Конспект урока по химии

Тема урока: Угольная кислота. Соли угольной кислотыТип урока: комбинированныйЦели урока:1.Обучающие – знать состав, строение, свойства угольной кислоты и ее соли2.Развивающие – формировать умения, сравнивать, обобщать, давать творческое обоснование3.Воспитывающие – уметь доказывать свойства угольной кислоты и записывать уравнения химических реакций.Методы урока: словесный, наглядный, рассказ, беседа.Оборудования урока: учебники химии, таблица Д.И.Менделеева.Структура урока:I. Вводная часть II.  ...
Раздел Химия
Класс -
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по химииКонспект урока по химииКонспект урока по химииКонспект урока по химииКонспект урока по химииКонспект урока по химииГосударственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Тыва «Тувинский технологический техникум»















Разработка урока по химии на тему:

«Угольная кислота.

Соли угольной кислоты»











Разработчик: преподаватель химии

Ховалыг С.С.









Чадан 2014г.

Тема урока: Угольная кислота. Соли угольной кислоты

Тип урока: комбинированный

Цели урока:

  1. Обучающие - знать состав, строение, свойства угольной кислоты и ее соли

  2. Развивающие - формировать умения, сравнивать, обобщать, давать творческое обоснование

  3. Воспитывающие - уметь доказывать свойства угольной кислоты и записывать уравнения химических реакций.

Методы урока: словесный, наглядный, рассказ, беседа.

Оборудования урока: учебники химии, таблица Д.И.Менделеева.

Содержание и методика урока:

  1. Вводная часть

Проверка домашнего задания

  1. Основная часть

  1. Актуализация знаний и умений

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Как получаем оксид углерода (IV) в промышленности и в лаборатории? Написать уравнение реакции.

2.Где применяют оксид углерода (IV).

1.В промышленности:

CaCO3→ CaO + CO2

В лаборатории:

CaCO3 + 2HCI →CaCI2 + CO2

2.Получение сахара; тушение пожаров; производство фруктовых вод; получение соды, которую используют для получения стекла; моющих средств; лекарств.


  1. Изучение нового материала

Угольная кислота

Строение молекулы. Угольная кислота имеет следующие электронную и структурную формулы:

Н О Н О

С О С О

Н О Н О

Все химические связи в молекуле угольной кислоты ковалентные полярные.

Получение. Угольную кислоту получают растворением СО2(IV) в воде.

CO2 + H2O → H2CO3

Такая реакция происходит при получении газированной воды. В результате такого же процесса в природных условиях образуются минеральные воды, в которых кроме СО2 содержатся также различные соли.

Физические свойства. Угольная кислота в свободном виде не существует, так как она разлагается на воду и углекислый газ.

Химические свойства.

Общее с другими веществами

  1. Реагирует с активными металлами

2H2CO3 + Mg → Mg(HCO3)2 + H2

  1. Реагирует с основными оксидами

H2CO3 + СаО → СаCO3 + H2О

  1. Реагирует с основаниями

H2CO3 + NaOH → Na2CO3 + H2O

При избытке кислоты образуется кислая соль:

H2CO3 + NaOH → NaНCO3 + H2O

Специфические

  1. Очень непрочная кислота

Н2СО3 → Н2О + СО2

  1. Весьма слабая кислота, так как ее молекулы незначительно диссоциируют на ионы:

Н2СО3 → Н+ + НСО3

НСО3 → Н+ + СО3

Применение. Раствор угольной кислоты входит в состав различных напитков.

Соли угольной кислоты


Карбонаты Гидрокарбонаты

Na2CO3, CaCO3 NaHCO3, Ca(HCO3)2

Получение. Некоторые карбонаты, например карбонат кальция (составная часть известняков, мела, мрамора), встречаются в больших количествах в природе. Другие карбонаты, например Na2CO3и K2CO3, получают в промышленности и в лаборатории.

В промышленности в больших количествах выпускают карбонат натрия Na2CO3(кальцинированная сода), кристаллогидрат карбоната натрия Na2CO3 *10H2O (кристаллическая сода) и гидрокарбонат натрия NaHCO3(питьевая сода).

При прокаливании NaHCO3 образуется кальцинированная сода:

2NaHCO3 → Na2CO3 + H2O + CO2

При растворении кальцинированной соды в воде и последующем упаривании раствора выделяется кристаллическая сода. Если ее прокалить, то кристаллизационная вода улетучивается и вновь образуется кальцинированная сода:

Na2CO3*10H2O Na2CO3 + 10H2O

Чтобы получить питьевую соду из кальцинированной, последнюю растворяют в воде и полученный раствор насыщают оксидом углерода (IV):

Na2CO3 + H2O + CO2 → 2NaHCO3

Физические свойства. Все карбонаты - твердые кристаллические вещества. Практически не растворимы в воде. Гидрокарбонаты хорошо растворимы в воде, малорастворимNaHCO3.

Химические свойства.

Общие с другими солями:

  1. Вступают в реакцию обмена с другими солями

Na2CO3 + CaCI2 → CaCO3 + 2NaCI

  1. При нагревании разлагаются

СаСО3 → СаО + СО2

  1. Гидрокарбонаты превращаются в карбонаты при нагревании

Mg(HCO3)2 → MgCO3 + H2O + CO2

или под действием щелочей

NaHCO3 + NaOH→Na2CO3 + H2O

  1. Карбонаты в водном растворе в присутствии СО2 превращаются в гидрокарбонаты

MgCO3 + H2O + CO2 → Mg(HCO3)2

Специфические

  1. Под действием сильных кислот наблюдается характерное «вскипания» из-за бурного выделения СО2 (IV)

Na2CO3 + 2HCI → 2NaCI + H2O + CO2

KHCO3 + HCI → KCI + H2O + CO2

  1. Вследствие гидролиза растворы карбонатов обладают щелочной реакцией

2Na+ + CO32- + H2O HCO3- + 2Na+ + OH-

CO32- + H2O HCO3- + OH-

определениекарбонат - иона

К2CO3 + 2HCI → 2КCI + H2O + CO2

2K+ + CO32- + 2H+ + 2CI- → 2K+ + 2CI- + H2O + CO2

CO32- + 2H+ → H2O + CO2

Из сокращенного ионного уравнения видно, что характерной реакцией на карбонат СО32- является его взаимодействие и ионами водорода Н+.

  1. Обобщение и систематизация учебного материала

Все карбонаты - твердые кристаллические вещества. Практически не растворимы в воде.

Гидрокарбонаты хорошо растворимы в воде. Малорастворим NaHCO3.

  1. Закрепление изученного материала

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Какие бывают соли угольной кислоты? Приведите примеры.

2.Получение угольной кислоты

3.Нарисовать структурную формулу угольной кислоты.

1. Карбонаты: Na2CO3, CaCO3

Гидрокарбонаты: NaHCO3, Ca(HCO3)2

2.CO2 + H2O = H2CO3

3.H O

C O

H O


  1. Заключительная часть.

  1. Подведение итогов урока

  2. Домашнее задание: ответить на вопросы 18 - 20 с.91

© 2010-2022