные путем самостоятельных выводов, закрепляются практически.

Аналогическую работу я провожу с учащимся по всем темам курса, которые позволяют сформировать у ребят навыки сознательного выполнения эксперимента и умения делать самостоятельные выводы, обобщать и аргументировать их. Например, учащимся даю такие проблемные задания:

1. В трех пробирках находятся сульфат, сульфит и сульфид. Используя только один реактив, определите, в какой пробирки находится каждое из указанных веществ.

2. Как очистить химическим способом железный гвоздь от ржавчины? Сделайте это, докажите правильность предложенного способа.

3. Опытным путем подтвердите, что оксид магния относиться к основным оксидам.

Практическое закрепление полученных теоретических знаний по химии может быть эффективно организованно и при решение расчетных задач. Известно, что при изучение химии учащихся испытывают некоторые затруднения при расстановки коэффициентов в уравнениях химических реакций. Объясняется это тем, что у школьников не сформирована последовательность обязательных операций при написании химических уравнений. Поэтому я составила две памятки (алгоритма), предусматривающие выполнение основных операций при решение задач.

В памятке №1 отражена последовательность обязательных действий при составлении уравнений:

1. Записать схему уравнения химической реакции.

2. Подсчитать количество атомов каждого элемента в левой и правой частях уравнений.

3. Подобрать коэффициенты, уравнивающие количество атомов элемента в левой и правой частях равенства.

4. Произвести проверку, используя закон сохранения массы веществ.

5. При равенстве суммы масс веществ, вступивших и получившихся в результате реакции, заменить стрелку знаком равенств.

В памятке №2 отражаен алгоритм действий при решении расчетных задач:

1. Прочитать условие задачи и выделить основную мысль-вопрос.

2. Составить план решения задачи: написать уравнение реакции, расставить коэффициенты, дать числовые обозначения веществам.

3. Произвести необходимые действия по уравнению химической реакции.

4. Сделать вычисления (провести необходимые математические операции).

5. Записать обоснованный ответ, полученный при решении задачи.

Формирование у учащихся навыков культуры учебного труда на уроках химии осуществляется в процессе использования принципов сравнения вновь изучаемых веществ с ранее изученными, анализа свойств этих веществ, составления характеристик их в виде обобщений и выводов с доказательствами и аргументацией. Поэтому на каждом уроке я стремлюсь, чтобы ученики, получая новые сведения, совершенствовали прежние, сравнивали вновь изучаемое вещество с ранее изученными и приобретали навыки и умения составлять химические характеристики изучаемых веществ.

Так, при изучении темы «Галогены» предлагаю на основании положения галогенов в периодической системе составить химические характеристики элементов. Работая над выполнением этого задания, учащиеся, приходят к следующим выводам:

1. В группу галогенов входит фтор, хром, бром, йод и астат; их общие свойства объясняются одинаковым строением наружного электронного слоя.

2. По мере увеличения заряда атомного ядра закономерно изменяются физические и химические свойства элементов и их соединений. Так фтор - трудно сжижающий газ, хлор - легко сжижающийся газ, бром - жидкость, йод - твердое вещество.

3. Реакционная способность в ряду галогенов с увеличением порядкового номера падает. Поэтому предыдущий элемент вытесняет последующий из его соединений с водородом и металлами: фтор вытесняет из соединений все галогены, хлор вытесняет бром и йод, а бром вытесняет только йод. Учащиеся также отмечают, что все водные растворы водородных соединений - кислоты, причем сила кислоты возрастает с увеличением положительного заряда атома.

Как показывает опыт, описанная система работы по развитию навыков учебного труда в процессе преподавания химии оказывает большое влияние на уровень знаний учащихся, а главное, на умение применять их на практике. Значительно повышается интерес к изучению химии.

Используемые интернет-ресурсы:

1. uchebnikionline.com/pedagogika/pedagogika_-_fitsula_mm/naukova_organizatsiya_pedagogichnoyi_pratsi.htm

2. ru.wikipedia.org/wiki/Научная_организация_труда

3. dslib.net/obw-pedagogika/problema-nauchnoj-organizacii-truda-uchawihsja-v-otechestvennoj-pedagogike-v-60-80-e.html

4. pinimc.org.ru/index.php?id=800:2014-04-22-12-06-04&Itemid=14&option=com_content&view=article


© 2010-2022