Конспект урока по химии на тему Соли

Урок по химии в 8 классе.    Тема «Соли» Цели: Систематизировать и скорректировать знания о солях, их составе, классификации, способах получения, о химических свойствах. Сформировать представление о применении солей. Задачи урока:  закрепить знания о солях, рассмотрев их состав, строение и номенклатуру содействовать самостоятельному поиску решений при работе с незнакомым материалом Оборудование: Учителю - компьютер с мультимедийным проектором, интерактивная доска, Ученикам:  Пищевая сода, раст...
Раздел Химия
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Мичурина Альбина Николаевна 273-053-315

Урок в 8 классе по теме «Соли»

Цели: Систематизировать и скорректировать знания о солях, их составе, классификации, способах получения, о химических свойствах. Сформировать представление о применении солей.

Задачи урока: закрепить знания о солях, рассмотрев их состав, строение и номенклатуру содействовать самостоятельному поиску решений при работе с незнакомым материалом

Оборудование: Учителю - компьютер с мультимедийным проектором, интерактивная доска,

Ученикам: Пищевая сода, раствор поваренной соли, мел, уксусная кислота, минеральная вода, содержащая ионы серебра, инструкционные карты по проведению лабораторного опыта, текст для каждой группы.

Ход урока:

Здравствуйте, ребята! Я Мичурина А.Н. и сегодня у нас с вами урок химии. Пусть эмблемой нашего урока будет Солнце, т.к. оно является основой жизни на нашей планете (слайд 1). А в химии тоже есть своё химическое «солнце». Мы с вами попытаемся определить, что же является этим самым «солнцем». Представьте себе, что вы вошли в пещеру. Сверху словно сосульки свисают сталактиты, а со дна пещеры поднимаются сталагмиты. Всё похоже на царство Снежной Королевы. Это чудо образуют карбонаты. (слайд 2)

Давно Данила-мастер бродил по подземному царству Хозяйки Медной горы. Из всех сокровищ, которые она готова была ему отдать, он попросил только малахит. (слайд 2)

Без чего мы с вами не можем представить обеденный стол? (без поваренной соли). (слайд 2)

Без чего не будет пышного торта (без пищевой соды). (слайд 2)

Что объединяет все эти вещества? (всё это соли).

Открываем тетради и записываем тему урока: «Соли». Сегодня мы научимся классифицировать соли по их составу и уточним области применения солей.

Что вы ещё знаете о солях? (образуются при взаимодействии кислот с металлами, основаниями, кислотными оксидами)

Какие вы знаете соли? (формулы, названия).

А теперь запишем формулы солей, о которых шла речь ранее и проанализируем их состав.

Карбонат кальция CaCO3 (металл + кислотный остаток) (мел, мрамор, известняк и др.)

Хлорид натрия NaCL (металл + кислотный остаток) (поваренная соль)

Гидроксокарбонат меди (CuOH)2CO3 (металл+гидроксогруппа+кислотный остаток) (малахит)

Гидрокарбонат натрия NaHCO3(металл + водород + кислотный остаток) (пищевая сода)

Мы подошли с вами к понятию классификация солей. (слайд 3)

Задание для закрепления: Распределите предложенные соли по их составу и назовите их (КNO3BaOHCL LiHSO3 )

-соли бывают разные по составу.(выбери лишнего)

CuCl2 Mg(NO3)2KHS

(FeOH)2SO4NaF AlOHCO3

CaOHCL SnHPO4 Ba(HCO3)2

Не зря вас разделили на группы. Вы сейчас получите ватман, фломастеры и текст (см. Приложения 1,2,3). Вам нужно прочитать и проанализировать текст, затем на ватмане составить презентацию соли, про которую идет речь в тексте. При составлении презентации акцентируйте внимание на формулу, состав, свойства, способы получения, применение.

Информации очень много. Естественно знать всё невозможно, да и не нужно. Порой мы даже и не задумываемся о том, что во многих привычных действиях используем химические свойства солей. Не говоря уж про химическое производство. Давайте попробуем рассмотреть несколько примеров, с которыми можно столкнуться в разных ситуациях. Перед вами инструктивные карточки, реактивы. Проведите, пожалуйста, эксперимент, и продемонстрируйте нам всем результат. Скажите, для чего можно использовать эту реакцию.

Инструктивная карточка№1.

К раствору хлорида натрия прилейте минеральную воду, содержащую ионы серебра. Появление белого осадка свидетельствует о содержании ионов серебра в предложенном образце минеральной воды. Этим способом можно установить соответствие записи на этикетке и содержимого. (слайд4)

NaCL+АgNO3-----> АgCL+NaNO3

Инструктивная карточка№2.

К пищевой соде прилейте раствор уксусной кислоты. Вы наблюдаете бурное выделение углекислого газа. Именно благодаря этой реакции и поднимается тесто при выпечке. (слайд 4)

NaHCO3+ CH3COOH ---> CH3COONa + H2O + CO2

Инструктивная карточка№3.

На кусочек мела капните немного уксусной кислоты. Вы наблюдаете бурное выделение углекислого газа. Этой реакцией можно определять подлинность мраморных изделий, т.к. в состав мела и мрамора входит карбонат кальция. (слайд 4)

СаСО3+2СН3СООН ----->(СН3СОО)2Са+Н2О+СО2

Следующая ситуация. Представьте, что вы работаете экономистом на химическом предприятии. Вам нужно выбрать какое сырьё выгоднее использовать. (слайд 4)

В пищевой соде и в хлориде натрия содержится натрий. Рассчитайте, в каком соединении массовая доля натрия больше и какую из этих солей экономически выгоднее использовать для получения металлического натрия.

Решение:М(NaCL )=58,5 г/моль w(Na)=23/58,5=0,39 или 39%

М(NaHСО3)=84 г/моль w(Na)=23/84=0,27 или 27%

Следующая ситуация вам более близка, т. к. с удобрениями мы сталкиваемся часто. На странице 112 задача №1. В каком удобрении больше содержание азота.

Решение: М( NaNO3)=23+14+16*3=85г/моль w(N)=14/85=0,165 или 16,5%

М(NH4NO3)=14+4+14+16*3=80г/моль w(N)=28/80=0,35 или 35%

М(NH4)2SO4 =(14+4)*2+32+16*4=132г/моль w(N)=28/132=0,21 или 21%

Мы убедились, что соли имеют большое практическое значение. Применяются в разных отраслях народного хозяйства. (слайд 5)

Итак, что же вы сегодня узнали нового о солях?

- зная формулу соли можно просчитать экономическую выгодность использования.

-зная свойства солей можно определить их наличие в разных изделиях.

-уточнили области применения солей.

Доказали ли мы с вами, что соли являются своеобразным «солнцем» химии? Последняя схема показывает, что соли используются во многих отраслях н.х. Позже вы неоднократно будете убеждаться, в том, что какой класс химических веществ вы бы не изучали, обязательно будет связь с солями. На солях смыкаются все классы органических и неорганических соединений. Знаем мы о принадлежности вещества к классу солей или не знаем, но многие из окружающих нас веществ являются солями. Не зря у слов соль и солнце один корень.



© 2010-2022