Изучение химии с элементами экологии на практических занятиях

  Лабораторный практикум учебной дисциплины «Естествознание» раздел «Химия с элементами экологии» составлен  на основе примерной программы учебной дисциплины «Естествознание» для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования, одобренной ФГУ «Федеральный институт развития образования» и утвержденной директором Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 16.04.2008...
Раздел Химия
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования Пензенской области

государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Пензенской области

«Пензенский многопрофильный колледж»

торгово - экономическое отделение


Лабораторный практикум

по дисциплине «Естествознание» раздел «Химия с элементами экологии»

для студентов гуманитарных специальностей










Пенза,2015

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Лабораторный практикум учебной дисциплины «Естествознание» раздел «Химия с элементами экологии» составлен на основе примерной программы учебной дисциплины «Естествознание» для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования, одобренной ФГУ «Федеральный институт развития образования» и утвержденной директором Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 16.04.2008 г. Лабораторный практикум учебной дисциплины «Естествознание» раздел «Химия с элементами экологии» предусмотрен для обучения студентов на базе основного общего образования по специальностям 080114«Экономика бухгалтерский учёт (по отраслям)»,080114«Экономика бухгалтерский учёт (по отраслям) (углубленная подготовка)», 080110«Банковское дело (углубленная подготовка)», 100701«Коммерция (по отраслям) », 100801«Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров».

Основу лабораторного практикума составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.

Лабораторный практикум учебной дисциплины «Естествознание» раздел «Химия с элементами экологии» является частью общего лабораторного практикума по дисциплины «Естествознание», рассчитан на 12 часов. Способствует развития навыков и умений:

  • использовать лабораторную посуду и оборудование;

  • выбирать ход химического анализа, подбирать реактивы и аппаратуру;

  • проводить качественные реакции на неорганические вещества и ионы, отдельные классы органических соединений;

  • выполнять количественные расчеты состава вещества по результатам измерений

  • соблюдать правила техники безопасности при работе в химической лаборатории.




Содержание

1.Пояснительная записка _______________________________________ стр.

2.Инструкции по технике безопасности __________________________ стр.

3. Лабораторная работа № 1 ____________________________________ стр.

4. Лабораторная работа № 2 _____________________________________ стр.

5. Лабораторная работа № 3 _____________________________________ стр.

6. Лабораторная работа № 4 _____________________________________ стр.

7. Лабораторная работа № 5 _____________________________________ стр.

8. Лабораторная работа № 6 _____________________________________ стр.

9. Литература __________________________________________________ стр.













2. Инструкции по технике безопасности

2.1 ИНСТРУКЦИЯ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ САНИТАРИИ. МЕРЫ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

1. Курение в лабораториях, служебных помещениях и коридорах категорически запрещается.

2. В случае воспламенения горючей жидкости необходимо:

-немедленно выключить электронагревательные приборы и вентиляцию;

-вынести из лаборатории все сосуды с огнеопасными жидкостями;

-при возникновении пожара вызвать противопожарную команду.

3. Пламя необходимо гасить следующими средствами: -при загорании жидкостей, смешивающихся с водой, любыми огнетушителями: струей воды, песком, асбестом, кошмой, суконным одеялом; -горящие провода и электроприборы, находящиеся под напряжением, обесточить и тушить углекислым огнетушителем;

-горящие деревянные части - всеми огнегасящими средствами: сухой песок, кошма. Лица, виновные в нарушении инструкции пожарной безопасности, несут административную и материальную ответственность.

2.2 МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ С АГРЕССИВНЫМИ СРЕДАМИ

1. Проводить опыты, только предусмотренные преподавателем, соблюдая правила безопасности.

2. В химической лаборатории не ешьте, не пробуйте вещества на вкус, не наклоняйтесь над склянкой с реактивами.

3. Определяя вещество по запаху, осторожно направляйте к себе газ или пар и не делайте глубокого вдоха.

4. Будьте особенно осторожны в обращении с концентрированными кислотами, щелочами и ядовитыми веществами. Если на участки кожи или одежды попал реактив, то сначала тщательно смойте водой, затем протрите нейтрализующим реактивом.

5. Для приготовления растворов серной кислоты необходимо приливать в воду тонкой струей при непрерывном помешивании. Приливать воду в серную кислоту запрещается.

6. Жидкости, могущие причинить ожоги или отравления, запрещается брать ртом через пипетки.

2.3 МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ С ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕМ И ЭЛЕКТРИЧЕСКИМИ ПРИБОРАМИ

При работе с электрооборудованием и электроприборами запрещено:

-работать с неисправным электрооборудованием;

-прикасаться руками или металлическими предметами к корпусам электроприборов и оголенным проводам;

-нарушать правила пользования электроприборами;

-уходя из помещения, оставлять включенными электрические установки без надзора; -заменять перегоревший предохранитель проволочным "жучком".

В случае загорания электропроводов или электроприборов под током, немедленно отключить ток. Загоревшиеся провода тушить углекислым огнетушителем. Основными поражающими факторами являются: поражение электрическим током, электрической дугой, ослепление электрической дугой. Быстрая и правильная помощь при поражении электрическим током - главное условие спасения пострадавшего.

Необходимо:

-как можно быстрее освободить его от действия электрического тока, перед этим выключив ток;

-если поблизости нет рубильника, силой отделить пострадавшего от проводника, не касаясь его тела, встав при этом на резиновый коврик, сухую фанеру или брезент;

-если на пострадавшего упал оголенный проводник под напряжением, то этот провод нужно сбросить сухой палкой или защищенной (рукавом, шарфом) рукой;

-оказать первую помощь, обеспечить пострадавшему приток свежего воздуха, дать понюхать нашатырный спирт, согреть тело растиранием, при отсутствии признаков жизни сделать искусственное дыхание;

-вызвать врача.



3. Лабораторная работа №1

Тема «Определение физических и химических свойств воды »

Цель работы: научиться определять физические свойства воды.

Правила взятия проб воды.


При исследовании воды для получения достоверных результатов необходимо придерживаться установленных правил отбора и хранения проб воды.

При взятии пробы из водопроводного крана следует сливать в течение 10 - 15 минут застоявшуюся в трубах воду.

Пробы воды для анализа берут с помощью специального батометра или в бутылки в объеме 2-5 л.

Бутыли, которые отбирают пробу воды, должны быть чисто вымыты. Стеклянные и полиэтиленовые бутыли моют концентрированной технической соляной кислотой, а для обеззараживания применяют синтетические моющие вещества. После этого посуду тщательно ополаскивают дистиллированной водой. Перед взятием пробы посуду необходимо сполоснуть несколько раз водой подлежащих отбору, затем ее наполняют полностью, оставляя до уровня пробки небольшое воздушное пространство.

Доставленные в лабораторию пробы воды необходимо исследовать быстро. Допускается их хранение в холодильнике или леднике до 72 часов.

Ход работы.

Определение физических свойств воды

Опыт 1. Определение температуры воды. Температуру воды определите с помощью обычным термометра, шарик которого предварительно обвяжите марлей с 5-6 слоями. Температуру определяйте непосредственно у водоисточника при взятии пробы воды. Термометр поместите под струю водопроводной воды на 10-15 минут и его показания отмечайте, не извлекая из воды, после установления постоянной температуры.

Опыт 2. Определение цвета воды. Качественное определение проводите сравнением на белом фоне окраски дистиллированной и исследуемой воды, налитой в две пробирки высотой 10 - 12 см. Цветность воды выражайте в градусах, руководствуясь таблицей.

Качественное определение цветности производят по хромокобальтовой шкале.

Приближенное определение цветности воды

Окрашивание при рассмотрении

Цветность

в градусах

Сбоку

Сверху

Нет

Нет

Менее 10

Нет

Едва уловимое, слабо желтоватое

19

Нет

Очень слабо желтоватое

20

Нет

Слабо желтоватое

30

Едва уловимое, бледно желтоватое

Желтоватое

40

Едва заметное, бледно-желтое

Светло-желтоватое

80

Очень бледно-желтоватое

Желтое

150

Бледно-желтоватое

Интенсивно желтое

300

Желтое

Интенсивно-желтое

500

Цветность хорошей воды должна быть ниже 200 , а допустимой - 400 . Цветность воды выражают в терминах: бесцветная, светло-желтая, интенсивно-желтая и др.

Опыт 3. Определение запаха и вкуса воды. В колбу на 2/3 ее объема налейте исследуемую воду при 20о. Закройте колбу часовым стеклом или притертой пробкой, встряхните и определите характер запаха и его интенсивность, затем нагрейте до 400С, встряхните и, сдвинув стекло, определите характер и интенсивность запаха по пятибалльной шкале по таблице:

Оценка интенсивности запаха питьевой воды

Интенсивность запаха (балл)

Характер

запаха

Описательные определения

0

Нет запаха

Отсутствие ощутимого запаха

1

Очень слабый

Запах не замечаемый потребителем, но обнаруживаемый специалистами.

2

Слабый

Запах обнаруживаемый потребителем если обратить на него внимание

3

Заметный

Запах легко обнаруживаемый и могущий вызвать неодобрительные отзывы о воде

4

Отчетливый

Запах обращающий на себя внимание и может заставить воздержаться от питья

5

Очень сильный

Запах настолько сильный, что вода непригодна для питья

Различают естественные запахи - ароматический, болотный, гнилостный, землистый, плесневый, рыбный, сероводородный, травянистый, неопределенный, и искусственные запахи - хлорный, фенольный, бензинный, камфорный и др.

Хорошая питьевая вода должна быть без запаха, а допустимый запах должен быть не выше 2 баллов при температуре 200 С.

Вкус воды. Определение производится непосредственно на месте взятия пробы, только при уверенности в безвредности воды в санитарном отношении. В сомнительных случаях ее следует предварительно прокипятить 5 - 10 минут и охладить до 20-250 С. Для определения вкуса (привкуса) около 15 мл воды набирают в рот, держат несколько секунд и определяют вкус, не проглатывая ее. После определения вкуса сырой воды следует прополоскать рот слабым раствором марганцовокислого калия.

Вкус воды обозначают: кислый, щелочной, соленый, горько-соленый, вяжущий, терпкий, сладкий; привкус: железистый, вяжущий, хлорный, металлический, рыбный.

Интенсивность вкуса и привкуса оцениваются в баллах: отсутствие привкуса - 0, очень слабый - 2, заметный - 3, отчетливый - 4, очень сильный 5 баллов.

Опыт 4. Определение прозрачности воды. Для определения воду налейте в цилиндр, разделенный по высоте на сантиметры, под дно которого положите лист с печатным шрифтом Снеллена. Затем постепенно выпускайте воду через нижний тубус с резиновой трубкой, до тех пор, пока будет ясно виден шрифт. По высоте столба определите степень ее прозрачности в сантиметрах.

Вода, имеющая прозрачность более 30 см, считается хорошей; от 10 до 30 см - допустимой к употреблению. Степень прозрачности воды определяют терминами: прозрачная, слабо прозрачная, слегка мутная и сильно мутная.

Опыт 5. Определение мутности воды. Мутность воды обусловлена присутствием в пробе взвешенных нерастворенных и коллоидных веществ органического и минерального происхождения. Между мутностью и прозрачностью воды существует определенная зависимость. Исходя из этого определение мутности производят по таблице пересчета при известной прозрачности воды:


Определение мутности воды

Прозрачность, см

Мутность, мг/л

Прозрачность, см

Мутность, мг/л

Прозрачность, см

Мутность,

мг/л

4,0

235

14,0

65,0

24,0

38,0

5,0

185

15,0

61,0

26,0

35,1

6,0

155

16,0

56,0

28,0

32,6

7,0

130

17,0

53,4

30,0

30,5

8,0

114

18,0

48,0

32,0

28,6

9,0

102

19,0

46,0

34,0

26,9

10,0

92

20,0

44,5

36,0

25,4

11,0

83

21,0

43,3

38,0

24,2

12,0

76

22,0

41,4

40,0

23,0

13,0

70

23,0

39,6

42,0

21,8



Опыт 6. Определение осадка в воде. Исследуемую воду взболтайте, налейте в мерный цилиндр высотой не менее 30 см и оставьте в покое на сутки.

Наличие осадка по количеству характеризуется так: нет осадка, незначительный, заметный, большой осадок; по качеству - хлопьевидный, илистый, песчаный, глинистый и т.д. с указанием его цвета (сероватый, бурый, черный и т.п.).

Запись результатов исследования физических свойств воды

Показатель

Нормативы

ГОСТа

Проба воды

1

2

3

4

5

Температура, 0С


Прозрачность, см


Мутность, мг/л


Цвет, град


Запах, балл


Вкус, балл


Осадок


Задание: сделайте вывод о физических свойствах исследуемой водопроводной воды.






4. Лабораторная работа №2

Тема « Определение химического состава водопроводной воды».

Цель работы: научиться методике исследования химического состава воды (солей воды).

Оборудование и реактивы: индикаторная бумага (красная и синяя лакмусовые бумажки), исследуемая водопроводная вода, дистиллированная вода, сегнетова соль, Реактив Несслера, серная кислота (в разведении 1 : 3), 3% раствор йодистого калия, 1% раствор крахмала, реактива Грисса, водяная баня, дифениламином, концентрированная серная кислота, сульфофеноловая кислота, соляная кислота, хлорид бария

Ход работы.

Показатели химического состава воды являются одним из определяющих факторов в санитарно-гигиенической оценке доброкачественности воды.

При изучении химического состава воды определяют следующие показатели: Реакция воды, содержание железа, аммиака, нитратов и нитритов, сульфатов и хлоридов в воде.

Опыт 1. Реакция воды (рН)

В две пробирки до краев наберите исследуемую воду и опустите в них по полоске красной и синей лакмусовых бумажек. Через 5 минут сравните их с такими же бумажками, смоченными дистиллированной водой. Отметьте изменение окраски лакмусовой бумажки. Посинение красной бумажки указывает на щелочную реакцию, покраснение синей - на кислую, отсутствие изменений окраски бумажек - на нейтральную.

Хорошая вода имеет нейтральную или слабощелочную реакцию (рН 6,0-9,0).

Опыт 2. Определение аммиака

В воде встречаются альбуминоидный (белковый) аммиак и аммиак минерального происхождения. Отравляющее действие на животных оказывает аммиак органического происхождения.

Качественное определение аммиака - в пробирку налейте 10 мл исследуемой воды, прибавьте 6 капель (0, 3 мл) 50%-ного раствора сегнетовой соли, 6 капель (0,3 мл) реактива Несслера. Пробу тщательно перемешайте. Наблюдайте изменение содержимого пробирки. Помутнение или изменение окраски раствора на желтоватое или желто-коричневое указывает на присутствие аммиака.

Опыт 3. Определение нитритов

Наличие в воде солей азотистой кислоты (нитритов) указывает на загрязнение ее органическими разлагающимися соединениям и о недостаточном содержании в воде кислорода, для полной минерализации органических веществ.

а) Качественное определение нитритов - в пробирку налейте 10 мл исследуемой воды, добавьте 2 капли серной кислоты (в разведении 1 : 3), три капли 3% раствора йодистого калия и три капли 1% раствора крахмала. Содержимое пробирки встряхните Наблюдайте изменение окрашивания содержимого пробирки..

Азотистая кислота разлагает йодистоводородную кислоту с выделением свободного йода. Выделившийся йод окрашивает крахмал в синий цвет, что говорит о присутствии в воде нитритов.

б) Количественное определение нитритов - В пробирку налейте 10 мл исследуемой воды и 10 капель реактива (0,5 мл) реактива Грисса, затем жидкость нагрейте в водяной бане в течение 5 минут до 70-800 С. Без нагревания при комнатной температуре определение производят через 20 минут после прибавления реактива Грисса. Наблюдайте за изменением окраски раствора. Появление розовой окраски различной интенсивности свидетельствует о наличии нитритов.


Определение нитритов в воде

Окрашивание воды в пробирке при рассмотрении сбоку

Окрашивание воды в пробирке при рассмотрении сверху

Содержание нитритов, мг/л

Нет

Нет

0,001

Едва заметное розовое

Чрезвычайно слабо розовое

0,002

Очень слабо розовое

Слабо розовое

0,004

Слабо розовое

Светло розовое

0,02

Розовое

Сильно розовое

0,07

Сильно розовое

Красное

0,2

Красное

Ярко-красное

0,4

В доброкачественной воде по ГОСТу допустимы только следы нитритов (0,001 - 0,002 мг/л).

Опыт 4. Определение нитратов

Соли азотной кислоты попадают в воду при разложении органических остатков растений и животных. Их наличие в воде при отсутствии аммиака и нитритов показывает, что имеющиеся в воде азотсодержащиеся вещества подверглись полной минерализации. Если одновременно с нитратами в воде присутствуют аммиак и нитриты, то это свидетельствует о систематическом и непрекращающемся загрязнении водоисточника.

Если в воде одновременно с нитратами обнаруживаются хлориды и сульфаты (при отсутствии аммиака и нитритов), то это свидетельствует о законченности процесса минерализации (нитрификации). В этом случае вода считается доброкачественной, но из опасения повторного загрязнения воду из этого источника необходимо периодически исследовать.

а) Качественное определение нитратов - в чистую пробирку налейте 1 мл исследуемой воды, добавьте 2 мл (в два приема) концентрированной серной кислоты с дифениламином. Наблюдайте за изменением окраски раствора.

При наличии в исследуемой воде нитратов появляется темно-синяя окраска вследствие образования дифенилнитрозоамина.

б) Количественное определение нитратов - в пробирку из бесцветного стекла налейте 1 мл исследуемой воды и 1 мл сульфофеноловой кислоты, так, чтобы капли ее попали только на поверхность воды. Смесь взболтайте и оставляют на 20 минут, после чего определите по степени окраски, пользуясь таблицей, приблизительное количество азота нитратов. Для контроля изменения окраски в такую же пробирку налейте дистиллированную воду и также добавляют к ней сульфофеноловую кислоту.

Определение нитратов в воде

Окраска при наблюдении сбоку

Содержание азота нитратов, мг/л

Уловима только по сравн. с контролем

0,5

Едва заметная, желтоватая

1

Чрезвычайно слабая, желтоватая

2

Очень слабая, желтоватая

3

Слабо-желтоватая

5

Слабо-желтая

10

Светло-желтая

25

Желтая

50

Сильно-желтая

100

Содержание солей азотной кислоты (нитратов) допускается по ГОСТу до 45 мг/л исследуемой воды.


Опыт 5. Определение сульфатов

Сульфаты (соли серной кислоты) могут появиться в воде в результате окисления разложившихся белковых веществ, а также при попадании в водоисточник хозяйственно-бытовых и промышленных сточных вод. Сульфаты в воде могут быть и минерального происхождения - в виде гипса.

а) Качественное определение сульфатов- в пробирку налейте 10 мг исследуемой воды, подкислите её 2 каплями соляной кислоты и добавьте 5 капель 10%-ного раствора хлорида бария. Воду нагревают до кипения. Наблюдайте за изменения содержимого пробирки.

При наличии сульфатов появляется белая муть из нерастворимого в органических и минеральных кислотах сернокислого бария.

минерального - не более 500 мг/л.

Результаты исследования оформите в виде таблицы.


Запись результатов исследования химического состава воды

Показатель

Проба воды

1

2

3

4

5

Реакция воды


Содержание аммиака, мг\л


Содержание нитритов, мг/л


Содержание нитратов, мг/л


Содержание хлоридов, мг/л


Содержание сульфатов, мг/л













5. Лабораторная работа № 3

Тема « Определение содержания углекислого газа в воздухе помещения».

Цель работы: научиться методике определения содержания углекислого газа в помещении; отрабатывать навыки экспериментальной работы.

Оборудование и реактивы: медицинский шприц на 100-150 мл; химический стакан, вместимостью 50-100 мл; 0,005% раствор карбоната натрия; 0,5 мл 1%-го раствора фенолфталеина.

Ход работы.

Наберите в шприц 20 мл рабочего раствора карбоната натрия, затем оттяните поршень - при этом воздух должен заполнить весь свободный объем шприца. После этого шприц встряхивайте в течение одной минуты. Если раствор остается розовым, то воздух следует вытолкнуть из шприца, набрав новую порцию воздуха, встряхивать содержимое шприца одну минуту. Новые порции воздуха продолжайте добавлять до обесцвечивания раствора, каждый раз записывая объем используемого воздуха. (Обычно эту операцию повторяют три-четыре раза, а затем воздух добавляют уже небольшими порциями (10-20 мл), каждый раз встряхивая шприц в течение 1 мин, до обесцвечивания.) Если раствор обесцвечивается менее чем за 1 мин, то опыт повторите с меньшим количеством воздуха.

Объем воздуха, мл.

Концентр. СО2 (%)

Объем воздуха, мл.

Концентр. СО2 (%)

Объем воздуха, мл.

Концентр. СО2 (%)

80

0,32

330

0,116

410

0,084

160

0,208

340

0,112

420

0,080

200

0,182

350

0,108

430

0,076

240

0,156

360

0,104

440

0,070

260

0,144

370

0,100

450

0,066

280

0,136

380

0,096

460

0,060

300

0,128

390

0,092

470

0,056

320

0,120

400

0,088

480

0,052

Таблица 1. Зависимость содержания углекислого газа (%) в воздухе от объема воздуха, обесцвечивающего 20 мл 0,005%-ного раствора соды.

Задание.

1.Подсчитайте общий объем исследуемого воздуха, потребовавшийся для обесцвечивания раствора карбоната натрия.

2. Пользуясь таблицей №1, определите содержание углекислого газа в помещении.

3. Запишите уравнение химической реакции, лежащей в основе вашего исследования.

4. Сделайте вывод о количественном содержании СО2 в помещении.




6. Лабораторная работа №4


Тема « Цветные качественные реакции на белки».

Цель работы: научиться проводить качественные реакции на белки.

Оборудование и реактивы: раствор белка молока, 20 % раствор гидроксида натрия NaOH, раствор сульфата меди CuSO4, конц. НNО3 , спиртовка, держатель для пробирок.

Ход работы.

Опыт №1 Биуретовая реакция (реакция Пиотровского)

Наличие в белке повторяющихся пептидных групп подтверждается тем, что белки дают фиолетовое окрашивание при действии небольшого количества раствора медного купороса в присутствии щелочи.

В пробирку нелейте 2 - 3 мл раствора белка. Добавьте 2 - 3 мл 20% раствора гидроксида натрия NaOH и несколькими каплями раствора сульфата меди CuSO4.

Закрепив в держателе, нагреете. Что наблюдаете? Появление фиолетового окрашивания происходит вследствие образования комплексных соединений меди с белками.

Опыт №2 Ксантопротеиновая реакция

Эта реакция используется для обнаружения аминокислот, содержащих ароматические радикалы. Тирозин, триптофан и т.д. при взаимодействии с конц. НNО3 образуют нитропроизводные, имеющие желтую окраску.

В пробирку с 1 мл раствора белка добавьте 0,5 мл раствора азотной кислоты и нагрейте над пламенем спиртовки. Что наблюдаете? Появление желтой окраски свидетельствует о присутствии белка.

Опыт №3. Горение белков.

Белки горят с образование азота, углекислого газа и воды, а также некоторых других веществ. Горение сопровождается характерным запахом жженых перьев.

Закрепите поочередно выданные вам образцы тканей. Осторожно подожгите. Когда ткань сгорит - понюхайте продукт горения. Что ощущаете? Какой образец пренадлежит изделию из натуральной шерсти?

Задание.

  1. Опишите важнейшие физические свойства белков.

  2. Как распознать изделия из натуральной шерсти и искусственного волокна?

  3. Какую роль играют белки в жизни организмов?



7. Лабораторная работа №5


Тема «Обнаружение витаминов».

Цель работы: научиться проводить качественное определение содержания витаминов в продуктах питания.

Оборудование и реактивы: подсолнечное масло, яблочный сок, куриный желток, 1% раствор хлорида железа(III ) FeCI3 , 5% спиртовой раствор йода, дистиллированная вода, крахмальный клейстер(1г крахмала на стакан кипятка).бромная вода, штатив с пробирками.

Ход работы.

Опыт №1. Определение содержания витамина А в подсолнечном масле. В пробирку налете 1мл подсолнечного масла и добавьте 2-3 капли 1% раствора хлорида железа(III ) FeCI3 . Что наблюдаете? При наличии в масле витамина А должно появиться ярко- зеленое окрашивание.

Опыт №2. Определение содержания витамина С в яблочном соке. Налейте в пробирку 2мл яблочного сока и добавьте 10мл дистиллированной воды. Затем, влейте немного заранее приготовленного крахмального клейстера (1г крахмала на стакан кипятка). Далее по каплям добавляйте 5% спиртовой раствор йода до появления устойчивого синего окрашивания, не исчезающего 10-15 секунд. Техника определения основана на том, что молекулы аскорбиновой кислоты (витамин С) легко окисляются йодом. Как только йод окислит всю аскорбиновую кислоту, следующая капля, прореагировав с крахмалом, окрасит раствор в синий цвет.

Опыт №3. Определение содержания витамина Д в курином желтке. В пробирку с куриным желтком прилейте 1мл раствора бромной воды. Что наблюдаете? При наличии в курином желтке витамина Д появляется зеленовато-голубое окрашивание.

Задание.

  1. Какие вещества называются витаминами?

  2. Какую роль играют витамины С и Д в организме человека?

  3. Что происходит с человеком при недостатке витаминов в организме?




8. Лабораторная работа № 6


Тема «Анализ лекарственных препаратов, производных салициловой кислоты».

Цель работы: научиться проводить качественный анализ лекарственных препаратов на основе салициловой кислоты, определить экспериментальным путем условия приёма этих лекарственных средств..

Оборудование и реактивы: салициловая кислота (о-гидроксибензойная кислота), аспирин, ацетилсалициловая кислота (салициловый эфир уксусной кислоты), салол (фениловый эфир салициловой кислоты), вода дистиллированная, этанол, 20 % раствор гидроксида натрия NaOH, раствор хлорида железа (III ) FeCI3,спиртовка, держатель для пробирок, ступка, пестик..

Ход работы.

Задание 1. Напишите структурные формулы салициловой кислоты (о-гидроксибензойная кислота), аспирина, ацетилсалициловой кислоты (салициловый эфир уксусной кислоты), салола (фениловый эфир салициловой кислоты). Укажите, в чем состоит различие в строении этих соединений, какие функциональные группы входят в состав каждого из соединений (карбоксильная, фенольный гидроксил, сложноэфирная группа). Опишите лекарственное действие этих соединений.

Опыт №1. Разотрите в ступке таблетки каждого из этих лекарств. Перенесите в пробирки по 0,1г каждого лекарства ( приблизительно 1/5 таблетки). Для сравнения свойств можно взять аспирин различного производства, например, английский, немецкий, российский. Добавьте в каждую пробирку 2-3 мл дистиллированной воды. Перемешайте содержимое пробирок. Отметьте растворимость лекарств в воде. Нагрейте над пламенем спиртовки пробирки с веществами до кипения. Что наблюдаете?

Опыт №2. Внесите в пробирки по 0,1г каждого лекарственных препаратов и добавьте по2-3 мл этанола. Что наблюдаете? Нагрейте над пламенем спиртовки пробирки с лекарственными препаратами до полного растворения осадков. Сравните растворимость лекарственных препаратов в воде и этаноле.

Опыт №3. Взболтайте по 0,1г каждого препарата с 2-3 мл воды и добавьте разбавленного раствора щелочи NaOH. Изменилась ли растворимость веществ? Объясните наблюдаемое явление. Напишите уравнения соответствующих реакций.

Опыт №4. Взболтайте по 0,1г каждого препарата с 2-3 мл воды и добавьте несколько капель раствора хлорида железа(III). Что наблюдаете? В каких пробирках произошло изменение окраски раствора? Объясните наблюдаемое явление.

Задание 2. Какие рекомендации вы можете дать по приёму лекарственных препаратов на основе салициловой кислоты на основании проведенных вами опытов?

9. Литература

Основные источники:

  1. Габриелян О.С. Химия: учеб. для студ. проф. учеб. заведений.- М.,2013

  2. Габриелян О.С. Химия в тестах, задачах, упражнениях: учеб. пособие для студ. сред. проф. учебных заведений- М., 2011

  3. Габриелян О.С. Практикум по общей, неорганической и органической химии: учеб. пособие для студ. сред. проф. учебных заведений- М., 2010

  4. Габриелян О.С. Химия 10 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразовательных учреждений- М., 2011

  5. Габриелян О.С. Химия 10 класс. Профильный уровень: учеб. для общеобразовательных учреждений- М., 2013

  6. Габриелян О.С. Химия 11 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразовательных учреждений- М., 2011

  7. Габриелян О.С. Химия 11 класс. Профильный уровень: учеб. для общеобразовательных учреждений- М., 2012

  8. Габриелян О.С. Химия: орган. Химия: учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений с углуб. изучением химии/О.С. Габриелян, и.Г. Остроумов, А.А. Карцова -М., 2012

  9. Габриелян О.С.Общая химия: учеб.для 11кл. общеобразоват. учреждений с углуб. изучением химии- М.,2011

  10. Габриелян О.С., Воловик В.В. Единый государственный экзамен: Химия: Сб.заданий и упражнений.-М., 2012

  11. Габриелян О.С., Воловик В.В, Остроумов И.Г., Остроумова Е.Е. Органическая химия в тестах, задачах и упражнениях.- М., 2010

  12. Ерохин Ю.М. Химия: учеб. для студ. проф. учеб. заведений.- М.,2011

  13. КузьменкоН.Е., Еремин В.В., Попков В.А. Краткий курс химии.- М.. 2013

  14. Пичугина И.М. Химия в повседневной жизни человека.-М. Высшая школа. 2011

  15. Титова И.М. Химия и искусство.- Дрофа., 2012



© 2010-2022