• Преподавателю
  • Химия
  • Доклад на тему: «Применение информационных технологий на уроках химии - как условие развития компетентности самоменеджмента»

Доклад на тему: «Применение информационных технологий на уроках химии - как условие развития компетентности самоменеджмента»

Для появления интереса к изучаемому предмету и повышения качества результативности  необходимо применение  современных развивающих технологий. Одним из приоритетных направлений работы на современном этапе является информатизация учебного процесса.          Как показала сегодняшняя действительность, компьютер – это одно из необходимых составляющих работы учителя и ученика. Причем это не дань моде, а необходимость в условиях современного развития общества. Ученику должна быть присуща потребность к...
Раздел Химия
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Наталья Викторовна Макарова

Учитель химии и биологии

ВКО, Глубоковский район, с. Предгорное

КГУ «Комплекс Предгорненская средняя школа - детский сад»

«Применение информационных технологий на уроках химии - как условие развития компетентности самоменеджмента»

Для появления интереса к изучаемому предмету и повышения качества результативности необходимо применение современных развивающих технологий. Одним из приоритетных направлений работы на современном этапе является информатизация учебного процесса.

Как показала сегодняшняя действительность, компьютер - это одно из необходимых составляющих работы учителя и ученика. Причем это не дань моде, а необходимость в условиях современного развития общества. Ученику должна быть присуща потребность к познанию и умению находить и отбирать нужную информацию.

Все эти качества можно успешно формировать, используя компетентностный подход в обучении любому предмету, в том числе химии.

Одной из компетенций является компетенция разрешения проблем и самоменеджмента. Она учит: определять проблему, ставить цель, определять условия необходимые для её реализации, планировать свою деятельность, осуществлять рефлексию и самооценку своей деятельности и её результатов.[4]

Чтобы результаты работы были положительными, у учащегося необходимо сформировать следующие общеучебные умения:

• дифференцировать, вычленять искомую информацию;

• производить поиск информации в разных источниках опираясь на свои знания или собственный опыт;

• выделять в задании собственно вопрос и дополнительную информацию, изменять форму вопроса;

• отбирать информацию, необходимую для принятия решения;

• разработать программу действий для поиска решения;

• проводить постоянную проверку хода выполнения действий;

• восстановить связи вопрос - результат и преобразовать результат в ответ;

• разработать дизайн ответа и его оформление и др.

Для достижения положительного результата работы создается образовательная среда, которая определяет:

• комфортность для всех участников образовательного процесса;

• эффективность, т.е. достижение поставленных целей с минимальными затратами.

Введение информационных технологий в учебный процесс существенно меняет и в конечном результате повышает эффективность преподавания. Прежде всего, компьютер значительно расширяет доступ к источникам информации, которую преподаватель использует при подготовке к занятиям. Одним из важнейших методических принципов позволяющих эффективно использовать информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) является совмещение компьютерных технологий с развивающими. Использование ИКТ на уроке должно быть целесообразно и методически обосновано, а не служить данью веления времени. К информационным технологиям обращаюсь лишь в том случае, если они обеспечивают более высокий уровень образовательного процесса по сравнению с другими методами обучения. Компьютер в состоянии заменить основную часть наглядных пособий и моделей (а они порой бывают слишком объёмными и громоздкими, особенно по органической химии, к тому же количество пособий не всегда достаточно для обеспечения всего класса). При организации практических работ компьютер становится эффективным помощником. Например, при изучении токсичных веществ (бензол, галогены и др.) виртуальный мир даёт возможность проводить химический эксперимент без риска для здоровья учащихся. С помощью электронных учебников показываю видеофрагменты опытов, которые не всегда можно провести на уроке в полном объёме, ввиду отсутствия необходимого оборудования. Также электронные учебники снабжены трёхмерными иллюстрациями, способствующими развитию пространственного мышления. Например, демонстрация шаростержневых моделей на уроках невозможна ввиду их отсутствия. Использование компьютерных моделей способствует образному мышлению и лучшему усвоению материала. На уроках использую компьютерные технологии при изучении нового материала (презентации), при первичном закреплении полученных на уроке знаний и умений, при отработке умений и навыков (обучающее тестирование), во время проведения химического практикума, а также при контроле и коррекции знаний. Применение слайдов во время лекций обеспечивает динамичность, наглядность, более высокий уровень и объём информации по сравнению с традиционными методами. При подготовке слайдов к уроку использую электронные учебники, информацию сети Интернет, а также создаю свои презентации. Мною используются на уроках следующие электронные учебники:

  • Образовательная коллекция. Химия. Базовый курс. 8 - 9 класс";

  • Обучающий программно - методический комплекс "Виртуальная лаборатория.8 класс";

  • Обучающий программно - методический комплекс "Виртуальная лаборатория.9 класс";

  • Обучающий программно - методический комплекс: Образовательная коллекция. Органическая химия. 10 - 11 класс.

Если на уроке возникает необходимость обсуждения с учащимися нового материала, то проводится комбинированный урок в форме беседы с использованием компьютерной презентации. Презентация позволяет сделать этот процесс более наглядным, ярким, способствует систематизации знаний, более успешному их усвоению [3]. На слайдах презентации размещаю необходимые формулы, уравнения реакции, схемы химических опытов в соответствии с последовательностью изучения материала на уроке. В целях своевременного устранения пробелов в знаниях и закрепления наиболее важных вопросов темы на последнем слайде презентации помещаю контрольные вопросы или задания. Если учащиеся не могут ответить на какой либо вопрос, то, используя специальную управляющую кнопку с гиперссылкой, возвращаю тот слайд, где есть сведения для правильного ответа. Таким образом, осуществляю повторение материала, оказавшегося трудным для учащихся. Обучая химии я, провожу с учениками уроки - исследования, где предметом ученического исследования является "переоткрытие" уже открытого в науке, вместе с тем для ученика выполнение исследовательского задания является познанием еще не познанного. Ученики во время урока сами накапливают факты, выдвигают гипотезу, ставят эксперимент, создают теорию. Задания такого характера вызывают у учащихся усиленный интерес, что приводит к глубокому и прочному усвоению знаний. В моей педагогической копилке более 200 презентаций уроков химии, 50 учебных фильмов, 46 видеороликов. Помимо лекционных уроков, использую компьютер при закреплении знаний. На промежуточном этапе между получением новой информации (лекция) и контролем знаний (опрос, зачёт) организую работу учащихся по освоению материала темы, основанную на самоконтроле. Компьютерную программу использую для самостоятельной работы, как обучающее и контролирующее средство обучения. Учащиеся в ходе работы знакомятся с интересной информацией (текст, анимация), имеют возможность увидеть на экране высококачественные снимки, внимательно их рассмотреть, что, конечно, помогает им лучше понять материал. Мультимедиа - технологии позволяют не только выстраивать материал в виде последовательного изложения, но и создают возможность нелинейного перемещения между отдельными частями курса [2]. Учащиеся получают возможность работать в удобном ему темпе и обращать особое внимание на те вопросы, которые вызывают затруднения именно у него. В это время провожу индивидуальную работу с теми учащимися, кто нуждается в помощи. Благодаря этому школьники изучают материал в необходимой для них последовательности. Работая с обучающей программой, которая помогает ликвидировать пробелы в знаниях и не наказывает за неправильный ответ снижением оценки, школьники испытывают положительные эмоции, что очень важно для успешного усвоения материала. В химии много уроков, связанных с решением задач. Учу ребят решать задачи по алгоритму и самим его составлять. Считаю, что даже в слабых классах виден неплохой результат, особое внимание уделяю решению качественных задач, где ребята учатся мыслить и применять знания на практике. Так как я учитель химии и биологии часто использую задачи с биологическим направлением. Например, изучая тему «Растворы», «Массовая доля растворённого вещества» предлагаю задачи следующего содержания: При ожогах кожи фосфором ее обильно смачивают 5%-м раствором сульфата меди(II). Представьте, что вы старший фармацевт и должны дать неопытному лаборанту задание приготовить 500 мл такого раствора. Составьте карту-инструкцию приготовления раствора. Решая задачи, учащиеся следуют алгоритму на готовой презентации или создаёт её сам. Применение компьютеров на уроках химии облегчает отработку материала, способствует повышению познавательного интереса к химии, развитию желания и умения учиться, даёт возможность осуществлять индивидуальный подход в обучении и позволяет объективно оценить знания учащихся. Наблюдения за процессом обучения показали, что на уроках с использованием ИКТ даже "слабые" учащиеся работают более активно, не отвлекаются, заинтересованно выполняют задания.[5] В своей работе я использую современные методы оценивания качества образования как компьютерное тестирование. При помощи этих тестов я провожу тематический контроль знаний по предмету. Использование компьютерных технологий усиливает восприятие, облегчает усвоение и запоминание материал, воздействует сразу на несколько информационных каналов учащегося. Личность человека проявляется в его творческих делах. Поэтому формирование у школьников потребности в учебной деятельности и самого умения осуществлять её вносит большой вклад в развитие их личности. Развитие логического мышления, потребность в познании чего-то нового, исследовательские умения и навыки необходимы сегодня не только людям, связанным с научной работой, но и каждому человеку в самых разных сферах его деятельности. И поэтому в общеобразовательной школе должна быть создана целостная система вооружения учащихся универсальными знаниями, умениями и навыками, приобщения к самостоятельной деятельности в меняющихся условиях, социальную мобильность выпускника, это именно то над чем мы работаем, прививая любовь к той или иной образовательной области.


Литература.

1.Полный интерактивный курс химии. Открытая химия.

2.Полный мультимедийный курс химии. + ВСЕ ОПЫТЫ НЕОРГАНИКИ.

3. Сажнева Т.В. Пути повышения качества химического образования.- МОУ Методический центр образования г. Ростов-на-Дону, 2006.

4. Хуторский А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование.- 2003.-№2 - С.58-64.

5. Гузеев ВВ. Поколение образовательных технологий.// Химия в школе.- 2004.-№2 С.12-17.

© 2010-2022