Урок химии карбоновые кислоты

При составлении плана данного урока были запланированы три взаимосвязанные цели (образовательная, развивающая, воспитательная). Они соответствуют типу урока, этапы урока взаимосвязаны. Связь между этапами определена единицами содержания, т.е. использованием алгоритма изучения классов органических веществ на примере карбоновых кислот и выявлением свойств от строения.  При подборе содержания материала были учтены психологические особенности детей разного уровня обучаемости. Для достижения целей ур...
Раздел Химия
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Разработка урока

Тема урока: "Карбоновые кислоты".

Урок является составляющим в теме: "Кислородсодержащие органические соединения и их нахождение в живой природе". Всего на эту тему запланировано - 11 часов. Это 7-ой урок темы, изучается после спиртов и альдегидов, генетически связанных между собой.

Класс: 10а(Психолого-педагогическая характеристика класса, приложение 1).

Дата проведения: 29 января.

Описание исходного уровня знаний.

На момент урока учащиеся знают:


  1. Основные положения теории строения органических соединений.

  2. Валентность и строение атома углерода в органических соединениях.

  3. Умеют составлять структурные формулы веществ.

  4. Знают, что такое гомолог и изомер, изомерия, гомологический ряд.

  5. Составлять структурные и электронные формулы гомологов и изомеров и называть их.

  6. Классификацию органических веществ.

  7. Состав, строение, свойства и применение углеводородов.

  8. Понятие функциональной группы и ее влияние на свойства веществ.

  9. Состав, строение, свойства и применение альдегидов, спиртов, фенола и углеводов.

  10. Качественные реакции на альдегиды, спирты, крахмал, глюкозу.

  11. Умение составлять реакции окисления альдегидов с образованием кислот.

  12. Химические свойства неорганических кислот.

  13. Решение задач на вывод формулы органического вещества.

Единица содержания: 1) использование алгоритма изучения классов органических веществ на примере карбоновых кислот,

2) выявление зависимости свойств от строения, применение свойств вещества на примере карбоновых кислот.

Цель урока: создать условия для изучения и закрепления строения, свойств, применения и получения карбоновых кислот.

Образовательные задачи урока:

1. Способствовать усвоению учащимися знаний о нахождении в природе, о строении, свойствах, получении карбоновых кислот на примере уксусной кислоты.

2. Использовать знания изомерии и принципов систематической номенклатуры при составлении формул и названий карбоновых кислот.

3. Закрепить умения решать задачи на вывод формулы органического вещества.

4. Дать представление о жирных кислотах на примере стеариновой и пальмитиновой.

5. Сравнить свойства карбоновых кислот с неорганическими кислотами.

Развивающие задачи урока:

1. Развивать творческую активность и самостоятельность учеников.

2.Способствовать продолжению развития устойчивого интереса к химической науке и практике.

3. Развивать умения выделять главное, существенное.

4. Продолжить формирование навыков безопасной работы с реактивами, выполнения химических опытов и умений работать в темпе, экономя время урока.

5. Развитие речи (обогащение и усложнение словарного запаса при использовании химической номенклатуры), развитие мышления: умение сравнивать, проводить аналогии (сходное строение - сходные свойства), прогнозировать (на основе строения прогнозировать возможные свойства), делать выводы при наблюдении эксперимента, развитие наблюдательности.

Воспитательные задачи урока:

1. Способствовать формированию дисциплинированности, ответственного отношения к учебному труду.

2. Формировать у каждого учащегося умения работать коллективом. При выполнении исследовательской работы считаться с мнением всей группы и корректно отстаивать свое мнение.

3. Воспитание трудолюбия, аккуратности, соблюдения норм поведения, терпимого отношения к ошибкам товарищей.

Формирование ключевых компетенций:

  • ценностно - смысловых ( видеть и понимать окружающий мир с позиции химии, выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков);

  • коммуникативных ( владеть химическим языком, уметь работать в группе);

  • учебно - познавательных ( добывать знания на основе наблюдений, анализа, обобщения результатов эксперимента, проводить рефлексию собственной деятельности, оценивать свою работу);

  • информационной ( искать анализировать, отбирать необходимую информацию, преобразовывать ее).

Эпиграф урока: "Всякое вещество - от самого простого до самого сложного - имеет три различные, но взаимосвязанные стороны - свойство, состав, строение"
(В.М.Кедров).

Тип урока: урок изучения нового материала.

Методы обучения:

По источникам знаний: словесные, наглядные.

По логике передачи и восприятию учебной информации: дедуктивные, аналитические.

По степени самостоятельности: репродуктивный, продуктивный: (частично - поисковый, исследовательский).

Формы организации обучения:

-фронтальная;

-групповая;

-самостоятельная;

- индивидуальная.

Методы и формы контроля: ведение листов исследования, тестирование, домашнее задание.

Прогнозируемые результаты обучения.

Учащиеся должны знать:

  • химические свойства карбоновых кислот;

  • отличие химических свойств неорганических от органических кислот;

  • способы получения карбоновых кислот;

  • применение уксусной кислоты;

  • жирные кислоты: стеариновую и пальмитиновую.

Материально-техническая база и оснащение: мультимедийный проектор, компьютер, растворы соляной , уксусной, Н2SO4, метилоранж, фенолфталеин, синий лакмус, NaOH, Mg, СuO, CaCO3 ,C2H5OH, спиртовка, спички, держатель, пробирки.

Дидактическое обеспечение:

  • слайды, листы исследования, сигнальные карточки, инструкции для групп.

Хронометраж урока.

I. Организационный этап- 3мин.

  1. Мотивация учебной деятельности учащихся.

  2. Постановка цели урока.

II. Изучение нового материала

1. Исследовательская работа -8мин..
а) по нахождению формулы неизвестного вещества;
б) отношения неизвестного вещества к классу карбоновых кислот.

2. Изучение строения, классификации и применения карбоновых кислот-13мин.

3. Лабораторная работа -15мин

- свойства неорганических кислот;

-свойства карбоновых кислот.

III. Контроль и закрепление знаний.

Экспресс - опрос - 1мин.

VI. Домашнее задание - 2мин.

V. Рефлексивный тест. Подведение итогов урока - 3мин.

Ход урока.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методическое обоснование

I.Организационный этап

Приветствие.

Начать сегодняшний урок я хочу с отрывка стихотворения Е.Ефимовского:

"Что? Почему? Зачем и где?
Живут в земле, в огне, в воде.
Вот в первый раз огонь добыт.
(а почему огонь горит?)
Дым - лёгкий, а скала тверда
Что значит "лёд", а что "вода"?
Что? Почему? Зачем и где?
Мы все узнать хотим.
Соль растворяется в воде
А мел не растворим.
…Открытий путь - не лёгкий путь.
Но человеку не свернуть.
Что? Почему? За ним следят,
Чтоб шёл вперёд, а не назад.
Вот почему из года в год
Наука движется вперёд."

Постановка целей урока. Продолжим движения вперёд и мы. На предыдущих уроках мы познакомились с группой кислородосодержащих веществ - спиртами, альдегидами (их классификацией, изомерией, гомологическими рядами, свойствами, способами получения и применением). Сегодня мы знакомимся с другой многочисленной группой кислородосодержащих веществ (придерживаясь плана, должны дать полную характеристику этой группе веществ, определив их значение в жизнедеятельности человеческого организма). II.Изучение нового материала. 1.а)Исследовательская работа по определению формулы вещества. Создаю проблемную ситуацию. Какой класс веществ будем изучать на уроке, вы, ребята, должны ответить сами, определив его формулу. В химической лаборатории в шкафу, на одной из полок, был обнаружен пузырек без подписи с неизвестным реактивом. В целях экономии лаборант решила определить, что это за вещество. Она сожгла его, собрала и определила массы, полученных продуктов. Определите формулу данного вещества?

Контролирую и наблюдаю за работой слабых учащихся.

Предлагаю проверить решение задачи, открываю слайды 2-12(презентация урока).

Запишите структурную формулу полученного вещества.

Предлагаю проверить по образцу слайд 13(презентация урока). 1.(б)Исследование отношение неизвестного вещества к определенному классу.

Вспомните при изучении свойств какого класса, вы уже встречались с этим веществом?

Предлагаю вспомнить реакции окисления альдегидов, демонстрирую слайд 14(презентация урока).

К какому классу кислородосодержащих соединений относится это вещество?

Вот ребята, мы и определили тему урока: " Карбоновые кислоты". Демонстрирую слайды 15, 16(презентация урока).

2.Изучение строения, классификации и применения карбоновых кислот. Разделяю учащихся на три группы (учащиеся с разными учебными способностями ),объясняю как они будут работать. Первая группа - строение карбоновых кислот. Вторая группа - номенклатура и изомерия карбоновых кислот. Третья - физические свойства карбоновых кислот. Показываю слайд 16( презентация урока). Написано начало фразы: "Принадлежность вещества к карбоновым кислотам……". Предлагаю закончить фразу.





Сопровождаю результаты работы групп во время сообщения слайдами 17- 21(презентация урока).



После отчета групп, предлагаю послушать сообщения о нахождении кислот в природе и применении.

3.Лабораторная работа. Знакомлю с планом проведения лабораторной работы. Обращаю внимание учащихся на правила безопасности при выполнении опытов (приложение 5).

Контролирую, наблюдаю и помогаю учащимся при выполнении лабораторной работы.



После выполнения лабораторной работы, проверку работы групп, сопровождаю слайдами 32-35 (презентация урока).

Предлагаю учащимся сделать вывод о результатах лабораторной работы.



III. Контроль и закрепление знаний. Провожу экспресс- опрос(приложение 7), для первичного закрепления изученного материала.

VI. Домашнее задание.

Предлагается учащимся в двух формах: обычной - §12, упр. 7,8, дописать ионные уравнения реакций;

творческий (по желанию) - написать сказку с участием карбоновых кислот; разгадать кроссворд: "Карбоновые кислоты" (приложение 8).

V. Рефлексивный тест. Подведение итогов урока. Прошу подвести итог урока, концентрирую внимание на эпиграф урока.



Рефлексивный тест(приложение 9).



Прошу поднять руки тех, кто поставил 5 «+», затем тех, у кого получилось 4, 3 и менее.

Обращаюсь к учащимся с просьбой поставить оценку к себе в тетрадь. Благодарю детей за работу на уроке.

Подготовка рабочего места, отмечаю отсутствующих.

Слушают внимательно учителя.





Мысленно готовятся, что будут изучать на уроке.





Внимательно слушают учителя, задумываются над проблемой.



Открывают тетради, записывают число и решают задачу (слайд 1) на вывод формулы органического вещества. Слабые ученики решают по алгоритму (приложение 2).

Проверяют решение задачи по образцу, дают самооценку.

Составляют структурную формулу вещества.

Проверяют, дают самооценку.

Вспоминают и отвечают. С этим веществом встречались при окислении альдегидов.

Вспоминают, записывают в тетрадь, проверяют по образцу.

Стараются ответить. Это вещество относится к классу карбоновых кислот.

Слушают, смотрят и записывают тему урока в тетрадь.

Слушают и настраиваются на серьезную работу.



Каждый ученик заканчивает фразу, записывает ее в тетрадь, варианты ответов обсуждаются в группах, записываются в лист исследования (приложение 3). В процессе работы используют учебник, дополнительную литературу, пакеты информаций (приложение 4).

После выполнения работы, представители групп сообщают классу мнение, которое выработала группа, другие группы слушают и фиксируют правильные сообщения в своих листах исследования .

Учащиеся слушают сообщения приготовленные сильными учениками, которое было задано приготовить дома (слайды 23-30), приготовили учащиеся).

Слушают и настраиваются на серьезную работу.

После объяснения каждая группа выполняет предложенные лабораторные опыты по пакету информаций (приложение 6), записывает уравнения реакций в тетрадях.



Отчитываются о работе в группах, на доске записывают молекулярные уравнения реакций, ионные должны записать дома.

Стараются ответить и делают вывод о сходстве свойств карбоновых кислот с минеральными и о том, что свойства определяются функциональной группой.

Выполняют задание. Читают и поднимают сигнальные карточки. Зеленая означает "да". Красная "нет". Желтая "сомневаюсь".

Слушают и записывают в дневники.



Учащиеся делают вывод. На уроке выяснили, какие вещества относятся к карбоновым кислотам, установили взаимосвязь строения, свойств и применения.

Учащиеся закрывают глаза, расслабляются, усаживаются поудобнее и обдумывают то, что они делали на уроке. Затем выполняют рефлексивный тест. Листочки не подписывают, в случае согласия с утверждением ставят около него знак «+».

Показывают результаты усвоения новых знаний, оценивают свою работу.

Выставляют свои оценки в тетрадь.

.

Создание положительного эмоционального настроя на работу всех учащихся.

Психологически подготовить ребят к уроку, настроить на благоприятную, доброжелательную атмосферу.



Акцентирование внимания на целях урока.





Развитие коммуникативных умений: слушать и слышать.



Применение усвоенной системы знаний для объяснения новых фактов, воспитание дисциплинированности, трудолюбия, самостоятельности. Создание ситуации успеха для слабых, учеников.

Развитие умения сравнивать, анализировать, наблюдать, вести аккуратно записи в тетрадях.

Развитие умений применять изученный материал к новой теме урока.

Развитие умения сравнивать.

Развитие умений устанавливать связь ранее изученного материала с материалом новой темы

Развития коммуникативных умений: слушать, наблюдать, сравнивать.

Развитие внутренней логики: определение класса вещества по наличию функциональной группы, развитие умений анализировать,

Акцентирование внимания на теме и эпиграфе урока.

Обеспечение понимания учащихся личностной значимости темы, а также порядка и способов ее изучения и понимания.

Развитие коммуникативных качеств, сохранение активной позиции ученика, создание ситуации успеха для слабых учеников, активизация мыслительной деятельности, формирование навыков работы с различными источниками информации, а также умение работать в группе, взаимоподдержка и взаимопомощь.

Развитие умений анализировать, сравнивать, выделять главное и особенное, умение высказывать свою точку зрения и обосновывать ее.



Развитие коммуникативных качеств, расширение кругозора, связь изучаемого материала с жизнью.

Создание внутреннего настроя на работу всех учащихся.

Развитие умения прогнозировать, сравнивать, наблюдать при выполнении химического эксперимента. Воспитание дисциплинированности, аккуратности, умение применять правила техники безопасности при работе в химическом кабинете.

Развитие умений анализировать, прогнозировать, объяснять, слушать других, терпимость к ошибкам товарищей, аккуратности(ведение записей у доски и в тетрадях), делать самооценку своей деятельности.

Активизация мыслительной познавательной деятельности.

Умение работать с пониманием полученных знаний, осознанность усвоения знаний.

Реализация дифференцированного подхода (задания разного вида), создание ситуации успеха - ребенок может реализовать себя в том или ином виде деятельности.

Развитие умений сопоставлять, выделять главное и особенное.

Рефлексивный анализ деятельности, осознание плана действий, а возможно и целей.



Самоанализ своего участия в работе на уроке, самооценка.

Появление новых эмоций. Развитие осознанности усвоения знаний.

Приложение 1.

Психолого - педагогическая характеристика класса.

Коллектив 10а класса 14 человек: 11 девочек и 3 мальчика. Состав класс по возрасту одинаков, учащиеся с одного года рождения. Проживают в благополучных семьях, родители поддерживают связь со школой и все проблемы решаются совместно с родителями. В результате совместной работы в данном ученическом коллективе, прослеживаю динамику развития коллектива от менее сплоченного к более сплоченному, дружному. Но вот формирование познавательного интереса к учебной деятельности оставляет желать лучшего. Учащиеся занимаются стабильно, стараются выполнять все предлагаемые задания, но устойчивого интереса к предмету не проявляют, для них более значима оценка, чем прочные знания по предмету, обладают словарным запасом, необходимым для объяснения фактов и явлений, умеют делать выводы и прогнозировать свойства на основе работы со статистическими данными. Две ученицы класса имеют отличные оценки. Они обладают достаточно высокими умственными способностями, имеют хорошую память, легко усваивают материал и применяют его на практике. Они характеризуются высокой самостоятельностью, всегда приходят с выученными уроками, аккуратны в оформлении тетрадей, переживают за свои оценки, терпеливо сносят неудачи, стараются их исправить. Девять учащихся занимаются на "хорошо". Учащиеся внимательны, редко отвлекаются, но не всегда могут точно выразить свои мысли, хотя правильно понимают изучаемый материал, недостаточна быстрота мыслительных операций. Особого внимания заслуживают слабоуспевающие ученики, их трое. Они занимаются на слабую "3". Они испытывают трудности в обучении, так как не выполняют домашнее задание. У них слабо развита речь, внимание, память, с трудом восстанавливают материал, приходят с невыученными уроками. За ним необходим постоянный контроль со стороны учителя и родителей.

Поддержанию должного уровня познавательного интереса к предмету на данном этапе способствует использование нетрадиционных форм проведения занятий, дифференцированное обучение, личностный подход к ребенку требующий прежде всего отношения к ученику как к личности с ее потребностями и возможностями. Только дифференцированный и индивидуальный подход к каждому учащемуся позволяет организовать плодотворный, активный учебный процесс на уроках химии.






Приложение 2.

АЛГОРИТМ.

Нахождение молекулярной формулы по наличию продуктов сгорания вещества.

1.Определить простейшую формулу вещества: CXHYOZ= ?C:?Н:?О.

2. Определить истинную молярную массу.

3. Определить молярный фактор - отношение истинной молярной массы к простейшей n = Мистпрост.

4.Найти молекулярную формулу вещества. Умножить индексы простейшей формулы на молярный фактор.




ЗАДАЧА( образец).

При сжигании 8,6г углеводорода получили 26,4г оксида углерода (IV) и 12,6г воды. Найдите молекулярную формулу углеводорода, если его плотность по отношению к воздуху равна 2,966.

Дано:

m УВ=8,6г

m CO2=26,4г

m H2O=12,6г

Двозд.=2,966.

Найти:

Формулу вещества СXHY

Решение:

1.Составим уравнение реакции:

CXHY + (X+Y/4)O2>XCO2 + Y/2H2O

2.Из уравнения видно, что ?С =?СО2, ?Н=2*?Н2О

?СО2=m/M=26,4г:44г/моль=0,6моль.

2О=m/M=12,6г:18г/моль=0,7моль.

?С=0,6 моль ?Н=1,4 моль

X : Y= 0,6 : 1,4= 6 : 14 (С6Н14)Р

3.Найдем истинную молярную массу и молярный фактор.

Мист.=29*2,966=86г/моль.

Р= Мист.прост.=86 : 86=1

Ответ: С6Н14.

Приложение 3

Лист исследования.

Карбоновые кислоты

Общая формула

Номенклатура

Изомерия

Физические свойства

- агрегатное состояние

- возможность образования водородных связей

- растворимость в воде

Химические свойства

- общие с неорганическими кислотами

- специфические





Приложение 4. Первый пакет информации

Группа I. Строение карбоновых кислот

Карбоновыми кислотами называются соединения, содержащие в молекуле функциональную группу - СООН. Эта группа носит название карбоксильной, происходящее от названий составляющих ее групп - карбонильной и гидроксильной.
Карбоновые кислоты можно рассматривать как производные углеводородов, в молекулах которых атом водорода замещен на карбоксильную группу. По числу карбоксильных групп различают одноосновные (монокарбоновые), двухосновные (дикарбоновые) и многоосновные (поликарбоновые) кислоты.
По характеру радикала, связанного с карбоксильной группой, кислоты могут быть предельными, непредельными, ароматическими и т.д. Общая формула гомологического ряда предельных одноосновных кислот СnH2n+1COOH.

Первый пакет информации

Группа II. Номенклатура и изомерия карбоновых кислот

Для низших членов ряда карбоновых кислот наиболее употребительны тривиальные названия: муравьиная, уксусная, масляная и т.д. По современным международным правилам название карбоновой кислоты составляется добавлением к названию углеводорода окончания -овая и слова «кислота».

Урок химии карбоновые кислоты

Изомерия одноосновных кислот, как и альдегидов, обусловлена строением радикала. Высшие кислоты с нормальной цепью углеродных атомов чрезвычайно распространены в природе в виде жиров, представляющих сложные эфиры.
Важнейшие высшие кислоты Урок химии карбоновые кислоты - пальмитиновая, Урок химии карбоновые кислоты - стеариновая. Важнейшая ароматическая кислота - Урок химии карбоновые кислоты - бензойная.

Первый пакет информации

Группа III. Физические свойства карбоновых кислот

Кислоты имеют аномально высокие температуры кипения и плавления. Это объясняется тем, что для них характерна значительная ассоциация, обусловленная водородной связью. Такие связи образуются у кислот за счет взаимодействия гидроксильного водорода одной молекулы и карбонильного кислорода другой. Низшие кислоты обладают острым кислым запахом, средние (Урок химии карбоновые кислоты) имеют неприятный прогорклый запах. Высшие жирные (от Урок химии карбоновые кислоты) и ароматические кислоты запаха не имеют. Низшие кислоты хорошо растворяются в воде. С увеличением углеводородного остатка растворимость в воде уменьшается. Начиная от Урок химии карбоновые кислоты, кислоты в воде практически нерастворимы. Однако, все кислоты растворяются в водных растворах щелочей, образуя соли. Высшие кислоты, как и углеводороды, хорошо растворимы в эфире и бензоле.

Приложение 5.

ПРАВИЛА ВЫЖИВАНИЯ В ХИМИЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ

  • Если в руках у вас жидкое - не разлейте, порошкообразное - не рассыпьте, газообразное - не выпустите наружу.

  • Если включили - выключите.

  • Если открыли - закройте.

  • Если разобрали - соберите.

  • Если вы не можете собрать - позовите на помощь умельца.

  • Если вы не разбирали, не вздумайте собирать.

  • Если вы одолжили что-нибудь - верните.

  • Если вы пользуетесь чем-либо, держите в чистоте и порядке.

  • Если вы привели что-либо в беспорядок - восстановите.

  • Если вы сдвинули что-нибудь - верните на место.

  • Если вы не знаете, как это действует, ради бога, не трогайте.

  • Если вас это не касается - не вмешивайтесь.

  • Если вы не знаете, как это делается - сразу спросите.

  • Если вы не можете что-либо понять - почешите в затылке.

  • Если все же не поймете - то и не пытайтесь.

  • Если вы "горите" на уроке - постарайтесь чтобы, у вас ничего не загорелось.

  • Если у вас что-либо взорвалось - проверьте, остались ли вы живы.

  • Если вы не усвоили этих правил - не входите в лабораторию.

Приложение 6.

Второй пакет информации

Группа I

1. В две пробирки влейте по 1 мл растворов соляной и уксусной кислот. В каждую пробирку всыпьте немного стружек магния. Сравните скорость этих реакций и напишите уравнения в молекулярном, ионном и сокращенном ионном виде.

2. В пробирку с раствором карбоната кальция прилейте 1-2 мл соляной кислоты. Во вторую пробирку с раствором карбоната натрия прилейте 2-3 мл уксусной кислоты. Что происходит? Составьте уравнения реакций взаимодействия соляной и уксусной кислот с карбонатом натрия в молекулярном и ионном виде.

Второй пакет информации

Группа II

1. Влейте в две пробирки по 1 мл раствора гидроксида натрия и добавьте несколько капель раствора фенолфталеина. Добавьте в первую пробирку раствор соляной, в другую пробирку - раствор уксусной кислоты. Почему происходит обесцвечивание? Напишите уравнения реакций в молекулярном и ионном виде.

2. Насыпьте в две пробирки немного оксида меди (II) и прилейте в одну - соляной кислоты, в другую уксусной кислоты. Пробирки нагрейте. Каков цвет растворов? Составьте уравнения реакций в молекулярном и ионном виде.

Второй пакет информации

Группа III

1. Испытайте растворы соляной и уксусной кислот индикатором метиловым оранжевым. Что наблюдаете? Объясните результаты опыта?

2. В пробирку налейте 1-2 мл концентрированной уксусной кислоты, столько же этанола и добавьте 0,5 мл концентрированной серной кислоты. Смесь этих веществ перемешайте и в течение 4-5 мин осторожно нагревайте, не доводя до кипения. Затем содержимое пробирки охладите и вылейте в другую пробирку с водой. По каким признакам можно судить, что образовался сложный эфир? Составьте уравнение реакции.





Приложение 7.

Экспресс-опрос.

Верно ли что…

…для органических и карбоновых кислот характерны реакции нейтрализации?

…уксусная кислота образуется при брожении варенья?

…качественным реактивом на неорганические и карбоновые кислоты является метилоранж?

…карбоновые кислоты получаются окислением соответствующих альдегидов?

…муравьи выделяют метановую кислоту?

….ацетаты это соли уксусной кислоты?

….уксусная кислота - хороший растворитель?

….карбоновые кислоты очень слабые растворители?

…функциональную группу карбоновых кислот называют карбоксильной?



Приложение 8.

Кроссворд «Карбоновые кислоты»

Необходимо найти на буквенном поле ответы на приведенные задания. В скобках указано число букв в слове, являющемся правильным ответом. Учтите, что слово на поле кроссворда может многократно «изгибаться» в горизонтальном и вертикальном направлениях, произвольно меняя порядок своего расположения. Единственным ограничением является то, что буквы в словах не могут следовать друг за другом по диагонали.

Урок химии карбоновые кислоты

1. Название соли муравьиной кислоты (7).
2. Общее название химической реакции между карбоновой кислотой и щелочью (13).
3. Ученый, открывший муравьиную кислоту (получил в чистом виде) (8).
4. Вещество, имеющее запах жасмина (12).
5. Растение, содержащее муравьиную кислоту (7).
6. Название соли уксусной кислоты (6).
7. Общее название химической реакции между карбоновой кислотой и спиртом (12).
8. Ученый, первым получивший кристаллы ледяной уксусной кислоты (5).
9. Самый распространенный сложный эфир уксусной кислоты, широко использующийся в качестве растворителя (10).
10. Вредное насекомое, для борьбы с которым используется муравьиная кислота (4).
11. Общее название химической реакции между спиртом и угарным газом (16).

Ответы на кроссворд: 1. Формиат. 2. Нейтрализация. 3. Маргграф. 4. Бензилацетат. 5. Крапива.
6. Ацетат. 7. Этерификация. 8. Ловиц. 9. Этилацетат. 10. Клещ. 11. Карбонилирование.

Урок химии карбоновые кислоты


Приложение 9.

Рефлексивный тест

  • На уроке было над чем подумать.

  • На все возникшие у меня в ходе урока вопросы я получил(а) ответы.

  • На уроке я поработал(а) добросовестно и цели урока достиг(ла).

  • Я узнал(а) много нового.

  • Мне это пригодится в жизни.






Литература

  1. Безрукова Н. П. , Сыромятников А. А. Использование компьютерных технологий при изучении химической связи. // Химия в школе. 2001. №2. С. 41.

  2. Габриелян О.С. Программа курса химии для 10 класса общеобразовательных учреждений (базовый уровень), 2006

  3. Габриелян О. С. Химия. 10 класс. Базовый уровень - М., 2008

  4. Габриелян О. С. Химия. 10 кл.: рабочая тетрадь к учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 10 класс» - М., 2007

5. Габриелян О. С. Химия. Пособие для школьников старших классов и поступающих в вузы - М., 2007

  1. Габриелян О. С. , Остроумов И. Г. , Остроумова Е. Е. Органическая химия в тестах, задачах и упражнениях. Москва, "Дрофа", 2003.




Самоанализ урока.

При составлении плана данного урока были запланированы три взаимосвязанные цели (образовательная, развивающая, воспитательная). Они соответствуют типу урока, этапы урока взаимосвязаны. Связь между этапами определена единицами содержания, т.е. использованием алгоритма изучения классов органических веществ на примере карбоновых кислот и выявлением свойств от строения. Структура учебного занятия также отвечает типу и целям урока. При подборе содержания материала были учтены психологические особенности детей разного уровня обучаемости.

Для достижения целей урока были использованы следующие методы:

- репродуктивный метод (при фронтальном опросе).

- практический метод (при отчете групп о проделанной работе, оформление результатов своей деятельности, выполнение экспресс - опроса),позволил большой по объему, изученный материал, проверить умения применять знания при выполнение различных заданий.

-наглядный метод (слайды презентации) позволяет привлечь внимание учащихся на воспроизведение, запоминание учебного материала. Использовались различные приемы работы с классом: индивидуальная, групповая, в процессе которой учащиеся работали с раздаточным материалом, с учебником, выполняли лабораторные опыты, слушали сообщения, приготовленные сильными учениками. Использование различных методов и приемов позволяет поддерживать работоспособность детей на уроке, сохранять их здоровье. Мотивация деятельности достигается, постановкой определенной проблемы, похвалой учителя и, конечно желанием самих учащихся, расширить свой кругозор, получить хорошую отметку. Познавательный интерес поддерживался четко организованным учебным процессом, который приносил каждому определенный успех. Использовался самоконтроль и взаимоконтроль на уроке, выработка самооценки. На уроке была доброжелательная обстановка, отношения между учениками дружеские, доверительные. Урок результативный своей цели достиг, задачи, поставленные перед уроком выполнены, это подтверждает и рефлексия (рассказ учащихся о чувствах, испытываемых на уроке, об изменении настроения).









55

© 2010-2022