- Преподавателю
- Химия
- Урок Вода. Методы определения состава воды
Урок Вода. Методы определения состава воды
Раздел | Химия |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Стулень О.Г. |
Дата | 10.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
КОНСПЕКТ УРОКА
(8 класс)
ВОДА. МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СОСТАВА ВОДЫ - АНАЛИЗ И СИНТЕЗ. ВОДА В ПРИРОДЕ И СПОСОБЫ ЕЕ ОЧИСТКИ. АЭРАЦИЯ ВОДЫ
Тема. Вода. Методы определения состава воды - анализ и синтез. Вода в природе и способы ее очистки. Аэрация воды.
Цели урока:
- сформировать представление учащихся об анализе и синтезе на примере изучения состава воды;
- сформировать представление учащихся о способах очистки природной воды.
Основные вводимые понятия:
- анализ;
- синтез;
- аэрация воды;
- эвдиометр.
Основные виды деятельности учащихся:
- знать и уметь применить методы определения состава сложного вещества;
- уметь объяснить, с какой целью применяют тот или иной способ очистки воды;
- выступать с сообщениями, сопровождаемыми презентацией;
- самостоятельно разрабатывать презентации на заданную тему.
Структура урока
I. Организационный этап.
II. Актуализация опорных знаний.
Урок начинается с загадок №1, №2, №3, №4, №5, №6.
Предполагаемые ответы учащихся - ключевое слово - вода.
Затем беседа по вопросам:
1. Назовите химическую формулу воды.
2. Укажите качественный и количественный состав воды.
3. В каких трех агрегатных состояниях может находиться вода?
III. Изучение нового материала.
План
1. Общая характеристика воды.
2. Состав воды.
- рассказ учителя о выводе химической формулы воды.
При разложении воды электрическим током образуется 2 объема водорода и 1 объем кислорода.
1л водорода имеет массу 0,089 г.
1 л кислорода имеет массу 1,429 г.
Тогда соотношение масс образующихся веществ будет таким:
0,089 2 : 1,429 = 1 : 8
В молекуле воды не может быть менее 1 атома кислорода (16 а.е.м.). Следовательно, на 16 а.е.м. кислорода в воде приходится 2 а.е.м. водорода, что соответствует двум атомам водорода.
Количественный состав воды: H2O.
3. Методы определения состава воды - анализ и синтез.
- анализ - метод определения состава воды путем разложения ее на более простые вещества («анализис» - греч. разложение).
- синтез - метод получения сложных веществ из более простых («синтезис» - греч. соединение).
Водород реагирует с кислородом в соотношении масс 1:8, при этом образуется вода. Химическая формула которой H2O.
- Рассмотрите в учебнике на стр. 104 рисунок 40 (общий вид эвдиометра).
Эвдиометр:
- толстостенная трубка с делениями;
- трубка закрыта пробкой с вставленными в нее медными проводниками;
- трубку заполняют дистиллированной водой и опускают открытым концом в сосуд;
- в эвдиометр вводят 2 объема кислорода и 2 объема водорода;
- свободные концы проводников соединяют проводами с индукционной катушкой, а катушку - с источником электрического тока;
- между сближенными концами проволочек проскакивает искра и происходит взрыв; - вода в трубке эвдиометра поднимается на 3 деления;
- остается 1 объем газа, в котором тлеющая лучинка вспыхивает - это кислород.
4. Физические свойства воды.
- учащиеся самостоятельно изучают физические свойства воды по учебнику (стр. 104).
5. Вода в природе и способы ее очистки.
- просмотр презентаций и заслушивание сообщений «Вода в природе».
- учащиеся знакомятся со схемой водоочистительной станции по учебнику (стр. 105, рис.41).
- рассказ учителя о способах очистки воды в лаборатории и в промышленности - перегонке, дистилляции и аэрации.
Затем рассматриваются причины загрязнения воды в природе - сточные воды промышленных предприятий, сточные бытовые воды, аварии на морях и океанах).
IV. Закрепление изученного материала.
Выполнение тестовых заданий по вариантам.
V. Домашнее задание: прочитать П. 31(с.103-106), выполнить упр.3, 4 (с.106), 5* (с.106) - для сильных учащихся.
- подготовить сообщение на тему «Вода - растворитель».
VI. Подведение итога урока.