Разработка урока по химии

Разработка урока по химии "Явления физические и химические" в 7 классе создана в модульной технологии.При работе на уроке предусмотрена самостоятельная работа в малых группах с рисунками , фотографиями явлений.Поэтому учитель должен сам подготовить этот материал.В качестве домашнего  можно дать задание подготовить рисунки с изображением явлений и в дальнейшем использовать на уроках. На одном из этапов работы используются загадки, в которых описаны явления.Чтобы разобраться в отличиях явлений физ...
Раздел Химия
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок №17-18

Тема урока: Явления физические и химические. Химические реакции и явления, их сопровождающие.

Цели урока:

повторить и углубить знания о физических и химических явлениях, определить их существенные отличия, сформировать понятие о химических реакциях, выяснить признаки химических реакций и условия их течения по экспериментальным данным;

формировать социальную компетентность;

развивать умения сравнивать, анализировать, работать с химическими веществами и лабораторным оборудованием, приводить примеры химических явлений в быту и природе, наблюдать явления и описывать наблюдения, применять знания на практике.

Оснащение урока: учебник, штатив для пробирок, реактивы: мел, хлоридная кислота, растворы Натрий гидроксида, Купрум(II) сульфата, фенолфталеин, нашатырь, медная проволока, спички, спиртовка, лёд, стакан химический.

Ход урока:

1. Организационная часть, создание атмосферы

психологического комфорта 1мин.

2. Актуализация опорных знаний 3мин.

Из курса « Природоведение» давайте вспомним:

1. Как называются процессы, происходящие вокруг нас? (Явления)

2. Какие явления бывают? (Биологические, физические, химические, социальные и др.)

3. Приведите примеры явлений вокруг нас и попробуем разобраться, к какой группе они относятся. ( Примеры - листопад, дует ветер, идет снег, митинг, сода гасится уксусом при выпечке пирога). Разбор ответов.

3. Мотивация, целеопределение и планирование учебной

деятельности 1 мин.

Для чего же нам необходимо изучать данный материал? Ученики отвечают (чтобы понимать происходящие вокруг явления, быть умнее, использовать химические реакции в своих целях и т.д.).

4. Изучение нового материала. 15мин.

Чтобы разобраться в данной теме, давайте обратимся к опорной схеме и, проведя опыты, заполним её.

Итак, вы уже знаете, что явления бывают физические и химические. При физических явлениях изменяется форма, агрегатное состояние вещества, а при химических - состав вещества.

Перед работой повторим правила техники безопасности.

Демонстрация №1(выполняет ученик). Возьмем кусок медной проволоки и изготовим из неё спираль. Какое это явление? ( Физическое). Почему? ( Изменилась форма, но не изменилось вещество).

Прокалим проволоку в пламени спиртовки. Что наблюдаем? ( Проволока почернела). Какое это явление? ( химическое). Почему? ( Изменился состав вещества, а, значит, и свойства).

Демонстрация №2.Возьмем мел, добавим хлоридную кислоту, Что наблюдаем? ( Выделение газа). Какое явление? Почему?

Демонстрация 3. К раствору Купрум(II)сульфата добавляем раствор Натрия гидроксида. Что наблюдаем? ( Появление голубого осадка). Какое явление? Почему?

Демонстрация №4. К раствору NaOH добавляем 1 каплю фенолфталеина- цвет малиновый. Добавляем хлоридную кислоту- цвет исчезает. Какое явление? Почему?

Демонстрация №5. К нашатырю ( NH4Cl) добавляем NaOH, появляется запах аммиака. Какой признак реакции?

Сделаем выводы: при физическом явлении изменяется форма тела, агрегатное состояние вещества, но само вещество не изменяется. А при химическом явлении изменяется состав вещества и его свойства, т.е. изменяется вещество. Какими же внешними эффектами сопровождаются химические явления? Это изменение цвета, выпадение осадка, выделение газа, появление запаха, выделение или поглощение тепла, выделение света.

Работа в группах: « Справочное бюро», « Загадки». 10мин.

А сейчас попробуем на практике различить явления физические и химические. Для этого вы объединитесь в группы по 4 человека. Когда вы вырастете, то умение работать в группе поможет объединиться в рабочие коллективы, и это приведет к объединению страны, всего украинского народа. Итак, ваша карточка содержит явление и загадку. Вы объясняете тип явления, отгадываете загадку, загадываете её любой группе, которая должна объяснить, что за явление зашифровано в загадке и объяснить свои мысли.

Группа №1.Явления: 1. Отвердевание расплавленного парафина.

2. Пригорание еды на сковороде.

Загадка: Осенью кружатся,

На землю ложатся,

С земли не встают

И тут же гниют. (Листопад- явление физическое, а

перегнивание листьев - химическое).

Группа №2. Явления: 1. Из воды получают водород и кислород.

2. Образование туч.

Загадка: Белая морковка зимой растет (Сосулька, физическое).

Группа № 3. Явления: 1.Образование соли в Сиваше при испарении воды.

2. Выделение газа при добавлении уксуса к соде.

Загадка: Красненький петушок по улице бежит, никого

не щадит.( Огонь, пожар).

Группа №4. Явление: 1.Протекание электрического тока в металле.

2. Образование инея.

Загадка : Зимой спит, а весной шумит. (Варианты ответа - снег лежит и тает. Река подо льдом и ледоход. Дерево.)

Группа №5. Явление: 1.Расширение ртути в термометре при повышении

температуры.

2. Скисание молока.

Загадка: Стоит столб, горит свет, а углей нет. ( Горит свеча).

Группа № 6. Явления: 1. Расслоение смеси воды и подсолнечного масла.

2. Горение костра.

Загадка: Не огонь, а жжется.

Не пчела, а жалит. ( Крапива содержит муравьиную кис-

лоту, которая раздражает кожу, т.е. явление химическое).

Группа №7. Явления:1. Из глины изготавливают кирпичи.

2. Протухание яиц.

Загадка: Возьму пыльно,

Сделаю жидко,

Брошу в пламень-

Будет как камень.( Из глины делают гончарное изделие).

Запись в тетрадь: 3мин.

Изменения, происходящие с веществом в результате химических явлений, описываются химическими реакциями. Вещества, вступающие в реакцию, называются исходными веществами или реагентами. Вещества, образующиеся в результате реакции, называются продуктами реакции.

признаки химической реакции мы выяснили. А какие же условия необходимо создать, чтобы произошла химическая реакция? Это наличие вещества, перемешивание, измельчение, соприкосновение веществ, изменение температуры и давление ( для газов).

5. Закрепление материала

1. Работа с иллюстрациями явлений в парах - определить тип явления и пояснить свой выбор. 3мин.

2. Самостоятельная работа по карточкам в тетради. 2 мин.

1.Потренируйтесь определить физические и химические явления(работа с фотографиями). Обозначьте явления и из букв, отвечающих правильным ответам, получите фамилию ученого- химика.

Явление Физическое Химическое

1. Идёт дождь М Л

2. Гвоздь покрылся ржавчиной О Е

3. Кипит вода Н М

4. Соль растворяется в воде Д П

5. Падают листья с веток Е К

6. Протухание рыбы, мяса Т Л

7. Плавление воска Е О

8. Подгорание пищи при жарении Б Е

9. Образование карамели из сахара Г В

при нагревании

Ответ - Менделеев.

2. Какими внешними эффектами сопровождаются такие превращения?

5 мин.

а) горит уголь (выделение тепла, света, изменение цвета);

б) квашение капусты (выделение газа);

в) кипячение воды в чайнике (выпадение осадка солей);

г) протухание яйца (появление запаха как следствие выделения газа).

Взаимопроверка.

6. Подведение итогов. Оценивание по результатам проверки самостоятельной работы и устных ответов. 1мин

7. Домашнее задание. 1мин.

Прочитать §№13,упр.3-5.

Творческое задание: привести примеры химических реакций, с которыми вы встречаетесь в быту, и описать явления, которые их сопровождают.

© 2010-2022