- Преподавателю
- Химия
- Разработка внеклассного мероприятия по химии на тему Знаете ли вы химию?
Разработка внеклассного мероприятия по химии на тему Знаете ли вы химию?
Раздел | Химия |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Евстегнеева А.В. |
Дата | 12.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
МБОУ Новосибирского района Новосибирской области -
Раздольненская средняя общеобразовательная школа №19
Разработка внеклассного мероприятия по химии на тему: «Знаете ли вы химию?»
Разработала: учитель химии высшей категории Евстегнеева Алевтина Васильевна
г. Новосибирск -2014
Внеклассное мероприятие по химии на тему:
«Знаете ли вы химию?».
Тема: «Знаете ли вы химию?»
Цели:
образовательные: способствовать расширению кругозора обучающихся по предмету химия. Закрепить знания по темам: химические элементы, строение атома, химические уравнения, неорганические соединения.
воспитательные: Формировать у обучающихся: самостоятельность, старательность, ответственность , аккуратность, умение работать в группе, связь с жизнью, воспитание интереса к предмету
развивающие: Способствовать развитию памяти, мышления, познавательной активности, творческих и коммуникативных способностей обучающихся.
методы и приемы: Объяснительно - иллюстративный, фронтальный опрос, работа у доски, в тетради, индивидуальная работа, беседа, рассказ учителя, таблицей.
оборудование: Таблица Менделеева, учебник, ПК, карточки - задания, доска, рисунки.
Форма проведения мероприятия - соревнование «Знаете ли вы химию?»
Ход мероприятия:
В начале мероприятия выбирается жюри из учителей школы.
Обучающиеся делятся на 2 команды (первую и вторую) и рассаживаются по местам.
Обучающимся дается инструктаж: мероприятие будет проводиться в форме соревнования, в которое входит 7 конкурсов, после каждого жюри подводит итоги, и результаты записываются на доске.
Перед каждым конкурсом дается подробный инструктаж.
1. Конкурс «Угадай» проводится в форме «вопрос - ответ». Учитель задает вопросы по очереди первой и второй командам, обучающиеся отвечают. Если команда отвечает на вопрос неправильно или не отвечает на него, то вопрос передается другой команде. За каждый правильный ответ команда получает один балл. Вопросы конкурса - приложение №1.
-
Конкурс «Кто быстрее»? Обучающиеся должны написать на доске 10 химических формул, уравнений, а также найти химические элементы по таблице Менделеева. За каждое выполненное задание команда получает один балл. Задание конкурса - приложение №2.
-
Конкурс рисунков с закрытыми глазами. Обучающиеся рисуют на доске химическое оборудование. Ребята выходят к доске, учитель завязывает им глаза платком. Конкурс оценивается по пятибалльной системе.
-
Конкурс «Из одной формулы - другие». За 5 минут предлагается из готовой формулы составить новые и назвать их. За каждую правильно составленную формулу команда получает один балл. Задание конкурса - приложение №3.
-
Конкурс «Знатоки». Учитель называет слово, состоящее из различных букв, обучающийся записывает это слово в таблицу так, чтобы в каждой верхней графе находилось по одной букве. Каждая команда записывает за 3 минуты любые химические термины, начинающиеся с данной буквы. Каждый правильный ответ один балл.
-
Конкурс «Стихи о химических элементах». Обучающийся читает стихи о химических элементах другой команде. Необходимо другой команде отгадать о каком элементе идет речь. За каждый правильный ответ команда получает один балл.
-
Конкурс «Интернет - эрудит». Обучающиеся на компьютерах участвуют в проекте «Источник знаний» на интернет портале ProШколу.ru
-
Подведение итогов мероприятия. Подводятся итоги, и жюри сообщает результаты (определяет места).
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
КОНКУРС «Угадай»
ВОПРОСЫ по химии
-
Какие свойства имеет неон?
Неон легче воздуха в 1.44 раза, малорастворимый в воде и органических жидкостях адсорбируется углем и другими веществами только при очень низкой температуре.
-
Из чего получают неон?
Неон получают из воздуха. Первая фракция, выделяемая при низкой температуре, содержит гелий, неон, азот.
-
Кем и когда был открыт неон?
Неон - элемент побочной подгруппы 8 группы периодической системы химических элементов - был открыт в 1898 году Рамзаем.
-
Где применяется неон?
Неон применяется в газосветных лампах, дающих характерное красное свечение, а также в приборах, работающих при сверх низких температурах, в выпрямителях.
-
Где применяется аргон?
Аргон используется для наполнения электрических ламп и рекламных трубок, излучающий голубой свет.
-
Каково применение криптона и ксенона?
Криптон и ксенон могут использоваться при изготовлении электрических ламп, так как в следствии большой плотности этих газов их применение более выгодно, чес применение азота и аргона.
7. Где применяются все благородные газы?
Благородные газы используются для продувания расплавленных металлов, при получении некоторых металлов в инертной атмосфере, например титана, который при высокой температуре легко соединяется не только с кислородом, но и с азотом.
-
Какие два простых вещества находятся при обычных условиях в жидком состоянии?
В жидком состоянии при обычных условиях находятся два простых вещества - бром и ртуть.
-
Кто ввел единые химические обозначения?
Символы химических элементов ввел шведский ученый Берцелиус.
-
Какие два элемента вместе составляют 75 % от массы земной коры?
Самыми распространенными элементами в земной коре являются кислород - 49% и кремний - 26 %.
-
Какой элемент, наиболее распространен в природе и какого меньше всего?
Азота в атмосфере 78%, а радона - 4.1"17%
-
Какие элементы наиболее распространены в космосе? Больше всего в космосе водорода и гелия.
-
Какой элемент в периодической таблице Менделеева алхимики назвали желчью бога Вулкана?
Желчью бога Вулкана алхимики называли серу.
-
Сколько химических элементов было известно в середине 18 века, и в год открытия периодического закона?
К середине 18 века было известно 14 химических элементов, а к открытию периодического закона -63 элемента.
-
Когда был открыт самый распространенный химический элемент на земле?
Самый распространенный химический элемент - кислород - был открыт в 1776 году.
-
Можно ли зажечь снег?
Если положить в сосуд немного чистого снега и пропустить сквозь него газ фтор, снег вспыхивает ярким пламенем.
При этой реакции фтор, как элемент более активный, чем кислород вытесняет из воды кислород и образует фтороводород.
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
КОНКУРС «Кто быстрее»
Конкурс «Кто быстрее»? Обучающиеся должны написать на доске 10 химических формул, уравнений, химических понятий на время, а также найти химические элементы по таблице Менделеева и рассказать о строении атома.
Задания:
-
Выпишите знаки химических элементов - металлов
-
Выпишите знаки химических элементов - неметаллов
-
Выпишите химические формулы неорганических веществ
-
Выпишите уравнения реакций взаимодействия металлов с кислородом под действием температуры
-
Выпишите химические формулы оксидов, оснований, кислот, солей
-
Выпишите электронные формулы химических элементов II и III периода
ПРИЛОЖЕНИЕ №3
конкурс «Из одной формулы - другие»
Конкурс « Из одной формулы - другие» проводится по карточкам - заданиям. Учитель выдает по одной карточке каждой команде.
Задание №1. Дана формула серной кислоты. Составить соли серной кислоты и назвать их.
H2SO4 - серная кислота
Соли серной кислоты:
Na2SO4 - сульфат натрия
K2SO4 - сульфат калия
Ba SO4 - сульфат бария
CaSO4 - сульфат бария
MgSO4 - сульфат магния
ZnSO4 - сульфат цинка
CuSO4 - сульфат меди
FeSO4 - сульфат железа
Задание №2. Дана формула угольной кислоты. Составить соли угольной кислоты и назвать их.
H2CO3 - угольная кислота
Соли угольной кислоты:
K2CO3 - карбонат калия
Na2CO3 - карбонат натрия
BaCO3 - карбонат бария
CaCO3 - карбонат кальция
MgCO3 - карбонат магния
ZNCO3 - карбонат цинка
FeCO3 - карбонат железа
ПРИЛОЖЕНИЕ №4
КОНКУРС «Знатоки»
Конкурс «Знатоки»
Задание:
З
Н
А
Т
О
К
И
ПРИЛОЖЕНИЕ №5
КОНКУРС «Стихи о химических элементах»
Конкурс «Стихи о химических элементах».
Задания.
Калий
Он энергично вытесняет
Из влаги чистый водород.
Его при этом зажигает
И окисляет кислород.
Веду быстрее вас к ответу,
Тот элемент в растеньях скрыт.
По фиолетовому цвету
Он может быть в солях открыт.
Йод
Рассеян по земле повсюду,
Немного есть в морской воде,
Рассказывать того не буду,
Как обнаружен он везде.
Летучий, темный, кристалличный -
Он мало растворим в воде,
Раствор спиртовый стал типичным,
В аптеках встретите везде.
Кальций
Белы его соединения,
В воде бывают иногда,
Не вызывает то сомнение,
Что это читая вода.
В Финляндии и на Урале
Цветные карбонаты есть,
А белоснежные - в Карраре.
Таким в дворцах большая честь
Магний
Он есть в кристаллах карнолита,
Находится в морской воде,
В составе найден доломита,
Он - спутник кадмия везде.
Свободный, легкий и горючий,
Фотографам известен он.
Не очень твердый и тягучий,
Он - главный в сплаве электрон.
Платина
Металл блестящий, серебристый,
Лишь в царской водке растворим,
Со спутниками,
Для химиков незаменим.
Урал, обильнейший дарами,
Таит металл тот средь других,
Не назовете ли вы сами -
Глава металлов он каких?
Медь
Давно известна человеку,
Она тягуча и крепка,
Еще по бронзовому веку
Знакома в сплавах всем она.
С горячей серной кислотою
Дает нам синий купорос,
Белеет иногда порою. Когда?
Ответьте на вопрос.
Хлор
В слоях бесцветен, безопасен,
Полезен, безусловно, всем.
Становится весьма опасен,
Когда свободен он совсем.
Тогда он ядовит, окрашен
И может стлаться по земле.
Азот
Он нужен всем, когда лишь связан ,
Он вяжется с большим трудом.
Весь мир живых существ обязан
Ему растительным белком.
Распространен во всех трех царствах,
Освобождается в огне,
И есть он в красках и лекарствах,
Он нужен в мире и в войне.
ПРИЛОЖЕНИЕ №6
КОНКУРС «Интернет - эрудит»
Конкурс «Интернет - эрудит»
Задания.
Обучающиеся в Интернете на сайте интернет - портала ProШколу.ru (proshkolu.ru/) выполняют тесты по темам: «Великие химики», «Химия очень просто легко», «Химия 8 класс», «История химии». На выполнение теста дается 5 минут. После выполнения теста выдаются именные грамоты с показателями в данном тесте.
Используемая литература
-
С.В. Дьякович и И.А. Фесенко. «Внеклассная работа по химии». Методическое пособие учителям химии Новосибирской области. Новосибирск, 1969.
-
Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева