Маленькие хитрости при подготовке руки к письму

         Работая, много лет с маленькими детьми в подготовительной группе, я заметила, что дети не хотят писать. Они не проявляют большого желания выпол нять задания, где нужно написать букву. А если желания нет, то, как показывают  наблюдения, от такой работы мало толку. Тогда я начала подбирать к каждой букве игры. Рядом с буквой дети рисуют простенькую картинку. Детям такие игры очень нравятся. Они стали применять её и дома. В результате они стали лучше писать, красивее и чётче. И ещё,  если...
Раздел Химия
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тогузбаева Толеухан Сыдыковна

Воспитатель

(02.08.1960 г.)

Много лет работала учителем начальных классов в городе Семей. Меня всегда волновал вопрос, как научить детей правильно, красиво и грамотно писать.

С 2010 года в связи с переездом работаю в санаторном детском саду № 46 «Самал» в подготовительной группе. В подготовительной группе нам необходимо развить у ребёнка навыки письма, научить его писать цифры и т.д. Обучение письму - занятие долгое и трудное для любого ребёнка.

Сделать его простым, интересным и правильным помогут вот эти маленькие упражнения, которые направлены на развитие мелкой моторики руки, внимания и мышления, а также умения писать буквы и цифры.

Маленькие хитрости при подготовке руки к письму.

Работая, много лет с маленькими детьми в подготовительной группе, я заметила, что дети не хотят писать. Они не проявляют большого желания выпол

нять задания, где нужно написать букву. А если желания нет, то, как показывают наблюдения, от такой работы мало толку. Тогда я начала подбирать к каждой букве игры. Рядом с буквой дети рисуют простенькую картинку. Детям такие игры очень нравятся. Они стали применять её и дома. В результате они стали лучше писать, красивее и чётче. И ещё, если у ребёнка не получилась буква, например буква Зз, то рядом с буквой я рисую зонтик. Внимание ребёнка привлекается к этому рисунку и к букве Зз, он лучше запоминает её написание, старается написать её правильно. Например, при написании буквы б (барабан),

г (гриб), д (дом), е (ель), ё (ёжик), ж (жёлудь), з (зонт), к (кубики), л (лодка),

(мяч), н (ножницы), о (очки), с (солнце), т (танк), у (утюг), ф (флаг), ц (цветок), ч (часы), щ (щётка), ю (юла), я (яблоко).

Если хочешь, чтобы дети научились писать правильно, ритмично, грамотно, надо обеспечить первый успех всем детям. Поэтому надо с первых дней старательно всемерно поддерживать интерес детей к самим занятиям. Для этого необходимо подобрать различные рисунки (флажки, ёлочки, лодочки, фрукты и т.д.), при рисовании, раскрашивании, штриховке которых дети, как правило, испытывают удовольствие и радость.

Проявление творческого подхода (подбор цвета, правильная постановка точек, проведение линий и т.д.) детей всегда надо поддержать в виде устной похвалы, словесного поощрения.

Цель таких занятий заключается в том, чтобы вырабатывать стереотипы движений руки слева направо, сверху вниз, развивая при этом глазомер, мелкую мускулатуру пальцев руки.

При подготовке руки к письму можно широко использовать такие упражнения, как рисование, соединённое со штриховкой, рисование и раскрашивание. Перед их выполнением, а также в ходе его можно сделать словесные пояснения в занимательной форме. При этом постараться, чтобы пояснения носили достаточно эмоциональный, чёткий, последовательный в соответствии с показываемыми действиями характер.

Упражнение «Грибочек». Во всех упражнениях дети рисуют по образцу целую строку. Наступила осень, пора грибов и ягод. В нашем лесу растёт много грибов. Нарисуем их. Представим себе, что мы собираем грибы в лукошко, причём берём самые красивые. На середину клетки проведём прямую линию, чтобы она делила клеточку пополам. Нарисуем шляпку - полуовал от одного конца линии до другого. Теперь нарисуем ножку: с середины линии до конца клетки проведём прямую линию вниз, чуть прогибая её. Проведём ещё одну линию, но только прогибаем её в другую сторону. Грибы растут в траве, поэтому нарисуйте травку.

Упражнение «Солнышко».

Светит, сверкает всех согревает. Что это?

Правильно, это солнышко. Ясный солнечный день. Хорошее настроение, особенно у тех, кто старается работать на занятиях хорошо, внимательно слушает педагога.

В клетке нарисуем кружочек. Лучи расположим так: середину клетки соединим

с кружочком. Раскрасим солнышко так, как видим его в действительности. (Дети проявляют первые шаги творчества, некоторые голубым карандашом рисуют небо. Это надо заметить и поощрить тех, кто умеет работать творчески).

Упражнение «Снежинки».

Послушайте загадку:

Что за звёздочки сквозные

на пальто и на платке?

Все сквозные, вырезные,

а возьмёшь - вода в руке. Что это?

Правильно, это снежинки. Сегодня у нас выпал снег. Все радуются первому снегу, наблюдают, как кружатся и падают снежинки. Возьмите голубые карандаши. Нарисуем снежинки. Они будут напоминать нам, что в этот день шёл снег. Посередине клетки проведите прямые линии слева направо, сверху вниз, затем из угла в угол. Можно подрисовать стрелочки. Продолжайте рисовать через две клеточки до конца строки.

Упражнение «Зонтик».

Идёт тёплый дождик. У мам зонтики. Как красиво мамы смотрятся

когда идут по улице с раскрытыми зонтами. Рисовать зонтик легко. Он похож на

грибочки, которые мы уже рисовали. Проведём прямую линию слева направо на две клетки. Нарисуем купол: от начала прямой вверх до угла, чуть прогнули, а затем вниз с таким же прогибом. Нарисуем ручку: из середины проведём на две клетки вниз прямую и закруглим её. Раскрасьте зонтик. (Дети рисуют дождик, облака).

Упражнение «Зайчик».

Нарисуем рядом два кружочка, от середины первого кружочка проведём вверх ровную палочку, которая разделит клетку пополам. (Ушки зайчика будут в виде двух петелек. Нарисуем глаз, круглый хвостик, травку, морковку). Зайчик беленький, чистенький, раскрашивать его не нужно.

Упражнение «Цыплёнок».

Нарисуем рядом два кружочка. Если проведём прямую линию от середины первого кружочка вниз на две точки и при этом образуется уголок, получится клюв, затем проведём прямую от середины второго кружочка вверх до середины клетки и прямую вниз, получится хвостик. Нарисуем глаз, крылышко, а также ножки: от середины второго кружочка проведём прямые вниз вправо в угол клетки и вниз

влево в угол клетки. Вот и получился цыплёнок. Раскрасим его жёлтым цветом.

Цыплёнок греется на солнышко, бегает по травке. Нарисуем травку, солнышко, облака.

Упражнение «Ёжик».

Послушайте и отгадайте, кто это?

Ночью ходит, днём он спит.

Если сердится - ворчит.

Он живёт в лесу дремучем,

Сам он круглый и колючий.

Угадайте, это кто ж?

Ну конечно, это … (ёж).

Правильно! Ёжик гуляет по лесу. Поставим карандаш от середины клетки на две точки выше, проведём в угол клетки, затем плавно переходим на рисование шляпки гриба на две клетки. Рисуем глаз, иголки.

Упражнение «Рыбка».

Найдём середину клетки, проведём прямую линию вправо до верхнего угла, затем проведём прямую линию до середины следующей клетки, от

середины опять в угол следующей клетки. Нижнюю часть нарисуем так же. На-

рисуем глаз, плавники, хвост. Можете раскрасить рыбку так, будто она в воде,

т.е. голубым карандашом нанесите штрихи.

Упражнение «Ёлочка».

Послушайте загадку:

Её сестра - в лесу сосна.

Скажите, кто сама она?

Правильно, это ель.

Возьмите коричневый карандаш. На шесть клеток вниз нарисуем ствол дерева.

Затем по обе стороны ствола на одинаковом расстоянии нарисуем зелёным карандашом ветки. Нанесём штрихи, нарисуем грибочки, травку.

Упражнение «Лук растёт»

В клетке нарисуем кружочек. Вверх нарисуем стрелки лука, вниз - корни.

Раскрасим лук коричневым карандашом, стрелки зелёным, корни - простым.

Упражнение «Лодочка».

Поставим точку в уголке клетки. Направо на пять клеток проведём прямую линию. Затем маленькими прямыми линиями соединим концы прямой с серединой нижней клетки. От первой точки через две клетки поставим точку, проведём прямую линию вверх на пять клеточек. Это - мачта. На вершине мачты в одной клеточке нарисуем флажок, затем парус.

При усложнении рисунков ребёнок реализует и развивает свои творческие способности. Например, он рисует лодочку, которая плывёт по воде.

(ребёнок рисует воду), к берегу (рисует берег, детей, пальму и т.д.)

При выполнении таких упражнений быстро исчезает угловатость овалов, ровные прямые не выходят за линии. Ребёнок начинает хорошо владеть

ручкой, у него появляется устойчивое, сосредоченное внимание, интерес, воспитываются усидчивость, трудолюбие, аккуратность. Увлекательность процесса развивает у детей интерес к письму.

Рассмотрим письмо букв. Суть работы сводится к следующему: каллиграфия начинается с точек, а точнее с умения расставить их на определённом расстоянии друг от друга, которое равно ширине будущих букв.

Точки ставим на одинаковом расстоянии сначала на верхней линии, затем - на нижней линии.

От письма прямых линий дети переходят к письму овала через рисунок. «Представьте, что вы рисуете ножку грибочка на всю рабочую строчку, ширина должна соответствовать расстоянию между двух прямых».

Особые затруднения вызывает у детей написание прямой с петлёй у строчных букв у, з, д, в. Этот элемент состоит из двух равных прямых

на рабочей строке, а другая ниже (для букв д, у, з) или выше (для буквы в).

Каждая прямая заканчивается петлёй.

Очень важно при этом не торопить ребёнка, а терпеливо и настойчиво добиваться точного выполнения. Это подготовительная работа к написанию прямых, которые задают наклон и расстояние между буквами и словами. Обратить внимание на соблюдение расстояния между ними и наклон.

«Палочки - выручалочки, становитесь по порядку в мою первую тетрадку».

И палочки - выручалочки выстраиваются. Уже на данном этапе можно видеть,

как из прямых линий рождается любое слово.


© 2010-2022