- Преподавателю
- Химия
- Развитие познавательных УУД на уроках математики
Развитие познавательных УУД на уроках математики
Раздел | Химия |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Горлова А.Л. |
Дата | 22.03.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД НА УРОКАХ
МАТЕМАТИКИ.
А.Л.Горлова
С.П.Зубова
г. Самара, Россия
Сегодня приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иными словами - формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «строителем» образовательного процесса.
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности УУД - «универсальных учебных действий», которые обеспечивают возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты. Они создают условия развития личности и ее самореализации.
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться. В более узком - совокупность способов действий учащихся, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию процесса. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) универсальные учебные действия сгруппированы в четыре основных блока: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные. Рассмотрим познавательные УУД и способы их развития.
Познавательные универсальные учебные действия - это система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации.
Для успешного обучения в начальной школе должны быть сформированы следующие познавательные универсальные учебные действия: общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем.
Общеучебные универсальные действия:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
- структурирование знаний;
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:
- моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта пространственно-графическая или знаково-символическая);
- преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Логические универсальные действия:
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, и несущественных);
- синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
- подведение под понятие, выведение следствий;
- установление причинно-следственных связей;
- построение логической цепи рассуждений;
- доказательство;
- выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблемы:
- формулирование проблемы;
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Программа формирования универсальных учебных действий реализуется на всех предметных областях, поскольку УУД являются надпредметными. Сформированные познавательные УУД в учебном процессе выступают в роли средств учения. Например, анализ используется учениками и для разбиения текста на смысловые части (анализ текста), и для выявления отдельных звуков слова (фонетический анализ), и для выявления компонентов действия в решении уравнения и т.п. Поэтому целесообразно формировать УУД на любом учебном содержании. В то же время разный предметный материал благоприятен для формирования разных групп универсальных учебных действий. Отметим, что здесь идет речь лишь о расстановке приоритетов в формировании способов действий. Так, на уроках музыки, литературы, истории целесообразно отдавать приоритет формированию личностных УУД, а математическое содержание предполагает целенаправленное формирование познавательных логических учебных действий.
Деятельность учащихся по изучению любого математического содержания можно организовать так, чтобы целенаправленно формировались познавательные логические УУД. В то же время наиболее широкими возможностями в этом плане обладают олимпиадные задачи.
Под олимпиадными математическими задачами мы будем понимать задачи повышенной сложности и трудности. Сложность может быть обусловлена:
-
бльшим, по сравнению с типичными задачами, количеством действий по ее решению;
-
нетипичными изложением условия или постановкой вопроса, которые требуют от учащихся переформулировки для решения задачи;
-
необходимостью комбинации различных способов решения (например, сочетания графического и арифметического способов);
-
необходимостью использования других (внешних или внутренних) источников данных для решения задачи.
Трудность задачи может быть обусловлена:
-
неизвестностью для ученика способа решения задачи и необходимостью осуществить его поиск;
-
необходимостью осуществить более глубокий анализ содержания задачи, чем обычно (при решении типичных задач);
-
необходимостью выполнения прогнозирования, задействования критического мышления и т.п., то есть тех действий, которые при решении типичных задач не используются.
Повышенные сложность и трудность олимпиадных задач требуют от учеников при их решении волевых усилий, что, в свою очередь, является мощнейшим фактором формирования регулятивных учебных действий.
Покажем, как, решая олимпиадную задачу, ученик рассуждает, выполняя, в качестве приемов поиска решения, познавательные логические УУД.
Задача: В клетке сидят курочки и кролики. Всего 18 голов и 58 лапок. На скольких лапках стоят головы? Рассуждение ученика при решении этой задачи может быть таким: пусть кролики встанут на 2 лапки. Тогда если голов 18, то лапок будет в два раза больше, то есть 36. По условию задачи у нас 58 лапок, из которых 36 стоят на земле, значит лапок, поднятых вверх, будет 58-36 = 22 (лапки). Так как у кролика 4 лапки, из них 2 стоят на земле, то вверх подняты 4-2= 2 (лапки). Подняты вверх 22 лапки, по 2 лапки у каждого кролика, значит кроликов 22:2 = 11 (кроликов). Тогда курочек 18-11= 7 (кур).
Приведенная задача является типичной для 5 класса, где она решается с помощью составления уравнения. Следовательно, для 2 класса - это олимпиадная задача (то есть задача повышенного уровня трудности). Повышенная трудность заключается в следующем:
-
арифметический способ решения задачи предполагает выполнение глубокого анализа ее содержания, умение представлять задачную ситуацию и преобразовывать ее в вид удобный для решения;
-
для решения задачи требуется удержание в памяти и одновременное оперирование большим количеством данных.
Повышенная сложность задачи состоит в выполнении большого количества действий (5 действий). Обычно во 2 классе решаются задачи в 2-3 действия. Таким образом, задача требует от учащихся осуществления поиска способа решения, использования анализа, неявного сравнения, эвристик, а также регулятивных действий принятия и удержания учебной задачи, внимания и самоконтроля. Все это говорит о том, что использование этой задачи в обучении математике, предоставляет широкие возможности по формированию познавательных и регулятивных УУД.
Познавательные УУД формируются постепенно с 1-4 класс. В результате системы упражнений, направленных на формирование познавательных УУД ученик должен осознать «Я умею думать, рассуждать, сравнивать, обобщать, находить и сохранять информацию».
В сфере познавательных универсальных учебных действий обучающиеся начальной школы научатся воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты - тексты, использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач.
Таким образом, формируя познавательные УУД учитель осуществляет развитие компетентностей личности младших школьников и готовит их к успешной жизни в современном обществе, что соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Библиографический список.
-
Зубова С.П. Обучение решению задач в начальных классах: Учебно-методическое пособие для студентов факультета начального образования.-Самара.: ООО «Офорт», Самарский государственный педагогический университет, 2003. - 96 с.
-
Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / под ред. А. М. Кондакова, Кузнецова А. А. - М.: Просвещение, 2008.-40 с.
-
Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьников. - М., 1999. - 230 с.