- Преподавателю
- Химия
- Методическая разработка к урокам химии
Методическая разработка к урокам химии
Раздел | Химия |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Булатова Л.В. |
Дата | 29.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Конкурс методических разработок
«Моя педагогическая копилка»
«О химии всерьез и не только…»
Булатова Лариса Викторовна,
учитель химии высшей категории
муниципальное казённое
образовательное учреждение
«Открытая (сменная)
общеобразовательная школа № 2»
Мирный 2014 год
Оглавление: Стр.
1.Введение. 3
2.Основная часть
1. Приём отгадывания темы урока по прослушанному сообщению. 3
2. Приём угадывания имени учёного. 4
3. Воспитательная и познавательная функция комического. 4
4. Методический приём «Синквейн». 5
5.Составление опорных конспектов по химии. 6
3. Заключение. 6
4. Приложение 7
Введение.
Современный образовательный процесс не мыслим без поиска новых, более эффективных технологий или их элементов, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся. Необходимо добиваться, что бы ученик стал активным участником учебного процесса, а учитель, забыв о роли информатора, являлся организатором познавательной деятельности ученика.
Все 8-9 классы в школе, в которой я работаю - это классы компенсирующего обучения, со слабым уровнем учебной мотивации. Чтобы вызвать интерес к предмету тех и других категорий учащихся необходимо готовить каждый урок тщательно и нетривиально.
В арсенале каждого творчески работающего педагога имеется масса различных разработок уроков, интересных моментов, подходов и «приёмчиков».
Практика показывает относительно невысокую эффективность традиционных уроков, целью которых является формирование специальных и общеучебных знаний и умений обучающихся. Главной целью в своей работе считаю поиск и применение материала, помогающего главным действующим лицам - моим ученикам думать, творить, познавать и царствовать на уроке.
Основная часть.
1.Приём отгадывания темы урока по прослушанному сообщению:
1.Тема урока «Галогены» (9 класс)
«Первая мировая война. Бельгия. Река Ипр.
Немцы со строжайшими предосторожностями привезли многочисленные баллоны и расставили их на фронте в 6 км.
22 апреля 1915 год. Утро.
Дождавшись благоприятного ветра, дувшего в сторону позиций противника, специально представленные германские офицеры провернули краны у газовых баллонов, а сами надели предохранительные маски-респираторы. Такими же респираторами были снабжены и все германские войска, находившиеся в районе атаки. Из баллонов медленно стал ползти по полю зеленовато-жёлтый туман, который превращался в синевато-белое облако. В результате газовой атаки 15 тысяч человек было выведено из строя, из них 5 тысяч умерло».1
Это был хлор - представитель галогенов.
2.Тема урока «Сера» (9 класс)
С этим веществом человечество знакомо с глубокой древности. В переводе с древнеиндусского означает «светло-жёлтая». Ещё древние греки и римляне нашли ей разнообразное практическое применение. Это вещество использовали при религиозных обрядах - поджигали при различных церемониях, ритуалах, для изгнания злых духов. Этим веществом чернили оружие. В Древнем Египте оно применялось для приготовления красок, беления тканей, изготовления косметических средств, для лечения кожных заболеваний, для дезинфекции, изготовления пороха. У алхимиков это вещество было основной составляющей «философского камня». Это жизненноважный элемент. Он входит в состав белков, витаминов, гормонов. При недостатке этого вещества в организме наблюдается хрупкость костей, выпадение волос. На древнеиндусском звучит как «сира».
3.Тема урока «Алюминий» (9 класс)
Есть такая легенда:
"Однажды к римскому императору Тиберию пришёл незнакомец. В дар императору он принёс изготовленную им чашу из блестящего, как серебро, но чрезвычайно лёгкого металла. Мастер поведал, что получил этот металл из "глинистой земли". Но император, боясь, что обесценятся его золото и серебро, велел отрубить мастеру голову, а его мастерскую разрушить". О каком металле идёт речь?
2. Приём угадывания имени учёного.
Подсказки подобраны таким образом, чтобы на первом месте стоял более сложный вопрос, требующий знаний, почерпнутых из дополнительной литературы.
1.Гениальнейший человек своего века, знающий 10 языков. Единственный сын и во сне увидел место гибели своего отца. Поплыв к острову, нашел его.
2.Когда местный щеголь, увидев на рукава дыру, сострил: «Мудрость выглядывает?», на что получил остроумный ответ: « Нет, глупость заглядывает».
3.Основоположник металлургии в России, организовал производство стекла /ныне это Ленинградский фарфоровый завод/, занимался мозаикой. Из его 40 работ сохранилось 23. Они находятся в Русском музее, Эрмитаже, Историческом музее.
4.Ученый - естествоиспытатель, энциклопедист, основоположник физхимии; поэт, заложивший основу современного русского языка; художник, историк, поборник русского в науке, в просвещении.
5.Создатель первого в России университета и сам являлся университетом. За открытие закона был предан анафеме церковью. К тому же в те времена ценилась борода, а он был безбородый.
Ответ: Михаил Васильевич Ломоносов.
3. Воспитательная и познавательная функция комического.
«Учитель помни!
Твоя улыбка стоит 1000 слов»
Ушинский
Важно, чтобы учитель входил в класс с хорошим настроением, чтобы уместной шуткой, забавной историей или интересным фактом умел передать это настроение ученикам, и наконец, шутя, приобщал бы их к серьёзной умственной работе.
1. Урок «Щелочные металлы» (9 класс)
«Проделки Сатаны»
«Роберд Вуд (1868-1955), знаменитый американский физик и великий любитель всяческих проделок, направлялся из лаборатории домой на бед. Дорога шла через негритянский квартал, ила зимняя оттепель, и огромная лужа распростерлась по мостовой между тротуарами, на которых сидя и стоя толпились негры, вышедшие погреться на солнышке.
Проходя мимо них, Вуд громко закашлял и на виду у всех плюнул в лужу, незаметно бросив в том же направлении специально прихваченный из лаборатории кусок натрия величиной с грецкий орех. Раздался страшный удар, полетели искры, и большое желтое пламя поднялось на поверхности воды. За ними разверзся ад: вопли, молитвы, перевернутые стулья, и один голос - громче, чем все остальные, вместе взятые: «Спасайся, кто может, негры! Этот человек плюнул огнем! На вид он молодой, но только сам Старый Дьявол, сам Старый Сатана умеет это делать!»2
2.Урок «Свойства кислот» (11 класс)
«Ядовитая шутка»
Придя утром в лабораторию, А. М. Бутлеров увидел, что его ассистенты что-то нагревают под тягой. На вопрос, что они делают, один из них отвечал: «Получаем синильную кислоту. Посмотрите, сколько отогнали». При этом он протянул Александру Михайловичу колбочку с жидкостью и вдруг, как бы нечаянно, уронил ее на пол. Бутлеров сразу же оценил всю катастрофичность создавшегося положения: синильная кислота очень летуча, и вдыхание ее паров смертельно уже в ничтожной дозе. Он опрометью бросился из комнаты... и услыхал за собой громкий смех ассистентов и восклицание: «Первое апреля!»
3. Урок «Ароматические углеводороды» (10 класс)
«Ученый спит, а служба идет»
«О том, как возникла теория строения бензола и его производных, сам автор теорий Август Кекуле (1828-1896) рассказывал так: «Я сидел и писал учебник, но работа не двигалась, мои мысли витали где-то далеко. Я повернул мой стул к огню и задремал. Атомы снова запрыгали перед моими глазами. На этот раз небольшие группы скромно держались на заднем плане. Мой умственный взгляд мог теперь различить длинные ряды, извивающиеся, подобно змеям. Но смотрите! Одна из змей схватила свой собственный хвост и в таком виде, как бы дразня, завертелась перед моими глазами. Как будто вспышка молнии разбудила меня: и на этот раз я провел остаток ночи, разрабатывая следствия из гипотезы».3
4.Методический приём «Синквейн».
Слово синквейн происходит от французского, означающего пять.
Таким образом, синквейн - это стихотворение, состоящее из пяти строк.
Правила написания синквейна:
1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
2. Вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
3. Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами (три глагола).
4. Четвёртая строка - это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме
(можно «крылатое выражение»).
5. Последняя строка - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
1.Тема «Простые вещества - неметаллы»(11 класс)
Структура данного урока была трёхфазовая:
-
стадия «Вызова» - на ней формировался мотив к обучению;
-
стадия «Осмысления»;
-
стадия «Рефлексии»- закрепление знаний, учитель получает обратную связь - где и был использован методический приём синквейн.
Синквейны являются быстрым и мощным инструментом для рефлексирования, обобщения понятий и информации. В нескольких словах изложены главные идеи темы.
Например по данной теме урока ученики составили такой синквейн:
1.Неметаллы
2.Хрупкие, непластичные
3.Окисляют, принимают, образуют
4.Имеют различные кристаллические решётки
5.Меньшинство.
5.Составление опорных конспектов по химии.
Опорный конспект должен быть содержательным (т.е. отражать главное в тексте) и полным (полный не значит подробный), кратким и четко структурированным. Записать текст нужно кратко - это значит изложить его сущность своими словами с использованием схем, общепринятых знаков и символов.
Последовательность действий при составлении опорного конспекта:
1. Внимательно прочитать текст.
2. Определить тип текста.
3. Мысленно разделить текст на логически законченные части.
4. Определить, о чем говориться в каждой части, выделить главное.
5. Выделить трудные места в каждой части и разобраться в них.
6. Изложить кратко содержание каждой части, используя общепринятую символику. Уравнения следует составить самостоятельно и сравнить с уравнениями, приведенными в учебнике.
7. Правила, законы, выводы необходимо выделить.
8. В конспекте могут быть схемы, таблицы, диаграммы, выписанные из текста или составленные самостоятельно на основании прочитанного материала (допускается использование дополнительной литературы).
9. Продумать взаимосвязь блоков конспекта и их взаимное расположение, учитывающее эту взаимосвязь.
10. Оформить опорный конспект на листе формата А 4.(Приложение №1-3)
Заключение.
Современный этап развития школы характеризуется возрастающей творческой активностью учителя. Мы являемся свидетелями своеобразного «взрыва» педагогических идей, находок, решений сложнейших задач обучения и воспитания личности.
Любой урок для учителя должен быть не только хорошо подготовлен и продуман, но и окрашен творческим и эмоциональным отношением и искренней любовью к детям.
Список использованной литературы:
-
Загладин Н.В.«Новейшая история зарубежных стран хх века».
Учебник для 9 класса. Москва «Русское слово» 2004 г. стр. 36
-
Вильям Сибрук. «Роберт Вильямс Вуд. Современный чародей физической
лаборатории». Перевод с англ. В.С.Вавилов ОГИЗ. Гос. и зд. технико
- теоретической литературы .М: 1946 г.
3. Глинка С.Ф. «Александр Михайлович Бутлеров в частной и домашней
жизни». М: Изд-во АН СССР, 1956 г. Т-12 стр.186
Приложение № 1
Приложение № 2
Приложение № 3
1 Загладин Н.В.«Новейшая история зарубежных стран хх века». Учебник для 9 класса. Москва «Русское слово» 2004 г. стр. 36
2 Вильям Сибрук. «Роберт Вильямс Вуд. Современный чародей физической лаборатории». Перевод с англ. В.С.Вавилов ОГИЗ. Гос. и зд. технико - теоретической литературы .М: 1946 г.
3 . Глинка С.Ф. «Александр Михайлович Бутлеров в частной и домашней жизни». М: Изд-во АН СССР, 1956 г. Т-12 стр.186