Конспект урока по химии «Все о мыле и СМС с точки зрения химика»

"Описание материала: Урок обобщения и систематизации знаний. Рассматривают практический аспект использования мыла и СМС. Подготовительный этап к уроку включает формирование групп учащихся, определение темы и плана мини проектов, на которое направлено исследование. Опираясь на теоретические знания, учащиеся, определяют зависимость химических свойств, состав и строение мыла и СМС с их практическим значением. Особое внимание уделяется исследованию влияния мыльного раствора и СМС на кожу человека, определение положительного и отрицательного воздействия мыла и СМС на окружающую среду. В ходе урока решаются многие задачи: научить устанавливать причинно - следственные связи, формирование навыков выполнения лабораторного практикума, воспитание культуры умственного труда, самостоятельности и логичности в рассуждениях.
Раздел Химия
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Мартукская средняя школа № 1

Гришко Тамара Николаевна

учитель химии и биологии

Урок обобщения и систематизации знаний. Рассматривают практический аспект использования мыла и СМС. Подготовительный этап к уроку включает формирование групп учащихся, определение темы и плана мини проектов, на которое направлено исследование.

Опираясь на теоретические знания, учащиеся, определяют зависимость химических свойств, состав и строение мыла и СМС с их практическим значением.

Особое внимание уделяется исследованию влияния мыльного раствора и СМС на кожу человека, определение положительного и отрицательного воздействия мыла и СМС на окружающую среду.

В ходе урока решаются многие задачи:

научить устанавливать причинно - следственные связи между составом и свойствами, способствовать развитию умений отбирать нужную информацию из разных источниках, анализировать, оформлять полученные результаты.

Развитие познавательного интереса у учащихся.

Урок - творческий отчет на тему: «Все о мыле и СМС с точки зрения химика».

Девиз: «Не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и искусном применении того, что знаешь».

Цель: Обобщение и систематизация знаний по теме.

Задачи:

Образовательные: расширить представления о мылах и СМС, исследование влияния мыльного раствора на кожу человека, закрепить знания учащихся о зависимости химических свойств и применение веществ от их состава и строения, показать практическое значение знаний о моющих средствах.

Развивающие: научить устанавливать причинно - следственные связи между составом и свойствами, способствовать развитию умений отбирать нужную информацию из разных источниках, анализировать, оформлять полученные результаты.

Развитие познавательного интереса у учащихся.

Воспитательные: расширение кругозора учащихся, воспитание культуры умственного труда, самостоятельности и логичности в рассуждениях.

Формирование компетентностей:

  1. В сфере самостоятельной деятельности.

  2. Способность приобретения знаний из различных источников информации.

  3. В бытовой сфере.

Подготовительный этап.

  1. Обсуждение с учащимися плана работы, возможных источников информации.

  2. Формирование групп для проведения теоретических и практических исследований.

  3. Выбор творческих названий проектов.

  4. Обсуждение плана работы.

  5. Консультации учителя.

6. Подготовка школьниками презентаций по отчету о проделанной работе.

I Организационный момент.

II Психологический настрой.

Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел проверить его. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: Скажет живая - я ее умертвлю, скажет мертвая - выпущу. Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».( видеоролик)

«Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие»- так определил роль химии в нашей жизни великий русский ученый - химик М.В. Ломоносов. В 2011 году отмечается 300 лет со дня рождения этого великого ученого. Его крылатые слова не потеряли актуальности и сегодня. Трудно представить развитие промышленности без металлов, сельское хозяйство - без удобрений, а наша повседневная жизнь немыслима без моющих средств.

Цель нашего урока: обобщение и систематизация знаний о строении и свойствах моющих веществ, на которых основано их применение.

I Мотивация.

1. Приготовить рецепты «слоеного пирога»

а) бутилоцитат

б) этилформиат

Отрывок из романа Ж.Санд "Консуэло":

"А наивысшей гармонией ей казался аромат… Погруженная в сладкие мечтания, Консуэло словно слышала голоса, исходившие из каждого прелестного венчика. Роза мечтала о страстной любви, лилия - о небесной непорочности, а крошечная фиалка шептала о радостях простой, скромной жизни".

Сложные эфиры имеют приятные запахи, и эти запахи и ощущала Консуэло.

Почему речь идет о сложных эфирах? Какое отношение имеют эти вещества к теме нашего урока?

2. Укажите формулы моющих средств.

Классификация моющих средств

Твердые мыла Жидкие мыла Синтетические моющие средства

С17Н35СООNа С17Н35СООК ВО-SO-ONa

3. Вам пришлось стирать темные вещи с мылом в жесткой воде. После стирки и полоскания на них остался «седой» налет. Как его устранить?

17Н35СООNа + Са(НСО3)2 = (С17Н35СОО)2Са↓ + 2NaНСО3

стеарат Са

(Комментарии учителя: от него можно избавиться, если прополоскать вещи в слабом растворе уксусной кислоты).

17Н35СОО)2Са + 2СН3СООН → 2С17Н35СООН + (СН3СОО)2Са

4. «Тут и мыло подскочило

И вцепилось в волоса,

И юлило. И мылило,

И кусало, как оса»

Какое произведение К. Чуковского посвящено данной теме?

- Ну, а, почему оно кусало как оса?

(Т.к. мыло образуется в ходе реакции щелочного омыления, то большинство его сортов имеет щелочную реакцию водного раствора и оказывает раздражающее действие на сухую и чувствительную кожу).

С17Н35СООН + NаОН → С17Н35СООNа + Н2О

С17Н35СООNа + Н2О → С17Н35СООН + NаОН

II Защита проектов учащимися.

Споры о том, кому человечество обязано изобретение мыла, до сих пор не завершены, честь спасения человечества от грязи приписывают сразу нескольким народам.

Тема проекта: «И это все о нем».

Цель: Определение значения мыла, история его получения.

Актуальность темы: Мыло не сразу стало предметом гигиены. В чем же особенность строения истории создания, способов получения мыла?

Видеоролик №1,2.

Рекламная пауза «Мыло для Вас».

Современные СМС - сложная смесь из 15-20 химических веществ…

Тема проекта: «СМС. Что там внутри?»

Цель: Изучение химического состава и свойств СМС.

Актуальность темы: СМС характеризуется более высокой моющей способностью. Установить преимущество СМС на основе строения и свойств

Тема проекта: «Проверка показала».

Цель: Экспериментально установить преимущество СМС перед мылом.

Актуальность темы: Ещё недавно единственным гигиеническим средством, способным удалить грязь с покровов тела, было мыло. В настоящее же время производители предлагают большой ассортимент моющих средств - мыло и шампуни, пены и гели, бальзамы и кондиционеры.

В чём же отличие мыла от СМС? Какое средство обладает лучшими моющими свойствами?

Ответы на эти вопросы я попыталась найти, выполнив работу по изучению свойств разных сортов мыла и СМС.

Опыт 2. «Обнаружение в составе мыла олеиновой кислоты»

Её присутствие можно определить следующим образом:

1. Выделим из мыльного раствора смесь полученных кислот.

2. К смеси кислот прильём раствор перманганата

калия.

3. Раствор перманганата

калия обесцветился.

Конспект урока по химии «Все о мыле и СМС с точки зрения химика».Конспект урока по химии «Все о мыле и СМС с точки зрения химика».Конспект урока по химии «Все о мыле и СМС с точки зрения химика».

Тема проекта: «Большая стирка»

Цель: Показать практическое значение и применение знаний о моющих средствах.

Актуальность темы: В современной жизни этот древнейший хозяйственный процесс полностью зависит от химических веществ. Определение проблем и преимуществ в настоящее время.

Грустно осознавать, но каждая стирка - отрава для природы.

Тема проекта: «За и против».

Цель: Определение положительного и отрицательного воздействия мыла и СМС.

Актуальность темы: С самого начала своего существования человек выбирает между плохим и хорошим, между хорошим и лучшим. Человек всегда пытается найти более правильные решения, которые не наносят ущерб своему здоровью и бюджету.

III Рефлексия.

Больше всего мне понравилось…

Где нам пригодятся эти знания…

Доволен ли я результатом своего труда…

IV Итоги урока.

Просто знать - еще не все, нужно эти знания уметь использовать. Поэтому, заходя в ванную комнату, на кухню или выбирая себе одежду, пусть вам помогут те знания, которые вы получили на этом уроке.

«Служение человечеству - благородная цель химии»


© 2010-2022