• Преподавателю
  • Химия
  • Выступление по обмену опытом преподавания экологизированного курса химии в средней школе

Выступление по обмену опытом преподавания экологизированного курса химии в средней школе

Раздел Химия
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ЧТО ТАКОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ И КАК Я ЭТО ПОНИМАЮ?

(В ПРЕПОДАВАНИИ КУРСА ХИМИИ)

Логунова Ольга Александровна, учитель химии МАОУ

города Калининграда лицея № 18

муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Калининграда

лицей № 18 город Калининград Калининградской области Россия

В системе общего образования России в последние годы происходят положительные изменения: достигнута реальная вариативность образовательных программ в начальной школе, последовательно осуществляется переход к новому личностно-ориентированному содержанию образования, для итоговой аттестации в 9 и 11 классах введен единый государственный экзамен, оказывающий серьезное влияние на качество образовательного процесса, на государственном уровне решается проблема информатизации школ, оснащения учебных кабинетов новым современным оборудованием …

Однако, ни одного творчески работающего учителя не может оставлять спокойным тот факт, что в международных сравнительных мониторинговых исследованиях PISA, которые каждые четыре года проводит ЮНЕСКО, школьники России занимают по чтению - 33-е место, а по математике и естественным наукам - 30-е место, основательно отстав от сверстников из других стран. В другом аналогичном широкомасштабном проекте, исследующем естественнонаучную и математическую подготовку школьников разных стран (TIMSS) Россия оказалась на 39-м месте по химии, причем учащиеся 8-х и 9-х классов - в средней группе стран, 11-х классов - ближе к группе с наиболее низкими результатами. К сожалению, намечается тенденция к снижению даже этих показателей. Эксперты отмечают, что в подготовке российских школьников существует целый ряд пробелов. Выпускники не умеют интерпретировать количественную информацию в форме таблиц, диаграмм и графиков, у них недостаточно развиты пространственные и вероятностные представления, они затрудняются в решении задач, близких к реальным жизненным ситуациям, теряются, когда задания носят не «лобовой» характер, а предполагают самостоятельные действия в недоопределенной ситуации - собственные мыслительные операции, сравнения, умозаключения, анализ различных данных и обоснование ответа.

Эти выводы подтверждаются и исследованиями вузов России и стран СНГ в рамках программы «Общественное мнение». Примерно у 70 - 80% первокурсников отсутствуют навыки самостоятельной работы; около 60% не умеют выделять сущностные характеристики понятия, идею доказательства, приводить примеры и контрпримеры; около 70% первокурсников заучивают материал в полном объеме на репродуктивном уровне усвоения знаний. Кроме того, студенты проявляют излишнюю самоуверенность в своих возможностях и низкий уровень учебной мотивации. Они не только не имеют элементарных знаний по предметам естественного цикла, но и не владеют простейшими видами деятельности.

Среди проблем, стоящих перед мировым сообществом, особенно выделяется одна - проблема ухудшения качества среды обитания человека и общества в целом. Она носит глобальный характер и волнует людей всех стран, больших и малых, развитых и развивающихся. Рост загрязнения окружающей среды проявляется наглядно и вызывает эмоциональную критику людей.

К сожалению, такая критика часто бывает малоаргументированной и, следовательно, неэффективной. Обычно основные претензии населения обращены к химии (1).

При рассмотрении разнообразных сторон жизни современного общества можно выделить два основных аспекта общей проблемы:

  • Известная хаотичность и противоречивость развития экономики с ее эгоистичностью и неравномерным региональным развитием относится к областям политики и социологии;

  • Сам человек, уровень его подготовленности к осознанному использованию достижений естественных в производственной и бытовой сферах.

Особенно важно решение вопроса элементарной « химической» подготовленности людей, ведь с веществами, способными принести определенный вред человеку, сегодня контактирует практически каждый из нас. В повседневной жизни человек использует лекарства, косметические и парфюмерные средства, красители, различные виды топлива, пластики, удобрения и т. д. Однако немногие из потребителей имеют представление об опасностях, связанных с их использованием. Это противоречие обуславливает многие беды, обрушивающиеся на людей. Казалось бы, современная средняя школа, призванная готовить молодое поколение к реальной жизни, должна вести активную просветительскую работу с учащимися, связанную с характеристикой основных свойств распространившихся в быту и на производствах химических соединений, особенно в аспекте их влияния на окружающую среду. К сожалению, этого не происходит по ряду причин (2,3).

Сокращено количество часов на изучение предметов естественного цикла, а также в некоторых школах на старшей ступени изучения основ наук вообще химия исключена из Учебного плана. В тех школах, где химия преподается, учащиеся получают лишь общетеоретические представления, не адаптированные к повседневной жизни и, особенно к экологической проблематике.

В настоящее время в нашей стране многие политики, ученые и работники образовательной сферы обращают внимание на необходимость непрерывности экологического образования. В школах пока робко пробиваются ростки экологизации учебно - воспитательного процесса.

Реализацию целей школьного экологического образования можно осуществить разными путями: экологизация учебных дисциплин, создание интегрированных курсов и введение в практику обучения специального предмета, раскрывающего вопросы экологии и защиты окружающей среды от загрязнения.

Экологическое образование является продолжением усилий живых существ, в том числе и человека; направленных на обеспечение выживания, развития и безопасности последующих поколений.

На мой взгляд, многие противоречия современной системы образования, связаны, прежде всего, с тем, что мы находимся на этапе перехода от традиционной школы объяснения к развивающей школе деятельности. По целям образования, которые сегодня научно обоснованы, общественно значимы и нормативно закреплены Законом «Об образовании» и другими ведомственными и правительственными документами, каждая российская школа уже сегодня должна быть школой развивающего обучения, а в реальной жизни большинство сегодняшних школ - школы «знаниевого» типа. Ничего не может возникнуть само собой. Я уверена, что современные динамичные результаты образования появятся лишь при создании определенных педагогических условий в реалиях современной нашей жизни. И многое здесь зависит от нас, учителей - практиков.

В региональной целевой программе Калининградской области «Развитие образования на 2007-2011 гг.» Министерства образования правительства Калининградской области уделено достаточно внимания региональным компонентам, в том числе и предмету «Экология» для учащихся 7-8 классов.

Вот некоторые выдержки из этого документа: «Экологическое воспитание, формирование российского самосознания, сохранение своей самобытности и национальной культуры являются сегодня важнейшими задачами образования в России. В таких условиях сущность регионального компонента содержания экологического образования, общие подходы должны быть направлены на решение задачи формирования у подрастающего поколения российской самоидентификации, причастности к русской культуре, истории, духовности.

Очевидно, что для решения этих задач необходим комплекс мер на основе реализации регионального компонента экологического образования на ступени - основной школы (7-8 классы). Содержание образовательной области предмета «Экология» должно быть наполнено проблемными жизненными ситуациями, исследовательскими работами, практическими задачами. Основная школа должна воспитывать бережное отношение к природе родного края, знакомить учащихся с особенностями русской истории, духовности, языковой культуры, способствовать формированию российского менталитета» (4) .

На современном этапе развития общества экологическое образование - гораздо большее, чем знания, умения и навыки, это мировоззрение, это вера в приоритет жизни.

В естествознании: химия - одна из областей - один из приоритетных образовательно-воспитательных предметов, формирующих личность человека. По мнению профессора, доктора педагогических наук Назаренко Валентины Митрофановны, первоочередная задача учителя химии: объединить вокруг себя всех учителей, включая начальную школу (5).

Мировоззрение формируется и развивается через наблюдение, познание и практическую деятельность.

Поэтому целью моей работы является разработка модели формирования экологического мировоззрения через естественнонаучное (химическое) образование, а также применение новых технологий организации познавательной активности учащихся 7 - 11классов.

Осуществляю я через экологический подход к процессу обучения основ химии для формирования у учащихся экологического мировоззрения при помощи фасилитационного обучения и других современных технологий организации познавательной активности учеников.

Содержательной основой является природопользование и химические науки, предметное поле которых охватывает вопросы техногенности деятельности человека по отношению к окружающему миру и устойчивого развития человечества в ХХI веке.

Фасилитационное обучение - учет различий в способах восприятия

и стилях познания. Задача учителя - фасилитатора в процессе обучения - способность удовлетворению умственных и творческих потребностей развивающейся личности, что проявляется в самореализации каждого ребенка (6).

Такой подход предполагает гибкое использование разнообразных стилей обучения, сотрудничество учителя и ученика, формирование активной жизненной позиции учащегося; он создан на основе идей гуманистической психологии Л.С. Выгодского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского. Фасилитационный подход очень близок к системе развивающего обучения В.В.Давыдова - Б.Д. Эльконина, по которой проходит обучение в начальной школе и продолжается в основной школе (предметы естественного цикла) МОУ лицея № 18.

Мне повезло. Около 15 лет лицей, в котором я работаю, старается создать на всех ступенях общего образования инновационную по сути, практику развивающего обучения. За это время учителя начальной школы целиком перешли на новый способ обучения детей. Еще в 1994 году, приняв школьников в пятом классе, я сразу же поняла, что по-старому работать невозможно. Привычные стереотипы профессиональной деятельности вступили в противоречие с новым типом подготовки младшего школьника.

Впервые в моей жизни мне пришлось делать выбор не только новых форм и методов обучения (для любого учителя это привычное дело!), а меняться самой: пересматривать свои взгляды, цели, ценности. Пришлось преодолеть многие свои профессиональные деформации, учиться вместе с учениками, при этом мой сын как раз в это время обучался в классе Развивающего обучения (РО). Было сложно…

Зато сейчас я уже достаточно четко представляю дидактическую систему, работая в которой можно достичь современных целей образования - «формирование ключевых компетенций - готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач» (7).

Список литературы.


  1. Воронцов Н.Н., Ревина С.К. Состояние природной среды в СССР: Стратегия экологической безопасности // ЖВХО им. Д.И.Менделеева. 1991. Т 36 № 1 с. 8-17.

  2. Нифантьев Э.В. Школьная химия и потребности общества // Химия в школе. 1996. № 3. С. 2-4.

  3. Экологическое образование: концепции и технологии // Под ред. С.Н. Глазачева. Волгоград: Перемена. 1996.

  4. КОНЦЕПЦИЯ регионального компонента стандарта содержания дошкольного, общего образования Калининградской области. Целевая программа Калининградской области «Развитие образования на 2007-2011 гг.»

  5. В.М. Назаренко «Химия и экология. Программа и дидактика для 7-11 классов. Документы для обсуждения на Российско-Британском семинаре по проблемам химического образования. М., 1992.

  6. Назаренко В. М. Программно-методический комплекс по курсу «Химия и экология» ( 8 - 11 классы), Ассоциация по химическому образованию, М., 1993.

  7. Назаренко В. М. Методические рекомендации к курсу «Химия и экология» . 8 класс, Пенза, 1993.

  8. Проект стандарта экологического образования, Химия в школе, № 4 1993.

  9. Экологический букварь под ред. Бердоносова С.С., Лисичкина Г. В, Экоиздат , М., 1993.

  10. Реймерс Н. Ф. Охрана природы и окружающей человека среды ( словарь- справочник), Просвещение, 1993.

  11. Небел Б. Наука об окружающей среде: Как устроен мир ? ( в двух томах), Мир, М., 1993.

  12. Демина Л. Учебно-методический комплекс «Земля», МИРОС, М., 1994.

  13. Алексеев С. В, Комплект пособий по курсу «Основы экологии и охрана окружающей среды», УПМ, С-Пб, 1992.

  14. Алексеев С, В, Изучаем экологию - экспериментально., УПМ, С-Пб, 1992.

  15. Химия в современном обществе, ЮНЕСКО, М., 1992.

  16. Химия: справочные материалы, Просвещение, М., 1994.

  17. Ковда В. А, Биогеохимия почвенного покрова., Наука, М., 1985

  18. Вернадский В. И. Труды по биохимии и геохимии почв., Наука, М., 1992.

  19. Лавров С. В. Глобальные проблемы современности., УПМ, С.-Пб, 1991.

  20. Фасилитационное обучение. Вестник образования.

  21. Государственный стандарт образования 2004 года

  22. И.П.Иванов. Энциклопедия коллективных творческих дел.Просвещение,1996.

  23. Общее среднее образование России. Сборник нормативных документов. 1994-1995 годы, с. 112.

  24. Как составить ситуативную задачу?

  25. Концепцией общего среднего образования (11)

  26. Разработки уроков по экологии…

  27. Концепция экологического школьного образования.

© 2010-2022