- Преподавателю
- Химия
- Разработка урока по химии
Разработка урока по химии
Раздел | Химия |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Трубеко Т.В. |
Дата | 30.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Урок №17-18
Тема урока: Явления физические и химические. Химические реакции и явления, их сопровождающие.
Цели урока:
повторить и углубить знания о физических и химических явлениях, определить их существенные отличия, сформировать понятие о химических реакциях, выяснить признаки химических реакций и условия их течения по экспериментальным данным;
формировать социальную компетентность;
развивать умения сравнивать, анализировать, работать с химическими веществами и лабораторным оборудованием, приводить примеры химических явлений в быту и природе, наблюдать явления и описывать наблюдения, применять знания на практике.
Оснащение урока: учебник, штатив для пробирок, реактивы: мел, хлоридная кислота, растворы Натрий гидроксида, Купрум(II) сульфата, фенолфталеин, нашатырь, медная проволока, спички, спиртовка, лёд, стакан химический.
Ход урока:
1. Организационная часть, создание атмосферы
психологического комфорта 1мин.
2. Актуализация опорных знаний 3мин.
Из курса « Природоведение» давайте вспомним:
1. Как называются процессы, происходящие вокруг нас? (Явления)
2. Какие явления бывают? (Биологические, физические, химические, социальные и др.)
3. Приведите примеры явлений вокруг нас и попробуем разобраться, к какой группе они относятся. ( Примеры - листопад, дует ветер, идет снег, митинг, сода гасится уксусом при выпечке пирога). Разбор ответов.
3. Мотивация, целеопределение и планирование учебной
деятельности 1 мин.
Для чего же нам необходимо изучать данный материал? Ученики отвечают (чтобы понимать происходящие вокруг явления, быть умнее, использовать химические реакции в своих целях и т.д.).
4. Изучение нового материала. 15мин.
Чтобы разобраться в данной теме, давайте обратимся к опорной схеме и, проведя опыты, заполним её.
Итак, вы уже знаете, что явления бывают физические и химические. При физических явлениях изменяется форма, агрегатное состояние вещества, а при химических - состав вещества.
Перед работой повторим правила техники безопасности.
Демонстрация №1(выполняет ученик). Возьмем кусок медной проволоки и изготовим из неё спираль. Какое это явление? ( Физическое). Почему? ( Изменилась форма, но не изменилось вещество).
Прокалим проволоку в пламени спиртовки. Что наблюдаем? ( Проволока почернела). Какое это явление? ( химическое). Почему? ( Изменился состав вещества, а, значит, и свойства).
Демонстрация №2.Возьмем мел, добавим хлоридную кислоту, Что наблюдаем? ( Выделение газа). Какое явление? Почему?
Демонстрация 3. К раствору Купрум(II)сульфата добавляем раствор Натрия гидроксида. Что наблюдаем? ( Появление голубого осадка). Какое явление? Почему?
Демонстрация №4. К раствору NaOH добавляем 1 каплю фенолфталеина- цвет малиновый. Добавляем хлоридную кислоту- цвет исчезает. Какое явление? Почему?
Демонстрация №5. К нашатырю ( NH4Cl) добавляем NaOH, появляется запах аммиака. Какой признак реакции?
Сделаем выводы: при физическом явлении изменяется форма тела, агрегатное состояние вещества, но само вещество не изменяется. А при химическом явлении изменяется состав вещества и его свойства, т.е. изменяется вещество. Какими же внешними эффектами сопровождаются химические явления? Это изменение цвета, выпадение осадка, выделение газа, появление запаха, выделение или поглощение тепла, выделение света.
Работа в группах: « Справочное бюро», « Загадки». 10мин.
А сейчас попробуем на практике различить явления физические и химические. Для этого вы объединитесь в группы по 4 человека. Когда вы вырастете, то умение работать в группе поможет объединиться в рабочие коллективы, и это приведет к объединению страны, всего украинского народа. Итак, ваша карточка содержит явление и загадку. Вы объясняете тип явления, отгадываете загадку, загадываете её любой группе, которая должна объяснить, что за явление зашифровано в загадке и объяснить свои мысли.
Группа №1.Явления: 1. Отвердевание расплавленного парафина.
2. Пригорание еды на сковороде.
Загадка: Осенью кружатся,
На землю ложатся,
С земли не встают
И тут же гниют. (Листопад- явление физическое, а
перегнивание листьев - химическое).
Группа №2. Явления: 1. Из воды получают водород и кислород.
2. Образование туч.
Загадка: Белая морковка зимой растет (Сосулька, физическое).
Группа № 3. Явления: 1.Образование соли в Сиваше при испарении воды.
2. Выделение газа при добавлении уксуса к соде.
Загадка: Красненький петушок по улице бежит, никого
не щадит.( Огонь, пожар).
Группа №4. Явление: 1.Протекание электрического тока в металле.
2. Образование инея.
Загадка : Зимой спит, а весной шумит. (Варианты ответа - снег лежит и тает. Река подо льдом и ледоход. Дерево.)
Группа №5. Явление: 1.Расширение ртути в термометре при повышении
температуры.
2. Скисание молока.
Загадка: Стоит столб, горит свет, а углей нет. ( Горит свеча).
Группа № 6. Явления: 1. Расслоение смеси воды и подсолнечного масла.
2. Горение костра.
Загадка: Не огонь, а жжется.
Не пчела, а жалит. ( Крапива содержит муравьиную кис-
лоту, которая раздражает кожу, т.е. явление химическое).
Группа №7. Явления:1. Из глины изготавливают кирпичи.
2. Протухание яиц.
Загадка: Возьму пыльно,
Сделаю жидко,
Брошу в пламень-
Будет как камень.( Из глины делают гончарное изделие).
Запись в тетрадь: 3мин.
Изменения, происходящие с веществом в результате химических явлений, описываются химическими реакциями. Вещества, вступающие в реакцию, называются исходными веществами или реагентами. Вещества, образующиеся в результате реакции, называются продуктами реакции.
признаки химической реакции мы выяснили. А какие же условия необходимо создать, чтобы произошла химическая реакция? Это наличие вещества, перемешивание, измельчение, соприкосновение веществ, изменение температуры и давление ( для газов).
5. Закрепление материала
1. Работа с иллюстрациями явлений в парах - определить тип явления и пояснить свой выбор. 3мин.
2. Самостоятельная работа по карточкам в тетради. 2 мин.
1.Потренируйтесь определить физические и химические явления(работа с фотографиями). Обозначьте явления и из букв, отвечающих правильным ответам, получите фамилию ученого- химика.
Явление Физическое Химическое
1. Идёт дождь М Л
2. Гвоздь покрылся ржавчиной О Е
3. Кипит вода Н М
4. Соль растворяется в воде Д П
5. Падают листья с веток Е К
6. Протухание рыбы, мяса Т Л
7. Плавление воска Е О
8. Подгорание пищи при жарении Б Е
9. Образование карамели из сахара Г В
при нагревании
Ответ - Менделеев.
2. Какими внешними эффектами сопровождаются такие превращения?
5 мин.
а) горит уголь (выделение тепла, света, изменение цвета);
б) квашение капусты (выделение газа);
в) кипячение воды в чайнике (выпадение осадка солей);
г) протухание яйца (появление запаха как следствие выделения газа).
Взаимопроверка.
6. Подведение итогов. Оценивание по результатам проверки самостоятельной работы и устных ответов. 1мин
7. Домашнее задание. 1мин.
Прочитать §№13,упр.3-5.
Творческое задание: привести примеры химических реакций, с которыми вы встречаетесь в быту, и описать явления, которые их сопровождают.