- Преподавателю
- Химия
- Урок по химии на тему Ионные уравнения
Урок по химии на тему Ионные уравнения
Раздел | Химия |
Класс | 8 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Смирнова И.А. |
Дата | 20.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Сценарий урока № 51
дата проведения:
Тема урока: Ионные уравнения
Класс: 8а,в,г
Предмет: химия
Тип урока: открытие нового знания
Цели урока:
- сформировать представление «ионные уравнения», «реакции ионного обмена». Добиться того, чтобы учащиеся усвоили правила составления полного и сокращенного ионного уравнения, а так же случаи протекания реакций ионного обмена до конца.
- сформировать представление о полном и сокращенном ионном уравнении
- развивать умение составления полного и сокращенного ионного уравнения
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
УУД
I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)
Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне
Подготовка учащихся к работе (приветствие, проверка отсутствующих, проверка внешнего состояния класса и готовность учеников к уроку). Организация внимания и внимания учеников, психологический настрой учащихся на проведение урока.
Готовятся к уроку.
Самоопределение, смыслообразование (Л)
Целеполагание (П)
Планирование учебного сотрудничества (К)
II. Актуализация знаний
Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося
Повторение опорных понятий:
Беседа учителя с учащимися по вопросам:
- Какую тему вы начали изучать на предыдущих уроках?
- Что собой представляет процесс диссоциации?
- Что такое ионы?
- Какие ионы присутствуют в растворах солей, оснований, кислот.
Я называю вещества, вы - относите их к электролитам или к неэлектролитам: раствор гидроксида калия, твердый гидроксид калия, кристаллы сахара, карбонат кальция.
Пользуясь таблицей растворимости, определить какие вещества, могут образовывать перечисленные ниже ионы: К+, Н+, СО32-.
Настрой учащихся на занятие.
Зашифровано название двух классов веществ, назовите их.
Ос-ло-ты
Ки-но-ва-ния
- Какое действие вы выполнили, чтобы отгадать название классов?
Мы с вами уже говорили о реакциях обмена, и такие реакции возможны только если в результате реакции выделяется или осадок, или газ, или вода.
До изучения ТЭД, мы рассматривали эти реакции как взаимодействие молекул, теперь мы вами знаем, что в растворах этих веществ молекул практически нет, а есть ионы водорода, гидроксид-ионы, ионы металлов и кислотных остатков.
- Сформулируйте тему урока?
- Так что такое ионные реакции?
- А что такое ионные уравнения?
Молодцы!
Ответы (примерные)
-"электролитическая диссоциация".
-распад электролитов на ионы в растворе или расплаве;
-заряженные частицы;
-катионы металла и анионы кислотного остатка; катионы металла и анионы гидроксо-группы; катионы водорода и анионы кислотного остатка.
- раствор гидроксида калия (э), твердый гидроксид калия (н), кристаллы сахара (н), карбонат кальция (э)
- К2СО3, Н2СО3.
- Действие обмен
- тема урока «Ионные уравнения»
- Реакции между ионами.
- Уравнения ионных реакций.
Записывают определения в тетради
Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П)
Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р)
Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)
III. Объяснение нового знания
Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися…………..
- Реакции ионного обмена (РИО) протекают между электролитами.
При составлении ионных уравнений руководствуются тем,что:
-
В-ва малораств., нераств., газообразные в-ва записывают в молекулярном виде.
-
В-во, выпавшее в осадок обозначают - ↓, а газ - ↑.
-
Ионные ур-я бывают полными и сокращенными
Давайте обратимся к таблице растворимости и разберем правила составления уравнений реакций ионного обмена:
1.Записать молекулярное уравнение реакции, расставить коэффициенты.
ВаСL2+Na2SO4=BaSO4+2NaCl
2.С помощью таблицы растворимости определить растворимость каждого вещества. ВаСL2 (р)+Na2SO4 (р)=BaSO4 (н)+2NaCl (р)
- Какое вещество нерастворимо?
Учитель создает проблемную ситуацию:
- А как мы распишем на ионы нерастворимое вещество?
3.Составляем полное ионное уравнение.
(слабые электролиты, малорастворимые вещества, оксиды и газообразные вещества записывают в виде молекул (осадок - стрелка вниз, газ - стрелка вверх))
Ba2++2Cl-+2Na++SO42-=BaSO4+2Na++2Cl-
- Какие ионы у нас повторяются в левой и правой частях? Как вы думаете, что мы должны сделать дальше?
4.Найти одинаковые ионы (они не приняли участия в реакции в левой и правой частях уравнения реакции) и сократить их слева и справа.
5.Составить сокращенное ионное уравнение (выпишите знаки, формулы ионов или веществ, которые приняли участие в реакции).
Ba2++SO42-=BaSO4
- Задание: вам необходимо составить молекулярное, полное и сокращенное уравнение для данных реакций.
Через 5 минут ряды меняются вариантами.
Проверка задания.
Записывают определение РИО и алгоритм в тетради.
Ответы (примерные):
- BaSO4
- мы оставим его в молекулярном виде
- 2Cl- и 2Na+; сократим их.
Ребята самостоятельно в парах выполняют задания по карточкам.
По желанию ученики объясняют и сравнивают свое решение и решение на экране.
Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П)
Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К)
IV. Первичное закрепление
Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию
Задание.Установите соответствие между реагентами и краткими ионными уравнениями реакций между ними
РЕАГЕНТЫ УРАВНЕНИЯ
А) BaCl2 и Na2CO3 1)Ba2+ + SO42- = BaSO4
Б) BaNO3 и H2SO4 2) Cu2+ + S2- = CuS
В) CuSO4 и Na2S 3) Ba2+ + CO32- = BaCO3
Г) NH4OH и HCl 4) H+ + OH-
А
Б
В
Г
Задание Установите соответствие между реагентами и краткими ионными уравнениями реакций между ними
РЕАГЕНТЫ УРАВНЕНИЯ
А) NH4OH и HCl1)Fe2+ + OH- = Fe(OH)2
Б) FeCl2 и KOH 2) H+ + OH- = H2O
В) H2SO4 и Na2SiO3 3) NH4+ + OH- = NH3 + H2O
Г) NH4NO3 и LiOH 4) 2H+ + SiO32- = H2SiO3
А
Б
В
Г
Задание:
Mg(NO3)2+Na2CO3 = ….. + ……
Mg2CO3+H2SO4 = ….. + …… +……
NaOH+H2SO4 = ……. + …….
Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование (П)
Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)
Оценивание усваемого содержания (Л)
Контроль, коррекция, оценка (Р)
V.Итог урока (рефлексия деятельности)
Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса
Предлагает учащимся продолжить фразы следующего типа:
-
«Сегодня я узнал о ….»
-
«Самым сложным для меня сегодня было…..»
-
«За урок я бы поставил себе оценку ….»
Характеризуют урок,
подводят итог урока, высказывая свои варианты продолжения фраз.
Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)
Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л)