• Преподавателю
  • Химия
  • Проект урока по химии для 8-11кассов по теме «Сера, ее физические и химические свойства»

Проект урока по химии для 8-11кассов по теме «Сера, ее физические и химические свойства»

"Описание материала: Тип урока: урок изучения нового учебного материала. Построен урок по системно-генетическому подходу. Цели урока: Обучающая: дать общую характеристику серы, рассмотреть аллотропные модификации серы, ее свойства, нахождение в природе и применение серы. Развивающая: развить умения и навыки давать характеристику химического элемента по Периодической системе Д. И. Менделеева, записывать химические уравнения и рассматривать их с точки зрения ОВР; умения анализировать, обобщать, ...
Раздел Химия
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЕЛИЗАРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА














Проект урока

«Сера, ее физические и химические свойства»







Выполнила: учитель химии и биологии

Нестерова Наталья Юрьевна





















с.Елизарово,

2012

Проект урока «Сера, ее физические и химические свойства».

1.Программа и учебник: Программа курса химии для 8-11кассов общеобразовательных учреждений Габриелян О.С.- М.:Дрофа,2010.

Габриелян О.С. Химия. 9 класс. - М.:Дрофа, 2009.

2.Психолого-педагогическая характеристика 9 класса.

В классе обучаются 17 человек: 9девочек и 8 мальчиков. Школьный тест умственного развития (ШТУР), выявляющий общий объем знаний, имеющийся у учащихся, сформированность понятий общественно-политического, научно-культурного циклов и понятий, заключенных в школьных курсах математики, физики, химии, биологии и др., а также позволяющий оценить степень развития мыслительных операций - классификации, обобщения, логики, показывает:

- общий средний показатель по классу составляет 98 баллов из 130 возможных;

- отмечается высокий уровень осведомленности, умение классифицировать, обобщать, находить логические связи между понятиями и явлениями;

- Вызывает затруднение умение абстрагироваться, отвлекаться от частных признаков, анализировать предлагаемые факты и явления.

Психологические исследования показали, что большинство ребят обладают умением сосредоточиться, точно выполнить инструкцию учителя, сконцентрировать внимание на достаточно длительное время. Эти качества являются определяющими при выполнении школьниками индивидуальных самостоятельных заданий.

Исследование ведущих учебных мотивов показывает, что наиболее предпочтительными являются:

- мотив общения - 100%

- социальный мотив - 88%

- познавательный мотив - 68%.

Сочетание этих мотивов оптимально для формирования мотивации учебной деятельности по всем изучаемым предметам, организации работы учащихся в парах и группах.

Высокий уровень интереса к занятиям по химии проявляет 65% учащихся; средний уровень - 20%; низкий уровень - 15%.

По ведущему каналу восприятия:

Визуалы - 45%

Аудиалы - 40%

Кинестетики - 15%.

Исходя из этих данных, на занятиях целесообразно использовать различные способы визуализации - средства мультимедиа, интерактивную доску, таблицы, дидактические материалы в сочетании с вербальными средствами обучения. Для учащихся с кинестетическим типом восприятия в программу курса включены практические работы и предлагаются для выполнения практико-ориентированные учебные проекты.

Большинство учащихся класса отличаются умением владеть собственным поведением в различных ситуациях, способностью самостоятельно управлять своими действиями. 70% ребят обладает высоким уровнем волевой саморегуляции, их отличает самостоятельность, уверенность в себе, устойчивость намерений. Низкий уровень волевой саморегуляции проявляют лишь 10% учащихся.

Характеристика, составленная при помощи школьного психолога, подтверждается и хорошей успеваемостью по предмету.

3.Название урока: «Сера, ее физические и химические свойства».

4.Тема: «Общая характеристика элементов подгруппы кислорода и их простых веществ».

Биологические функции халькогенов. Кислород. Озон. Круговорот кислорода в природе

Сера. Аллотропия и свойства серы

Сероводород. Сульфиды

Кислородсодержащие соединения серы. Серная кислота Круговорот серы в природе

Общая характеристика элементов подгруппы азота. История открытия элементов подгруппы азота

Азот - простое вещество

Аммиак

Соли аммония

Оксиды азота

Азотная кислота

Нитраты - соли азотной кислоты. Круговорот азота в природе

Фосфор - элемент и простое вещество. Круговорот фосфора в природе

Общая характеристика элементов подгруппы углерода. Углерод - простое вещество. Круговорот углерода в природе

Оксиды углерода. Угольная кислота и ее соли

Кремний и его свойства. Соединения кремния.

5.Тип урока: урок изучения нового материала.

6.Цель урока: познакомить учащихся с неметаллом - серой, ее физическими и химическими свойствами, а также с применением и нахождением серы.

Образовательные задачи:

  • Дать общую характеристику серы

  • Рассмотреть аллотропные модификации серы

  • Познакомить учащихся с физическими и химическими свойствами серы.

  • Раскрыть нахождение серы в природе и применение серы.

Развивающие задачи

Развивать у учащихся:

  • Умения и навыки давать характеристику химическому элементу по Периодической системе Д.И.Менделеева;

  • Умения записывать химические уравнения и рассматривать их с точки зрения окислительно-восстановительных реакций;

  • Умения анализировать, обобщать, делать выводы.

Воспитательные задачи

  • Развить умения работать в парах, объективно оценивать друг друга.

  • Развить поведенческий компонент в утилизации ртути с помощью серы.

  • Формировать навыки безопасного здоровьесберегающего поведения.

7.Методы по степени самостоятельности мышления обучающихся: частично-поисковый с элементами репродукции.

8.Формы организации работы с учащимся: эвристическая беседа, демонстрационный эксперимент, графическая работа, работа с учебником, самостоятельная работа, работа в парах, взаимопроверка, самопроверка.

9.Средства обучения: дидактические материалы (тестовые задания, карточки, тексты из дополнительной литературы), учебное пособие, технические средства обучения (компьютер, проектор); листы А4, маркеры, магниты.

10.Формы организации работы в классе: индивидуальная, работа в парах, коллективная.

11.Хронометраж урока:

1.Организационный этап - 2мин.

2.Проверка домашнего задания - 2мин.

3.Этап актуализация знаний - 3мин.

4.Этап целеполагания - 1мин.

5.Введение новых знаний - 32мин.

6.Закрепление нового материала - 4мин.

7.Определение домашнего задания и инструктаж по его выполнению - 1мин.

12.Содержание урока.

Ход урока

Обоснование деятельности учителя

Прогнозируемая деятельность учеников

1.Организационный этап.

Взаимное приветствие учащихся и учителя; фиксация отсутствующих; проверка готовности учащихся к уроку.

Подготовка учащихся к работе на занятии

Готовность класса к работе

2.Проверка домашнего задания. Графический диктант: ответ «да» или «нет»:

1.Элемент входит в состав воды.

2.Участвует в построении зубной эмали и костей.

3.В жидком состоянии имеет светло-голубую окраску, в твердом - синюю.

4.Это газ без цвета, запаха

5.Это самый легкий из газов.

6.Взаимодействует почти со всеми простыми веществами, кроме галогенов, благородных газов, золота и платиновых металлов.

7.Молекула образована ковалентной неполярной связью.

8.Не участвует в процессах дыхания и горения.

9.Распознают по характерному глухому хлопку-взрыву при поднесении горящей спички к сосуду.

10.Используют для жизнеобеспечения на подводных и космических кораблях, при работе водолазов, пожарных.

Комментирование задания.

Слайд 1

Готовность учащихся к восприятию новой темы.

3.Этап актуализации знаний. Ребята, отгадайте химический элемент.

«Возьмите первый слог названия «лунного элемента» и прибавьте к нему первый слог радиоактивного металла, открытого супругами Кюри 26 декабря 1898года. Вы получите название элемента, производного от древнеиндийского слова, обозначающего светло-желтый цвет».

Работа со Слайдом 2.

Учащиеся отгадывают данный элемент и приходят к теме, которую будут изучать на уроке

4.Этап целеполагания. Сегодня на уроке мы продолжаем изучение химических элементов подгруппы кислорода. Сегодня мы будем изучать химический элемент - серу. Мы дадим общую характеристику серы, рассмотрим аллотропные модификации серы, ее свойства, нахождение в природе и применение серы.

Обеспечение мотивации и принятия цели учебно-познавательной деятельности

Готовность учащихся к активной учебно- познавательной деятельности.

5.Введение новых знаний.

1)Ребята, перед вами Периодическая система элементов Д.И.Менделеева. С ее помощью вы сможете дать характеристику химического элемента (период, группу, порядковый №, количество протонов, нейтронов, электронов, атомная масса, распределение электронов по энергетическим уровням). Это задание вы выполните в парах с помощью карточек, которые вы должны расположить соответственно. Например: 3 малый период.

2)Ребята, какие степени окисления может проявлять сера?

3)Хорошо. Молодцы! Ребята, для серы, как и для кислорода, характерна аллотропия.

Что такое аллотропия?

Известно много модификаций серы с циклическим или линейным строением молекул различного состава. Наиболее устойчива модификация - ромбическая сера, состоит из S8. Ее кристаллы имеют вид октаэдров со срезанными углами. Они окрашены в лимонно-желтый цвет и полупрозрачны, температура плавления 112,8С. В эту модификацию при комнатной температуре превращаются все другие модификации. Известно, например, что при кристаллизации из расплава сначала получается моноклинная сера (игольчатые кристаллы, температура плавления 119,3С), которая затем переходит в ромбическую. При нагревании кусочков серы в пробирке она плавится, превращаясь в жидкость желтого цвета. При температуре около 160С жидкая сера начинает темнеть и становится настолько густой и вязкой, что даже не выливается из пробирки, однако при дальнейшем нагревании превращается в легкоподвижную жидкость, но сохраняет прежний темно-коричневый цвет. Если ее вылить в холодную воду, она застывает в виде прозрачной резинообразной массы. Это пластическая сера. Ее можно получить и в виде нитей. Однако через несколько дней она также превращается в ромбическую серу.

4)Ребята, а как ведет себя по отношению к воде и другим растворителям сера? Чтобы ответить на данный вопрос мы обратимся к учебнику с.131.

5)Химические свойства серы.

У вас на столах есть схемы по химическим свойствам серы. Эту схему вы должны преобразовать в уравнения химических реакций и рассмотреть их с точки зрения ОВР. Например, сера реагирует с фтором получается SF6. У вас должно получится 8 уравнений.

6)А сейчас немного отдохнем и выполним следующие упражнения для улучшения мозгового кровообращения.

Крепко зажмурьте глаза на 3-5 секунд, а затем откройте их на такое же время.

Быстро моргайте в течение 10-12 секунд, откройте глаза, отдыхайте 10-12 секунд.

1.Исходное положение - сидя на стуле. 2.Плавно наклоните голову назад, наклоните голову вперед, не поднимая плеч. 3.Поворот головы вправо. 4. Исходное положение. 5. Поворот головы влево. 6. Исходное положение. Темп медленный.

Исходное положение - сидя, руки на поясе. 1-2. Взмахом левую руку занесите через правое плечо, голову поверните влево. То же повторите правой рукой.

Молодцы!

7)Продолжаем дальше работать. Проверяем ваши полученные уравнения с помощью слайдов презентации.

8)Сделаем вывод: 1. С какими химическими веществами может реагировать сера? (с неметаллами: кислородом, водородом, углеродом, фтором и хлором; с металлами (натрием); с кислотами (серной и азотной).

2.Кем является сера в этих ОВР? Восстановителем или окислителем?

Общий вывод: При обычных условиях сера реагирует со всеми щелочными и щелочноземельными металлами, медью, ртутью, серебром, в нашем случае с натрием. Также реагирует с неметаллами.

9)Применение серы.

Перейдем к применению серы. Я раздам сейчас каждой паре текст по применению серы, вы в паре должны прочитать текст, выделить главное и изобразить рисунок с помощью маркера. Затем вы каждая пара озвучите, что у вас получилось и мы создадим свой слайд презентации на доске.


Проверка правильности выполненного задания(слайд 5 и 6)


Объяснение, если вдруг возникла трудность при ответе.

Оказание помощи при ответе

Рассказ учителя.

Демонстрация образца серы, имеющейся в лаборатории.


Демонстрация опыта - аллотропные модификации.(слайд 7)






Работа с учебником


Слайд 8.



Слайд 9.






Проверка выполненного задания.

(слайд 10-12)

Помощь при ответе на вопросы.

Учитель формулирует общий вывод



Оказание помощи учащимся, у которых возникли затруднения при выполнении задания

Работа в парах с карточками.

Комментирование одного из учащихся выполненного задания, остальные ребята проверяют свою работу.

Ответы учащихся


Ответ учащихся.










Работа с учебником


Индивидуальная работа учащихся. Ребята на основе ранее полученных знаний и навыков записывают уравнения химических реакций.









Учащиеся записывают уравнения на доске. Учащиеся, которые на своих местах проверяют и исправляют ошибки в тетрадях.

Отвечают на вопросы и таким образом формулируют вывод по химическим свойствам серы.



Работа учащихся в парах, анализ выданного текста, выделение опорных слов, изображение их в виде рисунков.

Презентация своих рисунков и вынесение их на доску с помощью магнитов

6)Закрепление нового материала.

Тест на взаимопроверку.

1. Строение атома серы: а) +15)2)8)5; б) +17)2)8)7; в) +16)2)8)6; г) +18)2)8)8

2. Для атома серы наиболее характерны степени окисления: а) -2, +2, +4, +6; б) -2, +4, +5, +6; в) -2, +1, +3, +6; г) -2, +2, +4.

3. Какой модификации серы не существует: а) ромбической; б) тетраэдрической; в) моноклинной; г) пластической?

4. Сера не растворяется в а) ацетоне; б) воде; в) сероуглероде; г) толуоле.

5. При комнатной температуре без первоначального нагревания сера реагирует с металлом: а) железом; б) цинком; в) алюминием; г) ртутью.

Учитель аргументирует оценки, показывая обучающимся их достижения и недоработки. (слайд 13-14)

Учащиеся самостоятельно выполняют предложенное задание.

Обмениваются работами и осуществляют взаимопроверку.

7)Домашнее задание.

Параграф 22, упр.1,2,3 с.134

Завершает урок (слайд 15)

Учащиеся фиксируют в дневниках домашнее задание.

13.Самоанализ урока.

Тип урока: урок изучения нового учебного материала.

Построен урок по системно-генетическому подходу.

Цели урока:

  • Обучающая: дать общую характеристику серы, рассмотреть аллотропные модификации серы, ее свойства, нахождение в природе и применение серы.

  • Развивающая: развить умения и навыки давать характеристику химического элемента по Периодической системе Д.И.Менделеева, записывать химические уравнения и рассматривать их с точки зрения ОВР; умения анализировать, обобщать, делать выводы.

  • Воспитательная: развить умения работать в парах, объективно оценивать друг друга.

  • Метод: частично-поисковый с элементами репродукции.

  • Приемы: эвристическая беседа, демонстрационный эксперимент, графическая работа, работа с учебником, самостоятельная работа, работа в парах, взаимопроверка, самопроверка.

Я хотела, чтобы урок получился интересным, активным с применением разнообразных приемов, познавательным.

Урок был направлен на лучшее усвоение учащимися материала по теме «Сера».

Опираясь на требования стандартов 2 поколения, во время уроков для развития универсальных учебных действий использовала:

  • Для актуализации знаний следующие методы: эвристическая беседа; задавались проблемные вопросы, учащиеся дают опираясь на свою сформированную базу знаний характеристику химическому элементу «сере», затем составляют уравнения химических реакций, рассматривают их с точки зрения ОВР.

  • Коммуникативные действия развивались в работе в парах.

  • В стандартах 2 поколения большое значение уделяется здоровьесбережению, для этого использовала минуту отдыха.

  • Рефлексия осуществлялась после определенных этапов урока: где разговор идет о химических свойствах, в конце урока.

  • Развитию креативности у учащихся способствовало использование работы в парах с текстами.

По-моему мнению, урок цели достиг, учащиеся работали плодотворно, знания были ими получены и надеюсь, они закрепятся в дальнейшей работе.

Приложения

Проверка домашнего задания по теме «Галогены» (графический диктант: ответ «да» или «нет»):

1.Элемент входит в состав воды.

2.Участвует в построении зубной эмали и костей.

3.В жидком состоянии имеет светло-голубую окраску, в твердом - синюю.

4.Это газ без цвета, запаха

5.Это самый легкий из газов.

6.Взаимодействует почти со всеми простыми веществами, кроме галогенов, благородных газов, золота и платиновых металлов.

7.Молекула образована ковалентной неполярной связью.

8.Не участвует в процессах дыхания и горения.

9.Распознают по характерному глухому хлопку-взрыву при поднесении горящей спички к сосуду.

10.Используют для жизнеобеспечения на подводных и космических кораблях, при работе водолазов, пожарных.

Загадка: «Возьмите первый слог названия «лунного элемента» и прибавьте к нему первый слог радиоактивного металла, открытого супругами Кюри 26 декабря 1898года. Вы получите название элемента, производного от древнеиндийского слова, обозначающего светло-желтый цвет».

Карточки (разрезанные в конвертах).

III

Малый

период

VI(A)

группа

е

=

16

Р+

=

16

N0

=

16

Ar

=

32

q

=

+16

Применение серы.

1.Сера встречается в природе в свободном (самородном) состоянии, поэтому она была известна человеку уже в глубокой древности. Сера привлекала внимание характерной окраской, голубым цветом пламени и специфическим запахом, возникающим при горении (запах сернистого газа). Считалось, что горящая сера отгоняет нечистую силу. В Библии говорится об использовании серы для очищения грешников. У человека средневековья запах «серы» ассоциировался с преисподней. Применение горящей серы для дезинфекции упоминается Гомером. В Древнем Риме с помощью сернистого газа отбеливали ткани.

2.Издавна использовалась сера в медицине - ее пламенем окуривали больных, ее включали в состав различных мазей для лечения кожных заболеваний. В 11в. Авиценна (Ибн Сина), а затем и европейские алхимики полагали, что металлы, в том числе золото и серебро, состоят из находящихся в различных соотношениях серы и ртути. Поэтому сера играла важную роль в попытках алхимиков найти «философский камень» и превратить недрагоценные металлы в драгоценные. В 16в. Парацельс считал серу наряду с ртутью и «солью» одним из основных «начал» природы, «душою» всех тел.

3.Практическое значение серы резко возросло после того, как изобрели черный порох (в состав которого обязательно входит сера). Византийцы в 673г., защищая Константинополь, сожгли флот неприятеля с помощью так называемого греческого огня - смеси селитры, серы, смолы и других веществ - пламя которого не гасилось водой. В средние века в Европе применялся черный порох, по составу близкий к смеси греческого огня. С тех пор началось широкое использование серы для военных целей.

№4.Около половины производимой серы используется на производство серной кислоты, около 25% расходуется для получения сульфитов, 10-15% - для борьбы с вредителями сельскохозяйственных культур (главным образом винограда и хлопчатника) (наибольшее значение здесь имеет раствор медного купороса), около 10% используется резиновой промышленностью для вулканизации резины. Серу применяют при производстве красителей и пигментов, взрывчатых веществ (она до сих пор входит в состав пороха), искусственных волокон, люминофоров. Серу используют при производстве спичек, т.к. она входит в состав, из которого изготовляют головки спичек. Для придания сталям свойств в них вводят небольшие добавки серы (хотя, как правило, примесь серы в сталях нежелательна).

5.Сера является весьма важным элементом тканей и органов организма животного. Основные ее количества находятся в составе серосодержащих аминокислот ( метионин, цистеин, цистин), которых сравнительно много в покровных тканях ( в белках эпителия, шерсти, волос, пера, рога).

Сера является обязательным компонентом витаминов В1 и В3, сульфолипидов, таурина, гепарина, хондроитинсерной кислоты, ряда ферментов. Сера входит и в состав серной кислоты, которая в печени осуществляет функцию обезвреживания ядовитых продуктов распада аминокислот, таких как индол, крезол, фенол, переводя их в малотоксичные парные соединения.

6. Сера постоянно присутствует во всех живых организмах, являясь важным биогенным элементом. Ее содержание в растениях составляет 0,3-1,2%, в животных 0,5-2% (морские организмы содержат больше серы, чем наземные). Биологическое значение серы определяется прежде всего тем, что она входит в состав аминокислот метионина и цистеина и, следовательно, в состав пептидов и белков. Дисульфидные связи S-S в полипептидных цепях участвуют в формировании пространственной структуры белков, а сульфгидрильные группы (-SH) играют важную роль в активных центрах ферментов. Кроме того, сера входит в молекулы гормонов, важных веществ. Много серы содержится в кератине волос, костях, нервной ткани. Неорганические соединения серы необходимы для минерального питания растений. Они служат субстратами окислительных реакций, осуществляемых распространенными в природе серобактериями.

В организме среднего человека (масса тела 70кг) содержится около 1402г серы. Суточная потребность взрослого человека в сере - около 4г.



© 2010-2022